Баку. Часть 1. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2014 г.
Жизненный путь Баку начинается в глубине веков. Его активный рост пришёлся на Средние века. В настоящее время численность населения столицы Азербайджана превышает 2150 тысяч человек. Это самый крупный город на Кавказе.
Из Тбилиси в Баку я уезжал на поезде. Крупный вокзал, почти полностью нашпигованный ныне торговыми точками, а потому похожий на универмаг, напоминал о том, что советское время для Грузии было весьма успешным (его габариты в соотношении с интенсивностью движения, вызывали удивление, видимо всё объясняется уважением, которое испытывало руководство СССР к южной республике). Слоняющиеся по перрону пассажиры и провожающие нетерпеливо поглядывали на часы, которые, несмотря на их старания, не желали прибавить хоть капельку скорости неспешному течению Времени. Разговаривающие у дверей моего вагона граждане оказались жителями и Тбилиси, и Баку. Конечно, они обсуждали свои города, причём, я заметил, что тбилисцы о Баку отзывались уважительно. В поезде получился смешанный в национальном отношении коллектив. Девушка азербайджанка стала обсуждать с грузинкой достоинства их вин, показывая, между прочим, неплохую (для жительницы мусульманской страны) осведомлённость. Меня больше интересовали детали, касающиеся самого города, поэтому в собеседники я выбрал человека своих лет, прекрасно говорящего по-русски.
Так как рядом были грузины, то категоричный ответ мог бы вызвать споры, поэтому был выбран мягкий вариант:
— Баку… Но Тбилиси тоже очень интересный… А Вы в первый раз к нам?
— Да. Объехал уже почти весь бывший СССР, теперь дошла очередь до Кавказа.
— Ну и как люди живут там, где Вы были?
— По-разному. И характеры у народов, оказывается, различаются. Например, узбеки радушны, как никто другой…
— В Азербайджане народ тоже очень гостеприимный, — это уже отвлеклась на меня девушка, обсуждавшая грузинские вина.
— Буду рад, если так…
На границе азербайджанский пограничник с осуждением просмотрел мой паспорт:
— Что делали в Армении?
Я хотел было заметить, что это моё дело, куда ездить, но разговор с соседями по купе настроил меня на добродушный лад, а потому ответил просто:
— Смотрел страну.
— В Карабахе были?
— Нет.
Пограничник стоял с моим паспортом, что-то соображая. Потом выпалил, произнося каждое последующее слово громче предыдущего, так, как будто стрелял, целясь в меня:
— Армения — наш враг!!!…
Я понял, что удачно промолчал…
В Баку я прибыл рано утром и, первым делом, отправился в кассу, чтобы купить билет в Дербент. Аппарат кассира отказался принять оплату по моей банковской карте, что, впрочем, не удивило даму в окошке, и она посоветовала рассчитаться наличкой.
— Но у меня пока нет азербайджанских денег. А тащиться с поклажей на поиски банкомата не хочется.
— Никуда идти не нужно. Видите тех мужчин? Они Вам поменяют…
— Полицейский сюда идёт Проблем не будет?
— Будь спокоен. Всё нормально…
Я поменял деньги, и полицейский, подождав, пока я закончу, спросил, показывая на мой чёрный баул:
— Это велосипед? Такие раньше на Украине делали.
— Почему только на Украине? В России тоже, — вступился я за честь отечественной промышленности.
— К нам надолго?
— На два дня. Мне хватит…
— Тогда желаю приятно отдохнуть в Баку!… — полицейский протянул руку и удалился.
Ещё в поезде мне сказали, что вокзал в Баку полностью отремонтирован и выглядит куда лучше тбилисского. Так и оказалось.
Отдельно посмотрим башню с часами (ходят).
Прогноз погоды был неблагоприятным на все дни пребывания в Баку. Поэтому я не стал пережидать начинающийся время от времени дождь и двинулся в город. Как и обещали путеводители, он оказался песчаного цвета.
Храм старой постройки. В настоящее время без креста. Может быть баптистским.
Я поехал в направлении старого города. Там у меня был забронирован хостел. Пока здания вокруг были достаточно внушительными.
Дом правительства Азербайджана построен в советское время.
Как мне и обещали в поезде, движение автомобилей оказалось ещё более интенсивным, чем в Тбилиси. Тем не менее, на велосипеде я передвигался достаточно комфортно. Потому что ехал, в основном, по тротуарам, а они, в этом месте, были широкими. Иногда приходилось выбираться на проезжую часть. Водители воспринимали это спокойно, а местный гаишник вдруг замахал-засвистел автомобилистам. Сделал предупреждение и в мою сторону. Я поинтересовался:
— Да, подождите.
Пока я фотографировал объекты, находящиеся поодаль, движение восстановилось. Президент страны миновал этот участок дороги и проследовал на работу. Продолжать строить счастливое будущее Азербайджана.
Найти хостел оказалось непросто, потому что он находился в месте переплетения нескольких небольших улочек. Сначала я попал в какие-то переулки.
В конце концов я вошёл в нужное мне заведение. Помещение было небольшим. Пообщался с дежурным. Им оказался разговорчивый молодой человек, достаточно эрудированный и хорошо говорящий по-русски. Т.к. самым удачным временем для бесед является вечер, то я отправился в магазин, прикупить продуктов. Сразу бросилось в глаза, что цены здесь высоки (проживание в хостеле тоже). Через некоторое время я уже катился в нужном мне направлении. Какое-то представительство с флагом ЕС. В дальнейшем я убедился, что бизнесменов из Европы здесь хватает.
Известный в городе дом промышленника Исы Гаджинского (1912 г).
Девичья башня. Дата её постройки неизвестна. Одно время служила маяком.
Неподалёку расположилась выставка картин.
Это место называется Ичери-шехер (старый город). Отсюда начинался Баку.
Во многих местах продают сувениры.
Уже давно в старом городе ведутся раскопки.
Археологам удалось найти много интересного. Теперь здесь музей под открытым небом.
Арки бывшей Базарной площади.
Двор ресторана «Караван-сарай».
Фигуры людей (их изготовление запрещено Исламом) изображают, скорее всего, героев литературных произведений.
Памятник художнику Азиму Азимзаде (1880 — 1943).
Дети в окне.
И мужчина под деревом.
Небольшая площадь.
Выхожу через Шемахинские ворота из крепости, чтобы посмотреть на стену снаружи.
Я опять внутри старого города.
Вдоль стены идёт широкая аллея.
Показалось, что в этом месте удобно нырнуть внутрь старого города, в его узкие улочки.
Покрутившись вдоволь по их лабиринту, вышел снова к стене.
Похоже на катапульту.
Взгляд назад.
И в сторону. Там уже застройка более поздняя. Вообще-то, площадь Ичери-шехер невелика.
Похоже на фонтан.
Вспомним, что мы на Востоке.
И двинемся дальше.
Комплекс дворца Ширваншахов сооружён в конце XV века.
Наиболее впечатлительные туристы оставляют здесь свои автографы.
Бюст Вахила Алиага (1895 — 1965) сам является объёмной картиной.
Я продолжаю двигаться вдоль стены. Велосипед со мной.
Питьевой фонтанчик. Не помню уже работает или нет. Сразу вспомнился Ереван, где таких устройств много по всему городу.
Напоминание о советском автопроме.
Посмотрим детали.
И выглянем наружу. Высоко…
Ещё одна улочка, уходящая в лабиринт.
По дороге я неоднократно спрашивал, где то место, в котором снимался эпизод фильма «Бриллиантовая рука» с падением на арбузной корке. Несколько раз меня успокаивали, что оно впереди. Наконец, я пришёл. Тут стояли люди в ожидании возможности поскользнуться.
Я снова вышел к своему хостелу, сделав круг вдоль стены крепости. Здесь уже более просторно.
Украинцы. Они теперь стараются себя обозначить, по возможности.
Позитивная девушка (и симпатичная). Я постарался вспомнить, что учил в школе на уроках английского.
— Вы из какой страны?
— Из Азербайджана
Напрасно мучился. Наверное, можно было говорить на русском. Здесь его знают лучше, чем в Грузии.
Одна из мечетей. Фотографировать их здесь сложно из-за тесноты.
Поднимаюсь в хостел. Ставлю чайник и подхожу к окну. Отсюда неплохой вид на округу.
Назад
boris-mavlyutov.livejournal.com
Путешествие из Баку в Тбилиси и обратно — Блоги — Эхо Москвы, 29.10.2018
Грузия была и остается «Туристической Меккой» на Южном Кавказе, хотя в последние годы Азербайджан стал заметным конкурентом. Но если в Азербайджан едут отдыхать богатые арабы, то азербайджанцы со средним доходом отправляются в Грузию, порой буквально на 2-3 дня, отмечает издание Media.Az. Благо ехать не очень далеко и не так дорого, особенно если на машине.
Так уж получилось, что несколько лет подряд я летал в Тбилиси на самолете, но на этот раз в командировку решил поехать на поезде со всеми удобствами – в спальном вагоне (СВ). Обходится такой билет примерно в 60 манатов (примерно 30 евро) если ехать в Тбилиси. Обратно почему-то дороже.
Кроме того, невозможно приобрести билеты Тбилиси-Баку через интернет, хотя в отеле и персонал гостиницы попытался это сделать. В железнодорожных кассах на вокзале в Тбилиси подтвердили: билеты в Баку продаются только за наличные. Почему так — это осталось загадкой…
…Попутчиком оказался веселый грузин, который всю дорогу шутил. Как он сразу сообщил, что хоть и гражданин Грузии и грузин, но сван по национальности. Вообще грузины часто себя разделяют по регионам и это постоянно бросается в глаза и даже порой режет слух. Сваны, кахетинцы, имеретинцы, месхетинцы, картлийцы и т.д. Удивительно, как относительно небольшой народ еще больше дробит себя. Но это так, небольшое отступление.
Купе в СВ (вагон N7) было привычным. Проводницы вежливые и внимательные, предлагали чай. Как рассказал попутчик, когда едешь из Тбилиси в Баку, СВ-вагон уже под номером 6. И он кажется более современным.
Но это только кажется. Купе обиты тряпьем, которое просто стало пылесборником. Кроме того, и без того узкая койка стала еще уже и, почему-то, короче. Ну, а кроме того, ночью включают такое отопление, что это наряду с фактором пыли в купе заставляет пожалеть, что ты заплатил такие деньги за билет.
Услышав этот рассказ я в него не поверил. Но убедился в правоте, когда ехал обратно. Действительно, все так. Большую часть ночи на обратном пути я и некоторые другие попутчики, провели не в купе, а сидя в проходе – вагон же «современный», там и сиденья предусмотрены. А кроме сидений есть и электронное табло с бегущей строкой. Сообщения чередовались на азербайджанском, русском, и английском.
Правда, когда электронное табло сообщило о том, какое время сейчас в Баку, доверие ко всей ранее полученной в поезде информации сразу исчезло. Выяснилось, что состав Тбилиси-Баку, который обслуживает «бакинское депо», живет по старому времени, еще до отмены перевода стрелок часов на зимнее или летнее время.
«Бакинское депо» живет на час позже, чем все остальные, о чем и сообщает иностранным гостям. Пришлось даже сообщать нескольким туристам о том, что сообщение на табло – ошибка.
Конечно, это мелочь. Но ведь показательная мелочь. Никто эту ошибку до сих пор не исправил.
…Пограничники и таможня — азербайджанская и грузинская отличаются. Азербайджанская сторона оборудована техническими средствами, и при этом заметно требовательнее к пассажирам. Грузины проще, даже разрешали покурить на перроне, где установлены урны (в поездах курить категорически запрещено).
Тбилисский вокзал не меняется. Да, здание сейчас – это крупный торговый центр, его отремонтировали, внутри выглядит все великолепно. Но платформы, к которым прибывают составы – печальное зрелище.
Более того, чтобы выйти из вагона надо иметь определенные акробатические навыки. Чтобы выйти из тамбура необходимо перепрыгнуть через полуметровую пустоту между поездом и собственно, платформой. Проводницы порхали как бабочки, им не впервой, а вот пассажиры, особенно в возрасте или имеющие травмы, испытывали серьезные проблемы.
Таксисты в любой стране – это неприкосновенная каста, и их задачей является обман клиентов, особенно если этот клиент иностранец.
Попутчик сообщил, что максимальная стоимость проезда до моей гостиницы на улице Метехи – 5-6 лари. Но только один таксист согласился отвезти менее чем за 15 лари, сговорились за 10.
Движение в Тбилиси сумасшедшее, гоняют похлеще, чем в Баку. И это при том, что кругом понатыканы камеры, как сказал очередной таксист, обгоняя на повороте другую машину, находившуюся справа.
«Вот, — говорит, тут камера, скорее всего штраф придет на 50 лари, а я за сегодня заработал только 30 лари». На вопрос – а зачем тогда нарушать? Грузинский водитель повел глазами и заявил: «Ну все же так делают».
Все оставляют машины в неположенных местах (впрочем, как и в Баку), их забирают эвакуаторы, порой перекрывающие движение минут на 10, а то и больше, если прибегает эмоциональный хозяин.
Жизнь в Грузии, как говорят местные жители, далеко не сахар. «Хорошо живут лишь военные и полицейские», — сказал очередной водитель. Кстати, несмотря на то, что бензин в Грузии стоит чуть дешевле, чем в Азербайджане, стоимость проезда все-таки значительно ниже.
Возвращаясь к таки — лучше всего, конечно же, заказывать. Там фиксированные цены, даже прописана цена за минуту ожидания – 10 тетри.
Кстати, небольшой совет: не бойтесь менять деньги в обменниках на вокзале или поблизости. Курс примерно одинаковый – 1 доллар примерно 2,7 лари . Более того, в центре порой и менее выгодный.
Персонал в отелях Тбилиси просто замечательный. Вежливые, отзывчивые и понимающие. К примеру, если вы курящий человек, то можете смело об этом сказать и вам дадут номер с балконом. В Грузии с весны этого года запрещено курить в закрытых помещениях, но на воздухе не возбраняется.
Конечно же, выбрасывать окурки на улицу не стоит, за это предусмотрен серьезный штраф.
К слову – запрет на курение в Грузии – стране, где курят практически все, серьезно задел ресторанный и отельный бизнес. Но вот, пожалуйста – выкручиваются как могут. Возле большинства ресторанов и кафе стоят столики – на открытом воздухе. Здесь еще курить не запретили, грустно шутят жители Тбилиси.
28 октября, в Грузии прошли президентские выборы. Моя поездка состоялась за несколько дней до голосования и, хотя собирались избирать «всего лишь» президента (Грузия — парламентская республика и президент имеет только представительские функции), страсти в столице страны царили нешуточные.
На центральном проспекте Шота Руставели через каждый 20-30 метров стояли полицейские, перед зданием парламента проходили акции протеста, некоторые витрины магазинов, на которых были наклеены плакаты кандидатов, оказались разбиты.
Но туристы воспринимали все происходящее как дополнительный бонус. С удовольствием фотографировались и вообще радовались жизни.
Кстати, об азербайджанских туристах. В Тбилиси за несколько дней пребывания ко мне три раза обращались за советом прохожие. И все интересующиеся — до которого часа работают обменники, когда закрывается кафе и как добраться до Авлабари – оказались азербайджанцами.
Много и российских туристов, да и машин с российскими номерами. И никого это не смущает, несмотря на память о войне 2008 года. Турист – это гость, который еще и прибыль стране и отдельным ее гражданам приносит.
В ночных клубах Тбилиси, да и просто в ресторанах, которые с наступлением сумерек плавно превращаются в дискотеки, звучит грузинская, российская и западная музыка.
Взять к примеру, излюбленное место туристов – «Дом Хинкали», что напротив станции метро Руставели. Здесь можно встретить туристов со всех стран СНГ и мира. Грузинские танцоры исполняют национальные танцы и их снимают на видео китайские и японские туристы.
Именно здесь повторилась сцена из легендарного фильма «Мимино», когда Фрунзик Мкртчан и Вахтанг Кикабидзе по очереди заказывали песни. Но в тот день «соревновались» азербайджанцы и армяне, заказывавшие свои песни. А пели грузины, которые не мало заработали на этом «противостоянии». И, к слову, никаких конфликтов в результате этого соревнования не случилось.
В один из октябрьских вечеров в том же «Доме Хинкали» на Руставели, 37, появился легендарный грузинский певец Мераб Сепашвили. Его появление вызвало ожидаемый ажиотаж. Но неожиданной была реакция администрации заведения, которая не препятствовала людям с улицы посмотреть на кумира. И те заходили послушать песни в исполнении легендарного исполнителя. К сожалению, такого представить себе в Баку я не могу…
echo.msk.ru
Расписание поездов Тбилиси — Баку: прибытие и отправление, расстояние и время в пути, маршрут следования, цена билета
Продолжение путешествия по Кавказу или поезд из Тбилиси в Баку
Продолжить свою поездку по Кавказу я решил визитом в Азербайджан. Будучи избалованным железной дорогой в Грузии, я посчитал, что и до Азербайджана дорога будет такой же, но как бы не так.
Отправление поезда было намечено на 19:30. Прибыв на перрон, я увидел там вовсе не современный поезд, а банальный поезд, родом из 90-х годов.
Ничего особенного внутри меня тоже не ожидало. Сам вагон хоть и новый, но имел ряд недостатков:
- кондиционер есть, но холодит очень сильно, так и простыть можно;
- мало работающих туалетов;
- в тех, что работают, совсем нет туалетной бумаги, ее надо просить у проводника.
Вообще, хамство проводников просто поражает. Сначала были отключены через специальный тумблер все розетки в вагоне (кроме той, что в купе у самой проводницы). А дальше за деньги та предлагала пассажирам зарядить их телефоны или планшеты.
Качество самих железнодорожных путей было ужасным. Поезд все время мотало из стороны в сторону, все тряслось и грохотало. Такое впечатление, что наш поезд шел не по рельсам, а по земле.
Туалеты были чаще закрыты под разным предлогом. То у них поломка, то санитарная зона, то еще что-то. Дошло до того, что в туалет была очередь из желающих, и это утром! Больше всего «улыбнуло» то, что в составе установлены биотуалеты, и никаких санитарных зон для них не существует в принципе.
Вообще, персонал в поезде — так себе. При пересечении границы выдали таможенные декларации на азербайджанском, там нет ни английского, ни русского текста. Когда я попросил перевести, что же там написано, дабы заполнить все правильно, мне посоветовали выучить азербайджанский язык. Хорошо, хоть соседи помогли.
Прибыли мы в Баку в 10:40 на следующий день. Если честно, не советую этот вариант. Очень пожалел, что им воспользовался.
travelask.ru
кость в горле у Баку, или Кому выгоден проект Баку-Тбилиси-Карс?
Армения должна активно включиться в проект использования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, несмотря на недовольство Турции и Азербайджана, торпедирующих участие в нем Еревана.
Лаура Саркисян, Sputnik.
Армения не рассматривается ни одной из стран-участниц проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в качестве возможного и полноценного партнера. Ереван, шансы которого стать участником проекта практически равны нулю, должен противостоять натиску Анкары и Баку. Став частью этого проекта, он вырвется из тисков транспортной блокады и тем самым расстроит планы Турции и Азербайджана, считают эксперты в Ереване.
Накануне глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедьяров на встрече с грузинским коллегой Михаилом Джанелизде в Тбилиси анонсировал дату официального открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Оно запланировано на 30 октября текущего года.
«Ереван должен изменить свое отношение к проекту Баку-Тбилиси-Карс. Железная дорога должна рассматриваться им как возможность для переправки товаров в Европу», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заведующий отдела Турции Института востоковедения Национальной академии наук (НАН) Армении Ваграм Тер-Матевосян.
По его словам, Армения может продвигать свои интересы, связанные с проектом, через соседнюю Грузию. Тбилиси не раз заявлял, что Анкара и Баку не могут влиять на его мнение по тем или иным вопросам: Грузия — суверенное государство. С этим мнением солидарен и экс-глава аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе.
«Тбилиси не раз подчеркивал, что видит в этом проекте исключительно экономическую выгоду», — сказал Мамрадзе в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Он не считает, что Анкара и Баку непременно будут торпедировать участие Еревана в БТК.
Проект Баку-Тбилиси-Карс: быть или не быть в нем Армении
К заявлениям главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что железная дорога будет запущена в конце октября, в Ереване относятся скептически. Дата не раз анонсировалась экспертами, участниками проекта в предыдущие годы, но потом пересматривалась.
С определенной долей сомнения относятся эксперты и к позиции Грузии, постоянно подчеркивающей сугубо экономическую сторону проекта.
«Проект изначально был политическим. Как только в Ереване на разных уровнях поднимают вопрос об участии в нем, в соседнем Азербайджане сразу же начинается истерия. Проект изначально был направлен на изоляцию Армении», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
По его словам, официальный Тбилиси, понимающий подоплеку бакинской риторики, вынужден перманентно заявлять, что БТК не направлен против третьих стран, а осуществляется во имя региональной интеграции и создания транспортной связи Европы с Азией по маршруту «Шелковому пути». Очевидно, что грузинская сторона получает от этого проекта большую прибыль, в том числе и в виде инвестиций.
Эксперт уверен, что шансы Еревана стать участником проекта минимальны. Однако он при желании может лоббировать свои интересы через Вашингтон, Брюссель и другие геополитические центры.
В свою очередь армянской стороне нужно будет взвесить свои шансы: если ее участие в БТК одобрят, нужно будет привести в порядок участок Гюмри-Ахалкалаки, который и соединит Армению с БТК. Это потребует немалых средств.
Армения должна обезопасить себя
Армении нужно будет в максимально сжатые сроки реализовать все ранее задуманные энергетические, транспортные, инфраструктурные проекты с Ираном и Грузией, чтобы свести к минимуму риск возможной блокады, связанный с запуском БТК.
«Речь идет в первую очередь о завершении строительства автомобильной магистрали «Север-Юг» по территории Армении, соединяющей Грузию с Ираном через территорию Армении», — сказал Меликян.
Он уверен, что автомобильная дорога «Север-Юг» компенсирует возможные издержки от реализации БТК. Магистраль Север-Юг играет важную роль и в отношениях Армении и Ирана. Об этом в последние годы не раз заявляли иранские власти, выражая при этом готовность к сотрудничеству в формате строительства армянского участка железной дороги в рамках проекта МТК «Север – Юг».
Ереван видит себя в этом проекте в качестве связующего звена коридора «Персидский залив-Черное море». Иранская сторона понимает, что Ереван, в отличие от Баку, более надежный партнер, но будет ли он думать так завтра?
В «гонке» за Иран, особенно на фоне запуска БТК, Азербайджан может опередить Армению.
ru.armeniasputnik.am