Археологический музей Ираклиона: полная информация для туристов
Автор Гид по Греции На чтение 8 мин.
Отдых на Крите привлекателен не только теплыми морскими водами и песчаным побережьем, но и увлекательной историей данной местности. Археологический музей Ираклиона предлагает туристам и путешественникам ознакомиться с культурой и искусством поколений, живших здесь еще задолго до наступления нашей эры. История музея началась не так давно, но для размещения экспозиции учреждению уже требуется порядка 20 комнат!
История музея
Музей Ираклиона ведет свою историю с 1883 года, когда на острове появилось первое небольшое собрание артефактов. Таким образом, местный музей основали на 50 лет позже, чем Национальный археологический музей в городе Афины. Но за время своего существования он сумел перещеголять по интересу к экспозиции о минойской культуре лучшие музеи Афин.
Модель Археологического музея ИраклионаСтараниями греческих археологов Йозифа Хадзидакиса и Стефаноса Ксантудидиса к 1912 году Ираклионский музей обзавелся собственным зданием. Возведено оно было на руинах католического монастыря Св.Франциска. Святилище сильно пострадало от разрушительного землетрясения 1856 года, и с тех пор уже не было пригодно к восстановлению. Однако, сохранившиеся руины оставили: сегодня их можно увидеть во внутреннем дворике музея.
Руины католического монастыря Св.ФранцискаЧтобы новое здание не постигла трагедия предшественника, решено было его основательно укрепить. Для этого в 1937 году была проведена перепланировка, позволившая сооружению стать сейсмоустойчивым. Однако, зданию все-таки был причинен значительный ущерб, но уже не природой, а в результате военных действий времен Второй мировой. Благодаря профессору Николаосу Платону коллекцию экспонатов археологического музея Ираклиона удалось сохранить.
Позже, в 1952 году, музейное здание было вновь восстановлено. А еще спустя 12 лет, в 1964 году, музей был расширен с помощью пристройки дополнительного крыла. И, наконец, с 2005 по 2014 в результате реконструкции здание приобрело современный облик.
Экспозиция и выставки
Музей Ираклиона по праву занимает верхние строчки в списке интересных музеев Греции.
В отзывах туристов Ираклионский археологический музей по популярности и полученным впечатлениям даже обгоняет одноименный Афинский музей. Такую славу ему создали античные артефакты, найденные на раскопках дворцов, и удобная инфраструктура учреждения, в частности продуманное освещение и оформление здания.
А если рассматривать коллекцию музея с точки зрения ценителя Минойской культуры, то ей не то что в Греции, во всем мире не найдется равных. Здесь сохранены в первозданном виде древнейшие фрески, античные вазы и сосуды, ювелирные украшения и предметы религиозного культа. Все артефакты распределены по 20 комнатам и охватывают временной период от 6000 г. до н.э. до 650 г. до н.э.
От Неолита до Бронзового века
К числу самых древних экземпляров относятся предметы быта, оружие, посуда и золотые украшения. Эти предметы мало чем отличаются от современных аналогов, так что даже с трудом удается поверить, что человечество такое же, как и 5-7 тыс. лет назад!
Также в витринах вам встретится большое количество резных каменных фигурок, посвященных быку (священное животное Крита) и другим животным. Поражает своей изысканностью царский скипетр, выполненный в виде черной Пантеры, расписанной узорами. Еще один интересный экспонат – ритуальный сосуд, стилизованный под голову бегемота. Есть здесь и человеческие фигуры: как в полный рост, так и совсем миниатюрные.
Рассказать обо всех предметах коллекции в пределах одной статьи невозможно, поэтому сделаем акцент на наиболее значимых предметах.
Жемчужины коллекции
Среди редких и уникальных экземпляров выделяются две статуэтки «Богиня со змеями», происхождение которых относят к 1600 г. до н.э.
Фаянсовые фигурки, покрытые стеклянной глазурью, были найдены при раскопках в 1903 году. Доподлинно не известно их назначение, но историки сходятся на том, что это предметы религиозного культа, т.к. фигурки хранились в каменных тайниках вместе с другими обрядовыми реликвиями. По самым распространенным версиям, статуэтки воплощают либо Богиню плодородия (явно выраженная женская грудь + змея, как символ перерождения), либо домашнее божество царской семьи.
Статуэтки «Богиня со змеями»Еще один яркий пример памятников периода 1600-1450 г. до н.э. – ритуальная чаша, выполненная в виде головы быка, что еще раз напоминает о культе Минотавра на Крите. Горный хрусталь и яшма выражают бычий глаз, а ракушки подчеркивают контур носа. Это восстановленный экземпляр, т.к. была найдена только левая часть оригинала.
Так же в музее можно полюбоваться на минойский вариант античной настольной игры. Она напоминает нечто среднее между современными шашками и шахматами. Игра велась с помощью фишек, а игровое поле отделано слоновой костью, горным хрусталем, синим стеклом, а также вкраплениями серебра и золота. Такая роскошь не оставляет сомнений в том, что принадлежали древние «шашки» царской семье.
Античная настольная играСреди украшений невозможно не отметить золотую подвеску «Пчелы и капля меда». Этот образец изящных линий и тщательно продуманной композиции был изготовлен античными ювелирами в 1550 г до н.э. Наши современники обнаружили драгоценность при раскопках близ Малии.
Золотая подвеска «Пчелы и капля меда»Отдельного упоминания заслуживают фрески, расположенные в комнатах музея на втором этаже. Здесь можно собственными глазами лицезреть восстановленные по фрагментам фрески «Акробаты с быком», «Парижанка», «Дамы в голубом» и другие достойные картины античных лет.
Фреска «Акробаты с быком»Но, пожалуй, самая знаменитая достопримечательность музея Ираклиона на сегодня – это Фестский диск. Он представляет собой плоскую «тарелку», с нанесенными с двух сторон рисунками. Примечательно, что это не ручная роспись, а оттиск, выполненный с помощью подобия печатной формы.
Фестский дискНайденный в Фесте артефакт до сих пор является загадочным посланием для потомков. Большинство ученых сходятся на версии, что это религиозные письмена, но дословно расшифровать строчки никто пока не сумел. Поэтому каждый посетитель музея, подходя к этому экспонату, стремится опробовать собственные силы в понимании античных иероглифов.
Археологический музей Ираклиона – как добраться
Долго искать пути, как добраться к археологическому музею Ираклиона не придется.
Здание расположено в самом центре столицы Крита, на улице Xanthoudidou Street 1. За ориентир можно взять расположенную неподалеку Pl. Eleftherias (площадь Свободы), к которой ходят автобусы. Также можно заказать такси или взять в аренду авто.
Впрочем, необходимости в транспорте может и вовсе не возникнуть. Рядом с музеем в шаговой доступности расположено множество отелей различного класса: от пятизвездочного Aquila Atlantis Hotel и четырехзведочного Olive Green Hotel до апартаментов Melidoni room и Haris2Suites.
Информация для посетителей
Археологический музей Ираклиона работает в ежедневном режиме, но точные часы работы зависят от времени года.
В летний сезон (с 1 апреля по 31 октября) учреждение открыто с 08.00 до 20.00 по будням и в субботу. В воскресенье режим работы музея с 08.00 до 15.00.
Зимой музей Ираклиона открыт для посетителей со вторника по воскресенье с 08.00 до 15.00. В понедельник учреждение работает с 11.00 до 17.00.
Стоимость билетов 10 евро на человека. Для зимнего периода визит в первое воскресенье месяца бесплатен. Бесплатный вход действителен и на время официальных праздников.
В кассе музея также можно приобрести экскурсионный билет, совмещающий в себе две части: осмотр археологического музея и вход на территорию Кносского дворца, восстановленного при раскопках археологической территории. Цена такого варианта – 16 евро, а действие билета рассчитано на три дня.
Достопримечательности и развлечения поблизости
Рядом с археологическим музеем Ираклиона проводят и другие интересные экскурсии. Рекомендуем посетить Кносский дворец, пещеру Зевса, музей естественной истории Крита, крепость Кулес и старинные монастыри острова.
Также Ираклион примечателен тем, что здесь есть порт, из которого ходит паром до Афин. В основном он курсирует по ночам, так что к утру вы уже прибудете в столицу Греции, где сможете посмотреть Афины, посетить музеи и другие достопримечательности города.
Туристы особо выделяют Византийский музей города Афины, где собрано более 25 тысяч экземпляров христианского искусства. Также часто путешественники посещают Военный музей, расположенный в Афинах неподалеку от Византийского музея. Здесь есть возможность изучить различные этапы воинской славы Греции.
Отзывы туристов
Об археологическом музее Ираклиона туристы и путешественники отзываются очень тепло.
Античные предметы быта, древнейшие мечи воинов, вырезанные из камня божества и статуэтки, ритуальные чаши, ювелирные украшения, восстановленные по фрагментам фрески и уникальные нерасшифрованные артефакты – все это производит колоссальное впечатление на посетителей. Оказаться в «живом» античном мире, знакомом только по картинкам в учебнике истории, – это дорогого стоит!
Посетители отмечают также удобное расположение залов, комфортное освещение, подробные таблички с описаниями на греческом и английском языке. В том числе, многие в своем отзыве рекомендуют брать единый билет на посещение археологического музея и Кносского дворца. По словам туристов, это очень удобно и экономит порядка 8 евро.
Таким образом, если вы интересуетесь историей и культурой античных цивилизаций, то вам непременно стоит побывать в археологическом музее Ираклиона! Если же вас привлекает больше пляжный отдых, то предлагаем отправиться на популярные пляжи Крита и развлечься на морском побережье.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
1 753
dzadziki.com
Археологический музей в Ираклионе | Дорогами Души
Ежегодно 15 августа я отмечаю День археолога. Вы спрашиваете, почему? Потому что у меня за плечами целых 18 сезонов работы в трех экспедициях – в Танаисе, Херсонесе и в северной Италии.
И сегодня хочу пригласить вас в один из самых известных и интересных музеев мира. Это Археологический музей в Ираклионе на острове Крит.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Да простят меня профессиональные археологи, что я буду показывать снимки не в хронологической последовательности и без привязки к конкретной эпохе. Отобрала для этого очерка самые интересные, на мой взгляд, фотографии.
Театр начинается с вешалки, а музей – с покупки входного билета
Покупая билет, я стала стала невольной свидетельницей одного разговора. В соседней кассе брала билеты пожилая пара, говорившая по-немецки. Кассир просил их предъявить паспорта или пенсионные удостоверения, по которым можно было бы сделать скидку.
У немцев не оказалось с собой ни одного документа, всё было в гостинице. Им так и не удалось купить билет со скидкой, хотя невооруженным глазом было видно, что люди явно пенсионного возраста. Но закон есть закон. Так что иногда полезно носить документы с собой.
Экспозиции музея разместились на двух этажах. Начинать осмотр экспозиций можно с любого. Я сразу двинулась на второй, где расположены фрески знаменитого Кносского дворца.
Очень понравился зал греко-римской скульптуры. Экспонатов там не особо много, однако статуи и барельефы интересные.
На фото слева – статуя египетской богини, обвитой змеями. А справа – изображение древнегреческого философа.
А это капитель (верхняя часть) колонны. Меня всегда подкупает простота линий, орнамента, геометрических форм. Вроде бы ничего особенного, но смотрится красиво, правда?
Я провела в Археологическом музее несколько часов. Обошла все залы не по одному разу. Скажу честно: перемещалась в режиме броуновской частицы – куда упал взгляд, туда и иду. И, разумеется, где не так много людей в данный момент. А посетителей в этом музее предостаточно.
Стоишь у некоторых витрин и аж мурашки по коже. Почему? Да потому что собственными глазами видишь всемирно известные находки. Одно дело, когда рассматриваешь их на фотографиях в школьном учебнике по истории для 5 класса. И совсем другие ощущения, когда те же самые предметы ты видишь перед собой, на расстоянии вытянутой руки. Здесь другой фон, другое освещение. Даже сама атмосфера другая!
А вы знаете, что…
целых 15 лет я преподавала историю в средней школе? Вот почему школьные учебники по истории древнего мира знаю, как свои пять пальцев
Итак, давайте сначала посмотрим на самые известные экспонаты Археологического музея.
Фестский диск. Он был найден в Фесте, одном из четырех дворцовых комплексов Крита. На диске сделана спиральная надпись, которая идет от краев к центру. Уже не одно десятилетие ученые пытаются её расшифровать. Но пока это никому не удалось.
Золотые пчелы, найденные в Малии. Это еще один дворцовый комплекс Крита. Я там была и обязательно расскажу о нем в одном из очерков. Видите, как аккуратно сделаны две пчелы и капелька меда между ними? Эта идея проходит во многих ювелирных украшениях, которые можно купить на Крите.
Повелительница змей. Обратите внимание на фигурку женщины, которая держит в руках две змеи. По этой статуэтке как раз можно проследить и религиозные верования, и женскую одежду древних критянок – многоярусная юбка, передник, открытый лиф.
В музее огромное количество столовой посуды, кухонной утвари, самых различных сосудов. Разумеется, все находки распределены по эпохам и историческим периодам. Но я хочу показать самые, на мой взгляд, красивые и необычные.
Амфоры разных видов и размеров. На фотографии слева сосуд украшен глиняными сосочками. А на фотографии справа у амфоры не две, а сразу три ручки.
Как вам вот такие кувшины?
А это пифосы. Обычно в таких сосудах хранили зерно.
Вот таким образом из отдельных фрагментов археологи собирают сосуды.
По экспозиции можно запросто изучать типологию древнегреческой столовой посуды.
Узнали кухонную утварь? Слева горшок, который служил своеобразным дуршлагом. А справа не что иное, как античная сковорода и каганы.
Мне приходилось бывать во многих археологических музеях. Находок видела много, самых разных. Тем более, сама копала в нескольких экспедициях. Поэтому прекрасно представляю, где и как использовались те или иные предметы.
Однако в Археологическом музее Ираклиона некоторые экспонаты остались для меня загадкой. Как вы думаете, для чего было предназначено вот такое блюдо на ножках? Водяная баня?
Некоторые сосуды поразили своим внешним видом. Именно здесь я впервые увидела кувшины в форме круга и своеобразной сумочки.
Интересно, зачем чашки соединены между собой?
А вот чашки уже попарно и поштучно, с индивидуальным орнаментом.
В музее представлены целые наборы столовой посуды.
Смотрите, какая красота! А ведь это просто блюдо для фруктов.
Кувшины. Ритоны. Даже рог для вина!
Это ритоны, широкие воронкообразные сосуды для питься. Вот каким образом они закреплены вертикально на витрине?
В музее выставлено огромное количество экспонатов, найденных при раскопках Кносского дворца. В одном из залов представлен его макет. Кстати, вы в курсе, что именно Кносский дворец был тем самым лабиринтом, в котором жил кровожадный Минотавр?
А вот интересное решение: каким образом можно представлять экспонаты в интерьере. На фото мы видим один из залов Кносского дворца. В помещении на переднем плане показаны круглые сосуды с двумя ручками. И точно такие же сосуды с двумя крошечными ручками лежат на витрине-тумбе перед фотографией – видите?
В одном из залов стоят саркофаги. На них в качестве орнамента использованы характерные символы крито-микенской цивилизации: двусторонний топорик, рога быка, спираль. Кстати, обратите внимание на ручки, при помощи которых эти саркофаги перемещали в нужное место.
По находкам, представленным в музее, можно легко проследить занятия древних критян. Вот целая витрина с украшениями. Это значит, что на острове было развито ювелирное дело.
А это изделия из рога и кости.
Один из символов крито-микенской культуры – двойные топоры. А на фото справа – витрина с мечами и умбонами. Это металлические накладки, которые устанавливали на щите, чтобы защитить от удара кисти воинов.
Каменные пряслица и челноки. Значит, на Крите занимались прядением и ткачеством.
В музее размещены и информационные стенды. Там на двух языках, греческом и английском, рассказывается о самых разных аспектах повседневной жизни. Вот пример такого стенда – рассказ о спортсменах (атлетах) и акробатах.
На Крите существовал культ быка. Не случайно в музее представлено много экспонатов, связанных с этим культом.
Вот знаменитая фреска «Игры с быком». Если вы учились еще по советским учебникам истории, то наверняка помните эту фреску – она точно была в учебнике по истории древнего мира!
В каждом зале установлены огромные мониторы. На них высвечивается информация о самых разных аспектах повседневной жизни жителей древнего Крита. В качестве примера: как питались древние критяне?
Листаешь странички – и тебе открывается масса интересной информации. Например, что можно узнать о питании древних критян по эпиграфическим источникам.
А вот остатки зерна, которые представлены прямо в одной из витрин.
На втором этаже музея сейчас открыт лишь зал с фресками. Они были найдены во дворцовых комплексах Крита – Кноссе, Фесте, Закросе, Агии-Триаде.
Знаменитые «Дельфины» из Кносса.
Вот еще фрагменты фресок.
Если вам доведется побывать в Ираклионе, очень советую сходить в Археологический музей. Расположен он в десяти минутах ходьбы от автостанции. Экспонатов там огромное количество. И вы точно найдете то, что откликнется именно вам!
Поздравляю своих коллег-археологов с профессиональным праздником! Желаю вам новых находок и научных открытий!
© Татьяна Трунова, август 2019
Другие статьи об археологии и достопримечательностях Крита
dorogami-dushi.ru
Крит. Часть 7: Кносский дворец и археологический музей Ираклиона
Греция — страна легенд, археологических памятников и загадок. А я уже шесть постов про Грецию накатал и ни одного «археологического». Исправляюсь! Итак — этот пост про главные археологические достопримечательности Крита — Кносский дворец и археологический музей Ираклиона. А еще немного про минойскую цивилизацию, Атлантиду и самого известного уроженца Крита — Минотавра.
Начну с легенды. Однажды неугомонный Зевс влюбился (в очередной раз) в прекрасную дочь богатого царя финикийского города Сидона. Звали красавицу Европа. Зевс, хоть и был бог, но легких путей не искал, поэтому принял облик быка, похитил Европу, усадил себе на спину, переплыл море, и уже на Крите принял свой божественный облик и сделал девушке троих сыновей. Звали их Минос, Радаманф и Сарпедон. Впоследствии Европа стала женой царя критского Астериона, который воспитывал ее детей, будучи бездетным. Умирая, Астерион завещал правление на острове старшему сыну — Миносу. Спустя тысячелетия Артур Эванс подыскивал название для новой археологической культуры, открытой на Крите. И назвал эту культуру по имени легендарного царя «минойской», а народ, живший на острове, «минойцами». А потом выяснилось, что минойцы — это первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции.
Ученые утверждают, что минойцы «завелись» на Крите около 3000 лет до н. э. Это были дикие неолитические племена, они выращивали пшеницу, разводили скот, немного торговали, примерно в 2500 году до н. э. гнаучились пользоваться бронзой… А потом внезапно, около 1950 до н.э., без каких либо предпосылок, стали строить огромные города. Поэтому у археологов есть основания считать, что о «минойцах» можно говорить лишь после 1950 до н.э., а все, что было до этого «не считается». А то, как жители Крита совершили такой культурный скачок оставалось загадкой до середины 20 века (на Рен-ТВ до сих пор верят, что на Крите высадились пришельцы), пока не были расшифрованы минойские письмена, в которых было обнаружено сходство с финикийскими. Отсюда и версия, что минойская культура стала развитием финикийской. Но это только версия.
Так или иначе ко второму тысячелетию до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории, которую вершили минойцы. Минойские корабли плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта. Минойские ремесленники производили не только массовую продукцию, но и керамику с изумительными по красоте росписями, и чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей и украшений. Минойцы они строили великолепные дворцы, в которых были водопровод, канализация, мощеные улицы, театры. Кстати, у дворцов не было никаких укреплений, потому что жители Крита чувствовали себя в полной безопастности. Но их цивилизации было суждено погибнуть меньше чем за час.
Примерно около 1628 и 1500 гю до н. э. на острове Фера (Санторин), произошло сильнейшее извержение вулкана. Фактически огромный вулкан взорвался в секунды уничтожив тамошние поселения. Через 20 минут гигантское цунами накрыло берег Крита в прямом смысле смыв минойцев с лица земли. А следом на остров пришло облако вулканического пепла. Считается, что так и родился миф о гибели Атлантиды (а не так, как рассказывают по Рен-Тв).
Утратив былое величие минойские города просуществовали еще сто лет, пока в 1450 г. до н. э. не были окончательно уничтожены в результате пожаров. Кстати, эти пожары являются главной загадкой этой цивилизации — они вспыхнули одновременно в разных городах острова и причина их так и осталась тайной. И наверное останется такой навсегда.
После извержения вулкана власть на Крите захватили ахейцы. Так возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединившая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке до н. э. микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили Крит, приведя остров к культурному упадку. Но это уже другая история.
Культурный скачок критской цивилизации очень заметен, в Ираклионской археологическом музее. Относительно грубые глиняные поделки неожиданно сменяются удивительной красоты изделиями, которым может позавидовать и современный мастер. И да, везде бык — на острове этого зверя почитали (здесь переплетаются и совсем древние верования и легенда о похищении Европы и миф о Минотавре)
d-stroz.livejournal.com
Археологический музей Ираклиона | Твой путеводитель
Археологический музей Ираклиона можно без преувеличения назвать одним из самых важных и значимых музеев не только Греции, но и всей Европы. Здесь собраны все ценные исторические находки, обнаруженные в старинных дворцах Минойской цивилизации.
История музея
Здание археологического музея Ираклиона, расположенного на острове Крит, было возведено в период с 1904 по 1912 годов, а затем в 1937 году началась его перестройка. Она была необходима для того, чтобы здание стало более сейсмоустойчивым. Раньше на месте музея находился католический монастырь Святого Франциска, который был разрушен в 1856 году из-за мощного землетрясения.
Новое здание музея было серьезно повреждено из-за военных действий во время Второй мировой войны, но Н. Платон приложил все свои силы, чтобы сохранить экспонаты музея. Вновь музей был открыт для посещения в 1952 году.
Новое здание музея
Экспозиция музея
На сегодняшний день в музее имеется 20 залов, в которых выставлены экспонаты со всего острова Крит. Здесь можно увидеть старинные вещи, добытые во время раскопок, проводимых в Кноссе, Фесте и Малии. Комнаты музея посвящены различным временным периодам и расположены по хронологии. Всего экспозиция музея охватывает более 3 тысяч лет.
Особым экспонатом музейной коллекции является Фестский диск, который считается уникальным памятником минойской письменности и относится к эпохе средней бронзы. Письменность, изображенная на диске, не имеет других аналогов, и до сих пор никто не может сказать, что именно написано на этом диске.
Кроме того, важными экспонатами этого археологического музея являются две статуэтки, имеющие название «Богиня со змеями». Они представляют собой фаянсовую фигурки, покрытые стеклянной глазурью, изображающие женщину, которая держит в своих руках змей. Обе статуэтки были найдены на Крите в 1903 году. Ученые предполагают, что эти уникальные находки относятся к 1960 году до н.э.
Первый этаж музея
Скульптуры римского периода
Фестский диск
Голова минотавра
Макет Кносского дворца (лабиринт минотавра)
Настольная игра
Сцена поклонения на саркофаге 14 века до н.э.
Экспозиции музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Полезная информация
Археологический музей Крита работает ежедневно. Часы работы:
- в летнее время (с начала апреля – по конец октября): с 08: 00 по 20:00 с понедельника по субботу и с 08:00 по 15:00 по воскресеньям.
- в зимнее время года – с 08:00 по 15:00 со вторника по воскресенье и с 11:00 по 17:00 по понедельникам.
Цена входа составляет 6€.
Также можно приобрести единый билет на посещение Археологического музея Ираклиона и Кносского дворца, стоимость которого составляет 10€.
Музей располагается в центре города. Добраться до археологического музея можно двигаясь по улице 25 августа в западном направлении.
Музей на карте:
Археологический музей Ираклиона
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация Археологический музей Ираклиона 35.325017, 25.130335
Приятного посещения! comments powered by HyperComments
tvoiputevoditel.ru
Археологический музей Ираклиона знаменит богатейшим собранием предметов минойского искусства
Здесь, именно здесь вы найдёте оригиналы фресок Кносского и других минойских дворцов, фресок, которые знакомы нам с детства, увидите на расстоянии вытянутой руки загадочный легендарный фестский диск, а также вещи, украшения, посуду, предметы искусства, которые дошли до нас сквозь тысячелетия! Я не стану говорить, что посещение этого музея изменило мою жизнь, но оно, несомненно, оставило неизгладимые впечатления!
Археологический музей находится в центре города недалеко от автовокзала и основных достопримечательностей Ираклиона, найти его очень легко и удобно. На всякий случай, вот адрес: Xanthoudidou Str. 2. По размерам это далеко не Лувр и не Эрмитаж, но музей поражает разнообразием экспонатов различных эпох. Конечно же, самое интересное и ценное, что здесь есть и чем знаменит музей, это уникальное собрание предметов минойской цивилизации. Именно здесь находятся основные и самые важные артефакты минойского искусства.
Первый зал, который вас встречает и имеет все шансы тотчас же взорвать ваш мозг:
Каменный век. Период неолита. 7000 — 3000 лет до н.э.
Буски! А-а-а!!! И выглядят примерно так же, как сейчас! Только представьте: этим бусам от пяти до девяти тысяч лет!!! Что такое пять тысяч лет? Как это возможно?!! И как можно представить себе этот временной период? И тогда, несметное, невообразимое количество лет назад, люди тоже стремились украшать себя и свою жизнь.
Золотые цветочки, колечки, цепочки. Человечество всё то же))
Браслетики, серёжки… Их носили несколько тысячелетий назад, задолго до христианства и даже задолго до Античности, а здесь, в этом музее вы практически можете дотронуться до них.
Милый маленький поросёночек из каменного века:
Что заставляло пять и более тысяч лет назад человека вырезать такие фигурки? И чем всё же человек отличается от животных? Не стремлением ли к искусству?
Если подумать, искусство никак не помогает в практической жизни и в быту, искусство — лишь бесполезная трата времени. Но почему-то человек получает от этого удовольствие и тянется к этому бесполезному делу! Зачем ему это? Может быть, чтобы почувствовать себя создателем, чтобы выразить себя и свою индивидуальность? Или он получает эстетическое удовольствие от предметов искусства?.. Не это ли отличает нас от обезьян?
Бронзовый век. 2200 — 1700 лет до н.э.
Мы перешли в следующий зал. Какие замечательные глиняные коровки! Примерно такие глиняные свистульки для детей и сейчас у нас делают, и делали много лет назад наши предки в Древней Руси.
Корова — это, конечно, хорошо, но в минойской цивилизации был ещё и культ быка, который, если помните, связывают с мифом о Минотавре.
Какой интересный экспонат! Что это на рогах и морде быка — человечки? Акробаты?
В этом же зале видим оригинал знаменитого золотого украшения (кулона), который был найден в минойском дворце Малии. Две пчелы и капля мёда. Изготовлено около 1550 года до н.э., то есть примерно три с половиной тысячи лет назад.
Огромные глиняные амфоры, кувшины — как же без них? Но думаю, подобные экспонаты практически все мы видели, и фотографировать их больше не буду. В археологическом музее Ираклиона есть гораздо более интересные и необычные вещи!
Например, царский скипетр в виде пантеры, который тоже был обнаружен на раскопках минойского дворца неподалёку от оживлённого курорта Малии на Крите.
А вот совершенно замечательный бегемот — просто не могла его не упомянуть! Похоже, что это ритон. Ритон — это ритуальный сосуд в виде головы животного или человека. Считается, что такие сосуды использовались в обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь богов. С одной стороны широкое горлышко (вероятно, чтобы наливать), а с другой — узкое отверстие (откуда жидкость выливалась или её пили).
В залах музея довольно много разнообразной посуды. Вот, например, целая коллекция кружек. Красивые, яркие, такие разные и очень клёвые))
А вот древняя тёрка! Неплохо придумали, молодцы!))
Такое разнообразие посуды даже в наше время вызывает удивление!
Поздний бронзовый век. 1300 — 1700 г. до н.э.
В этом зале тоже кучка глиняных статуэток быков. На этот раз мне больше понравились человеческие фигурки. Похоже, какого-то религиозного содержания:
Первая фреска, которая встретилась мне. Фреска нанесена на саркофаг, и здесь, по всей видимости, изображены сцены обряда погребения или загробной жизни. 1300 г. до н.э.
В этом зале полно каких-то сундуков. На самом деле это тоже минойские саркофаги — в них складывались человеческие останки при захоронениях. Большинство сделаны из глины.
Поздний бронзовый век. 1700 — 1450 гг. до н.э. Новый дворцовый период
Один из самых интересных и знаменитых экспонатов Археологического музея в Ираклионе — минойский затрикий: едва ли не первая в истории человечества настольная игра! Она известна как «Шахматная доска» и отделана дорогими материалами: слоновой костью, горным хрусталём, фаянсом, синей стеклянной массой, пластинами из золота и серебра. Играли в неё с применением пешек. Конечно же, в эту настольную игру могли играть только цари!
Симпатичная ваза с осьминогом:
Фестский диск
Это если не самый знаменитый экспонат Археологического музея Ираклиона, то уж наверняка самый загадочный! Этот глиняный диск был найден при раскопках в одном из четырёх древних минойских дворцов на Крите: в городе Фесте, именно поэтому получил такое название. Обе стороны диска покрыты некой последовательностью символов, рисунками-иероглифами, смысл которых не разгадан до сих пор!!! Это письмо до сих пор не расшифровано! Когда я впервые услышала эту историю, моей первой мыслью было: «Дак и нет, наверное, никакого смысла. Просто решил когда-то некий человек разрисовать глиняную «тарелочку», нанёс на неё чисто декоративные рисунки-символы в произвольном порядке…» Но суть в том, что это изображение на диск было нанесено методом выдавливания, оттиском, была какая-то форма в качестве печати, каменная или деревянная. Знаки были выдавлены до обжига диска. То есть символы на Фестском диске — это древнейший печатный текст, который известен современной науке! И судя по всему, таких дисков было много. А вот зачем они — современное человечество так и не может догадаться!
Одна сторона фестского диска (с цветком в центре):
И вот его другая сторона:
Диаметр диска около 160 мм, толщина примерно 2 см. По цвету фестский диск однородный, просто чуть отличается освещение. (Надо отметить, освещение в археологическом музее Ираклиона превосходное! В отличие от Эрмитажа…)
Помещение, в которым был найден этот диск, предположительно являлось храмовым хранилищем. Но никакого сакрального смысла учёные в нём пока не открыли. Хотя было предположение, что это стандартный молитвенный текст. Самая распространённая теория происхождения фестского диска гласит, что, вероятно, это некая карта, возможно, астрономическая, для ориентирования мореплавателей.
Теперь фестский диск — излюбленная тема для сувениров с острова Крит;) Ну и, конечно, критские гиды и экскурсоводы каждый раз с невинным выражением лица предлагают всем туристам расшифровать его содержимое. И многие туристы, что самое интересное, с энтузиазмом принимаются за дело!;))
В этом же зале мы видим предполагаемый макет минойского дворца в Кноссосе. План Кносского дворца смотрите здесь. Конечно, он впечатляет. Это целый город.
Поздний бронзовый период 1700 — 1450 гг до н.э. Следующий зал
Знаменитая фреска «Игра с быком» (она же «Акробаты с быком»), найденная в Кносском дворце и знакомая нам едва ли не из школьных учебников истории Древнего мира! Вот она, настоящая! Здесь даже видно, по каким крупицам фреска была восстановлена.
Похоже, что в минойской культуре действительно существовали какие-то игры с быками. Но мне лично слабо верится, что даже молодой и ловкий спортсмен мог прыгать таким образом, как показано на фреске, через быка.
Поздний бронзовый век. 1700 — 1450 гг. до н.э. Следующий зал
Ещё один знаменитый экспонат: ритон из известняка в виде головы львицы. Найден в Кноссосе. Милая вещица. Примерно 1600 — 1500 гг до н.э.
Вотивные фигурки. «Богини со змеями»
Искусно сделанные фаянсовые фигурки покрыты глазурью и изображают жриц или богинь. Обе статуэтки найдены А. Эвансом в Кносском дворце и реконструированы им из обломков.
Вотивные фигурки (предметы) — ритуальные вещи, которые приносились в дар какому-то божеству.
Учёные считают, что обнажённая грудь указывает на культ плодородия. Истинная функция статуэток не совсем ясна.
Поздний бронзовый век. 1450 — 1300 гг. до н.э.
«Дамы в голубом» — очень известная фреска из минойского дворца в Кноссосе. Обратите внимание, какова плавность и округлость линий, элегантность украшений и аксессуаров, богатство одежд, и как изысканно убраны волосы. 1600 — 1450 года до н.э. И это было около трёх с половиной тысяч лет назад…
Ещё несколько знаменитых прекрасных фресок минойской эпохи. Невероятных для своего времени.
«Парижанка» — так назвали эту композицию учёные за яркость, чувственность губ и выразительность больших глаз, подчёркнутых декоративной косметикой. Образ утончённый, очаровательный и буквально дышащий жизнью.
Слева — оставшийся оригинальный фрагмент. Справа — возможная реконструкция.
Эту фреска была найдена на втором этаже Кносского дворца. Считается, что на ней был изображён ритуальный пир, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. Как композиция выглядела на самом деле, вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но фантазии Эванса я бы не стала доверять безгранично. В конце концов, у вас есть своя собственная фантазия;)
Среди великолепных минойских фресок не только изображения людей. На этих фресках есть и животные, и птицы, и растения. Например, дельфины. Если вы присмотритесь, увидите сохранившиеся оригинальные фрагменты, по которым воссоздана вся композиция.
В археологическом музее Ираклиона огромное количество интереснейших экспонатов. И фото на этой странице не отображают и сотой их части. Да, я фотографировала самые яркие предметы, но это лишь мой выбор и вкус. Кому-то будет интересно оружие (которое меня мало интересует), кому-то понравятся другие фрески. К тому же, увидев вживую всё это, возникает ощущение погружения в толщу времён, причастности к загадкам мировой истории. Поэтому я очень рекомендую посетить этот музей. Если вы отдыхаете на Крите, побывайте здесь непременно!
Возможно, вам также будет интересно:
mementovitae.ru
Греческие древности. Часть 16. Экспонаты из музея Акрополя в Афинах: humus — LiveJournal
[прошлые выпуски]Греческие древности. Часть 1. Акрополь и окрестности в 1870-е годы
Греческие древности. Часть 2
Греческие древности. Часть 3
Греческие древности. Часть 4
Греческие древности. Часть 5
Греческие древности. Часть 6. 1935. Акрополь на снимках Лео Верли
Греческие древности. Часть 7. 1891
Греческие древности. Часть 7. 1891. вып 2
Греческие древности. Часть 7. 1891. вып 3
Греческие древности. Часть 8. Олимпия
Греческие древности. Часть 9. 1960-е
Греческие древности. Часть 9. 1960-е. Вып.2
Греческие древности. Часть 10. В августе 1970
Греческие древности. Часть 11. 1971
Греческие древности. Часть 12. 1972
Греческие древности. Часть 13. 1973
Греческие древности. Часть 14. 1974-1975
Греческие древности. Часть 15. Сокровища национального археологического музея в Афинах
Амфора в восточном стиле с тремя плакальщицами и Сфинксом, 625-600 гг. до н.э.
Апофеоз Геркулеса
Афина со шлемом и копьем, 460- 450 гг. до н.э.
Афины, музей Акрополя. Статуэтки Нерея (фрагмент), 580-570 гг. до н. э. Вероятно, украшения из старого храма Афины
Афины, музей Акрополя. Статуэтки Нерея, 580-570 гг. до н. э
Афины, музей Акрополя. Статуэтки Нерея, 580-570 гг. до н. э. Вероятно, украшения из старого храма Афины
Барельеф с изображением триремы, до 400 г. до н.э.
Бронзовый Аполлон, высота около 2 м, 530-520 гг. до н.э.
Вотивная статуэтка из старого храма Афины. VI в. до н.э.
Вотивный рельеф Афины. Паросский мрамор, 54 см. Примерно 460 г. до н.э.
Голова так называемого . белокурого эфеба. Приблизительно 480 г. до н.э.
Голова так называемого . белокурого эфеба. Приблизительно 480 г. до н.э.
Голова так называемого . белокурого эфеба. Приблизительно 480 г. до н.э.
Два лошади квадриги, до 570 г. до н.э.
Кора в дорическом пеплосе (фрагмент). До 530 г. до н.э.
Кора в пеплосе (фрагмент), приблизительно 530 г. до н.э.
Кора в пеплосе, 115 см. Около 530 г. до н.э.
Кора в пеплосе, приблизительно 530 г. до н.э.
Кора с миндалевидными глазами (фрагмент). Приблизительно 510 г. до н.э. Паросский мрамор
Кора с миндалевидными глазами. Приблизительно 510 г. до н.э. Паросский мрамор
Кора с миндалевидными глазами. Приблизительно 510 г. до н.э. Паросский мрамор
Кора, примерно 500 г. до н.э.
Коры в хитонах, до 510 г. до н.э. Паросский мрамор, 92 см.
Критский мальчик (фрагмент), примерно 480 г. до н.э. Паросский мрамор
Критский мальчик, примерно 480 г. до н.э. Паросский мрамор
Критский мальчик, примерно 480 г. до н.э. Паросский мрамор
Курос, незадолго до 480 г. до н.э.
Курос. Паросский мрамор
Лошадь, фрагмент. 490-480 г. до н.
Ника в сандалиях из святилища Ники, 415 г. до н.э.
Панафинейская процессия. Всадники. Фриз Парфенона
Панафинейская процессия. Фриз Парфенона
Посейдон, Аполлон и Артемида из фриза Парфенона
Посейдон, Аполлон и Артемида из фриза Парфенона
Статуэтка с Фороса (фрагмент), до 570 г. до н.э.
Статуэтка с Фороса, до 570 г. до н.э. 165 см.
Фронтон архаического здания на Акрополе, VI в до н.э.
humus.livejournal.com
Археологический музей Стамбула: удивительные древности
Стамбульский музей Археологии – одна из главных исторических достопримечательностей мегаполиса. Это большой музейный комплекс, где хранятся сотни ценнейших экспонатов, принадлежащих разным эпохам и цивилизациям. Строительство галереи инициировал в 19 веке местный художник и археолог по имени Осман Хамди-Бей (Osman Hamdi Bey). Многие годы он вел борьбу за сохранение памятников истории добивался принятия закона о том, чтобы из Турции было запрещено вывозить культурные ценности.
Сегодня в музее мы можем наблюдать уникальные экспонаты, и даже если вы не интересуетесь историей, стоит побывать здесь и увидеть самые известные древние подлинники, такие как: Сидонский саркофаг, изображающий сцены жизни Александра Македонского, голова со змеиной колонны с площади Ипподром, саркофаг с изображением Плачущей женщины, бюст Зевса и Александра Македонского, части статуй из храма Зевса в Пергаме и многое другое.
История археологического музея Стамбула
В музее можно увидеть уникальные древние экспонаты
Возведение учреждения стартовало в 1881 году, и строительные работы были окончательно завершены лишь через 21 год. Но многие музейные выставки все желающие могли лицезреть уже спустя 10 лет, в 1891 году, когда учреждение открыло свои двери для посетителей.
Изначально в этом стамбульском музее были выставлены только гробница, относящиеся к 4-5 столетиям, поэтому его называли Музеем саркофагов. Но с течением лет коллекция видоизменялась, расширялась в разных направлениях, поэтому возникла необходимость в постройке дополнительных залов. В 1935 году был торжественно открыт еще один музей, посвященный Древнему Востоку. Немного позже к комплексу присоединили средневековый павильон изразцов, датой основания которого считается далекий 1472 год. Этот павильон повелел возвести и благоустроить османский правитель Мехмед Второй. Долгое время помещение было частью дворца Топкапы.
Львы, находившиеся у дворца Буколеон
В начале 90-х годов 20 века к Археологическому музею пристроили большое здание высотой в 6 этажей. Два нижних яруса отвели под хранилище экспонатов. Но на сегодняшний день на этой же территории располагается и уникальный детский музей, в котором устраивают экскурсии для школьников и повествуют им об истории великой империи Османов.
Археологический музей Стамбула очень популярен как у жителей, так и гостей Стамбула. Комплекс очень удачно расположился среди большого количества достопримечательностей, рядом с Топкапы. Скучно здесь точно не будет! Попадая в музейные стены, словно бы переносишься в старинную Турцию на машине времени, погружаясь в историю и искусство древнейших могущественных империй.
Что можно увидеть в Стамбульском археологическом музее
Сидонский саркофаг со сценами из жизни Александра Македонского
Когда-то современный археологический комплекс был банальным складом реликвий, и только благодаря стараниям Османа Хамди-Бея он преобразился до неузнаваемости. Сам общественный деятель занял пост руководителя галереи. Он потратил немыслимое количество сил и времени на то, чтобы рассортировать экспонаты и каталогизировать их, а также инициировал археологические работы, после проведения которых фонд учреждения значительно расширился. Нужно сказать, что археологи работали не только на территории современной Турции, но и за ее границами – в Африке, в Месопотамии, на Балканах, в Греции и т.д.
На сегодняшний день галерея включает в себя 3 основные секции: древневосточную, археологическую и изразцовую.
В отделе, посвященном археологии, выставлены многочисленные исторические памятники, рассказывающие о Древней Греции и Древнем Риме (одни экспонаты сохранились полноценно, другие – лишь фрагментарно). В число хорошо сохранившихся реликвий входят бюсты Марка Аврелия, Октавиана Августа (основателя Римской империи), поэтессы Сапфо и Александра Македонского. Здесь же можно полюбоваться изваяниями главных богов Древней Греции – Зевса и Нептуна. Также сохранились часть скульптуры Афродиты, которая когда-то служила украшением храма Зевса в Пергаме, и изваяние льва – единственная ценность, дошедшая до наших дней в память о мавзолее в Галикарнасе. Посетители музея могут увидеть военную атрибутику, старинные колесницы, наградные знаки, монеты и многое другое.
Саркофаг “Скорбящая женщина” Стамбул
В древневосточном отделе музея демонстрируется большое число крупных экспонатов, которые на защищены куполами из стекла. Среди них есть очень старые гробницы – один из саркофагов датируется 5 веком! Большой интерес представляют саркофаг под названием «Скорбящая женщина», украшенная изысканным резным изображением плачущей женщины, а также гробница Александра Македонского. К слову, в честь последнего завоевателя названо сразу несколько саркофагов. На каждом из них демонстрируются сцены сражений, происходивших когда-то в жизни великого воина и мудрого правителя. Интересно, что многие саркофаги представлены с первоначальной краской!
Еще в секции, посвященной Древнему Востоку, выставлены артефакты Месопотамии, мумии правителей Египта, обелиски, драгоценные украшения, клинопись из различных стран. Один из самых ценных экспонатов – это элементы ворот Иштар. Эти врата, возведенные некогда в Древнем Вавилоне, были украшены рисунками мифических существ.
Голова медузы Горгоны, Археологический музей Стамбула
Третий отдел музея уже интересен тем, что размещен в здании 15 столетия, к котором когда-то отдыхали падишахи. В изразцовом павильоне выставлены глиняные изделия: львиная доля из них – это посуда и предметы интерьерного декора, расписанные вручную. Здесь есть возможность вдоволь насладиться красотой изникской керамики – эту плитку когда-то применяли для украшения таких известных святынь, как мечеть Султана Ахмета (Голубая мечеть) и мечеть Рустема-Паши. В этой секции экспонируется керамика, изготовленная османскими и сельджукскими ремесленниками, а также работы анатолийских мастеров.
Сходить в стамбульский музей Археологии стоит не только тем, кто обожает древности и всё, что связано с историей, но и всем остальным туристам. Того, что можно увидеть здесь, нет ни в одном другом мировом музее, поэтому посетить комплекс непременно нужно. Возможно, даже ни единожды!
Как добраться до Археологического музея и часы работы
Археологический музей Стамбула
Археологический музей располагается в историческом районе Султанахмет, в непосредственной близости ко дворцу Топкапы (Topkapı) и парку Гюльхане (Gülhane Parkı). Вы можете совместить посещение этих достопримечательностей, но имейте в виду, что прогулка по дворцу Топкапы занимает не менее 2,5 часов, да и археологический музей отличается богатой коллекцией, так что за 1,5 часа вы можете не уложиться.
Если вы остановились не в Султанахмет, а чуть дальше, тогда можно добраться до Археологического музея на трамвае линии Т1 до остановки Гюльхане или Султанахмет, а дальше пройти в сторону дворца Топкапы пешком.
Часы работы:
С 1 апреля по 30 октября музей открыт с 09:00 – 18:45, кассы закрываются в 18:00.
C 30 октября по 31 марта музей открыт с 9:00 – 16:45, кассы закрываются в 16:00.
Стоимость посещения составляет 36 турецких лир.
Обратите внимание:
- Посещение археологического музея владельцам Museum Pass Istanbul является бесплатным. Подробнее о музейной карте вы можете прочитать здесь. Приобрести карту онлайн можно тут.
- На сегодняшний момент, 2019 год, некоторые части музея продолжают оставаться на реставрации (постепенно она подходит к завершению). Поэтому не удивляйтесь, что некоторые залы могут быть закрыты для посещения, но все-таки это вынужденные меры.
- Археологический музей Стамбула является достаточно обширным выставочным комплексом, на посещение которого стоит выделить не менее 2-х часов.
- В музее нет аудиогида, информация к экспонатам представлена на английском языке, имейте это в виду при планировании посещения.
- На территории археологического музея есть кафе, в котором можно передохнуть между прогулками.
Осман Хамди Бей – основатель архологического музея Стамбула
Осман Хамди Бей – основатель Стамбульского археологического музея
Прекрасный художник и искусствовед Осман Хамди Бей – это тот человек, которому Турция обязана переходом музейного дела страны на качественно новый уровень. Этот великий деятель сочетал в себе множество талантов – и художественный, и археологический, и писательский, и исследовательский. Если вы хоть единожды были в Турции. Но ничего не слышали об имени Хамди Бея, то наверняка знаете, как выглядит репродукция с его самого знаменитого живописного полотна под названием «Дрессировщик черепах». И, конечно же, Археологический музей Стамбула неразрывно связан с этим именем. Осман Хамди Бей появился на свет в знатной османской семье 30 декабря 1842 года. Его отцом был визирь империи Ибрагим Паша. Будучи ребенком, Осман учился в Бешикташе, а в 14 лет активно заинтересовался правом и художеством. В 1860 голу одаренного юношу одним из первых отправили в качестве студента в Париж для получения более глубокого и разностороннего образования. Некоторую долю расходов за эту взяла на себя государственная казна. Учась во французском учебном заведении, Осман Бей посещает уроки Гюстава Буланже. Через 7 лет после начала обучения молодой человек принимает участие в престижной международной выставке и заслуживает награду от падишаха Абдул-Азиза. В 1868 году Осман Бей вновь возвращается на Родину и становится государственным деятелем в Багдаде. Параллельно с этим он занимается написанием картин, а также проявляет интерес к истории и археологии.
Спустя 3 года жизни в Багдаде Осман Бей переезжает в Стамбул и становится помощником директора по протоколам. Но и здесь он не занимается только государственными делами и начинает писать пьесы для театра. Одно из его знаменитых произведений было написано на турецком языке, другое – на французском.
Через 2 года деятель едет в Вену, чтобы принять активное участие в организации Международной выставки. Затем, через 4 года, Осман Бей становится главой округа в районе Пера и Галата, но проработал он на этой должности не более года, решив затем уйти в отставку и посвятить себя творчеству. 4 сентября 1881 года он становится руководителем султанского музейного комплекса, который в тот период находился в Изразцовом павильоне Топкапы и был больше похож на складское помещение. Упорядочив все существующие экспонаты, Осман инициирует постройку следующего здания для музея и активно занимается раскопками.
Осман Хамди Бей
В 1882 году Осман Бей учредил стамбульскую Академию искусств, которая начала принимать учащихся уже весной 1883 года.
На протяжении всей жизни государственный деятель занимался созданием живописных полотен, которые сегодня являются жемчужинами коллекций во многих известных музеях, таких как Пера, Сабанджы и т.д. В частности, в музейном комплексе Пера хранятся его знаменитые творения – «Дрессировщик черепах», «Две музыкантши», «Девушка в розовой шляпе» и многие другие.
Скончался Осман Хамди Бей в феврале 1924 года. Прощание с ним происходило в мечети Айя-София, после чего церемонию погребения провели в Эскихисары, согласно завещанию.
moystambul.ru