Зимний дворец Википедия
дворец | |
Зимний дворец | |
---|---|
Страна |
|
Местоположение | Дворцовый округ[1] |
Архитектурный стиль | Елизаветинское барокко |
Автор проекта | Франческо Растрелли |
Архитектор | Франческо Растрелли |
Основатель | Елизавета Петровна |
Дата основания | 1754 год |
Строительство | 1754 год — 1762 год |
Основные даты | |
1839 — Восстановлен после пожара | |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510390340026 (ЕГРОКН). Объект № 7810514003 (БД Викигида) |
Состояние | музейный комплекс |
Сайт | hermitagemuseum.org/wps/… |
Медиафайлы на Викискладе |
Зимний дворец (в 1918—1943 годах — Дворец Искусств [2][3]) — главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38, город Санкт-Петербург. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Карл Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с совет
ruwikiorg.ru
архитектура, история и интерьеры залов и гостиных
Зимний – главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, высотное жилое здание в Санкт-Петербурге. Расположен на Дворцовой набережной 38.
Экскурс в прошлое
Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.
В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.
Отголоски событий в Зимнем дворце:
- 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
- 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
- 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
- В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
- В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
- В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
- В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
- 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
- В 1919 году открылась выставка живописи.
- 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
- В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.
Архитектурные особенности Зимнего дворца
Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.
Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.
Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.
Использование построек дворца
В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.
Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.
Зимний дворец в цифрах
В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).
Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.
Особенности дворцовых помещений
В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.
Значимые помещения
Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.
Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.
На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».
Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.
Описание и назначение залов
Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.
Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.
Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.
Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.
Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.
Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.
Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.
Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.
Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.
Военная галерея
Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».
Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.
Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.
Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.
Другие помещения
- В малиновом кабинете царская семья принимала гостей, здесь пили чай, читали вслух книги. Главное украшение комнаты – стены, сплошь затянутые вышитой золотом материей малинового цвета.
- Будуар. В глубине комнаты устроен альков (ниша в стене для кровати), украшенный узорчатой золоченой решеткой и аркой. Стены обтянуты шелком с золотыми вышивками, на стенах – панно в резных рамах. Затейливым орнаментом оформлен потолок. Украшают будуар маленькие и большие зеркала, мраморный камин, резная золоченая мебель: диваны и кресла, стулья и стульчики.
- Зеленая столовая – помещение без окон. Через застекленный потолок струится свет оранжевого фонаря на крыше.
- Синяя спальня названа по цвету окраски стен. Альков – за двумя колоннами, драпировку кровати фиксируют тяжеловесные золоченые карнизы. Колонны отделаны желтым мрамором.
- Туалетная комната. Здесь переодевалась и отдыхала императрица. Стены обиты тканью лилового цвета. Украшают комнату портреты близких людей семейства и виды окрестностей Санкт- Петербурга. Бельевой шкаф и письменный стол, кушетки и мягкие кресла создавали удобство и комфорт императрицы.
- Ванная комната с мраморной ванной, с камином и кушеткой. Стены голубого цвета.
- Апартаменты наследника состояли из прихожей и приемной, кабинета и спальни, гардеробной и библиотеки.
В Зимнем дворце размещена экспозиция Государственного Эрмитажа. Дворцовая площадь и Зимний дворец – красивейший архитектурный ансамбль современного Петербурга, объект внутрироссийского и международного туризма.
Загрузка…Ещё интересные сооружения
architectureguru.ru
Кто архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге? :: SYL.ru
Кто архитектор Зимнего дворца в Петербурге? Этот вопрос часто задают туристы, впервые попавшие в Северную столицу России. А какого именно Зимнего дворца? Того, который располагается сейчас на углу Дворцовой набережной и Адмиралтейского проезда? Или одного из тех Зимних дворцов, которые исторически предшествовали этому сооружению? Давайте разберемся и попытаемся найти ответы на все эти вопросы.
Свадебные палаты
Самый первый Зимний дворец принадлежал Петру I, но в общей нумерации всех Зимних дворцов он не упоминается. Располагался дворец на Адмиралтейском острове и был деревянным. Его внешний вид не сохранился даже на старинных гравюрах Алексея Зубова — самого первого русского мастера, запечатлевавшего изначальный Санкт-Петербург в своих произведениях.
В 1711 году на том же месте для Петра I Доменико Трезини вместо деревянного возвел первый каменный Зимний дворец. Он развернул свой фасад вдоль протоки, ныне именующейся Зимней канавкой. Возведение этого дворца стало необходимым в связи с женитьбой царя на Марте Скавронской — будущей императрице Екатерине I.
Второй Зимний дворец
Петру I было не очень комфортно жить с семьей в одном доме, учитывая ритм императорской жизни. Кроме того, монарх предпочитал работать в тишине. В связи с этим в 1716 году новый проект дворца для императора разрабатывал Георг Маттарнови, но после его смерти архитекторы несколько раз меняли идеи, им представленные.
Петр I поручил строительство Зимних палат французскому архитектору Жану Батисту Леблону, прибывшему в Петербург на работу по найму, чтобы выстроить каменные Зимние палаты неподалеку от Свадебных, здесь же на берегу Зимней канавки, но поближе к Неве. Новый каменный дворец был повернут фасадом уже к Неве — главному проспекту города. Однако результаты работы Леблона по какой-то причине не удовлетворили Петра I, поэтому перестройку дворца и завершение работ по его созданию снова легли на плечи Доменико Трезини.
Третий Зимний дворец
Дворец, перестроенный для Петра I Трезини, принято считать третьим. Основные работы по строительству охватывают период с 1718 по 1719 годы. При этом дворец Трезини стал значительно больше, чем предполагался изначально Маттарнови, но включал в качестве одной из частей нового здания то, что было разработано предшественником. Эта часть стала западным корпусом второго Зимнего дворца, а триумфальная арка соединила его с аналогичным Восточным корпусом. Арка имела три пролета и была декорирована скульптурами, аллегорически представлявшими победу русской армии в Северной войне со Швецией.
Четвертый Зимний дворец
Этот дворец имеет отношение уже к императрице Анне Иоанновне. Он был возведен по ее указу также на Адмиралтейском острове, только ниже по течению Невы и не на пустом месте. Он был сооружен на месте особняка генерала Апраксина. Архитектором Зимнего дворца Анны Иоанновны стал молодой итальянский мастер Франческо Бартоломео Растрелли, тогда еще только начинавший свою карьеру.
После возведения этого сооружения предыдущий Зимний дворец стал использоваться в качестве хозяйственной постройки. Во времена правления Екатерины II на его фундаментах и остатках фасадов Джакомо Кваренги построит здание Эрмитажного театра.
После восхождения на престол Елизаветы Петровны Растрелли — архитектор, создавший Зимний дворец, неоднократно расширял здание: создал интерьеры Малинового и Янтарного кабинетов, пристроил дополнительный двухэтажный корпус со стороны Адмиралтейства, часовню, мыльню и другие помещения.
Пятый временный Зимний дворец
Елизавета Петровна не желала жить в скромном, по ее разумению, дворце предшественницы. Воспитанная для французского престола, уже не юная Елизавета предпочитала роскошь и изящество, утонченность и изысканность во всем. Она решает перестроить Зимний дворец Анны Иоанновны и поручает эту работу своему придворному архитектору — все тому же Ф. Б. Растрелли. Но где же разместиться на время строительства императорскому двору?
Чтобы решить эту проблему, Растрелли возводит для императрицы деревянный дворец, который занимал по тем временам немалую территорию: между Мойкой, Невским проспектом и нынешней Малой Морской улицей.
Именно в этом дворце Елизавета и провела все свои последующие годы в веселье, маскарадах и балах. Предполагается, что именно во временном Зимнем дворце она впервые познакомилась с ярославским театром Федора Волкова, который потом стал основой для создания в 1756 году русского профессионального театра.
Интересно, что в то же время, когда строился шестой Зимний дворец, а Елизавета проживала во временном дворце, на другой стороне Мойки возводилось еще одно дворцовое здание, предназначенное для баронов Строгановых. Встречается информация о том, что Елизавета ревностно следила за строительством Строгановского дворца. Ведь архитектор Зимнего дворца — автор и Строгановского особняка на набережной Мойки.
Шестой Зимний дворец
Тем временем рос и шестой Зимний дворец на привычном для нас месте. Только вот строился он намного дольше Строгановского. И по иронии судьбы Елизавета Петровна так в него въехать и не успела — императрица скончалась. Первым его хозяином стал император Петр III, переехавший в недостроенное здание. Еще вся площадь перед дворцом была завалена строительным мусором, а монарх уже планировал прием послов. Не откажешь в находчивости императору: он велел объявить на весь Петербург, что отдает все, что захламляет площадь, бесплатно. И площадь в один день была очищена.
Елизаветинский Зимний дворец засиял отраженным светом европейского барокко и стал одной из жемчужин Северной столицы. Архитектор Зимнего дворца в Петербурге создал уникальное сооружение в стиле зрелого русского барокко. Он удачно использовал достижения европейской архитектуры в сочетании с особенностями быта русской аристократии и климатическими условиями Петербурга.
Зимний дворец архитектора Растрелли — одна из самых впечатляющих построек города по размерам, так как длина его фасадов достигает двухсот метров, по количеству помещений, которых здесь одна тысяча пятьдесят семь, по богатству декора.
Итальянский маэстро
Имя архитектора Зимнего дворца в Санкт-Петербурге известно даже маленьким детям. А что мы знаем об этом человеке?
Итальянец по происхождению, родом из Флоренции. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло, Растрелли попал во Францию, где отец его утроился на службу к Людовику XIV. Когда же король умер, семья Растрелли осталась без средств к существованию. С работой в Европе тогда было плохо, и Бартоломео Карло ухватился за возможность, предложенную ему Россией — отправился строить по контракту молодой российский город.
Семья Растрелли приехала в город на Неве в 1716 году сроком на три года службы при дворе. Франческо помогал отцу в работе над проектами строительства Стрельнинского дворца и отделки особняков Шафирова и Апраксина. Первой индивидуальной работой юного дарования стал дворец Кантемира. Далее последовал Манеж для Бирона между Невским проспектом, Мойкой и нынешней Большой Морской улицей, Летний и Зимний дворцы в Петербурге, дворцы в резиденциях Бирона.
В 1738 году Растрелли получил должность обер-архитектора. После ареста Бирона в 1740 году архитектор проектировал особняки для немецкого министра Миниха и регента при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче — его матери Анны Леопольдовны. После переворота 1741 года пришедшая к власти Елизавета упраздняет графский титул Растрелли. Он попал в опалу, но не отчаялся, потому что знал: никто из других архитекторов не в состоянии угодить француженке. Вскоре его снова приглашают ко двору и поручают сооружение самых важных в государстве объектов — императорских дворцов.
Зимний дворец как историко-культурный памятник
Архитектор Зимнего дворца сделал эту постройку самым высоким по тем временам зданием в городе. В плане сооружение имеет форму замкнутого четырехугольника с внутренним двором четырехугольной формы и четыре фасада, которые не повторяют по своей форме и декору друг друга.
Общее в оформлении фасадов — деление его карнизами на горизонтальные части поэтажно. Поэтажно же на фасадах располагаются колонны и пилястры, которые чередуются друг с другом, создавая сложную ритмическую основу: одиночные, сдвоенные, пучки. Ажурные кованые решетки украшают въезды на территорию внутреннего двора. По кровле в ритме колонн расположилось огромное количество скульптур и ваз. Скульптуры выполнены по рисункам самого Растрелли Боумхеном. В некоторых источниках можно встретить информацию, что они полые, в иных — вырезаны из пудожского камня. Огромное количество позолоты, лепнины, замковые камни над окнами, купол дворцовой церкви, фронтоны и аттики делают облик дворца незабываемым и нарядным, даже немного сказочным.
www.syl.ru
Зимний дворец, Санкт-Петербург. Адрес, фото, архитекторы, официальный сайт «Культура.РФ»
Еще в 1752 году Ф. Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте.
По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф. Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию».
Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный — в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф. Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены.
Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец.
Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце — она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III.
В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838—1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов.
Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».
Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.
Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.
Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.
Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея.
www.culture.ru
Архитектор Зимнего дворца в Петербурге
Архитектура Северной столицы России изобилует всемирно известными именами. Здесь творили в угоду императорам и знати такие столпы, как Росси, Кваренги, Растрелли, Монферран, Фельтен, Трезини и многие другие. Поговорим о наследии великого архитектора Петербурга, создателя основного фасада этого замечательного города, доминанты Дворцовой площади и всей творческой эпохи так называемого зрелого барокко в России. Речь, конечно же, о Зимнем. Раскроем имя его создателя. Это архитектор Растрелли. Зимний дворец является не только венцом карьеры знаменитого зодчего, но и памятником архитектуры восемнадцатого столетия.
Начало карьеры
Архитектор Зимнего дворца родился в Париже в 1700 году, причем его отец – итальянский скульптор – приложил много сил к тому, чтобы развить талант, сразу замеченный им у сына. Получив образование в Париже, Растрелли в 1716 году вместе с папой переезжает в Россию. Поначалу будущий архитектор Зимнего дворца работал помощником у отца, однако в 1722 году начал собственную карьеру в новой и зачастую недружелюбной стране. Вплоть до 30-го года он много ездил в Европу, в основном в Италию, Германию, Францию. Главной целью этих поездок можно назвать обучение. За это время он многое перенял у европейских мастеров, сформировав собственное видение стиля барокко, которое не замедлило выразиться в первых работах, появившихся в 30-х годах восемнадцатого столетия.
Ранний период
Будущий архитектор Зимнего дворца создал несколько деревянных построек в Москве в 1730 году по заказу Анны Иоанновны, державшей престол на тот момент. Вскоре после переезда императрицы из первопрестольной в Северную столицу, в 1732 году, Растрелли берется за проект Зимнего дворца, уже третьего по счету, но еще не последнего. Кроме того, в указанный период созданы два дворца для Бирона. А его тяга к барокко все отчетливее формируется в затейливых и одновременно масштабных проектах того времени.
Дворец в Петергофе
Расцвет таланта Растрелли приходится на время становления власти императрицы Елизаветы Петровны. Ему поступают официальные заказы на крупные проекты государственной важности. В творениях мастера формируется лицо российской и мировой архитектуры. Роскошная отделка символизирует мощь и богатство империи. На месте нынешнего Инженерного замка вырастает новый летний дворец для первой леди государства. В период с 1746 по 1755 годы, благодаря усилиям архитектора, поднимается знаменитый теперь на весь мир Большой Петергофский дворец. С 1752 по 1756 – не менее известный Царскосельский дворец. К нему приходят мировая известность и милость высшей государственной элиты.
Царскосельский дворец
Большой, или Екатерининский дворец, расположившийся в Царском селе, – это вообще отдельный разговор. Мировая известность постройке досталась именно благодаря невероятному таланту архитектора, взявшемуся за его возведение. Это одно из самых знаменитых его творений, приведшее мастера к венцу всего его наследия, ведь именно вслед за ним был создан шедевр, в котором сейчас располагается один из богатейших музеев мира, – Зимний дворец в Петербурге. Архитектор вложил в него весь свой огромный накопленный к тому времени опыт и максимум таланта, в результате чего получилось здание, на которое и по сей день съезжаются посмотреть миллионы туристов.
Зимний дворец
Итак, архитектор Зимнего дворца взялся за его постройку в 1754 году. На этот момент мастер, уже в летах и не только обласканный элитой мировой культуры и политики, но и успевший этим пресытиться, строит один из самых знаменитых памятников архитектуры так называемого зрелого барокко, которое, к слову, уже отживает свой век. Здание практически полностью завершено к 1762 году. Этот комплекс действительно величественен. В плане он представляет собой грандиозное замкнутое каре с внутренним двориком. Фасад, выходящий на Дворцовую площадь, – это произведение искусства в высшем его проявлении.
Великолепие и истинное, парадное назначение строения как нельзя лучше подчеркнуты. Очевидно, именно на это делал акцент архитектор Зимнего дворца. При Петре 1, например, этой вычурности отделке не уделялось никакого внимания, но Елизавета, его дочь, любила роскошь, и постоянно окружала ею себя, в том числе в архитектуре.
И Зимний весь в этом. Оба фасада (и тот, что выходит на набережную, и тот, что на Дворцовую площадь) великолепны в стройности и богатстве отделки, роскоши, навязчиво сообщающей, что русские императоры привыкли к самому лучшему. Именно поэтому до сих пор в Петербург стекается огромное множество людей, чтобы лично увидеть эти великолепные экстерьеры и интерьеры, созданные уже более двух веков назад.
Последние годы
Следует упомянуть, что примерно в это же время создавался не менее важный памятник архитектуры эпохи. Знаменитый Смольный собор был построен в 1748-1764 годах. Как известно, Екатерина, взошедшая на престол в 1762 году, не любила вычурности зрелого барокко в архитектуре. Это не замедлило сказаться на положении обласканного властью маэстро. Сначала он просто подал в отставку, а затем и вовсе отправился в Швейцарию, так и не дождавшись окончания строительства последнего своего детища – Смольного собора. Растрелли скончался в 1771 году, по одним свидетельствам – в Швейцарии, по другим – в России. Эта неопределенность только добавляет тайну к и без того легендарной карьере знаменитого творца императорских фасадов и интерьеров Петербурга.
Тем не менее, так, довольно бесславно, закончил свои дни знаменитый архитектор Зимнего дворца, при Петре начавший свой великий творческий путь, а при Екатерине завершивший его. Но его творения и сейчас удивляют. И, несмотря ни на что, имя архитектора Зимнего дворца остается в веках одним из величайших.
fb.ru
Интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
На протяжении веков ценители прекрасного восхищаются интерьерами Зимнего дворца. Эти удивительные примеры классического искусства знамениты во всем мире. Роскошное великолепие убранства поражает воображение, не оставляя равнодушным никого. В нем картины, орнаменты, скульптуры – является свидетелем царской эпохи начиная с 1762 г., момента, когда было начато строительство.
Иорданская лестница
Первоначальное название — «Посольская». Она задумывалась как главная парадная лестница дворца, по которой осуществляли прием послов иностранных государств. Она служила проводником в парадные залы, и являла собой высокохудожественный пример архитектуры.
Свое нынешнее название «Иорданская» лестница получила немного позже, в связи с одним обычаем царской семьи. Каждый праздник Крещения Господня царственные особы спускались по ней к Неве, где проводился обряд освящения. Прорубь с чудотворной водой называлась Иордань.
Лестница построена в стиле русского барокко. Мрамор, из которого изготовлены ступени и резная балюстрада, привезен из местечка Каррара в Апуанских Альпах.
Над ней под сводами расположены плафоны с изображениями древнегреческих богов, стены отделаны фигурами из золотой лепнины, а массивные гладкие колонны верхней балюстрады возвышаются величественной статью.
Петровский (Малый тронный) зал
Посвящен памяти великого русского императора Петра I. Верхняя половина стен украшена полотнами, на которых изображены сражения Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). В нише, которая напоминает Триумфальную арку, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой славы».
Главный архитектор Малого тронного зала О. Р. Монферран, который приступил к работе в 1833 году. В 1837 г. случился пожар и восстановлением интерьера занимался Василий Стасов.
Стены обиты лионским бархатом, расшитым серебряными вставками. В отделку вписаны вензель императора (с 2-мя латинскими буквами «Р»), двуглавые орлы, символы русского государства, и короны.
Зал с часами «Павлин»
Год создания Павильонного зала – 1858. Архитектор Андрей Штакеншнейдер соединил в нем ренессансные, готические и восточные мотивы. Большие окна «в пол» выходят во внутренний двор с висячими садами и имеют вид на Неву.
Весь интерьер наполнен белым мрамором, который придает помещению воздушного шарма, а изысканные хрустальные люстры в большом количестве делают его еще более светлым. На потолке и арочной аркаде нашли отражение орнаменты, выполненные из позолоченных элементов.
Екатерина II в конце XVIII в. приобрела для Павильонного зала золотые часы «Павлин». Основой являются фигуры павлина, совы и петуха. Их создатель Джеймс Кокс снабдил устройство приспособлением, которое приводило птиц в движение. И этот механизм по сей день в рабочем состоянии.
Зал Рафаэля
Прообразом послужила расписанная Сикстинская капелла в Ватикане. Их созданием занимался архитектор Дж. Кваренги в 1870-х гг. Очень чуткая к прекрасному, императрица Екатерина II пожелала иметь у себя в России все самое роскошное. И, с ходом времени, в городе на Неве была сделана копия части дворца папы римского.
Галерея состоит из 13 отделов и, в общей сложности протянулась на 65 м. В каждой из них изображены по 4 библейских эпизода Ветхого и Нового Заветов.
Интересен факт, что на данный момент лоджиями Рафаэля можно полюбоваться только в Эрмитаже, потому что оригинал творения в Ватикане недоступен для глаз туристов.
Георгиевский зал
Другое название – Большой тронный зал. Он был создан в начале 1840-х гг. Василием Стасовым, который опирался на заложенный ранее стиль Дж. Кваренги. Здесь нашел применение белый каррарский мрамор, которым отделано все пространство помещения и колонны.
С обеих сторон в зал проникает внешний свет. Бронзовые украшения, покрытые слоем золота, обрамляют великолепное убранство. Это место проведения всех официальных церемоний и приемов императорских времен.
Трон выполнен в Лондоне по заказу Анны Иоанновны. Над ним возвышается барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона».
Военная галерея 1812 года
Создана проектировщиком Карлом Росси в 1826 г. Это событие приурочено к победе России в Отечественной войне 1812 г.
На стенах — огромное число портретов русских генералов, сражавшихся с Наполеоном и участвовавших в военных походах 1813-1814 гг. Авторы картин: Дж. Доу, А.В. Поляков и В.А. Голике. Центральное место отведено императорам союзникам Александру I, Фридриху Вильгельму III и Францу I.
Гербовый зал
Был создан в конце 1830-х гг. Василием Стасовым и предназначался для торжественных приемов. У входа в зал расположились скульптуры древнерусских воинов со знаменами и щитками с названиями губерний. Эти изображения сохранились и на люстрах.
Сочетание белого и золотого, высокая колоннада и фриз, венчающий зал – делают интерьер очень торжественным. В центре находится чаша из авантюрина, изготовленная екатеринбургскими мастерами.
Александровский зал
Создан А. Брюлловым после 1837 г. и посвящен памяти Александра I. Интересное сочетание готики и классицизма, белая лепнина на голубом фоне стен, медальоны с обрисовкой событий 1812, 1813 и 1814 гг., коллекция европейского серебра – придают помещению неповторимый шарм.
Сам император изображен в виде древнеславянского божества Родомысла.
Зал большой чаши
«Царица ваз» весит почти 20 тонн и является самой большой каменной вазой в мире и выполнена из цельной глыбы зеленой яшмы. Автор — Авраам Мельников, начавший подготовительные работы, в феврале 1828 г. Процесс создания занял почти 2 десятка лет.
Внутри чаша отделана резным орнаментом. Она установлена на пьедестале цельного камня, который был обнаружен позже. Официальной датой завершения работ и доставления чаши в Зимний дворец считается 1843 г.
Будуар
Эта комната – часть покоев Марины Александровны, жены Александра II, нарядный вид которой был создан в 1853 г. Г. Боссе. Художественный стиль «рококо» подразумевал ткани яркого шелка с металлической нитью и мягкую мебель в золоченом оформлении.
Теперь вы знаете в каких роскошных интерьерах жила царская семья. Попасть в Зимний дворец, можно в любое время года и лично насладиться красивыми и невероятными видами.
Санкт-Петербург — мой дом и самый красивый город на Земле. Я люблю его за великолепную архитектуру, неповторимую атмосферу и даже за серые будни. Мне нравится делиться с читателями своими впечатлениями о городе, «показывать» словом на сколько он необычен и величественен.
Отличная статья 1
spbinteres.ru