Архитектор парфенона: Парфенон — Википедия – «Кто построил Парфенон? Чем интересно это сооружение? В каком году его разрушили?» – Яндекс.Знатоки

Архитектурное и художественное оформление Парфенона древней Греции

 

Парфенон древней ГрецииНа афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.

 

Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.

 

Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.

 

Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.

 

Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.

 

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

 

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

 

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

 

Архитектурно-конструктивное решение Парфенона древней Греции

 

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

 

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

 

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

 

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

 

Художественно-декоративное оформление Парфенона

 

Значительную ценность имеют для нас структуры, которые украшали Парфенон: мраморный фриз, 92 метопы расположены по четырем сторонам храма, два фронтона.

 

Фриз Парфенона. На верхней части стены храма за внешней колоннадой виден фриз – зофор. Он представляет собой непрерывную многофигурную 160-и метровую барельефную мраморную ленту, на которой изображены 350 людей и 250 животных в различных ракурсах.

 

Фриз парфенона

 

Фриз Парфенона посвящался празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждых 4 года в честь покровительницы города – богини Афины.

 

В начале фриза показано состязание всадников, затем идут закланные животные, их сменяют шествие празднично одетых людей Афин, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине (пеплос), сотканный афинскими девушками.

 

В завершении шествия, в торцевой части фриза показано пиршество 12-и богов Олимпа. По размерам группы фриза небольшие, но выразительны, ни разу не повторяющиеся многих сотен фигур людей и животных.

 

Метопы Парфенона. Архитектура Парфенона предполагала размещение метоп над колоннадой, с внешней стороны храма, сюжеты которых были построены на мифологических историях Аттики, отображающие незначительные подвиги Афины.

 

Метопы Парфенона

 

Всего было 92 метопы – по 14 на фасадных сторонах и по 32 – на боковых – стенах. Вырезаны они были в высоком рельефе – горельефе. На метофах восточного фронтона изображена сцена битвы богов с великанами. На западном — сцена борьбы греков с амазонками.

 

На метопах северной стороны храма – падение Трои, на южной – борьба лапифов с кентаврами. Но главным и важнейшим событиям в жизни богини посвящены фронтонные группы.

 

Фронтоны Парфенона – восточные и западные. На восточном фронтоне, который лучше сохранился, изображена сцена рождения Афины из головы Зевса согласно древнегреческому мифу.

 

Фронтоны Парфенона

 

В правом углу восточного фронтона помещены три женские фигуры, возможно, это три Мойры (богини судьбы). Интересно передана плавная мягкость и теплота светотени в складке одежды женских фигур.

 

На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном о господстве над Аттикой.

 

Окраска Парфенона, облицовка. Парфенон был полностью выстроен из квадров белого пентелийского мрамора, выложенных насухо. Свойства этого мрамора токовы, что из-за наличия в нем железа, со временем он приобретал золотистую патину, которая придавала плитам теплый, желтоватый оттенок.

 

Однако, некоторые плиты Парфенона раскрашивались, когда нужно было выделить какие то отдельные элементы. Так, триглифы, которые были затенены карнизом, покрывали синей краской. Для фона метоп и фронтонов также использовали синюю краску.

 

Статуя Афины в Парфеноне

 

Для окраски вертикальных плит фронтонов использовалась позолота. Верхние части храма были окрашены в темно-красный цвет, иногда изредка оттенены были узкими полосками позолоты.

 

Парфенон в Афинах в своем первоначальном виде просуществовал около двух тысячелетий. До наших дней сохранились: на территории акрополя – разрушенные колонны храма, не многочисленные фрагменты метоп, фриза, фронтонов – хранятся в различных музеях мира.

 

Загадка Парфенона: не верь глазам своим

Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок…

Одним из таких объектов является Парфенон.

Каждый год толпы туристов поднимаются на афинский Акрополь и совершают обход остатков сооружений, построенных 25 веков тому назад .

Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.

Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!

Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 1

Вот об этом я и хотела рассказать.

Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.

После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке Афинского акрополя было решено возвести новый величественный и роскошный храм.

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 2

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата.

Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.

Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.

Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.

Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?

Вы скажете — в его идеальных пропорциях.

Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.

Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:

«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.

Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».

А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?

Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:

— у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;

— нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;

— все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;

— мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;

— уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;

— ступени фронтального фасада имеют разную высоту.

И много еще чего.

Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?

Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.

Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.

Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.

Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):

.…1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.

Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.

2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.

Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.

3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.

4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями….

Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!

И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.

Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 3

Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 4

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.

Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.

Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 5

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.

Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 6

Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 7

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 8

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 9

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 10

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 11

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 12

И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.

С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада… Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились…

Загадка Парфенона не верь глазам своим, фото № 13

Материалы для данной публикации.

1. Трактат Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

2. Материалы из открытых источников Интернета.

3. Фото, взятые на просторах Интернета, а также личные фотографии.

Архитектор Парфенона в Афинах

На вершине афинского Акрополя возвышаются руины, которые прежде были и языческим храмом в честь богини Афины, и христианским — в честь Пресвятой Богородицы, и, наконец, мусульманской мечетью. Их с первого взгляда узнают даже те, кто никогда не был в Греции, настолько растиражированы их фотографии. Это руины одного из самых известных храмов в мире. Имя ему – Парфенон.

Закладка храма и строительство

Древние греки умели быть благодарными. Покровительнице своего города богине Афине Парфенос они постановили воздвигнуть храм, в знак признательности за её помощь в битве с персами при Марафоне.

Архитектор Парфенона

Для его сооружения выбрали возвышенную и укреплённую часть верхнего города – Акрополь, и в 488 году до нашей эры произвели торжественную закладку. Архитектор Парфенона выбрал это место не случайно. Прежде здесь находились более ранние храмы, построенные в честь иных языческих богов.

Размеры прежних храмов были невелики, и для их строительства не требовалось увеличивать площадь верхней части холма. В данном же случае предполагалось воздвигнуть нечто грандиозное, и с этой целью пришлось с южной стороны соорудить подпорную стенку и, уложив в её основание известковые блоки, поднять край строительной площадки на 7 метров.

Работы продолжались уже восемь лет, и строился второй барабан колонн, когда город был захвачен персами. В огне пожара погибли плоды восьмилетнего труда, и строительство не возобновлялось более 30 лет.

Строительство нового храма

Кто построил Парфенон

Продолжились работы в 447 году до нашей эры. Власть в Афинах тогда принадлежала Периклу, самолюбивому и амбициозному правителю. Строительство храма было частью задуманного им плана, в результате которого Афины должны были занять лидирующее место, как в военной области, так и в экономической и культурной. Выполнению плана способствовал и тот факт, что к тому времени в город была перенесена казна Делосского морского союза, что облегчало решение финансовых проблем, связанных со строительством. А проблемы действительно были.

История сохранила любопытные сведения. Перикл ассигновал из военного бюджета на проведение работ 450 серебряных талантов. О размерах суммы можно судить по тому факту, что постройка одного боевого корабля в те годы обходилась в один талант. Следовательно, расходы на постройку храма сопоставимы с расходами на создание огромного военного флота, состоящего из 450 кораблей. Когда масштабы затрат стали известны горожанам, то они обвинили Перикла в расточительности. На это правитель им ответил, что готов расходы отнести на свой личный счёт, но в этом случае оставляет за собой право на всех элементах сооружения увековечить собственное имя. Народ не пожелал уступить славу правителю и дал согласие на финансирование проекта из городской казны.

Храм Парфенон, Греция

Кто построил Парфенон?

Этот вопрос возникает, наверное, у каждого, кто впервые видит афинский архитектурный шедевр. Честь его создания принадлежит выдающимся зодчим, имена которых дошли до нас – Иктину и Калликрату. По некоторым источникам, в работе принимал участие также Карпион с помощниками. Знаменитый скульптор Фидий контролировал общий ход работ, но его главной обязанностью было создание скульптурного убранства храма, что при его грандиозных размерах представляло собой весьма масштабную задачу. Таким образом, говоря о том, кто построил Парфенон, следует подразумевать не одного архитектора, а целую группу соавторов.

Перемены облика храма

Как выглядел Парфенон в своём первоначальном облике, теперь трудно сказать с полной уверенностью. Дело в том, что на протяжении своей долгой жизни он неоднократно менял облик. Ещё во 2 веке до нашей эры в храме произошёл сильный пожар, после которого потребовались значительные восстановительные работы. Страдало его великолепие и от злой воли правителей. Например, в 298 году до нашей эры правивший в то время Лахар, вошедший в историю как необузданный тиран, повелел снять со скульптуры Афины золотые украшения.

Колонны Парфенона

Создатель Парфенона воздвиг храм в честь языческой богини. Но в истории Греции наступил период, который принято называть византийским, и судьбе было угодно, чтобы в 426 году нашей эры языческий храм превратился в христианскую церковь. Первоначально она была освящена в честь святой Софии. Архитектор Парфенона не предполагал, разумеется, что его детищу суждено воплотить в себе все элементы, присущие архитектуре христианских храмов, но произошло именно так.

Реконструкция храма по христианским канонам

Согласно традиции, установившейся в древние века, вход в языческом храме находился с восточной стороны. Архитектор Парфенона в Афинах, проектируя здание, учёл это требование. Но по канонам христианской архитектуры вход делают всегда с западной стороны, а с восточной помещается алтарь. Это закон. В процессе перестройки храма в соответствии с новыми требованиями на месте прежнего входа была построена алтарная апсида, а вход, соответственно, перенесён на западную сторону. Кроме этого, были внесены и другие изменения в планировке здания. В юго – западной части храма возвели колокольню. Завершением реконструкции стало в 662 году освящение храма в честь Пресвятой Богородицы. Почти восемь веков под его сводами возносились христианские молитвы, пока в 1460 году город не захватили турецкие войска.

Разрушение храма

Как выглядел Парфенон

Вместе со всей страной тяжёлые времена переживал и храм Парфенон. Греция оказалась под оккупацией, и христианская святыня была превращена в мусульманскую мечеть. Через 27 лет венецианская армия под командованием Ф. Морозини пыталась штурмовать Афины. Обороняясь, турки использовали Парфенон как пороховой склад. Это имело для здания губительные последствия. Раскалённое ядро, выпущенное из венецианского орудия, пробив крышу, вызвало страшный взрыв. В результате обрушилась вся центральная часть постройки. Ремонтных работ после этого не производилось. В довершение всех бед, местные жители растащили обломки мрамора, из которого они выжигали известь.

Окончательный урон храм понёс в начале XIX века. Посол Великобритании при Османском дворе получил разрешение на вывоз сохранившихся в нём скульптур. С этих пор в течение десяти лет творения древнегреческих скульпторов покидали Афины, чтобы стать частью экспозиций крупнейших музеев мира.

Восстановление колоннады храма

Создатель Парфенона

В 1928 году начались работы, целью которых было установить на прежнем месте упавшие блоки и колонны Парфенона. Для проведения работ создали научную комиссию, в которую вошли специалисты из разных стран. Их сотрудничество продолжалось два года. В результате была частично восстановлена северная колоннада в том виде, как спроектировал её архитектор Парфенона.

Как же всё-таки выглядел храм в древности? Он был построен по канонам классического древнегреческого храма – прямоугольник в окружении колонн. Несмотря на свою массивность, он выглядел изящно благодаря строгой продуманности своей планировки. Храм украшался скульптурами великого Фидия, а в центре возвышалась тринадцатиметровая скульптура богини Афины, украшенная золотом и слоновой костью.

Принято считать, что архитектор Парфенона построил здание, являющееся шедевром среди построек дорического стиля. Когда–то афинский правитель Перикл, убеждая несговорчивых горожан раскошелиться на строительство храма, предсказал, что он будет предметом гордости греков многие и многие века. Его правоту доказало время.

Древний Парфенон — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древний Парфенон (англ. Older Parthenon, реже англ. Pre‐Parthenon), иногда Парфенон I или Парфенон II[1] — условное название древнего храма Афинского Акрополя, посвященного богине Афине. Этот храм должен был заменить разрушенный дотла персами Гекатомпедон и стать главным афинским святилищем, посвященным богине Афине Полиади — покровительнице города.

Существование Древнего Парфенона известно и благодаря свидетельству Геродота[2]. Барабаны колонн храма четко выделялись на фоне других блоков северной стены Эрехтейона. Впервые субструктуры более раннего храма открыл профессор Людвиг Росс во время раскопок в 1835—1836 годах[3]. Материалы раскопок 1885—1890 годов под руководством Панайотиса Каввадиаса дали новые доказательства существования храма[4]. Результаты раскопок позволили немецкому архитектору и археологу классичности, Вильгельму Дёрпфельду, на тот момент директору Немецкого археологического института в Афинах, утверждать факт нескольких стадий строительства Древнего Парфенона[1].

Наиболее ранний этап строительства мог начаться в день Клисфена. Храм этого периода Дёрпфельд назвал Парфеноном I. Второй этап строительства храма начался вскоре после победы греков над персами в битве при Марафоне, то есть около 490—488 гг. до н.э. Незавершенная работа продолжалась теперь с использованием мрамора. Храм этого периода Дёрпфельд назвал Парфеноном II. Исходя из этой теории, Перикловый Парфенон Дёрпфельд назвал Парфеноном III. Наблюдения Дёрпфельда основывались на том, что три первые ступени лестницы Парфенона I были сделаны пороским известняком, как и стилобат, а верхняя ступень — каррайским известняком.

Посреди южного склона Акрополя возвели подпорную стену, а в основу холма заложили известковые блоки, чтобы поднять строительную площадку над скалой примерно на 7 метров. Этот храм представлял собой периптер и имел по 6 и 16 колонн по ширине и длине. Известно, что стилобат и лестницы Парфенона II выполнили из мрамора. Стилобат был меньше и располагался чуть на север от Периклового Парфенона. Это стало еще одним доказательством того, что фундамент принадлежал другому зданию в Акрополе, позже почти полностью перекрыт фундамент величественного Парфенона III. Однако в 480 г. до н.э., когда строителям удалось возвести колонны только до высоты второго барабана, город был завоёван персидским войском Ксеркса. Строительство прекратилось на 30 лет.

По преданию, афиняне не восстанавливали храм Афины в течение 30 лет после того, как в 479 г. до н.э. дали клятву при Платеях не восстанавливать сооружений, уничтоженных персами[5]. В 450 г. до н.э. в результате заключения Каллиева мира клятва была отменена. Однако раскопки 1910 года Берта Ходжа Хилла позволили возразить Дёрпфельду и определить время возведения Парфенона II эпохой Кимона — после 468 г. до н.э. Датировку затрудняла небрежность раскопок 1885—1890 годов, во время которых находки были почти не задокументированы. В результате безвозвратно была потеряна ценная информация. Хилл докладывал, что кроме фундамента и крупных субструктур храма найдено 250 фрагментов Древнего Парфенона, из которых 38 нашли в разных точках Акрополя, 177 — в северной стене и по меньшей мере 35 встроены в современный Парфенон. 175 фрагментов были тщательно изучены[6].

Путаница с датировкой вдохновила археолога Уильяма Белла Динсмура. Своей задачей он определил — установить временные границы двух найденных фундаментов и 5 стен. Динсмур пришел к выводу, что максимально возможный период для Парфенона I — не ранее 495 г. до н.э., вопреки дате, указанной Дёрпфельдом. Динсмур также отрицал существование двух Древних Парфенонов[7].

  1. 1 2 Вильгельм Дёрпфельд: «Dörpfeld’s new study added something novel as well: the distinction between two phases of the construction history of the Pre-Parthenon. In the older phase (Parthenon I or Pa I), perhaps at the time of Kleisthenes (Κλεισθένης), the temple was, or rather was meant to be made of sandstone. In the more recent phase (Parthenon II or Pa II), after the battle of Marathon, the unfinished work was continued in marble (on this new distinction, Dörpfeld calls the Periclean Parthenon as Pa III).» Manolis Korres. Parthenon I, Parthenon II
  2. ↑ Геродот, История, 8.53
  3. ↑ Bert Hodge Hill. The Older Parthenon // American Journal of Archaeology, Vol. 16, No. 4 (Oct. — Dec., 1912), pp. 535—558
  4. ↑ P. Kavvadis, G. Kawerau, Die Ausgrabung der Acropolis vom Jahre 1885 bis zum Jahre 1890, 1906.
  5. Mary Beard. . — ISBN 978-0674010857.
  6. ↑ Dinsmoor’s Theory
  7. ↑ William Bell Dinsmoor. The Date of the Older Parthenon // American Journal of Archaeology, Vol. 38, No. 3 (Jul. — Sep., 1934), pp. 408—448

ПАРФЕНОН | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ПАРФЕНОН, главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон – шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.

ПАРФЕНОН

История.

Новый храм возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Древние храмы имели, вероятно, небольшие размеры, и потому значительного выравнивания Акрополя не требовалось. Однако в 488 до н.э. здесь был заложен новый храм, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами при Марафоне. Его размеры в плане очень близки к нынешнему Парфенону, и потому посреди южного склона пришлось возвести подпорную стенку и произвести укладку в основание известковых блоков, так что южный край строительной площадки поднялся над скалой Акрополя более чем на 7 м. Задуманный храм представлял собой периптер, имевший, по-видимому, по 6 колонн со стороны торцов и по 16 по бокам (считая угловые колонны по два раза). Его стилобат (верхняя площадка) и ступени, как и сами колонны, а также прочие элементы конструкции были сделаны из мрамора (или во всяком случае задумывались как мраморные). Когда в 480 до н.э. Акрополь захватили и разграбили персы, строившийся храм, который к тому моменту довели только до высоты второго барабана колонн, был уничтожен огнем, и работы прервались более чем на 30 лет. В 454 до н.э. казна Делосского морского союза была перенесена в Афины, где властвовал тогда Перикл, и вскоре, в 447 до н.э., строительные работы на почти готовой площадке возобновились. Парфенон возводили архитекторы Иктин и Калликрат (называют еще и Карпиона), а также Фидий, который отвечал прежде всего за скульптуру, но сверх того осуществлял общий надзор за ходом работ на Акрополе. Создание Парфенона было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве.

Относительно дальнейшей судьбы храма нам известно, что ок. 298 до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины золотые пластины, а во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы («Панагия Афиниотисса»).

После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802–1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма.

Архитектура.

Парфенон в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10–12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9ґ69,5 м. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7ґ59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9ґ19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Во 2 в. н.э. она была описана Павсанием, а ее общий вид известен по нескольким уменьшенным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9ґ19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась казна Делосского союза и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических.

Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей.

Скульптура.

Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны.

На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) – с южной, греков и амазонок – с западной, участников Троянской войны (предположительно) – с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором. Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э.

Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние – пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии – музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки. Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах). На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям – медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.

ПАРФЕНОН. Бордюр. Приписывается Фидию.

«Утонченности» Парфенона.

Скрупулезная продуманность конструкции Парфенона, имеющая целью лишить здание механистичной прямолинейности, придать ему живость, проявляется в целом ряде обнаруживающихся только при специальном исследовании «утонченностей». Упомянем лишь некоторые. Стилобат несколько повышается к центру, стрела подъема по северному и южному фасаду составляет ок. 12 см, по северному и западному – 6,5 мм; угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, к углам; стволы всех колонн имеют легкую припухлость, энтазис, посередине; лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь; диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга.

Многие детали здания были раскрашены. Нижняя поверхность эхина (расширения на капителях колонн) была красной, как и тения (пояс между архитравом и фризом). Красный и синий цвет использовались на нижней поверхности карниза. Мраморные кессоны перекрытия колоннады оттенялись красным, синим и золотым или желтым цветом. Цвет применялся и с целью подчеркивания элементов скульптуры. В декоре здания применялась также бронзовые венки, о чем свидетельствуют просверленные в архитраве отверстия для их крепления.

 IGDA/G. Dagli Orti     ПАРФЕНОН IGDA     ПАРФЕНОН. Деталь бордюра с изображением Артемиды

Архитектурный стиль храма Парфенон в Греции

В Афинах на самой высокой точке Акрополя стоит величественный храм Парфенон, построенный в честь богини Афины Девы — любимой дочери Зевса-громовержца. Его начали возводить в период правления Перикла, строительство продолжалось в течение десяти лет.

Создатель Парфенона

Главным архитектором храма являлся Иктин, ему помогал Калликрат. Наброски и схемы скульптурного оформления Парфенона разработал известный мастер скульптуры Фидий, сделавший колоссальную статую Афины Парфенос. Также под его руководством создавалась удивительная отделка храма: фриза из мрамора, фронтоны и метопы.
Парфенон по замыслу Перикла должен был олицетворять величие древних Афин и победу в греко-персидской войне. Все это нашло свое выражение в дорическом стиле храмовых колонн, в гармоничной композиции элементов и их правильной пропорции.

Архитектурный стиль Парфенона

Вдоль всего периметра Парфенона возвышаются массивные колонны, слегка наклоненные внутрь сооружения и с разным диаметром. Строители создали их именно такими с намерением придать зданию пластичности и стройности.

Фронт Парфенона
Верхнюю часть храмовой стены за рядом внешних колонн украшает фриз длиной в 160 метров, посвященный греческому празднеству Больших Панафиней. На зофоре из мрамора изображены сцены проведения праздника, в котором участвуют множество людей и животных, а также можно увидеть богов-олимпийцев.

Колонны Парфенона
Над колоннадой храма Афины располагалось 92 метопа, картины которых иллюстрируют сюжеты из древнегреческой мифологии и небольшие подвиги богини. Главные эпизоды из жизни Афины изображены на фронтонах Парфенона (восточных и западных). На восточном фронтоне можно увидеть изображение мифа о рождении Афины и фигуры женщин- богинь судьбы, на западном — конфликт Посейдона и Афины из-за покровительства Греции.

Фризы Парфенона
Парфенон строился из белого мрамора, который от времени менял свой оттенок и становился золотистым. Некоторые элементы храмовой отделки окрашивались в синий цвет, например, триглифы и фон фронтонов и метоп. Для плит фронтонов, расположенных вертикально, использовали золотой оттенок, а верх храма покрывали красным красителем с небольшими полосами золота.

Парфенон Древней Греции

Примерно в том месте, где сегодня можно обнаружить Парфенон, древним афинянами было начато строительство здания, которое было сожжено персами в 480 году до н.э. до завершения проекта. По-видимому, он был посвящен Афине. После разрушения его руины были использованы для укрепления северной части Акрополя. О храме сохранилось очень мало сведений. Известно, что его массивные основы были сделаны из известняка, а столбы – из мрамора.


Классический Парфенон древней Греции

Классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э. и занимал центральное место в архитектуре древней Греции в Акрополе. Проектировщиками выступили Иктин и Калликрат. Имя Витрувия также нанесено на стены храма, как архитектора, участвующего в возведении постройки. Он был посвящен Афине Паллас или Парфенос (что в переводе с греческого «девственной»). Храм возводился для размещения в его стенах монументальной статуи Афины, которая была сделана скульптором Фидией из золота и слоновой коси. Она была помещена в Парфенон в 438 г. до н.э. Однако отделочные работы длились до 432 г. до н.э.

Строительство Парфенона обошлось афинской казне в 469 талантов серебра. Представить сегодня эквивалент этой суммы сложно. Для сравнения, талант стоило обустройство одного из самых лучших кораблей эпохи существования древнего государства Греция.

«Этой суммы хватило бы для оплаты зарплаты экипажу корабля за месяц», — пишет Д. Каган в «Пелопонесской войне». Согласно его данных во время проведения военных действий было использовано около 200 палую, а годовой валовый доход города Афин во времена Перикла составлял 1000 талантов.

Архитектура Парфенона

Храм древней Греции украшен восемью колоннами с фасада, семнадцать колонн располагаются на флангах с принятым в архитектуре соотношением 9:04. Оно относится к вычислению вертикальных и горизонтальных пропорций храма, а также другие измерения, как расстоение между колоннами и их высота.

Для того чтобы разместить массивную статую было выделено большое помещение среди дорических колонн со всех сторон. Зал за скульптурой был предназначен для хранения сокровищ Афины. Четыре колонны ионического ордера поддерживали крышу. Интеграция дорического и ионического элементов в одном храме была новшеством в архитектуре древней Греции и встречалась достаточно редко.

Все храм в Греции были спроектированы таким образом, чтобы оценить все величие постройки со стороны. Зрители не могли переступить порог храма и могли рассмотреть интерьер только через открытые двери.

Посетители Акрополя, осматривающие храм с Пропилейи, могли оценить величественные пропорции Парфенона с западного фронтами или рядом колоннад в северной части.

С восточной части Парфенон можно увидеть изображения религиозной процессии, которая представлена на фризе, украшенной дорическими колоннами.

С восточной стороны храма можно увидеть картину с изображением рождением Афины. Огромная статуя Афины Паллады из золота и слоновой кости обрамлена дорическими колоннами. По красоте и величию этого храма можно говорить о том, что проектировщики Парфенона пытались воссоздать в его стенах драматический живой образ, который способ магически приковать взгляд зрителя.

Храмы древней Греции

Панфенон Древней Греции

Строительство Парфенона не ознаменовало прорыва в искусстве древней Греции. Однако его формы стали эталоном классической архитектуры. Его стиль был использован на протяжении многих веков задолго после того, как завершилось возведение храма.

Парфенон, несомненно, представляет собой достаточно массивное здание, но ни в коем случае не является самым крупным в архитектурном ансамбле древней Греции. Его эстетическая привлекательность определена утонченностью форм, использованных при строительстве, и качеством скульптурного декора.

Парфенон воплощает высокие каноны греческого искусства в апогее классической эпохи при помощи художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также математическая точность определяют гармонию, в которой сочетаются все элементы строения. Они представлены в точных пророрциях здания, антропоморфных статуях, украшавших залы храма.

Афинские граждане гордились своим историческим прошлым и культурой, осознавая величие идей и их воплощение. Они считали, что население древней Греции является единственным цивилизованным народом в мире варваров. А их культурные и политические достижения изменили историю всего мира. Катализатором всех нововведений стала разработка системы управления, подобно которой мир до этого еще не видел. Это была демократия. Она стала воплощением афинского образа мышления, который был в центре внимания художников при строительстве Парфенона. Это была прямая демократия, где каждый гражданин имел правло голоса по любому вопросу в Ассамблее, которая собиралась на холме Пникс рядом с Акрополем.

Тот факт, что простые люди были изображены на фресках на фризем Парфенон, был вызван тем, что впервые за историю существования древних цивилизаций каждый гражданин города был признан важной фигурой в государстве, за действия которого следила вся Вселенная.

Парфенон: факты

Год постройки: 447-432 г. до н.э.
Размеры
Ширина Восток: 30,875 м
Ширина Запад: 30,8835 м
Длина Север: 69,5151 м
Длина Юг: 69,5115 м
Соотношением пропорций: 9:04
Количество камней, используемых для построенного Парфенона: приблизительно 13400.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость строительства Парфенона: 469 талантов
Координаты (Район Плака чуть ниже Акрополя): 37 ° 58’N, 23 ° 43 ‘.

Смотрите также:

Архитектурный стиль храма Парфенон в Греции

 

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *