Горный Алтай самостоятельно на машине. Топ мест куда поехать на Алтае
Ущелье Софийского ледникаИнтересные места на Алтае и как в них попасть.
Алтай огромный и разный. Сюда можно приезжать каждый год всю жизнь и каждый раз открывать новое. В этом посте делюсь с вами своими любимыми местами, куда можно проехать на внедорожнике и кое-где немного пройти пешком. Совсем пеший Алтай будет в следующий раз:)
Когда ехать на Алтай (сезоны) и немного особенностей
Путешествовать по Алтаю можно круглый год, но:
- Зимой тут конечно же холодно, но сказочно красиво, потому что всё в снегах. В горах возможны лавины и ходить по ним стоит понимая что такое лавиноопасные места.
- В начале лета хорошо, но много воды на дорогах ущелий и клещи.
- В предгорьях Алтая есть множество баз отдыха (Чемал, Телецкое озеро и тд) и тут хорошо круглый год.
- Лучшее время для походов и поездок по Алтаю: август-сентябрь, когда можно проехать даже на плато Укок (меньше воды) и меньше всего клещей.
Что ещё важно знать о путешествиях по Алтаю:
- В туристическом Алтае (Чемал, Телецкое) много туристов, но и много удобств. Добраться сюда легко автостопом и на общественном транспорте.
- Самые интересные места Алтая находятся там, куда не ходят автобусы и попутки бывают очень и очень редкими (далеко не каждый день), изредка на 100 км попадаются домишки с местными пастухами. В такие места забираться можно частично на внедорожниках, либо ходить по ним пешком.
- Оф-роуд на Алтае великолепен. Можно увидеть много красивых и разных мест. Давайте посмотрим каких именно.
- (вспомню что-нибудь ещё важное, обязательно допишу:).
Интересные места Алтая для путешествий на машине, координаты и фото
Ущелье Софийского ледника
Вообще от посёлка Бельтир можно ехать в разные ущелья и все они красивы. До Софийского ледника можно доехать осенью. Зимой там много снега, а в начале лета в ущелье слишком много воды. Координаты: 49.794444°, 87.772222°
Как пользоваться Гугл-координатами можно прочитать тут>>
Софийский ледникМарсианские пейзажи за посёлком Бельтир
Такие пейзажи вы будете проезжать по дороге к Софийскому леднику или Карагемскому и другим ущельям. Это не тот популярный алтайский Марс, о котором я пишу ниже, но выглядит он даже более реальным.
Марсианский Алтай, ущелье Кызыл-Чин за посёлком Чаган-Узун
А это и есть «Марсианские пейзажи Алтая», куда возят на экскурсии. Найти это место вам предстоит без координат, подсмотрев на картах Гугл где находится Чаган-Узун. После него небольшая головоломка в виде разветвляющихся дорог и вы на Марсе.
Вершина (ретранслятор) за посёлком Акташ
Гугл Координаты места: 50.34001,87.748672 Подняться сюда можно на внедорожнике прямо на самую вершину, проезжая из Акташа мимо заброшенного рудника. Виды с вершины бомбические.
Ночное Телецкое озеро
К озеру можно подъехать с двух сторон. Для тех, кто не интересуется лёгкими путями — Южный берег Телецкого озера, к которому можно проехать через перевал Кату-Ярык и долину реки Чулышман. Дорога довольно утомительная, но и виды здесь красивше. На берегу есть домики, в которых можно остановиться, либо поставить палатки. Координаты: 51.347994, 87.776104
Более простой способ попасть на Телецкое озеро — подъехать к нему с северной стороны через посёлок Артыбаш, можно на общественном транспорте.
Долина реки Чулышман и перевал Кату-Ярык
Спуск в долину прямо по серпантину, что на фото↓. Дорога считается небезопасной, но честно говоря я так и не ощутила себя в опасности, спускаясь по ней. Едем и едем себе, любуясь видами. Проезжают тут даже пузотёрки, правда некоторым потом проблематично подняться. Гугл Координаты: 50.911640, 88.216379
А вот видео с тех мест:
Перевал Учитель, ущелье Актру
Перевал Учитель находится в ущелье Актру. Высота около 3150 метров. Категория сложности 1А. Один из самых простых категорийных перевалов в ущелье, на который можно подняться и спуститься примерно за 4-5 часов.
Гугл координаты: 50.084444, 87.778611
Вид с подъема на перевал УчительГорные тропы в районе ущелья Актру, тропа на Голубое озеро и ледник Актру
В ущелье Актру много мест, куда можно сходить. Маршруты здесь есть очень сложные, куда идти можно только со снаряжением и в связках, и простые, куда можно «сбегать» за несколько часов. Про маршруты можно спрашивать альпинистов на базе.
База Актру — это такое место, которое стоит посетить само по себе. Во-первых, потому что сюда не так легко попасть на машине и если вы проехали, то это уже круто, во-вторых, тут чудесно…
Голубое озеро возле ледника Актру
Голубое озеро — перевалочная база для альпинистов, восходящих на вершину или ледник Актру. Потрясное местечко, в которое стоит прогуляться от базы Актру. По времени это займёт часа 4-5. Гугл Координаты: 50.077716, 87.724579
Вершина Купол Трех озер
Сложность восхождения на вершину Купол — 1Б. На подъём и спуск закладывать можно весь день (ок 12 часов). Идти сюда можно двумя путями. Подниматься рекомендуется с проводником. Зимой — с кошками. В любом случае перед подъёмом вам придется пообщаться со знающими людьми в базе Актру, чтобы узнать дорогу и про безопасность подъёма. Восхождение начинается от лагеря Актру. Координаты Купола примерно тут:): 50.044800, 87.806500
Поляна за Карагемским перевалом
Координаты места: 49.962720, 87.622576
Место прекрасное, но проехать сюда можно только на подготовленном внедорожнике и лучше не в одиночку, потому что вытягивать друг друга иногда приходится. Дорога сложная. Много бродов с большими камнями, уклонов и …отсутствия дороги. Но оно того точно стоит. Добираться от Бельтира. На самой поляне есть баня:)
Дорога от поляны на Карагемский перевал.
Плато Укок
Укок — плоскогорье, расположенное на стыке границ Казахстана, Китая, Монголии и России. Высота здесь 2200—2500 м, дуют ветра, зимой температура опускается до -50. Самая высокая точка Укока — гора Куйтэн-Уул 4374 (вторая по высоте на Алтае).
Укок — место древних захоронений, именно здесь археологи раскопали принцессу Укока. Место странное, холодное, чудесное. Оно тянет к себе снова и снова… Проехать сюда более вероятно в августе-сентябре. Весной и в начале лета много воды, иногда снег. Проехать на Укок можно либо черзе перевал Тёплый ключ (наиболее вероятный способ), либо через реку Джазатор.
Координаты плато: 49.268354, 87.413683
Тёплый ключ: 49.408177, 88.035687
«Дорога» на Укоке в августе*Сюда не влезли все остальные места, потому что Алтай необъятный и всегда остаётся всё остальное, ещё не изученное… Там ещё Тува через перевал Бугузун и много много шикарных мест.
Ну кстати я с вами многими поделилась, поделитесь и вы своими любимыми в комментариях↓ Буду очень рада.
Другие интересные посты в блоге:
©Ольга Салий. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
www.free-writer.ru
Автопутешествие по Чуйскому тракту — Алтай в июле 2019
Данное путешествие уже прошло, присоединяйтесь к осеннему автопутешествию — Золотой Алтай. Автотур по Чуйскому Тракту + перевал Кату-Ярык
Описание автотура на Алтай
УчаствоватьЧуйский тракт — входит в 10 самых красивых дорог мира по версии National Geographic.
Участвуя в автопутешествии, вы проедете самые красивые места на дорогах Горного Алтая — контрастное и необычное Гейзерное озеро, бескрайнюю и прекрасную Курайскую степь, увидите панораму Северо-Чуйского хребта, понаблюдаете слияние рек Чуи и Катуни, проедете два горных перевала Чике-Таман и Семинский, увидите два водопада, изучите старинные начертания-петроглифы и заедете на Алтайский разноцветный Марс.
Это экскурсионно-автомобильный маршрут, поэтому за 6 дней нашего автотура мы проедем самые-самые интересные и красивые места Чуйского тракта, самой красивой дороги Горного Алтая.
Интересные места
Северо-Чуйский хребет
Массивный горный хребет будет несколько раз открываться нам по дороге. Мы увидим несколько панорам на снежные вершины с разных точек.Гейзерное озеро
Очень красивое и контрастное озеро, расположенное неподалеку от Чуйского тракта. Дно постоянно меняется из-за подземных источников, создавая красивые водовороты.Марсово поле
А вы были на Марсе? Есть способ побывать на красивом контрастно-красном месте Алтая. Преодолев степи и поднявшись на холмы, мы как будто доберемся на необычайную планету Марс.Каракольская долина
Сколько тайн в себе хранит это место? Узнаем в экскурсии по священным местам Каракольской долины.Маршрут по дням
День 1
Сегодня мы стартуем из Новосибирска, встречаемся в 6:30 у киоска «Русские блины» возле «Маринс Парк Отеля». Знакомимся, собираем группу и выдвигаемся в путь по Чуйскому тракту! Завтракаем в придорожном кафе «Грань Алтая».
Около 12 — 13 часов мы будем в Бийске, где встречаемся со второй частью группы.
В течение дня мы проедем границы Алтайского края и Республики Алтай, а вечером заедем на наш первый горный перевал — Семинский.
Заселяемся в гостиницу визит-центра Каракольской долины Уч-Энмек и ужинаем в гостевом аиле.
- Граница Алтайского края и Республики Алтай
- Семинский перевал
День 2
Второй день мы начнем с экскурсии по священным местам Каракольской долины: увидим древние петроглифы, курганы и кезер-таш — “каменного воина”, узнаем, почему в память о погибших в Великой Отечественной войне на территории долины установили памятник суслику, а при благоприятных погодных условиях сумеем взглянуть на священную гору Уч-Энмек.
Эта гора и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Индейцы Северной Америки говорят, что Уч-Энмек — одна из 20 гор, объединяющих Землю. Ученые называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами. К середине дня возвращаемся в гостиницу и обедаем.
Продолжим изучать окрестности, теперь пройдемся по селу Онгудай, поднимемся на обзорную гору, пройдем Успенский храм и сувенирные лавки.
День 3
Выдвигаемся дальше, сегодня у нас второй горный перевал — Чике-Таман. С него открывается интересный обзорный вид, походим по окрестностям и изучим его.
К обеду мы прибудем на место слияния рек Чуи и Катуни. Когда реки чистые, очень хорошо видно полосу соединения воды разного цвета. Обедаем в кафе «Чуй-Озы».
Чуть позже заедем на петроглифический комплекс Калбак-Таш и изучим старинные начертания. По пути у нас еще будет водопад Ширлак и памятник водителям Чуйского тракта.
К концу дня прибываем в поселок Акташ и заселяемся на турбазу.
День 4
Сегодня у нас очень насыщенный день, начинаются по-настоящему величественные горные виды и самые красивые места!
Выезжаем утром в сторону границы с Монголией и со временем нам открывается красавец Северо-Чуйский хребет. Не забываем останавливаться и фотографировать интересные панорамы.
- Северо-Чуйский хребет
- Северо-Чуйский хребет
Потом поворачиваем в сторону Алтайского Марса, проезжаем по степному ландшафту и вот он — красавец Марс. Оставляем транспорт и идем изучать разноцветные космические пейзажи. После обедаем в селе Кош-Агач и там же посещаем отдел с монгольскими товарами — одеждой из шерсти яка и верблюда, необычным чаем и другими этническими товарами.
Уже возвращаясь на базу, к концу дня мы заедем на необычайно красивое бирюзовое Гейзерное озеро. Это просто чудотворение природы!
- Гейзерное озеро
- Гейзерное озеро
День 5
Начинаем обратную дорогу. И останавливаемся там, где еще не были. Заедем на сувенирный рынок Семинского перевала, остановимся у источника Аржан-Суу, изучим ассортимент местного рынка.
К концу дня у нас будет водная экскурсия! Прокатимся с ветерком на моторной лодке до Камышлинского водопада!
- Камышлинский водопад
- Камышлинский водопад
Заселяемся на базу отдыха «Чыгыш» в поселке Усть-Сема.
День 6
Последний день нашего автопутешествия. Выезжая с Алтая, мы не забудем заехать на обзорную экскурсию по краеведческому музею Горно-Алтайска, чтобы запомнить Алтай еще лучше!
Около 15 часов дня прибываем в Бийск, а ближе к 9 часам вечера будем в Новосибирске.
Стоимость участия
Включено:
- Место в комфортном микроавтобусе на всё время путешествия
- Ночевка в домиках (2 — 3 человека на 1 домик) — 5 ночей
- Необходимые перекусы по маршруту во время поездки
- Завтрак
- Баня на турбазе «Кочевник»
- Плата за посещение закрытых туристических зон (Гейзерное озеро, Марсианские поля)
- Билеты в петроглифический комплекс Калбак-Таш
- Экскурсия по священным местам Каракольской долины
- Экскурсия на моторной лодке до Камышлинского водопада
- Экскурсия по краеведческому музею Горно-Алтайска
Стоимость — 19 000 руб
В стоимость не входит — питание в пригородных кафе (обед и ужин)
УчаствоватьФотографии с автопутешествия по Чуйскому тракту
Вернуться наверх
Полезное
podnebesnie.ru
Автопутешествие по Горному Алтаю. Сентябрь 2013 г. (Часть вторая): andreyphoto — LiveJournal
Первую часть отчета читайте здесь: http://andreyphoto.livejournal.com/1714.html8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы мы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.
[Читать фотоотчет…]
V. Долина реки Чулышман.
По мере приближения к селу Акташ, где нам нужно будет свернуть на дорогу, ведущую к южному берегу Телецкого озера и долине реки Чулышман, погода в горах постепенно начала налаживаться. На Чуйском тракте с питанием проблем нет, позавтракать можно в любом кафе, которых достаточно много, иногда даже встречается настоящая «алтайская кухня».
Доехав до Акташа, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, вдоль лесов, озёр, и гор. Но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И сам Акташ, и долина реки Чулышман находятся на территории Улаганского района – самого криминогенного района Республики Алтай. Здесь нам рекомендовали вообще нигде не останавливаться, и по возможности, не выходить из автомобиля. Безопасно себя можно чувствовать только на территории турбаз. Особенно славится поселок Балыктуюль, где 90% местных жителей бывали в отсидке. Здесь и милиция, говорят, предпочитает лишний раз не появляться. А нам нужно, как раз, доехать до самого Балыктуюля, но не въезжая в сам поселок, свернуть направо, на грунтовую дорогу.
От поселка Балыктуюль до перевала Кату-Ярык около 30 км. С самого перевала открывается неимоверной красоты панорама. Это одно из красивейших мест Алтая. А дорога, ведущая через перевал Кату-Ярык, вниз, к реке Чулышман и Телецкому озеру, является самой экстремальной дорогой Алтая. Большинство туристов, доехав до перевала, потом разворачиваются обратно. Дело в том, что этот перевал преодолим только на внедорожнике. Легковому автомобилю спуститься по дороге еще можно, хорошо подпалив при этом тормозные колодки, а вот обратно подняться уж точно не получится. Здесь нужен полный привод с понижающей коробкой передач. Ведь каменистая дорога спускается по обрыву с высоты 600-800 метров, угол подъема (спуска) в некоторых местах составляет около 40 градусов. Но для нашей машины это не препятствие!
Вот фотография этой экстремальной дороги через перевал Кату-Ярык, протяженностью около 3,5 км (эта фотография с вертолета взята из интернета).
И вот, мы подъехали к тому самому перевалу Кату-Ярык. Альберт не поверил своим глазам, когда увидел, представшую перед нами панораму. «Ущипни меня, я наверное сплю!» — воскликнул Альберт. С километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Альберта это место впечатлило больше, чем Мультинские озера.
Мы спустились вниз каньона по перевалу, дорога дальше идет вдоль реки Чулышман. На берегу реки стоят многочисленные туристические базы.
Теперь нам нужно преодолеть еще около 30 км, чтобы доехать до урочища Аккурум, где находятся знаменитые «каменные грибы». Сами грибы расположены на другом берегу реки Чулышман, и местные турбазы организовывают туда переправу на лодке. Подъезжая уже к пункту назначения, мы обнаружили, что все многочисленные турбазы пустуют. Сезон туристов, похоже, закончился. Лишь на одной турбазе были люди. Хозяина этой базы мы не застали, но нам сказали, что он отъехал и скоро уже должен вернуться. Пока ждали хозяина, чтобы договориться с ним о переправе, вышли на берег Чулышмана для пары-тройки кадров.
Когда хозяин вернулся, наши надежды попасть к каменным грибам растворились как сахар в горячем чае, т.к. он сообщил нам, что река обмелела и на лодке переправиться уже не получится. Новый сезон откроется только следующим летом. Очень жаль! Ведь каменные грибы – это великолепное зрелище. Эти каменные великаны образовались в результате вымывания неоднородных горных пород. Всего насчитывается более 100 грибов, некоторые достигают высоты 8-10 метров при весе шляпок 12-15 тонн. Вот фотография, сделанная мной в 2010 году, тогда я смог увидеть это чудо природы.
Интуиция подсказала мне, что оставаться на ночь здесь не стоит (хотя уже начало темнеть), а нужно подняться обратно, через перевал Кату-Ярык, и заночевать там, наверху, чтобы провести утреннюю фотосъемку ошеломляющей долины.
Так мы и сделали, поднявшись по экстремальной дороге в кромешной тьме. Не знаю почему, но там внизу, и меня, и Альберта не покидало чувство какой-то тревоги, а вот здесь, наверху, совсем другое дело. Возможно, дно каньона, являясь местом разлома земной коры, излучало сильнейшую энергетику, которую мы и почувствовали.
9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам снова не повезет и мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку. Одна и этих фотографий, впоследствии, стала победителем фото-проекта The Best of Russia 2013 (Лучшие фотографии России 2013 года): http://thebestofrussia.ru/ru/photo/128990
Фотографии, что выше, сняты на сверхширик Nikkor 16-35. Теперь захотелось сузить пространство, и я нацепил добротный телевик Nikkor 70-300 VR. Вот фотографии с телевика.
А вот и сама фотография-победитель The Best of Russia 2013.
Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже весьма жестким. Все-таки, не подвела меня интуиция — не поднялись бы мы ночью на перевал и не было бы таких кадров!
Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.
Белая лошадь органично вписалась в окружающие пейзажи.
На озере мы встретили туристов из Томска, которые приехали на Алтай после путешествия по Монголии, и теперь для них Алтай, на фоне той страны, воспринимался настоящей цивилизацией! Они нам сообщили, что с завтрашнего дня погода на Алтае будет безоблачной и через несколько дней температура поднимется до +30 градусов, и это в конце сентября! Зато сегодня ночью температура должна опуститься аж до -15 / -17 градусов! Поэтому, эту холодную ночь мы решили провести в гостинице в Акташе, а рано утром, до рассвета, приехать в Курайскую степь, до которой от Акташа всего 35 км. по Чуйскому тракту.
VI. Курайская степь.
10-й день (22 сентября):
Очень рано, еще в потемках, мы выехали из гостиницы в Акташе и через полчаса подъехали к Курайской степи, свернув с Чуйского тракта по степной дороге к холмистому рельефу, откуда открываются потрясающие виды на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет. Рассвет в Курайской степи – это еще одна, так называемая, «алтайская классика». Вообще, в алтайских степях понимаешь, что такое величие природы. Прозрачный воздух позволяет просматривать алтайские просторы на многие десятки километров, а восходы и закаты неземной красоты заставляют долго любоваться этими яркими красками. Наши объективы зафиксировали всю прелесть Курайского утра — время до восхода, время восхода, когда лучами подсвечиваются только кончики белоснежных вершин хребта и время, когда в первых солнечных лучах купается уже вся долина.
Температура, как и обещали, была очень низкой. Мы ходили по, хрустящей от мороза, траве. Под конец фотосессии пальцы рук мы уже не чувствовали. Хорошо, что рядом машина с включенной печкой!
Теперь наш путь лежал к Чуйской степи, которая находится по соседству с Курайской степью. По пути остановились у реки Чуя, в которую впадала, частично заледеневшая, река. Видимо, этой ночью в горах стоял трескучий мороз.
VII. Чуйская степь.
Вот фотография заката в Чуйской степи с поездки 2010 года. Отношения к данному фотоотчету не имеет, просто она мне очень нравится и подчеркивает колорит степных алтайских закатов.
Всего 50 км по Чуйскому тракту и мы в Чуйской степи — самой высокогорной степи в мире. Она находится на высоте 1750-1850 метров над уровнем моря. При этом, Чуйская степь является самым сухим местом в России, осадков здесь выпадает лишь 80-150мм. в год. Зато климат в этих краях очень суровый — перепады температуры в течение суток могут достигать более тридцати градусов. Зимой здесь можно наблюдать такую картину — сухая степь с желтой травой, рядом промерзшая до дна река, безоблачное небо и температура -50 градусов.
В Чуйской степи можно встретить диких верблюдов, хотя в 2010 году мне их увидеть так и не довелось. В этот раз надеялись, что с верблюдами нам повезет. У местного деда (алтайца) спросили, где можно увидеть верблюдов. В ответ он попросил наш бинокль, и посмотрев в сторону гор, сообщил, что сейчас верблюдов нет, и когда они появятся неизвестно. Верблюды определенно не хотят со мной знакомиться. Второй раз я в Чуйской степи, и второй раз облом. Ну что же, мы сильно не расстроились, так как в этой поездке нам посчастливилось увидеть много всего интересного. Позавтракать решили в Кош-Агаче, в кафе с очень вкусной казахской кухней. Это кафе я запомнил еще с предыдущей поездки. Но когда подъехали к кафе, оказалось, что по воскресеньям (т.е. сегодня) оно закрыто, и нам пришлось искать альтернативу. Другое кафе, которое мы вскоре нашли, было открыто и оказалось тоже неплохим. За завтраком мы разговорились с одним местным жителем, и в ходе разговора выяснилось, что сейчас можно свободно, без пропусков, проехать через Южно-Чуйский хребет на Плато Укок. На плато Укок мы, конечно, не поедем, т.к. времени у нас уже было мало, да и дороги там тяжелые, можно легко застрять. А вот подъехать к Южно-Чуйскому хребту было бы интересно. Поэтому, даже не раздумывая, после завтрака мы сразу отправились в сторону хребта.
VIII. Южно-Чуйский хребет.
От Кош-Агача к поселку Беляши (Джазатор) ведет грунтовая дорога, которая как раз и пересекает Южно-Чуйский хребет. Здесь мы максимально приблизились к границе Монголии и Китая. От нас до Монголии оставалось всего каких-то 15 км.
Средняя высота Южно-Чуйского хребта около 3500 метров (высшая точка 3936 метров). Растительность здесь скудная, лесов нет вообще. Жаль, что мы не подготовились заранее, и не знали точно, какие места и озера здесь можно посмотреть, а потому просто ехали по дороге и любовались окружающими пейзажами. Через несколько десятков километров мы подъехали к КПП, где нас попросили предъявить паспорта, а затем без проблем пропустили. За КПП дорога сразу идет вверх, через Южно-Чуйский перевал. Стало заметно холоднее, все вокруг было покрыто коркой льда. Пейзажи вполне живописные, хотя и очень суровые.
А это приглянувшаяся нам речка Дара.
Решили мы доехать до поселка Беляши (он же Джазатор), но после преодоления Южно-Чуйского хребта, пейзажи стали скучноваты, а безоблачное небо и жесткий свет не позволили сделать интересные снимки. Сам поселок Беляши стал самой дальней точкой нашего маршрута. Не увидев ничего стоящего, поехали обратно. Закат решили встретить у полюбившейся речки Дара. Вот что из этого получилось:
В сумерках проезжали мимо небольших замерзших озёр.
Сегодня решили снова доехать до Курайской степи, где заночевать и встретить еще один рассвет, но уже в другом месте.
IX. Курайская степь на обратном пути.
Пока добирались до Кош-Агача, на небе снова появилась яркая и полная луна, светлая лунная ночь повторилась. К Курайской степи мы подъехали около полуночи и решили остановиться у моста через Чую.
11-й день (23 сентября):
Ночь была тоже очень морозной, пришлось несколько раз прогревать машину, как и на перевале Кату-Ярык. Зато рассвет снова был чудесным.
Тут пришла мысль поснимать лошадей на фоне Северо-Чуйского хребта. Эта идея очень понравилась Альберту, и мы начали покатушки по степи, в поисках табуна лошадей. Так как это Алтай, то и лошадей долго искать не пришлось.
Вот такие пейзажи открываются на 800-х километрах Чуйского тракта.
Этот день мы провели в дороге, ведь нам нужно было пересечь почти весь Горный Алтай с юга (Курайская степь) на север (Чемал).
Х. Катунь в окрестностях Чемала.
Чемал – это районный центр Республики Алтай, расположенный в устье реки Чемал. Туристов здесь всегда очень много, т.к. это самое ближайшее живописное место Горного Алтая. В нижнем течении Катунь по-своему прекрасна. Живописность тут создают удивительные каменистые берега Катуни, а изобилие каменистых островов, с растущими на них деревьями, создают особый колорит местным пейзажам.
Улучшение погоды, которое нам обещали, наступило. Температура поднялась выше 20 градусов. Мы успели в этот вечер поснимать эти Катунские берега.
На ночлег остановились в селе Аскат, в нескольких километрах от Чемала. Уже в этот вечер можно было подводить итоги нашего путешествия по Горному Алтаю, ведь завтра мы уже отправимся в обратную дорогу. А итог был очень впечатляющим, ведь всего за 8 дней, проведенных на Алтае, нам удалось не только побывать во всех запланированных местах, но и главное, сделать очень много удивительных и достаточно редких кадров. За всю историю поездок, это путешествие оказалось для меня самым плодотворным, с точки зрения удачных фотографий. Такой огромный багаж кадров обычно получают только за несколько поездок. Еще я очень рад за Альберта, который был на Алтае впервые и увидел первозданную природу во всем ее многообразии.
12-й день (24 сентября):
Рано утром, проезжая по Чемальскому тракту вдоль Катуни, мы наблюдали полоску тумана, повисшую над рекой, которая подсвечивалась ярким утренним солнцем. А ведь это еще пара интересных кадров, на которые мы и не рассчитывали. Это, так называемый, бонус от Алтая!
На обратном пути, мы с самого начала планировали заехать в Горно-Алтайск (столицу Республики Алтай), чтобы закупиться знаменитым алтайским мёдом и сувенирами. В город мы въехали около 9 утра.
После Горно-Алтайска впереди нас ожидала только скучная дорога домой. До свидания, Горный Алтай! Мы еще обязательно увидимся! С такими чувствами мы покидали эту уникальную горную страну.
Домой мы вернулись 27 сентября. За эту поездку я наснимал более 100 Гб, мы намотали 10 200 км, сожгли около 1 400 литров бензина. Долгая, трудная и затратная дорога с лихвой окупилась огромной массой полученных впечатлений.
Первую часть отчета читайте здесь: http://andreyphoto.livejournal.com/1714.html
andreyphoto.livejournal.com
Республика Алтай — путешествие на автомобиле, самостоятельная поездка
Республика Алтай — совсем небольшая по численности населения территория, но вместе с этим безгранично богатая природными красотами. Горные перевалы и степи, бурные реки, чистейшие озера и горные водопады, как много в горном Алтае мест, где не ступала нога человека! Горный Алтай — место для тех, кто хочет отдохнуть от цивилизации, побыть наедине с собой и природой, вдохновиться красотами, найти внутренний баланс и гармонию!
Навигатор по статьям:
1. Алтай на машине: наш опыт 15. ГК «Манжерок» Манжерокское озеро
2. Наш маршрут по Алтаю на машине 16. Урочище Чечкыш с видом на долину реки Катунь
3.Бюджет нашей поездки на Алтай 17. Водопад Бельтертуюк
4. Список нужных вещей с собой 18. Ороктойский мост и космические пейзажи
5. Алтай в палатках или на базах отдыха 19. Горный перевал Кату-Ярык, Чулышманская долина
6. Лучшие фото с поездки 20. Урочище Калбак Таш — древние петроглифы
7. Панорамные фотографии с поездки 21. Телецкое озеро — прогулка на катере
8. Алтайская кухня, где вкусно поесть 22. Водопад Корбу на Телецком озере
9. Что привезти в подарок из Алтая 23. Гора Тилан Туу
10. Карта Алтая с достопримеч-ми 24. Третья речка
11. Достопримечательности Алтая (список) 25. Слияние рек Чуя и Катунь
Детально о достопримечательностях: 26. Ильгуменский порог, кордон Кор Кечу
12. Остров Патмос 27. Горный перевал Чике Таман
13. Чемальская ГЭС, слияние рек 28. Северо-Чуйский хребет и Курайская степь
14. Катунские террасы 29. Улаганский перевал
doittravel.ru
Алтай / Поиск по тегам / Автотуристу.РУ
Омск – 2012Предисловие
Дорогой читатель, когда ты будешь читать этот опус, не смотри критично на те прекрасные моменты, которые мне пришлось пережить. Посетивший Алтай вот уже в третий раз, не перестает восхищаться той чудесной, первозданной природой, пока еще не достаточно заплеванной обывателями, решившими окунуться в омут Катуни, в бесконечность Чуйского тракта, в сокровищницу гор, водопадов, кедровника, в адреналин перевалов, ну и конечно в глубину красоты горных озер.
В своем фотоотчете я постарался изложить путешествия реферативно, объединив все поездки, где мне довелось побывать в одну летопись. А так же показать свое представление о путешествии по Алтаю в целом, но и передать те чувства, которые испытали мои друзья, близкие, а так же, множество людей писавшие в форумах, на сайтах и в фотоотчетах на просторах нашей любимой сети интернет. Именно так, в настоящее время, мы получаем большинство информации, готовясь к долгому путешествию в неизведанный край.
Первое мое знакомство с Алтаем произошло в 2006 году. Впервые на мои плечи легло доверие взять на целую неделю сынулю в полное расположение. Учитывая, что пассивный отдых на пляжах Египта и Турции для меня в то время был неоправданной роскошью, выбор упал на Алтай (это сейчас, я стараюсь формировать путешествия, и не только автомобильные, совмещая отдых активный и пассивный). После автобусного переезда Омск-Барнаул-ГорноАлтайск, мы поселились на берегу Катуни в равной удаленности от туристического центра озера Ая и района села Чемала на прекрасной туристической базе «Берель». В тот год мы с сыном пережили незабываемые моменты отцовско-сыновней дружбы и пропутешествовали практически по всей территории Чемальского тракта от озера Ая до «Ущелья Духов».
Только в 2011 году мне посчастливилось попасть на Алтай во второй раз, но уже на собственном автомобиле Mazda Demio 2002г. Все хотелось попробовать самому, прощупать и прикоснуться к древним цивилизациям там, где хочется, а не там, куда приводят дороги. Команда в этот раз состояла уже из 5 человек на 2 автомобилях. Вторая машина SsangYong-Korando 2002г. была у моего тезки старинного друга, профессионального фотографа, который выдвинулся в Алтай с невестой и сыном, а мне представилась замечательная возможность путешествовать с лучшим и преданным другом Рашидом, прекрасным собеседником и, не менее прекрасным водителем. Дорога поэтому была легкой и веселой, что не скажешь о возвращении, но об этом когда-нибудь в следующий раз.
Человек, совершивший не одну поездку на Алтай, хочет еще и еще туда возвращаться. Что и случилось в 2012 году. Учитывая мою самую серьезную осведомленность об Алтае, предстояла разработка маршрута. Маршрут в этот раз был выбран не случайно, увидеть и прощупать дорогу на Юг Телецкого озера. Пришлось повозиться изрядно над турбазами, остановками, временем в пути, подготовленностью автомобилей, которые смогут преодолеть 300 км по бездорожью, горным перевалам, переправе через горные ручьи. Было перелопачено много литературы, интернет-ресурсов, опросов знакомых имеющих представление об Алтае и путешествиях по Западной Сибири… Так, как конечной точкой прошлогоднего путешествия у нас с Рашидом было Мертвое озеро вблизи Акташа, на разработку дальнейшей дороги ушло больше времени.
За 7 дней основного маршрута, нам нужно было увидеть максимальное количество тех мест, в которые не просто хотелось попасть, но и гордиться увиденным и пройденным. Двое суток было оставлено на дорогу до Алтая и обратно в Омск и еще один день на непредвиденные обстоятельства (какое счастье, что я не поехал на своей новой машине Mazda-3 хачбэк 2007г. В этот раз команда у нас получилась многочисленная из 10 человек на 4 машинах (SsangYong-Korando 2002г, Nissan X-Trail 2011г., Toyota RAV4 1997г., Toyota Land Cruiser Prado-120 2005г.). Все машины полноприводные, и только у Икс-Трэила независимая подвеска (хочу заметить, что это очень полезно, особенно последние 30-40 км перед Телецким озером, кто ездил, меня поймет).
Начало
Мы покидаем наш любимый сердцу город Омск летним июльским утром, оставляя позади себя серые от пыли улицы, душный шепот тополей, нестерпимый зной и усталость сотовых трезвонов. Нам машут вслед, обгоняя друг друга, мусорные птицы в виде обёрток от мороженого, чипсов, конфет… Привычно вдыхаем утренний воздух, наполненный ночными выбросами местных предприятий по переработке нефти, и без сожаления жмём на газ в своих автомобилях, которые в ближайшее время должны стать нашими верными спутниками.
Мы спешим в волшебный край. Где горы манят своим величием и неземной благородной силой, а серебряные ручьи, бескорыстно дарят ладоням, лицу необыкновенную свежесть, и стремятся весело и шумно слиться в бурные сильные реки, которые безостановочно даже ночью ведут свой громкий монолог о вечности мироздания; где воздух, убаюканный на раскидистых ветвях сосен, елей и кедров, поет свою колыбельную, пронизывая своей мелодией всё живоё вокруг… А какая тихая там тишина… (ну конечно не на берегу Катуни). И всего лишь через 12 часов от места нашего старта – Республика Алтай. Где мы наконец-то вот так припаркуем свои автомобили и будем наслаждаться отдыхом и красотами этого прекрасного Края.
Суета повседневности незаметно зажимает в тиски, оставляя свободной лишь способность подскочить вовремя на работу. И как-то всё недосуг побыть наедине, выслушать друг друга, понять и оценить смысл того пространства, которое сами же и создаем, а потом в нем ещё и существуем. Это очень важный момент в отношениях пары, мужа и жены, сына и отца. Если, конечно, они настроены на одну волну и желают эволюционироваться в отношениях друг с другом. Тем более, что у каждого из нас на момент путешествия есть свои нерешенные жизненные вопросы, ответы на которые мы надеемся найти в горном крае.
Дорога Омск-Аскат, начало…
Середина июля, жара, 6.30 часов утра. В первый автопробег мы выехали впятером на 2 машинах: на Mazda-demio 2002 года и на SsangYong-Korando того же года. Встречаемся во дворе моего дома, последние приготовления, впихивание невпихуемого в багажник, заднее сидения моего Демика заполнены до верху. Накупили продуктов полную сумку. И тушенки, и крупы, и макарон, и всяких быстросупов, и быстрокаш, картошки, моркошки, лука килограмм на 10, а еще литров 50 чистой воды «Вундервиле». Предполагалось, что ежедневно мы будем готовить еду, чуть ли ни 3 раза в день. Рашид настоял на приобретении целого килограмма леденцов, что бы «в дороге не скучно было». На флэшки были записаны тома аудиокниг, однако кроме Эдварда Радзинского и его повествования про Павла III, ничего другого нам послушать не удалось, стало скучно и сонливо. Так как музыкальные пристрастия у нас разные, на теме попса-или-непопса остановились не сразу. Впереди нас ждала дальняя дорога и казенный дом, а пока навигатор “Explay” с программой «навител-5,1» был установлен на Бийск. Первый прикол. В районе 1 разъезда и 4-транспортной, где есть неприметный ЖД-переезд со знаком СТОП! Чуть не попали пот тот самый поезд, который там проходит. Видавший виды Рашид с водительским стажем 20 лет и тот крякнул.
Первую остановку мы сделали перед Новосибом на СибНефтевской заправке и позавтракали. Учитывая, что Демик с весны стал «кушать» много масла, проверил уровень… И О, ужас! Масло ниже нижнего. Так, как масло мое VISCO-7000, пришлось ехать искать, потратили мы битый час на поиски и сворачивания с дороги, а затем в городе начались пробки. Еще 1,5 часа насквозь пытались проехать Новосиб, застряли на Обском водохранилище как раз в час-пик. Но в этом году мы оказались умнее и в Новосибирске поехали по объездной дороге, километров 5 ехали по гравийке и минуя основные пробки въехали легко на мост, сэкономив времени не менее часа. Трасса Белово — Барнаул была практически пуста. Слышали, что она платная, и думали, что, как начнётся участок платной дороги, она будет сказкой, не тут-то было! Заплатили за проезд 20 руб, и дорога начала постепенно ухудшаться. Доехали до участка Барнаул-Бийск, и тут начался ужас, поток транспорта был слишком большой, тошнили в потоке 70-80. К вечеру, наконец-то выехали минуя Бердск и Барнаул, в Бийск, где на мосту через р.Бию начинается «О» километр Чуйского тракта, или на отметке 354 км. Дальше было намного интереснее и спокойнее. Начались горы и изменилась природа.
На трассе Барнаул — Бийск. Монумент Михаилу Евдокимову.
В наших руках был километражник написанный каким-то любителем Чуйского тракта (я его прилагаю к своему опусу), подробно повествующий обо всех достопримечательностях вплоть до Монгольской границы. Переговорили по рации и решили остановиться в Сростках, на Родине Василия Макаровича Шукшина. Кстати, рация в дороге для группы машин прекрасное подспорье, берет на 500 метров, можно быстро сообщать о постах ГАИ и о халявщиках с полосатыми палочками. Первые фотки сделали около придорожной кафешки с колоритными Машей и Медведем, затем помотавшись минут 40 вокруг села пытались найти дорогу на гору Пикет к огромному памятнику известного писателя, актера и режиссера (это для меня было необходимо, помятуя, что в студенческие годы я играл в двух спектаклях Шукшина поставленных В.Ф.Витько), однако так до него и не доехали.
Начинало заходить солнышко, смеркалось, а впереди до нашей конечной цели оставалось чуть больше 120 км. Ночь здесь приходит намного раньше, чем на равнине. Только солнышко скрылось за самой низкой вершиной, так сразу же можно теплее одеваться и встречать ночь.
Поездку этого года наш путь на 4 машинах мы начали в воскресное утро от СибНефтевской заправки на выезде из Омска по Новосибирскому тракту (M51). Учитывая привезенное обратно огромное количество продуктов в прошлом году, в этом путешествии решено было минимизироваться (на себя я взял 3 банки тушенки, 2 банки сгущенки, макарон пачку, гречки килограмм, 2 кило картошки и несколько луковиц, а еще пачку кофе чибо-эксклюзив, пачку тростникового сахара, бутылку растительного масла), а остальные продукты по необходимости закупать по дороге. Так совпало, что в эту поездку поехали 4 пары, 3 рыбака, 2 именинника и 1 холостяк. Мы с другом, вот уже 10 лет празднуем свои дни рождения в один день. Так и сейчас в день рыбака и в день Любви и Верности (Петра и Февронии) и 46-летия вашего покорного слуги, мы двинулись в путь. Лучший мой день рождения. Я еду на Алтай!
Въезд в республику Алтай
Поздно вечером мы уже в центре туристических комплексов, расположенных вдоль Чуйского тракта на правом берегу реки Катунь Республики Алтай. Сердце замирает от открывающего взору вида горных вершин, окаймлённых туманом. Значит, совсем недавно здесь был дождь. Местами туман стелется прямо на дороге. Мы въезжаем в эту густую молочную дымку и, крадучись, буквально выползаем из неё. В голове проносится мысль: Горный Алтай встречает нас облаками на асфальте. Проехали мимо свертка на левый берег Катуни с подвесным деревянным мостом к озеру Ая. Если ехать по навигатору, то трек постоянно пытается провести поворот направо и пересечь этот мост. 5 лет назад я уже там был, но сейчас темно, а нужно проехать еще 40 км. на 3 дня мы запланировали остановиться на левом берегу реки Катунь в селе Аскат. Отзвонились Дарье, хозяйке усадьбы, куда мы направляемся, что бы не теряла нас, мы едем! Машина движется вверх по дороге Чуйского тракта, оставляя позади шумные турбазы.
Иллюминация осталась тысячи километров позади, многоэтажки с бесконечным количеством освещенных окон, тем самым создающих возможность беспрепятственно двигаться в ночном пространстве, здесь, естественно, не воздвигают, поэтому мелкими автомобильными шажками при свете фар мы подъехали к калитке, на которой была надпись: «Выставка Семьи Головань»
Приехали, Ура! На спидометре 1005 км. от Омска. Темень на Алтае и вправду кромешная, хуже чем в Сочи… Хозяева нас ждали, провели в домик, все показали. Здесь рано укладываются спать, но рано и встают. Хочется петь и быстрее вытянуть ноги, разгрузили машины, и на веранде устроили пир, мангал, шашлыки, водочка и спать-спать-спать.
Утро на Алтае нас встретило солнечно, проснулся я очень рано, все еще спали. Тихо оделся и бегом любоваться на Катунь. Душ, под артезианской ледяной водичкой и на веранде стал готовить кофе. Лепота..! Можно сказать, что отчасти сбылась детская мечта, когда, запрокинув голову вверх, и любуясь белыми облаками, просто хотелось присесть на одно из них и поболтать ногами. Или ещё лучше: попрыгать с одного облака на другое. Однако, погода на Алтае бывает разной, то неделю стоит жара, то не прекращаемый дождь, а то и катаклизмы с градом и смерчами.
Ураган пронесшийся в 2006 году, именно в это лето и в этот самый час мы с сыном отдыхали на турбазе «Берель» в 5 км от Аската… Фото от автора.
Село Аскат было основано в 1866 году русскими переселенцами. Аскат расположен в Чемальском районе республики Алтай, в 77 км от Горно-Алтайска, 200 км от г. Бийска, 550 км от г. Новосибирска. И 1005 км от Омска. Долина Аската уникальна своим климатом, отсутствием комаров, красивым ландшафтом: горы, сосновые леса, горные речки, живительные родники и лечебные озёра. В Аскате активно развиваются народные художественные промыслы, недаром село издревле называют «Городом мастеров». Многие жители села являются художниками и ремесленниками…
Семья Голованей переехала сюда в 1996 году из Запорожья, города, в котором на деревьях и домах оседала не только серая, но и желтая пыль. Они купили землю и дом возле Катуни. И тем самым, я бы сказала, семья пустила здесь свои творческие корни. Которые с каждым годом всё глубже уходят в землю Аската, очень благодатную и хорошо удобренную на духовно-творческие устремления. О чем свидетельствуют и плоды этих устремлений — картины маслом и по японскому шелку акварелью, альпийские горки, усыпанных яркими цветами, радушие хозяев дома.
7 лет назад, когда мы с сыном впервые посетили Алтай, в душу запали прекрасные звуки дудочки, на которой играл глава семейства (на фотографии), однако к великому сожалению к следующему путешествию на Алтай в 2011 году я узнал, что Василий ушел из жизни… На свои плечи ведение хозяйства взяла на себя его дочь Даша, юная, очень талантливая и известная не только на Алтае художница. Ее уникальная техника росписи акварелью на шелке признана во всем Мире. Мне удалось уговорить расписать для моей коллекции глиняный колокольчик в ее стиле (на фотографии я держу его в руках, Дарья рядом). Теперь он красуется на полочке среди других сувениров со всего света.
Ночевали мы в летнем домике для гостей. Это такой маленький бревенчатый домик справа от галереи на фото с терраской, двуспальной кроватью и двумя креслами-кроватями, откуда с утра мы любовались видом природы. В домике есть печка, электричество и холодильник. Что еще нужно для отдыха. Дом наполнен гостеприимством и художественным теплом картин, которые, как портреты Алтая, расположились внутри, украшая стены бревенчатого жилища. Во время прошлогоднего путешествия Даша строила художественную галерею для своих и папиных работ. В этом году галерею открыла и мы как давнишние друзья пришли на выставку. В просторных комнатах выставлены работы и деда и отца и много репродукций тех произведений, которые были приобретены в частные коллекции и разошлись по всему свету.
Даша рассказывает, что всё, что нас окружает — это результат той энергии, которой невидимо пропитано здесь всё живое вокруг. Так говорил ее батюшка, так чувствует душа. А живое и вечное здесь все — от камня до человека.
Мы ведь всегда считаем, уж раз мы проснулись утром, пьём кофе, беседуем, читаем, смотрим телевизор, ходим на работу, совершаем ещё какие-то необходимые для своего существования действия, то мы живые. Однако такие места, как Горный Алтай, дают ощутить и понять обратное. Можно изо дня в день совершать вышеперечисленные ритуальные действия, но находиться в постоянной спячке. А, как известно, сон — это временное отсутствие жизни. И вот мы, думая, что живые, на самом деле пребываем во сне своей жизни. Потому что повседневная суета лишает нас живых ощущений, живых чувств и мыслей.
На Алтае люди пробуждаются, стряхивают с себя сон бытия, оживают. Особенно ярко это «оживание» чувствует тот, кто переехал в эти места на постоянное место жительства. Те таланты и дары, что человек не мог реализовать там, где родился, горы принимают с радостью и благоговением. Поэтому здесь люди свободно сочиняют стихи, рисуют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, которые могли раньше даже в руки не брать, мастерят из глины, дерева, бересты, не получив для этого никакого специального образования. Туристы, кто сталкивается с результатами такого творчества, с плодами живой жизни, никогда не перестают ими восхищаться.
Маленькая речушка Аскатка бежит с гор узкой прозрачной лентой воды, разделяя село на две половинки, и весело сливается тут же на глазах всех присутствующих с бурной Катунью.
Катунь является самой крупной рекой Горного Алтая. Название реки связывают с алтайским словом «кадын» — «хозяйка, госпожа». Начинается Катунь на южных склонах массива горы Белуха, из ледника Геблера. Питание Катуни в теплое время зависит в основном от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15°С.
По реке проводятся туристические сплавы, причем от 2 до 6 степени сложности. С умиленьем вспоминаю сплав на байдарках в Турции, можно описать его, как увеселительная прогулка по сравнению с тем, что мы с сыном, а потом и со своей командой в этом году испытали на Катуни. Многочисленные ручьи и реки, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков длиной 50 км и более. Основными из них являются реки Чуя, Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Аргут, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема, Майма, Иша.
За околицей села Аскат мы любовались настоящим зелёным цветом. Ни пылинки, ни на земле, ни в воздухе. После дождя не то, чтобы вдыхаем, а кушаем огромными вкусными порциями аромат хвои и цветущих растений. Кушаем не только носом и ртом, но даже кожей. На столько алтайский воздух проникает внутрь организма, что вдруг слышишь, как дышит твоя кожа. Вот именно с этого момента мы начинаем пробуждаться на уровне физиологическом, оживаем телом. Не было ещё у нас прекраснее возможности почувствовать себя живым организмом, как здесь, в единении с природой.
Ягоды хвойного леса ярко красные, теплые с горчинкой от вспотевшей на солнце влажной земли.
Зелень настолько сочная и свежая, что невольно начинаешь завидовать местным парнокопытным, которые, судя по их поведению, считают себя полноправными хозяевами этих мест. Хранят окрестности села Аскат еще одно из красот и загадок природы, связанное с рекой Катунь. По легенде Хан Алтай по просьбе своей дочери Катуни дал ей глаза, чтобы та смогла видеть его владения. Однако «глаза» открываются только весной и осенью — чтобы солнце не спалило их.
В Горном Алтае более 7000 озер, а эти два уникальны. Катунь на зиму уходит в основное русло и замерзает, а озера остаются смотреть в небо, как два нестерпимо голубых ока. Благодаря теплым источникам и особому минеральному составу вода в них не замерзает ниже +5 градусов, так что некоторые смелые даже купаются в них. По преданию, вода Голубых озер целебна для глаз. К сожалению, нам не удалось заглянуть в глаза Катуни, они были закрыты. Но само место, где тихо стоят два небольших озера, привлекает туристов даже летом. Дорога к озёрам ведёт тропками и не каждый автомобиль может преодолеть её препятствия особенно после дождя.
Голубые озера – глаза Катуни
И, если по дороге к озёрам Катунь сопровождает нас шумом и бесконечным бегом известковой волны, то перед своими «глазами», которые по её же просьбе подарил ей Хан Алтай, Катунь замолкает, переходя плавной линией воды от одного озера к другому…
Даже сейчас видно, не смотря на активное таяние горных снегов и изменений высоты реки Катунь, цвет воды в этих природных источниках отличается своей прозрачностью и лёгкой голубизной. Осенью и весной открытые «глаза» Катуни запечатлены на полотнах местных художников. И можно смотреть в эти глаза бесконечно, наслаждаясь глубиной и мудрость взора этого края. Но искупаться в Катуни осмелился только я
Республика Алтай, как и любая другая туристическая местность, обильна на всякого рода выставки-продажи. Учитывая то, что ни один человек, побывав в отпуске, в путешествии, в командировке, не уедет без символики того края, в котором он был, алтайские жители выставляют на продажу всю свою фантазию. А она тут очень бурная, как горная речка. Изделий из глины, камня и дерева — не сосчитать. Потому что материал, из которого изготавливаются сувениры, просто лежит под рукой. Бери и твори! То же самое можно сказать и о разного рода травах, ягодах и кедровых орехах. В сушеном, моченом, свежем виде, а также в настойках, бальзамах и кремах – живая аптека Алтая, привлекающая достаточное количество покупателей. Единственное, что сразу же избавляло от восхищения и возвращало в реальность бытия, это неоправдывающие себя цены. Поэтому очень часто можно наблюдать туристов, которые просто прогуливаются по рядам, любуясь товаром, и не более.
Туристический бизнес на Алтае только начинает набирать скорость и силу. Ещё в начале нулевых, рассказывают местные жители, в этих местах было тихо и самобытно. Вдоль Чуйского тракта у подножия гор и на берегу Катуни тянулись ветхие домишки с огородом и небольшим садиком. Люди зарабатывали на жизнь разведением скота и заготовкой древесины. Бартер тут являлся чуть ли не основным способом быть накормленным и одетым. Прожить в таких условиях трудно. Поэтому для основной части населения туризм, пришедший, как хозяин, в эти места, стал возможностью трудоустройства, а, значит, и полноценной жизни. Одновременно с туризмом на Алтае стало появляться и много переселенцев, поэтому не только берегу Катуни, который теперь усыпан, как ульями, домиками для туристов, но и местным жителям в разных сёлах пришлось потесниться.
В Аскате три действующие выставки. Сувенирная лавка «Бай Терек» расположена вдоль дороги от моста к селу, она работает летом и в Рождественские каникулы. В лавке можно увидеть картины Николая Чепокова, разнообразные по форме и размерам акарины (национальный музыкальный инструмент из глины). Указатель на две постоянно открытые выставки находится на первом Аскатском перекрестке. Налево, вверх по течению Аскатки — этногалерея «Каури», направо, к Катуни выставка семьи Головань.
В этногалерее выставлены работы нескольких мастеров Аската. В основном эти неповторимые изделия ручной работы, плод фантазии мастера, поэтому и цена у них не маленькая. Тут и бубны, расписанные Николаем Чепоковым (Таракаем), и разнообразные акарины, ковры, кованые изделия и дудочки-свистульки, которые можно приобрести на выставке просто, как сувенир, потому что все они имеют необычную и не привычную для такого музыкального инструмента форму.
Не удивительно, что этот край манит к себе людей, которые интуитивно или сознательно ищут себя, стремятся к покою и тишине с целью творческой реализации, работы над собой в направлении самосовершенствования собственного сознания, а значит, и с целью избавления от физических недугов, оздоровления и долголетия. Тем более, что этому так энергетически мощно способствует природа Алтая. И не случайно домики, оставшиеся без хозяина, сразу покупаются и становятся чьей-то собственностью, замешанной на внутренних пока ещё скрытых от посторонних глаз идеях нового владельца. Вот так и стоит в ожидании обновления домик скульптора, когда-то творившего на этой земле свои чудесные произведения.
Нам говорили, что сразу на подходе к заброшенному домику есть каменная и деревянные скульптуры, взгляд которых чувствуешь, даже не зная о них. И только, когда наши глаза встретились, нам удалось познакомиться с работами скульптора и их сфотографировать. Художественная работа выполнена по дереву и хорошо сохранилась, благодаря заботе и бдительности жителей села Аскат. А мне взгрустнулось у одного лесовичка. Местечко это всегда манило нас своей необычностью. Сразу в двадцати метрах от заколоченной наглухо двери дома — обрыв к реке Катунь с живописным пейзажем и всегда нежное утреннее солнышко.
Алтай принял в свои горные объятия разного рода религиозные общины. Здесь можно увидеть развивающиеся на кристально чистом воздухе тибетские флажки, встретить человека, медитирующего на большом скалистом камне, о который бьется бурная вода горной реки, услышать православные молитвы и песнопения, пройти мимо ограды дома, в названии которого есть словосочетание «энергетический центр», встретить молодых людей и рядом женщину семидесяти лет, преодолевших самолетом, а потом поездом тысячи километров с Балтийского моря и Ставрополья, чтобы своими глазами увидеть и своими ногами ступить на ту землю, где-то когда-то творил Николай Рерих… А что сейчас творят молодые и талантливые художники. Вот такой предмет я привез из последней экспедиции по Алтаю. Сейчас он весит у меня в прихожей. Как сказал автор этого оберега, он защищает семейный очаг и отвращает от дома злых духов. Как только это произведение попало мне в руки, я понял, что он мое. И не поскупился за деньгами.
На Алтае, а именно в Аскате нам увиделось огромное количество необычных предметов ручной работы. Некие раритеты, наряду с непальским, индийским, тайским и индийским колокольчиками повстречались мне и на Алтае. Колокольчику на фото ниже, в виде головы древлянина не менее 100 лет, а правее от него тот самый глиняный колокольчик расписанный акварелью Дарьей.
Учитывая нашу многочисленную команду у Дарьи в этом году расположиться не удалось, однако она устроила нам знакомство с соседями Еленой и Юрием, где всем место хватило и мы переночевали 2 ночи. Утром мы ходили за парным молоком, сметаной и творогом, а вечером ужинали в уютной беседке, где было практически все для приготовления еды и газовая плита и раковина с централизованной водой и посуда, а днем, знакомились с местными жителями и конечно долго выбирали сувениры для своих близких.
Что посмотреть на Чемале
Конечно же, с этой стороны Чемальского тракта за 3-5 дней можно посмотреть большинство достопримечательностей. И озеро Манжерок, и разлом с водопадом Че-Чкыш, и Чемальскую ГЭС и остров Патмос. Что мы сделали в первую поездку с сыном и во вторую с друзьями. В этом году проходя Катунские пороги на рафте до Камыщлинского водопада у «Царской охоты» добрались и сфотографировались. Еще не осмотренными остались Тавдинские пещеры, А вот до «Чертова пальца» и до озера Ая в этот раз добрались не все. За то, в прошлом году нам удалось добраться до необычайно красивых Каракольских озер, на которые мы поднимались в течение 5 часов на ЗИЛ-151, лошадях и пешком в гору, а потом спускались так же и столько же. Повалявшись на самой высокой точке ледника я свалился с температурой 40, едва добравшись до базы. Такого тяжелого подъема в горы я больше в своей жизни, наверное, не перенесу. Зато мне удалось искупаться в 5 озерах из 7, что не отважились сделать мои друзья. Что удивительно, но в этом году после сплава я испытал похожее состояние, как после Каракольских озер с температурой и ознобом в течение 12 часов. Вот так меня встречает Алтай, вот так мой организм переживает акклиматизацию, выпуская из организма все шлаки и отрицательный заряд энергии. Путешествия в районе Чемала на правом берегу Катуни – это отдельная история.
С кем бы из местных жителей мы не разговаривали, все оказывались очень суеверными. Нам постоянно приходилось слышать о том, что Алтай принимает не всех желающих. Что катаклизмы здесь происходят не просто так и что сокровенные места доступны здесь только тем, кто имеет смиренную душу и покорный нрав. Ругаться здесь нельзя, ссориться тоже. Ну а то, что курить бросать здесь легко и спокойно, это я почувствовал на своей шкуре.
Мне представляется, что человек решивший познакомится с Алтаем, должен сначала остановиться на этом берегу Катуни и осмотреть достопримечательности Чемальского района, отдохнуть и проникнутся духом Горного Алтая. И если Алтай его примет, то отправляться глубоко по Чуйскому тракту на Юг Республики осматривать плато Укок, ледники Северо-Чуйского хребта и горы Белухи, Девичьи плесы, Шавлинские озера, перевалы Курайский, Ябоганский, и прочие прелести, которые мы оставляем на следующее путешествие в будущем году.
СЕминский перевал
Вдохнув живительный глоток первых впечатлений и ощущений (и это не смотря на то, что каждый из нас на Алтае уже не впервые), мы решили продолжить путешествие по Чуйскому тракту навстречу новым интересным местам, мало заселенным и мало исхоженным туристами, а потому и сохранившим первозданную красоту и величие. Для того, что бы попасть на Чуйский тракт вновь, и добраться до Семинского перевала (ударение на 2-й слог), нам нужно было вернуться назад на 40 с лишним километров до села Усть-Сема на 496 км тракта, переправиться через Катунь по старому, или новому семинскому мосту и проехать еще около 90 км. Преодолев уже несколько километров, горный край с искренностью стал раскрывать нам свои объятия. Мы проезжаем мимо Горно-Алтайского ботанического сада «Шиш-кулар-Катаил-Чистый луг», затем мимо Чергинского зубрятника, наблюдаем из окна автомобиля на священную гору «Шаманский камень», останавливаемся набрать родниковой воды «Кара-Суу» на 528 км. Перед селом Шебалино, навигатор нас настойчиво ведет прямо внутрь села, но если вам ничего в этом селе не нужно, следует на развилке взять влево и проехать мимо сбербанка, автозаправки, магазинов и краеведческого музея. После села Топучая, дорога начинает заметно ползти вверх, уши закладывает, как в самолете. Указатель «Семинский перевал» находится на 583 км – это одно из самых популярных мест среди туристов и отдыхающих. Также это самая высокая точка Чуйского тракта. Его высота около 1700 с чем то… м над уровнем моря. Старое алтайское название Семинского перевала — Дьал-Менку («Вечная грива»).
Мой «Демик» не хочет ехать быстрее чем 50 км/ч, хотя педаль в пол. Изредка на пределе сил нас обгоняют тяжеловесные джипы, но и им похоже так же не легко… Перевалы, наверное можно сравнить с детскими аттракционами в аквапарке, когда из последних сил забираешься по крутой лестнице на площадку, и отдышавшись несколько секунд, разглядывая с высока на барахтающихся в воде людей, как на мальков в сетке, с вихрем съезжаешь плюхаясь на живот по глади воды и проезжая по ней еще несколько мгновений… Вот так и на перевале, поднимаясь медленно и с рёвом двигателя, машина отдыхает на площадке, а пассажиры любуются открывающимся видом. На Семинском перевале площадка позволяет расположиться не только туристам, но и торговым рядам, на которых есть возможность приобрести сувениры, а также полакомиться пирожками, разогретыми в микроволновке, вкуснейшим медом в сотах, испить медовухи и купить всевозможные бальзамы, продукты пчеловодства, мумие и конечно же различные травяные сборы. Здесь на верху, кстати, самые вкусные травяные сборы у продавцов, особенно таежный чай, уж поверьте моему медицинскому мнению. Про мед позже.
В ознаменование 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 г. на высшей точке перевальной дороги через Семинский хребет установлен памятный обелиск. Отсюда открывается живописная панорама голубого Алтая, горы Сарлык (2507 м), кедровой рощи. Сказать честно, Семинский перевал не похож на перевал, так, жалкое подобие… Если бы не знать, что он существует, то показалось бы, что просто машина перегрелась. На этом месте наша команда в прошлом году рассталась, так как Саньке срочно нужно было ехать в Омск, а мы с Рашидом поехали дальше бороздить Алтайские достопримечательности, но уже в национальной тюбетейке.
От Семинского перевала начинается 11-километровый спуск в долину реки Урсул, к селу Туэкта, с которого на автомобиле, если не давить на тормоз, скатываешься вихрем, как с ледяной горки. Дороги перевала очень необычны и непредсказуемы своими изгибами, как ленты вьющиеся по ветру, поэтому водителю надо быть предельно внимательным, о чем на трассе всегда предупреждают специально установленные стенды. А в наш нынешний переезд через перевал горы были затянуты сильным туманом, поэтому двигались мы на минимальной скорости.
Семинский перевал является своеобразной границей «организованно-цивилизованного» и «дико-экзотического» туризма. После перевала туристические базы и комплексы постепенно исчезают уступая место первозданной природе, практически не тронутой человеком. Алтай обволакивает своей красотой и величием, горы становятся непохожими друг на друга, выше и круче. Поворачиваешь голову налево — каменистые склоны и вершины, выжженная солнцем земля, а направо — пушистая зелень хребтов, бурная растительность. Хочется, чтобы глаза стали видеокамерой, потому что живой взгляд способен охватить пространство гораздо шире, чем глазок видеокамеры. Пространство впечатляет, вдохновляет и, не смотря на большую скорость движения, мы плывем в этом пространстве, как облака.
В этом году на внедорожниках подъем на перевал показался детской шалостью. Однако, до этого, в районе села Шебалино наша омская бригада из «Мостовика» ведет вот уже 2-й год дорожные работы. Проезжая мимо и заприметив родной 55 регион на асфальтопрокладчиках, мы дружно посигналили, земляки ответили тем же, но через пару километров в лобовое стекло Прадика и Корандочки прилетело по хорошему камешку. Будьте осторожны на дорогах!
Село Каракол, три темечка и мистика с озером Ару-Кем
Панорама национального парка Уч-Энмек сделанная моим сыном
В прошлом году продолжая с Рашидом путешествие, на 614 км Чуйского тракта через 20 км после спуска с Семинского перевала, мы увидели указатель «с.Туекта, комплекс археологических памятников», а на 618 км – природный парк «Уч-Энмек», затем через 1 км – село Каракол, археологический памятник «Каракол», краеведческий музей, АЗС и указатель «Кулада, Бичикту-Боом». На неприметном свертке мы повернули направо, после мостика повернули еще раз направо и через несколько километров добрались до аилов, посадили в свой переполненный вещами автомобиль местную девушку проходящую практику (удача, что она была миниатюрной). Она нам все и показала. От нее то, мы и узнали, что Уч-Энмек – это «три темечка». Это священная гора с тремя вершинами является чем-то наподобие нашего Омского Окунева – пупом Земли, но в Алтае…
Что-то пупов много стало… А еще один я в Иерусалиме видел.
Посмотрели наскальные рисунки, которые сложно найти несведущему туристу, ну и на могиле какого-то батыра посидели скончавшегося около 5 тысяч лет назад. Его камень вставлен в землю метра на 4 говорят, и обладают сложной электромагнитной защитной функцией захоронений, пока недостаточно понятной для ученых. А еще наша проводница рассказала нам про исполинское озеро у подножья Уч-Энмек под названием Ару-Кем, являющееся святым местом для местных жителей. Однако, уже подходило обеденное время, а нам нужно было перевалить еще через один перевал и добраться до ночлега, мы загадали окунуться в красоты этого озера на следующий год. В этом году, разрабатывая маршрут, озеро Ару-Кем было поставлено во главу достопримечательностей нового путешествия.
( Читать дальше )
avtoturistu.ru
Алтай / Поиск по тегам / Автотуристу.РУ
Желание посетить Алтай родилось давно, еще в середине нулевых. Но все как-то руки не доходили, да и кошелек не способствовал. Первые попытки осуществить задуманное начались в конце 2013 года. К сожалению, реализовать это сформированное желание в 2014 году не удалось (а может и к лучшему, учитывая, что в период предполагаемого там нахождения на Алтае как раз было наводнение), а посему реализацию этого проекта пришлось перенести на 2015 год. Время до отправления было потрачено с пользой для дела. Детально был проработан весь маршрут, причем имелись и его альтернативы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В навигатор были вбиты все путевые точки, куплены билеты от Санкт-Петербурга до Новосибирска и назад. Переписка по бронированию гостиниц и аренде автомобиля началась примерно за 2 месяца до отъезда.Итак, июль месяц лета 2015 года. Город на Северо-западе России. Состав участников – 3 человека, я жена и дочка.
День 1. Дорога в Новосибирск.
Междугородний автобус довез всех участников до аэропорта Пулково, где предстояло просидеть 2 часа до регистрации, позднее рейс был перенесен еще на 1,5 часа, что заставило немножко понервничать т.к. практически не оставалось времени до стыковочного рейса из Москвы.
День 2. Переезд в Барнаул.
Рейс Transaero прибыл строго по расписанию и в 7.50 получив багаж мы стояли на выходе из здания аэропорта Толмачево в ожидании заказанного автомобиля. Автомобиль опаздывал. Спину припекало, день обещал быть жарким. С опозданием в 25 минут прибыл наш дилижанс заказанный на autoprokatnsk.ru. Загрузились, отъехали от аэропорта, подписали договор, рассчитались, довезли арендатора до города (один фиг через него едем), затарились в Ленте и рванули в сторону Барнаула. Машина явно не первой свежести, руль при езде ощутимо вибрирует, само рулевое колесо скошено вбок градусов на 10-15 и имеет небольшой люфт (малююююсенький). Однако, не смотря на все сложности, выпавшие на её жизнь, на трассе она вела себя вполне достойно. С сожалением отметил отсутствие USB разъема в магнитоле («…к такому нас не готовили…»), пришлось ехать без музыки.
Температура на улице тем временем подкатила к отметке +35 градусов, что после традиционных +18 у нас было слегка непривычно.
Дорога до Барнаула проходится довольно легко, даже не смотря на почти суточный переезд и перелет, а также бессонную ночь. Напрягает только выезд из Новосибирска с большим дорожным трафиком, сплошными ремонтами и ограничениями в 70 км/час. Последние километров 40 до Барнаула вообще сказка – 4-х полоска с отбойником посередине. Для себя отметил, что местные в основном соблюдают скоростной режим, причем это не зависит от «крутости» автомобиля.
В районе 14.00 въехали в Барнаул и заселились в квартиру, заказанную на gorkvartira.ru. После обеда погуляли по городу, попили местного разливного пива (так себе).
( Читать дальше )
avtoturistu.ru
Автопутешествие по Алтаю 1 — 4 мая 2019. Чуйский тракт и Кату-Ярык
Описание автотура по Чуйскому тракту
За четыре дня нашего автопутешествия мы насладимся майскими красками Чуйского тракта. Мы увидим цветение насыщенно-сиреневого Маральника! Проедем по незабываемым горных ущельям, перевалам и серпантинам.
Будем наблюдать, как тянутся рядом с нами Алтайские горные хребты, заедем на Гейзерное озеро и насладимся бесконечной Курайской степью. Пообедаем на обзорной площадке с видом на Северо-Чуйский хребет, а потом еще и с видом на ущелье неподалеку от перевала Кату-Ярык. Все это вас ждем в насыщенном автотуре по Алтаю!
Интересные места
Курайская степь
Необыкновенное место — бескрайняя степь, с открывающимся видом на Северо-Чуйский хребет. Эту степь мы будем наблюдать с холмов неподалеку, куда заберемся на авто.Перевал Кату-Ярык
Один из красивейших и опасных автомобильных перевалов Горного Алтая. Мы доберемся до него и понаблюдаем сверху на долину реки Чулышман. Вид потрясающий!Марсово поле
А вы были на Марсе? Есть способ побывать на красивом контрастно-красном месте Алтая. Красная-красная степь, поднявшись на холмы, мы как будто доберемся на необычайную планету Марс.Озеро Киделю и другие Улаганские озера
Необычайно красивое озеро Киделю расположено неподалеку от Улаганского перевала. Великолепное расположение перед горным хребтом делает этот вид особенно красивым.Гейзерное озеро
Очень красивое и контрастное озеро, расположенное неподалеку от Чуйского тракта. Дно постоянно меняется из-за подземных источников, создавая красивые водовороты.Маршрут по дням
Первый день
Старт:
- Выезжаем из Новосибирска в 7 утра.
- Для жителей Новокузнецка будет удобней присоединиться из Бийска — ориентировочное время встречи — 10 утра.
Едем в сторону Чуйского Тракта, далее дорога идет через Бийск, Горно-Алтайск. Чуйский тракт начинается с Бийска. По дороге будет несколько остановок (от 5 до 10) для фото и отдыха.
Красота дороги начинается уже при проезде через республику Алтай. Вот оно красавец Чуйский тракт, нам открываются первые небольшие холмы. Мы начинаем въезжать в горную местность, дорога идет вдоль величавой реки Катунь.
По пути мы проедем Семинский перевал с сувенирными лавками, крутой и затяжной перевал Чике-Таман, откуда уже открываются первые панорамы. Будем останавливаться для фотографирования насыщенно-сиреневого маральника. В конце дня мы приедем на слияние рек Чуи и Катуни.
- Маральник
- Слияние Чуи и Катуни
К концу дня приезжаем на турбазу в поселке Акташ и размещаемся в домиках по 2–3 человека.
Второй день
Сегодня начинаются горы! По дороге один за другим открываются вершины, частично покрытые до сих пор снегом.
Чуйский трактМы поедем на ярко-бирюзовое Гейзерное озеро. Дальше поднимемся на автомобиле по холмам, чтобы встать и обжарить вкуснейший лаваш с сыром на площадке с видом на Северо-Чуйский хребет. Отсюда открывается великолепная панорама! Курайская степь и горный хребет, отдыхаем и наслаждаемся.
- Северо-Чуйский хребет
- Курайская степь и Северо-Чуйский хребет
Во второй половине дня мы заедем на красные марсианские поля Алтая. Будем ехать по красной пустыне, напоминающей Монголию. Красным-красно вокруг. Фотографируемся и едем дальше.
Марсово поле, Горный Алтай, АвтопутешествиеВозвращаясь, обязательно наберем воды и источников. В конце дня сходим в баню.
Третий день
На сегодня у нас запланирован великий перевал Кату-Ярык! Дорога начинается не из легких. Мы съезжаем с асфальта и передвигаемся по вырубленной местами дороге.
День начинается с красных ворот, которые люди прорубили, чтобы построить дорогу.
А дальше идут Улаганские озера один краше другого! Самое запоминающееся — озеро Киделю. Которое отлично расположилось перед горным хребтом. Передвигаясь дальше, мы поднимаемся выше к Улаганскому перевалу. Местами меняется рельеф, появляются новые вершины и озера.
Обед сделаем с видом на ущелье реки Чулышман, которая тянется к Телецкому озеру. Все это уже близко к перевалу Кату-Ярык. Разворачиваем мангал, жарим обед и вкусно кушаем.
- Площадка перед долиной реки Чулышман
- Перевал Кату-Ярык
А вот и красавец перевал. Великолепное ущелье — созданное природой. Наслаждаемся и выдвигаемся обратно. А на турбазе нас ждет теплая баня 🙂
Четвертый день
Дорога обратно. Делаем остановки в местах, которые еще не успели посмотреть в первый день.
Заедем на несколько обзорных площадок. Фотографируем интересные наложения камней и, конечно, же Маральник! Контрастно сиреневый, он очень насыщенно и круто смотрится на холмах!
К вечеру мы прибудем в Бийск, а затем и в Новосибирск. До скорых встреч в путешествиях!
Фотографии — Чуйский тракт в мае
Стоимость участия
Включено:
- Место в микроавтобусе на всё время путешествия
- Ночевка в домиках (4 человека на 1 домик) — 3 ночи
- Баня — 2 раза
- Необходимые перекусы по маршруту во время поездки
- Завтрак и ужин
- Плата за посещение закрытых туристических зон (Гейзерное озеро, Марсианские поля)
Стоимость — на 2020 год уточняется
В стоимость не входит — питание в пригородных кафе в первый и четвертый день
УчаствоватьВернуться наверх
Полезное
podnebesnie.ru