Парфенон в Афинах — описание, время работы, цены, как добраться
Месторасположение: г. Афины, Греция
греч. Παρθενώνας
анг. The Parthenon
Адрес:
Greece, 10558 Athens
Телефон:
+30 210 3214172
Координаты:
37.971586, 23.726701
Время работы:
Ежедневно — с 08:00 до 20:00
Из-за сильной жары (свыше 39°)
время работы музея может измениться
Сайт:
www.odysseus.culture.gr
Общая информация
Самым величественным строением греческого Акрополя считается храм Парфенон. Этот храм был посвящен покровительнице города – Афине – Девственнице. По мнению многих историков, именно этот храм является самым прекрасным памятником Акрополя. Афину, как богиню мудрости очень почитали и посчитали, что храм в ее честь должен быть великолепным и не похожим ни на что.
Этот храм был построен в период между 447 и 438 годами до нашей эры. Он был возведен на месте другого недостроенного святилища. Расположение храма позволяло видеть его с большого расстояния. Он располагался на холме на высоте 150 метров над уровнем моря. Храм был построен во время правления Перикла. В этот период город переживал небывалый подъем и Афины считались не только культурной столицей, но и важным центром в политическом плане. Поэтому на возведение храма не жалели средств.
Строительство поручили архитекторам Калликрату и Иктинасу.
Главной скульптурой храма должна была стать статуя Афины Парфенос, изготовленная скульптором Фидием. Она считается настоящим шедевром. Высота самой статуи была около 30 метров. Фидий использовал слоновую кость, черное дерево и золото, чтобы данная статуя захватывала своим величием. К сожалению, до наших дней эта великолепная скульптура не сохранилась. Существует предположение, что статуя сгорела во время пожара в 3 веке до н. э., а может и раньше.
Архитектура храма воплотила в себе все новейшие тенденции того времени. Интересным архитектурным решением было то, что колонны вокруг храма располагались не параллельно, а под углом, что позволяло просматривать фасад здания сразу с трех сторон. Все колоны были разной формы. Это было сделано для того, чтобы центральные колонны выглядели более стройно, но при этом не казались слишком тонкими. Данный эффект был достигнут благодаря тому, что угловые колоны были наклонены слегка к центру, а центральные — наоборот от центра.
Сам храм был построен из мрамора, который добывали недалеко от Акрополя. Интересными свойствами этого мрамора было то, что, будучи белым, изначально, он со временем приобретал желтый оттенок. Поэтому к моменту окончания строительства храм приобрел неравномерную окраску. Но именно это и предавало храму свою необычную красоту.
Это интересно:
При строительстве храма не использовали раствор. Мраморные глыбы просто очень хорошо обтесывали и подгоняли друг к другу.
Парфенон представлял собой здание длиной 69,5 метров и шириной около 30,9 метров. Вокруг храма располагались колонны. Длина каждой из них составляла 10 метров. Всего насчитывалось 46 колонн. К храму вели три ступени. Внутри храм состоял из трех отделений. В центральном помещении находилась статуя Афины Парфенос. Мраморные статуи украшали углы фронтонов. На восточном фронтоне было изображено рождение Афины, когда она появилась из головы Зевса. А на западном фронтоне можно было увидеть, как Афина спорит с Посейдоном, за власть над Афинами и Аттикой.
Вокруг Парфенона изображались различные фризы. На юге можно было наблюдать борьбу кентавров с лапифами. С северной стороны было изображение эпизодов Троянской войны. Западную сторону Парфенона венчало изображение битвы амазонок с греками. А с восточной стороны была представлена битва олимпийских богов с гигантами. Все эти сюжеты описывали легендарные сражения.
Такое великолепие храма сохранялось вплоть до правления Александра Македонского. Он даже посвятил богине триста доспехов побежденных им воинов.
В то время как греки приняли христианство, Парфенон превратили в церковь. При этом сам храм значительно изменили. Впоследствии, под правлением Османской империи храм стал мечетью. В 1687 году храм также подвергся бомбардировке во время осады Акрополя венецианцами под руководством Франческо Морозини и был частично разрушен. Но еще больший вред был причинен Парфенону лордом Элгином, который вывез множество барельефов и впоследствии продал их Британскому музею. C 1975 года и по настоящее время ведется огромная программа сохранения и восстановления памятников Акрополя, в том числе Парфенона.
Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание
Храм Парфенон является частью Афинского Акрополя, который работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 20:00. Из-за сильной жары (свыше 39°) время работы музея может измениться.
Последние посетители могут войти в музей за 30 минут до закрытия.
Вход в музей платный.Музей закрыт в праздничные дни:
1 января, 25 марта, 1 мая, в пасхальное воскресенье, 25 и 26 декабря.
Стоимость билета составляет — 20€
Для родителей и учителей, сопровождающих детей начальной школы, музей предоставляет льготы — 10€
В стоимость билета включено посещение раскопок Акропля, а также двух его склонов: Южный склон Акрополя и Северный склон Акрополя
В музее нет экскурсионного сопровождения на русском языке, но при покупке билета можно попросить брошюрку на русском языке. Для ознакомления с объектами Акрополя рекомендуем отвести 1,5 часа времени, и лучше всего приходить к открытию, так будет возможность сфотографироваться на фоне достопримечательностей, а не большого скопления людей. Обязательно запаситесь питьевой водой, но если вы не взяли с собой воду, то на территории музея есть питьевые фонтаны. Около входа на территорию Акрополя есть множество кафе, но цены там значительно высокие — лимонад от 4,5€
Существует также единый билет (special ticket package), действительный в течение 5 дней для посещения 11 музеев: Афинский Акрополь, Храм Зевса Олимпийского, Ликей Аристотеля, Библиотека Адриана, Археологический музей Керамика, Афинская Агора, Керамик, Археологический музей Афинской Агоры, Северный склон Акрополя, Римская Агора, Южный склон Акрополя.
Стоимость единого билета составляет 30€, или 15€ (если вы родитель или учитель, сопровождающий школьника)
На территории памятника организован доступ для людей с ограниченными возможностями. Лифт доступен для инвалидных колясок, людей с ограниченными возможностями и любого родителя, сопровождающего двух или более детей на себе. Лифт расположен около 350 м. от главного входа на археологический объект. Для использования лифта необходимо заранее связаться с администрацией для уточнения условий по телефону +30 210 3214172.Все могут посетить музей бесплатно в следующие даты
6 марта (Память Мелины Меркури)
18 апреля (Международный день памятника)
18 мая (Международный день музеев)
В последние выходные сентября (Европейские дни культурного наследия)
28 октября (Национальный праздник)
В каждое первое воскресенье месяца в период с 1 ноября по 31 марта
Посетителям разрешено входить в археологический объект с небольшими рюкзаками и сумочками
Как добраться?
Так как храм Парфенон занимает центральное место на территории Афинского Акрополя, то достаточно знать как добраться до Акрополя, а там не проблематично будет найти и сам храм. Афинский Акрополь находится в 2х минутах ходьбы от станции метро Акрополи (Acropoli) и в 1 км от центральной площади Афин — площади Конституции (или говоря по-гречески площади Синтагма).
До музея можно дойти пешком от станции метро Акрополи (Acropoli). Время в пути составит неспешным шагом 2 мин.От площади Синтагма тоже можно дойти пешком, время в пути 11 мин, протяженность маршрута 1 км.
Недалеко от Акрополя располагается автобусная остановка ΜΑΚΡΥΓΙΑΝΝΗ (анг. Makrygianni, рус. Макриянни). На этой остановке останавливаются следующие автобусы:
№1 №5 №15 №040 №230 №A2
Автобусы ходят с интервалами 7-10 мин
Со схемой движения автобусов в городе Афины можно познакомится на сайте http://www.zee.gr/
Координаты кассы Афинского Акрополя: 37.969676, 23.729005
Координаты Парфенона:
travel-list.ru
Афинский Акрополь и Парфенон: gavailer — LiveJournal
Для большинства из нас название «акрополь» связано с греческой столицей. И это очень даже справедливо, потому что Афинский Акрополь наиболее известен и по пяти критериям внесен в список ЮНЕСКО. Однако, «акрополь» — имя нарицательное. По определению — это возвышенная и, как правило, укрепленная часть древнегреческого города, верхний город, крепость, убежище на случай войны. К примеру, акрополем назывался старый центр античного города Византия. Акрополи имелись во многих древнегреческих городах, на вершинах таких холмов обычно находились храмы божеств-покровителей. Итак, Акрополь (опять же не путать с некрополем — местом захоронений) — это холм, он не один.
А Парфенон — один. Этот памятник античной архитектуры построен в 5 веке до н. э. на Афинском Акрополе. Парфенон был главным храмом древних Афин и посвящен покровительнице Аттики, богине Афине. Не путать с Пантеоном, расположенном в Риме. С названиями разобрались, отправляемся на прогулку.
Утро — лучшее время для возвышения на Акрополь. Ближе к обеду его начнут штурмовать угрожающие бурлящие потоки туристов.
2
Есть несколько входов и касс. Мы вошли через юго-восточный, тот, где расположен театр Диониса.
3
Изначально Театр был построен в 5 в. до н. э. и был деревянным. В 4 веке его перестроили, он стал мраморным.
4
Так как античный театр был огромен, у него не было кровельных перекрытий. Все театральные действия проходили при естественном освещении, зрители располагались под открытым небом.
5
Вид сверху на оставшуюся часть Театра. Кстати, планируется его частичное восстановление.
6
На южном склоне Акрополя очень хорошо сохранился Одеон Герода Аттического.
7
Здесь проводились певческие и музыкальные состязания.
8
9
10
11
Поднимаемся на самый верх холма.
12
13
Полуразрушенный Парфенон.
14
15
Афина Парфенос, древнегреческая скульптура работы Фидия, когда-то находилась внутри античной постройки.
16
Фрагмент фронтона.
17
Сейчас здесь несмотря на кризис в стране ведутся восстановительные и реставрационные работы.
18
19
Очень медленно, но ведутся.
20
21
22
Человек в костюме на фоне Парфенона.
23
Молодая пара на фоне Афин.
24
Греческий флаг на вершине Акрополя.
25
Одно из святилищ.
26
27
Купив единый входной билет, можно помимо Акрополя посетить и другие афинские развалины и археологические локации: Ареопаг, Агору, библиотеку Адриана.
28
29
30
31
В археологическом музее афинской агоры. Экспонатам тысячи лет:
32
33
34
35
36
37
38
39
40
По каким-то причинам многие писали, что Афины неинтересны. А мне город очень понравился.
41
В заключительной части афинской серии гуляем по Афинам и идем к морю, городу Пирей.
Афины
Часть 1. Сувениры и продуктовый рынок в Афинах
Часть 2. Мраморный стадион первых Олимпийских игр
Часть 3. Виды на бесподобные Афины
Часть 4. Афинский Акрополь и Парфенон
Часть 5. Во что превратились Афины?
Понравилась запись? Добавляйтесь в друзья, делитесь ссылкой в соцсетях:
Еще не на связи? Присоединяйтесь:
Есть предложения или вопросы? Пишите → [email protected]
© Эдуард Гавайлер | gavailer.livejournal.com — Познавательные путешествия
gavailer.livejournal.com
Парфенон (Parthenon) — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания.
Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались главным образом за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. То был период высшего подъема античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь по сей день гордо напоминает об этом всему миру.
История древнего храма берёт своё начало более 2-ух тысячелетий тому назад. В 447 году до н.э. Перикл отдал приказ о строительстве масштабного храма и поручил это архитекторам Калликрату и Иктину. Работы над Парфеноном велись на протяжении 15 лет, а для строительства храма использовался исключительно белый мрамор.
Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание (целла) по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистилем). Этих колонн всего 46, по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов. Все колонны каннелированы, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.
Вся постройка была возведена на фундаменте более раннего храма Афины. В целле стояла статуя богини, выполненная скульптором Фидием из мрамора и слоновой кости. Афина Парфенос была богиней-воительницей, но считалось также, что она покровительствует искусствам и ремеслам.
Кликабельно 2100 рх
Однако Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. По периметру внешних стен целлы на высоте 12 метров лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. (В начале XIX века лорд Эльджин увез большую часть фриза в Лондон, и в 1816 году ее приобрел Британский музей.)
Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен. За последние годы ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, равно как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, нанесли мрамору Парфенона чувствительный ущерб.
Большинство изображений храма повествовали о различных битвах и сражениях греков. Так на западных плитах были рисунки, посвящённые войне греков с амазонками, а на южных – схватка кентавров и лапифов. Стоит отметить, что греки любили изображать себя в мифических картинах битв богов, тем самым отмечая свою причастность к зарождению новой эры.
Кликабельно 1700 рх Акрополь. Вид на театр IV в. Парфенон
Одной из самых главных достопримечательностей храма была статуя богини Афины выполненная из чистого золота и вставок из слоновой кости. К сожалению, статуя тоже не сохранилась до наших дней и представление о ней можно получить лишь увидев её копии меньшего размера.
Рисунки Манолиса Корреса
Сохраниться Парфенону в первозданном виде до наших дней было не суждено. Впервые храм серьёзно пострадал уже в 295 году до н.э. при осаде Акрополя Деметрием Полиокретом. Спустя несколько столетий (в 4 веке нашей эры) храм был преобразован в христианскую церковь. Некоторые части сооружения были либо уничтожены, либо перестроены. На этом напасти не закончились…
В 1460 году Парфенон оказался во власти турок, и христианская церковь в одночасье превратилась в мечеть, а пристроенную к храму колокольню переоборудовали в минарет.
В 17 веке из-за войны за независимость с турками на территории Парфенона был обустроен пороховой склад. Разместить боеприпасы на территории исторического объекта было очень плохой идеей, так как в 1687 году в результате обстрела храма венецианскими мортирами было уничтожено не только более 10 гигантских колонн, но и вся центральная часть Парфеона. Что там просиходило подробнее давайте узнаем …
В 1683 году турецкая армия, осаждавшая Вену, потерпела поражение от объединенных европейских сил под командованием польского короля Яна Собеского.
Победа европейских сил под Веной обусловила переход европейских союзных государств в контрнаступление, на острие которого стояла Венеция, имевшая в восточном Средиземноморье свои экономические и политические интересы. Командовал венецианскими войсками Франческо Морозини.
К 1687 году венецианцы заняли Пелопоннес , захватили Мистру и вышли к Негропонту на острове Эвбея. Однако венецианцы не смогли взять штурмом Негропонт, который имел достаточно сильный гарнизон, а ведение длительной осады венецианцам не представлялась возможным.
На военном совете Морозини высказал предложение идти на Афины , и 21 сентября 1687 года венецианский флот показался у берегов Аттики возле бухты Пирея .
Турки имели незначительные силы в Афинах, поэтому они оставили город и заперлись в крепости Акрополя. Войско венецианцев стало лагерем к западу от города, и предложило турецкому гарнизону почетную капитуляцию, чтобы избежать ненужное кровопролитие. Турки ответили отказом, и начался штурм Акрополя.
22 сентября венецианцы установили артиллерийские батареи на холмах напротив Акрополя и пытались подвести мины под крепостные стены, что им не удавалось сделать из-за твердости скальных пород. Тогда же перебежавший турецкий дезертир сообщил венецианцам, что турки сложили весь запас пороха в Парфеноне, т.к. были уверены, что европейцы не станут разрушать храм.
Однако венецианцы при штурме крепости меньше всего собирались брать в расчет историческое и культурное значение зданий Акрополя. Им нужно было как можно скорее взять крепость, пока к осажденному гарнизону не подошло подкрепление, и поэтому любое здание на Акрополе становилось боевой единицей, которую при необходимости нужно было уничтожать. Поэтому венецианцы без всякого зазрения совести преступили к бомбардировке зданий Акрополя, имеющих всемирную культурную ценность. Бомбардировка Акрополя была затруднена особенностями местности, но вечером 26 сентября удачным попаданием снаряда, заброшенного внутрь храма, был воспламенен, а затем и взорван пороховой склад. Сам Морозини в последствии сообщил, что бомба, попавшая в Парфенон разнесла сам храм и убила более трехсот турецких солдат.
После потери пороховых складов турки приняли предложенную им капитуляцию. Венецианцы позволили туркам уйти на турецкие корабли, которые ожидали их в шести милях от Пирея, и взять с собой столько имущества, сколько те смогут унести.
Взятие венецианцами Афин привело к обычной в то время перестройке храмов под нужды религии победителей. Например, шведы превратили одну из изящных мечетей в лютеранскую церковь, еще несколько мечетей были переделаны венецианцами в католические церкви. Однако разрушенный Парфенон никому не был нужен.
Через шесть месяцев после взятия Афин, венецианцы решили покинуть город по стратегическим соображениям. Турки вернулись в город еще на несколько столетей, однако и они не занимались восстановлением Парфенона.
В период с 1802 по 1804 года в Лондон было доставлено несколько десятков уцелевших мраморных скульптур, которые были размещены в Британском музее. Всё это привело к тому, что Парфенон некогда бывший роскошным храмом превратился в руины, не представляющие никакой ценности…
Кликабельно 1800 рх
Парфенон после Греческой революции (1820-е). Гравюра В. Миллера (1829) с работы Х. В. Вильямса (1822)
К счастью уже в 1834 году Парфенон очистили от чужеродных объектов, а в 1930 году началась реставрация древнегреческого храма. На сегодняшний день восстановлены практически все повреждённые колонны. Кроме того, некоторые скульптуры, которые долгое время были в музеях либо в частных коллекциях, были возвращены на территорию храма либо доставлены в Афинский Национальный музей.
Мраморные скульптуры Парфенона не являются самостоятельными произведениями искусства. Они были созданы как архитектурная и символическая часть храма богини Афины, построенного в V веке до н.э. в период расцвета древнегреческой культуры. Основной концепцией строения являлся баланс, достигаемый посредством идеальной симметрии триглифов, метопов, фриза и фронтонов храма. Понять и оценить памятник в целом возможно только вместе с его скульптурами, тогда как сами скульптуры могут быть значимыми, только находясь рядом с храмом, в их естественном историческом окружении.
Парфенон с его 2500-летней историей остается великим памятником и считается значимым символом свободы мышления. демократии, философии, гармонии и права. Это самый выдающийся памятник западной цивилизации. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в Список всемирного наследия.
Из 97 уцелевших частей фриза Парфенона 56 были вывезены в Лондон, а 40 остались в Афинах. Из 64 сохранившихся метопов 48 находятся в Афинах и 15 были увезены в Лондон. Из 28 же скульптур с фронтонов храма 19 увезли в Лондон и 9 остались в Афинах. Считается, что на фризе Парфенона изображено шествие в честь праздника — Панафиней. Метопы представляют собой сцены гигантомахии — на восточной стороне, амазономахии — на западной стороне, троянской войны — на северной стороне и битвы кентавров с лапифами — на южной. Восточный фронтон иллюстрирует рождение Афины, а западный фронтон — битву между богиней Афиной и богом Посейдоном за право покровительства над Афинами.
Кликабельно 2900 рх
Греция просит содействия Великобритании, как во имя самого памятника, так и во имя всемирного культурного наследия. Достижение взаимопонимания возможно посредством двустороннего сотрудничества в области культуры и образования. Если говорить конкретнее, то предложение Греции состоит в том, чтобы организовать выставку воссоединенного мрамора Парфенона в большом зале нового Музея Акрополя, тогда как Великобритания может принять участие в реставрации и обновлении самого Парфенона. Экспонирование собранных вместе скульптур может позволить нам по-новому взглянуть на этот уникальный памятник, способствовать развитию науки и продемонстрировать будущим поколениям достижения человеческой цивилизации. Изображения и их описание взяты из книги Елены Корки, главы департамента Греции и института археологии «Воссоединение скульптур Парфенона», выпущенного в Афинах Министерством Греции по культуре и туризму двумя изданиями — в 2002 и 2003 годах, издательство KAPON
До наших дней уцелели следующие части скульптурного украшения храма:
Метопы
Восточная сторона (Гигантомахия)
Все 14 плит находятся в музее Акрополя
Западная сторона (Амазономахия)
все 14 плит находятся на самом храме Северная сторона (Троянская война)
13 целых и частично разрушенных плит находятся в Музее Акрополя и на самом храме
Южная сторона (Битва между лапифами и кентаврами)
1 плита находится на самом храме
11 целых и частично разрушенных плит находятся в Музее Акрополя
16 целых и частично разрушенных плит находятся в Британском Музее (фрагменты 6 из них находятся также в Музее Акрополя)
Фронтоны
Восточный фронтон (Рождение Афины)
4 скульптуры находятся в Музее Акрополя (C, H, N, P)
10 скульптур находятся в Британском Музее (A, B, D, E, F, G, K, L, M, O)
Западный фронтон (Битва между Афиной и Посейдоном)
8 скульптур находятся в Музее Акрополя (B, E, J, K, S, U, V, W)
4 скульптуры находятся в Британском Музее (A, P, Q, T)
фрагменты 6 скульптур хранятся в обоих музеях (C, H, L, M, N, O)
Фриз
Фриз изображал собой шествие в честь Великих Панафиней и изначально включало в себя 115 плит(119 рельефных изображений, поскольку угловые камни имеют по два изображения на сторонах). Из них полностью или частично уцелели 112 плит:
Западная сторона (сохранились все 16 плит)
Из них в Музее Акрополя находятся 13 плит
В Британском Музее находятся 2 плиты
И фрагменты одной из плит хранятся в обоих музеях
Южная сторона (уцелела 41 плита)
2 плиты находятся на самом храме
12 плит находятся в Музее Акрополя
24 плиты находятся в Британском Музее
Фрагменты 3 плит хранятся в обоих музеях
Северная сторона (сохранились 46 плит)
24 плиты находятся в Музее Акрополя
15 плит находятся в Британском Музее
Фрагменты 7 плит хранятся в обоих музеях
Восточная сторона (сохранилось 9 плит)
3 плиты находятся в Музее Акрополя
1 плита находится в Британском Музее
Фрагменты 5 плит хранятся в обоих музеях
[источники]
источники
http://www.km.ru
http://ilovegreece.ru
И еще несколько образцов древних сооружений специально для вас: Эллинистический Храм Гарни или вот Храм Августа и Ливии, ну и посмотрите еще на Мадаин-Салих (Mada’in Saleh) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=35407
masterok.livejournal.com
где находится, как добраться, фото, отзывы туристов
Войны, пожары и землетрясения, разграбление, разрушение – это краткое описание того, что выпало на долю самого известного архитектурного и исторического памятника Греции Парфенона (Parthenon). Сегодня мы можем увидеть то, что осталось от некогда великолепного сооружения, построенного более 2 000 лет назад. Даже то, что осталось от храма вызывает трепет и восхищение своими размерами, архитектурой и конечно, историей. Каждый день огромные очереди туристов выстраиваются, чтобы не на фото, а своими глазами увидеть сооружение, о котором написано в учебниках древней истории.
Где находится Парфенон
Древний храм расположен всамом известном месте Афин –Акрополе (центральная часть города).
Как добраться:
Метро. Красная ветка, ст. «Акрополь».
Если добраться нужно из центра Афин, то,по отзывам туристов, удобно пройти пешком по улице Дионисия Ареопагита.
История Парфенона
Парфенон построили не на пустом месте, Акрополь всегда имел большое значение для афинян. Первые люди поселились на холме в эпоху неолита. За 2 000 тысячи лет до нашей эры Акрополь был заселенным местом. Историки утверждают, что на скале находился царский дворец в 1 200 г. до н. э.
После объединения Аттики и установления новой политической формы – демократии, в Афинах происходят изменения в политике, экономике и культурной жизни. Примерно в VII столетии до н. э. на Акрополе возводят храм Афины.
Через 100 лет строят новое святилище богини – храм Гекатомпедон. Его развалины обнаружил археолог В. Дерпфельд. Осталось от храма немного – основания от 2 колонн и фрагменты фронтонных композиций. В музее Акрополя можно посмотреть на метопы этого древнего храма. Кто и зачем уничтожил святилище, историки не знают. Но вскоре после его уничтожения начали строить новый храм – Опистодом. Строительство начали в 488 г. до н. э., но через 8 лет забросили, так как началось персидское вторжение. После войны сооружение не стали достраивать. Части Опистодома находятся на Акрополе (северный склон).
Строительство Парфенона
После войны с персами сооружения Акрополя были разрушены. В 449 г. жители Афин приняли решение о восстановлении священного места и возведении нового храма Афины. Богиня считалась покровительницей города и к строительству ее храма подошли ответственно и с размахом. Были выбраны самые лучшие архитекторы, скульпторы, строители, художники. Финансирование строительства было более чем щедрым.
Это интересно. Во время, когда строили Парфенон, В Афинах была демократия. Граждане активно участвовали в жизни города, важные решения принимались на народных собраниях. Горожане контролировали расходы на строительство храма, а строители перед ними отчитывались. Некоторые из этих «отчетов» сохранились до нашего времени. На камнях выбивали данные о том, сколько и на что потратили и выставляли камни для обозрения. Эта древняя «отчетность» настоящий клад для историков. Из надписей узнали много интересных данных – даты, потраченные суммы и другое.
Как строили храм
Началом строительства считают 446 г. до н. э. Храм решили возводить на самом высоком месте Акрополя, там была ровная площадка. Историки утверждают, что понадобилось 2 года, чтобы добыть необходимый мрамор и транспортировать его к месту стройки. Камень добывали в 23 км от города на горе Пентелекон. Первичную обработку проводили на месте добычи, перевозили в город и уже в Афинах придавали камням конечную форму.
Основное строительство завершили в 438 г. до н. э. Скульптурное оформление храма заняло еще 6 лет.
Кто построил Парфенон?
У историков нет единой версии, кто был автором проекта и руководителем строительства. Самая распространенная гипотеза – создателем проекта был Иктин, руководил строительством Калликрат, скульптурное оформление и отделку создал Фидий.
Противники этой версии утверждают, что Фидий не только оформлял сооружение, но и возглавлял строительство, а Калликрат и Иктин были его помощниками. К сожалению, нет документальных подтверждений ни первого варианта, ни второго. В чем у историков полное согласие, так это в том, что эти три человека являются создателями самого монументального и известного храма древности.
От войны со Спартой до Александра Македонского
Не успели закончить строительство Парфенона, как началась новая война, известная как Пелопоннесская. Война Афин и Спарты закончилась победой спартанцев. Поражение было сокрушительное во всех смыслах. Понадобилось несколько лет, чтобы частично восстановить независимость и государственность. Только афиняне немного оправились от противостояния со спартанцами, как появились новые захватчики – македонцы.
Македонцы отнеслись к захваченным Афинам довольно гуманно. Город не был разрушен, остались сохранными и святыни. Александр Македонский даже передал дары для Парфенона – доспехи, захваченные у поверженных персов.
Начало упадка Парфенона
С конца IV столетия до н. э. правители Афин стали относиться к храму менее трепетно, чем их предшественники. Например, Деметрий Полиоркет поселился в святилище, компанию ему составили многочисленные любовницы.
Тиран Лахарес вообще ограбил храм. Он распорядился снять золото, из которого была изготовлена одежда 11-метровой статуи Афины.
Археологами установлено, что в III столетии до н. э. Парфенон пострадал от пожара. Сгорела кровля и перекрытия, некоторые блоки из мрамора потрескались от высокой температуры, колонны с восточной стороны здания были под угрозой обрушения.
Это интересно. Храм отремонтировали кое-как. Крышу восстановили некачественно, а для ремонта колонн использовали камни от разрушенных сооружений, в ход шли даже камни с «отчетами».
Во II веке до н. э. в храме установили огромный памятник одному из представителей семьи Атталидов. Памятник простоял несколько десятков лет, когда влияние этой династии упало, монумент был переделан и посвящен императору Августу.
Из языческого храма в христианский собор
В истории не сохранилась точная дата перестройки Парфенона в христианский храм. Предположительно это событие произошло в IV или V столетии. Именно тогда все сокровища храма, которые еще сохранились, были перевезены в Константинополь, но если называть вещи своими именами, то храм просто разграбили.
Языческий храм стал христианским собором Богородицы и имел довольно большое значение среди христиан. Это был центр паломничества, в XI веке специально для посещения собора в Афины прибыл император Василий II.
Некоторое время Афинами управляли французы, в этот период Парфенон назывался – Собор Афинской Богоматери. Позже городом управляли каталонцы, после итальянцы. Каждые новые захватчики не оставляли без внимания величественный, хоть и заметно обветшавший храм. Новые хозяева устраивали в Парфеноне свои культовые сооружения и давали новое имя.
Архитектура античного храма изменилась при переустройстве в христианский собор. Во фризе, украшенном скульптурами, пробили окна. Все что не годилось для церковных ритуалов уничтожали.Пристроили колокольню.
Османское владычество
Новый этап в истории Парфенона начался при османском владычестве (XV век). Досталось не только храму, но и другим сооружениям Акрополя. Гарем султана разместили в Эрехтейоне, комендант устроился в Пропилеях, Парфенон переоборудовали под мечеть.
Закрасили росписи, как христианские, так и языческие. Из колокольни сделали минарет. Два века храм Афины был мусульманской мечетью. Но самое трагическое событие в истории сооружения произошло в 1687 г.
Взрыв и разрушение
В сентябре 1687 г. в Афинах проходили бои османов и венецианцев. В Парфеноне турки хранили боеприпасы. Генерал армии венецианцев отдал приказ об обстреле Акрополя. Орудия венецианцы установили на возвышенности, с которой и обстреляли сооружения Акрополя. Снаряды попали в Парфенон, сдетонировали, хранящиеся там боеприпасы. Внутренняя часть храма превратилась в руины.
Венецианцы покинули Афины. На Акрополе вновь разместился турецкий гарнизон. Среди руин построили мечеть.
Это интересно. В 1839 г. была сделана первая фотография Парфенона. На ней хорошо видны остатки храма и находящаяся за ними мечеть.
Окончательное разграбление Парфенона
Со временем Османская империя стала терять свое могущество. Контроль колоний становился слабее. Большее влияние стали иметь европейцы. Памятники Акрополя никто не охранял и не реставрировал. Как оказалось, разграбить можно даже руины. Местные жители растаскивали камни и использовали их для строительства жилья. Тысячелетние колонны разбивали, чтобы добраться до свинцовых скоб.
Не только бедные жители Афин поживились на руинах древних сооружений. Европейцы начали настоящую охоту за древними скульптурами и фрагментами фризов.
Сегодня в Британском музее хранятся фрагменты фриза. Их вывез лорд Элджин. Есть такие фрагменты и в Лувре, они были вывезены дипломатом из Франции. По крайней мере, эти барельефы хотя бы сохранились, судьба других неизвестна.
Долгая реконструкция
Возрождение Парфенона началось после получения Грецией независимости в 1832 г. Прошло два года после этого эпохального события и новые власти присвоили храму статус памятника античного искусства. На территории Акрополя начали работать археологи, началась реставрация, которая длится до настоящего времени.
Сначала снесли все сооружения, не имеющие отношения к Античности. Осталось только то, что было создано до нашей эры.
Началось постепенное и неспешное восстановление Парфенона. В 40-х годах XIX века провели реконструкцию 5 колонн. Внутри храма установили 150 блоков из мрамора. И опять Парфенону не повезло. Землетрясение 1894 г. привело к новым разрушениям.
После катаклизма восстановлением храма занялся архитектор Н. Баланос, он посвятил 40 лет жизни древнему храму. Именно его заслуга в том, что сегодня мы можем хотя бы представить, как выглядело это монументальное сооружение.
Восстановление Парфенона продолжается и сегодня, и вряд ли скоро закончится.
Некоторые особенности архитектуры
Сегодня Парфенон уже не руины, но и до былой роскоши далеко.
Создатели Парфенона имели в своем распоряжение достаточно средств, чтобы воплотить в жизнь самые новаторские архитектурные решения своего времени. Парфенон был великолепен, он отличался от всех построенных ранее храмов масштабностью, оформлением, архитектурой.
Для того чтобы подробно и правильно описать архитектуру храма со всеми стилобатами, перистилями и периптерами надо быть архитектором. Поэтому мы не будем углубляться в эту тему, а более подробно остановимся на некоторых декоративных элементах.
Колонны
Размещено сооружение было таким образом, что его фасад был виден сразу с трех сторон. Такой эффект был достигнут благодаря необычному размещению колонн и их форме. Колонны установили не параллельно, а под небольшим, незаметным глазу, углом.
Высота внешних колонн – 10 м 43 см, диаметр – 1 м 90 см.Колонны не цельные, каждая собиралась из отдельных барабанов (10-12), их крепили свинцовыми скрепами. Количество внешних колонн – 50. Внутри храма было установлено 16 больших колонн и 23 меньшего размера.
Это интересно. Размеры храма: длина – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.
Как выглядел храм внутри до разрушения
Внутри храм имел 2 помещения. В одном из нефов, окруженная колоннами, находилась основная скульптура Афины, высотой 11 м.
Очень жаль, что это колоссальное изваяние не сохранилось до нашего времени. Как выглядела Афина, мы знаем из описаний и древних рисунков.
Автор 11-метровой скульптуры – Фидий. Материал изготовления – золото, слоновая кость, черное дерево. Богиня была изображена стоя, в одной руке щит, в другой фигура Ники. Статуя была высотой с 4-х этажный дом. Изваяние Ники, которое Афина держит на ладони – 2 м. Щит украшали рельефы сражающихся амазонок и боя с титанами.
Лицо богини было вырезано из слоновой кости, из этого материала изготовили и руки статуи. Такие элементы, как одежда, оружие, были золотыми. Перед скульптурой находился небольшой бассейн. Изваяние Афины простояло в храме 900 лет.
Судьба скульптуры неизвестна. Одни историки считают, что она была уничтожена при пожаре, другие настаивают, что статую вывезли в Византию.
Метопы
Один из самых значительных элементов декора – фриз, украшавший внешнюю колоннаду. На фризе было размещено 92 метопы с барельефом. На метопах южного фасада изобразили сцены противостояния лапифов (полумифическое племя) и кентавров.
На барельефах северного фасада была изображена Троянская война. Фриз с западной стороны – сражение амазонок, восточный фасад – битва титанов и богов.
До нашего времени сохранились 57 метоп, в основном на восточном фасаде. Еще 15 хранятся в Британском музее, 1 в Лувре.
Это интересно. Фризом называют декоративную горизонтальную композицию, в виде полосы. Он венчает или обрамляет часть сооружения. Метопа – архитектурный элемент фриза, в виде плиты с рельефной или плоской поверхностью.
Фриз внутреннего помещения
Этот фриз украшает храм внутри. По данным Википедии, его длина 160 м, высота 1 м 2 см. Изображено на барельефах Панафинейское шествие.
Это интересно. Панафинеи – праздник в честь богини Афины, в котором участвовали все горожане. Шествие было одним из основных мероприятий праздника. Процессия нарядно одетых афинян с факелами шла через весь город, возглавляли шествие самые уважаемые люди.
Процессия несла в храм одежды для статуи богини, вели быков для жертвоприношений. После шествия и религиозных обрядов праздник продолжался. Проводили спортивные, музыкальные и поэтические соревнования.
Всего на барельефах фриза изображено 378 фигур богов и людей, чуть менее 200 животных. Изначально было 115 метоп, сегодня можно увидеть 96 пластин с барельефами (56 в Лондоне, 40 в Музее Акрополя).
Фронтоны
Еще одним важным скульптурным элементом Парфенона были фронтоны. Западные и восточные фронтоны были украшены масштабными скульптурными композициями, до нашего времени сохранились только фрагменты некоторых статуй, 11 из уцелевших фрагментов хранятся в музее Акрополя.
Из чего построили Парфенон?
Материал, из которого построили весь храм – пентилийский мрамор. Из камня вырезали блоки и укладывали без скрепляющего раствора. Из мрамора было сделано и кровельное покрытие, деревянными были только перекрытия. Этот вид мрамора имел одну особенность – под действием солнечных лучей менял цвет. Из белого он становился золотистым.
Парфенон сегодня
В истории сохранились слова Перикла, правителя Афин и инициатора строительства Парфенона. Он говорил афинянам, что благодаря Парфенону потомки будут гордиться своими предками. Древний правитель был прав. И пусть былая роскошь храма в прошлом, и за 2 500 лет храм сильно изменился, но он гордость Греции.
Храм стараются восстановить, возможно, когда-нибудь он станет таким, как был в свои лучшие времена.
Миллионы людей со всего мира приезжают в Афины, отстаивают очереди, чтобы увидеть эту «жемчужину» мировой архитектуры. Путешествие в столицу Греции просто невозможно представить без посещения Акрополя, где кроме Парфенона есть и другие античные сооружения.
Интересные факты
- Для обработки камня, необходимого для строительства Парфенона, соорудили мастерскую, где проводились работы с мрамором. Сложные работы проводили свободные люди, а рабы использовались для тяжелых и черновых работ.
- Основная заслуга в восстановлении Парфенона принадлежит Николосу Баланосу. За сорок лет архитектор далеко продвинулся в своей работе. Парфенон стал напоминать тот храм, который возвели более 2 000 лет назад. Но были у Баланоса и критики. Его ругали за то, что блоки скрепляли стержнями из металла, со временем их покрывала ржавчина, из-за этого портился мрамор. Крепления пришлось заменить на стержни из титана.
- При строительстве Парфенона разразился, как бы сейчас сказали, коррупционный скандал. Фидий был обвинен в растрате средств, выделенных на статую Афины. Что с ним стало точно неизвестно, по одним источникам его признали невиновным, по другим совсем наоборот – скульптор оказался в тюрьме.
- В Средние века, когда Парфенон был христианской церковью, были уничтожены метопы северного фасада, из-за языческих изображений. Почему в таком случае не тронули остальные, непонятно.
- Сегодня глядя на Парфенон сложно представить, что изначально он был цветным. Самым ярким элементом был фриз – красный фон метоп, синие триглифы. Скульптурные композиции были белыми и на фронтонах, и на фризе.
- ВXIXвеке, греки отвоевывали независимость. Бои с османами проходили и в Афинах.Турки укрылись в Акрополе, боеприпасы закончились, начали вскрывать древние колонны Парфенона, чтобы извлечь свинцовые скрепы. Их резали на пули. Греки узнали об этом и передали туркам свинец, чтобы прекратить разрушение храма.
- Чтобы туристы не растаскивали на память древние камни, администрация Акрополя наняла людей, которые по ночам разбрасывают куски мрамора.
Время работы
Без выходных с 08.00 до 19.30.
Зимний период – до 17.00.
Акрополь закрыт в Пасхальное воскресенье, Рождество, 01 января, 01 мая.
Цены на билеты
- Входной билет – 20 евро.
- Студенты – 10 евро.
- Дети до 18 лет – бесплатно.
С 01.11 по 31.03 – для всех посетителей 10 евро.
Входной билет позволяет осмотреть все древние сооружения Акрополя.
Дни, по которым Акрополь могут посетить бесплатно все желающие: первое воскресенье ноября, декабря, января, февраля, марта; последние суббота и воскресенье сентября; 06 марта; 18 мая; 29 октября.
Что посмотреть рядом
В Акрополе, кроме Парфенона, расположены еще несколько античных достопримечательностей.
- Эрехтейон – остатки храма Афины и Посейдона. Построено сооружение примерно в тоже время, что и Парфенон. Особый интерес туристов вызывают кариатиды, всего их 6, каждая высотой 2 м 10 см.
- Храм Ники расположен в юго-западной части Акрополя. Храм интересен колоннами и фризом с барельефами. Дважды храм был под угрозой полного разрушения, но каждый раз его восстанавливали.
- Пропилеи – остатки входа, построенного в V столетии до н. э. Сохранились колонны, часть горизонтальных перекрытий. Вход напоминает храм, смотрится величественно.
- Одеон Геродота – амфитеатр, построенный во II веке до н. э. Одеон неплохо сохранился, при реставрации восстановили сцену и сидения для зрителей.
Для современников Парфенон являлся символом могущества и славы Афин. Сегодня этот древний храм считается величайшим образцом античной архитектуры, шедевром мирового искусства и зодчества.
puteshestvovat.com
Парфенон Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Парфенон (значения).Достопримечательность | |
Парфенон | |
---|---|
др.-греч. Παρθενών | |
Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном | |
Страна |
|
Местоположение | Афины[1] |
Конфессия | Грециизм |
Тип здания | храм |
Архитектурный стиль | высокая классика |
Автор проекта | Иктин |
Строитель | Калликрат |
Архитектор | Иктин[2], Калликрат[2] и Фидий[2] |
Дата основания | V век до н. э.[3] |
Строительство | 447 до н. э. — 438 до н. э. |
Материал | Пентелийский мрамор[d] |
Медиафайлы на Викискладе |
Парфено́н (др.-греч. Παρθενών «дева; чистый») — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447−438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438−431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Содержание
- 1 История
- 1.1 Предшественники Парфенона
- 1.2 Постройка
- 1.3 Архитектура античного Парфенона
- 1.4 Планировка
- 1.5 Материал и технологии
- 1.6
ru-wiki.ru
ПАРФЕНОН — это… Что такое ПАРФЕНОН?
Парфенон — (греч. Parthenon, от parthinos дева) в Афинах, величайший памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос. Главный храм афинского полиса. Возведён на скале Акрополя в 447 438 до н. э. зодчими Иктином и Калликратом … Художественная энциклопедия
ПАРФЕНОН — (этим. см. Партенон). См. ПАРТЕНОН и ПАРФЕНОН. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРФЕНОН Главный храм в древн. Афинах, посвященный покровительнице города богине Афине. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Парфенон — Парфенон. Общий вид. ПАРФЕНОН, храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447 438 до нашей эры, архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПАРФЕНОН — храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447 438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и… … Большой Энциклопедический словарь
Парфенон — главный храм на Акрополе в Афинах, посвященный покровительнице города Афине. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии
парфенон — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительницеэтого города и всей Аттики, богине Афине Девственнице (oparJneoV). Онкрасовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где передтем стоял не вполне достроенный храм той же богини … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Парфенон — Достопримечательность Парфенон Παρθενών … Википедия
Парфенон — (греч. Parthenón, от parthénos дева) храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447 438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия,… … Большая советская энциклопедия
Парфенон — (от греч. parthenos дева) храм богини Афины Парфенос (Девы) на Акрополе; построен в 447 438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. П. представлял собой дорийский периптер (прямоугольник) с 8 колоннами в ширину и 17 в длину; был… … Античный мир. Словарь-справочник.
dic.academic.ru
Парфенон. Достопримечательности — Путеводитель по Греции
Главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος).
Построен в 447–438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438–431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.
Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном A.Savin, CC BY-SA 3.0В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
История
Предшественники Парфенона
На Акрополе сохранилось огромное количество архитектурных элементов древних построек и их фундаментов. Вопрос их атрибуции тому или иному известному по источникам строению является, как правило, спорным.
Первый известный в новое время храм Афине, существование которого признаётся большинством учёных мира, был выстроен на Акрополе, вероятно, при Писистрате. Он назывался так же, как позднее и наос современного Парфенона, — Гекатомпедон (то есть стофутовый). Создание храма было органической частью политики Писистрата по обустройству и развитию Афин. Гекатомпедон считается в некотором роде предшественником Эрехтейона: все главные реликвии Афинского полиса хранились именно там. В настоящее время доказано, что фундамент, приписывавшийся долгое время Гекатомпедону, не имеет необходимой длины для построения на нём стофутовой целлы и, следовательно, не может являться указанным храмом. Однако само существование храма не отрицается. В Персидском мусоре были найдены оба его фронтона и другие детали.
Вскоре после Марафонской битвы началась постройка нового храма Афины, называемого в источниках Опистодомом. Храм располагался между современными Эрехтейоном и Парфеноном. Его строительство, очевидно, не было завершено из-за возобновившейся войны с Персами и скорого разграбления Афин. От этой постройки остались барабаны колонн у северной стены Эрехтейона. Части старого Парфенона были использованы при застройке Акрополя Фидием в эпоху Перикла.
Постройка
После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.
Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос) Кленце, Лео фон (1784–1864), Public DomainДату начала строительства ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты. Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446—447 до н. э. (в Древних Афинах год начинался со дня летнего солнцестояния) на протяжении десяти лет. В первый год средства были выделены на добычу и доставку пенделийского мрамора в город. Расходы на древесину, предусмотренные на 444—443 годы до н. э., связаны с возведением строительных лесов. О том, что к 438—437 годам до н. э. статуя Афины Парфенос уже была завершена Фидием, свидетельствует продажа золота, которое осталось после окончания работ. Всего на строительство было затрачено 700 талантов (согласно другим источникам — 469).
Освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н. э., однако обработка (главным образом, скульптурные работы) продолжалась до 432 до н. э.
Архитектура античного Парфенона
Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имеет 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён перистилем — колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам, учитывая угловые. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр колонны сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.
Гиперболическая схема кривизны Парфенона Erud, CC BY-SA 3.0Находящееся за внешней колоннадой помещение храма имеет 59 м в длину и 21,7 м в ширину. Оно установлено на двух дополнительных ступенях общей высотой 0,7 м и является амфипростилем. На его фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, ведущим в целлу, западный — постикумом, ведущим в опистодом.
Целла, располагавшаяся с востока, имела длину 29,9 м и ширину 19,2 м. Два ряда из 9 дорических колонн заканчивались у стены поперечным рядом с ещё тремя колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр.
Опистодом имел 13,9 м в длину и 19,2 м в ширину. В нём стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Опистодом назывался Парфеноном, поскольку изначально здесь хранились дары богине; затем это название распространилось на весь храм. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.
Планировка
Парфенон был продуман в мельчайших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения.
План скульптурного убранства Парфенона (север справа). Период античности. Argento, CC BY-SA 3.0Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:
- Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.
- Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.
- Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.
- Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.
- Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны).
- Высота эхина и абаки одинакова.
- Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.
- Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.
Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.
Как отмечает Виппер, гармония Парфенона вытекает из аналогий, из повторения одних и тех же пропорций в плане как наружной колоннады, так и четырёхугольника целлы и её внутренней колоннады. Значение имеет и постановка здания храма относительно акропольского холма: он отодвинут к юго-восточному краю скалы и поэтому посетители видят его отдалённым, по сути большой Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает» по мере приближения к нему человека.
Материал и технологии
Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению — и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками и шкворнями.
Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалась грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу. В самом низу лежали ортостаты — большие квадры, на которых уже располагаются гораздо меньшие камни, составляющие регулярную кладку. По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей.
Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и Аспасии, парфенонский фриз. Картина Л. Альма-Тадемы, 1868. Альма-Тадема (1836–1912), Public DomainПерекрытия были деревянными. Потолки внутри, очевидно, были кассетированы, поскольку считается, что наружные — каменные — подражают внутренним.
Скульптурный ансамбль
Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос.
Метопы
Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва кентавров с лапифами, на западе — амазономахия, на севере — вероятно, сцены из Троянской войны, на востоке — гигантомахия.
Южная метопа 30. Кентавр побеждает лапифа. Jastrow, Public DomainСохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.
Барельефный фриз
Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На барельефе, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день Панафиней. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос. Рядом стоят важнейшие люди города.
Восточная сторона. Плиты 36-37. Сидящие боги. Jastrow, CC BY 2.5Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах.
Фронтоны
В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обыкновенно обходят эту часть храма стороной. Павсаний упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Дж. Керри, датируемые 1674 годом, которые дают много информации о западном фронтоне. Восточный фронтон уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки.
Восточный фронтон. Предположительно, фигура Артемиды. Jastrow, CC BY 2.5Восточная группа изображала рождение Афины из головы Зевса. Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно, Гелиосом. Перед ним сидит Дионис, затем Деметра и Кора. За ними стоит ещё одна богиня, — возможно, Артемида. С восточного фронтона до нас дошли также три сидящие женские фигуры — так называемые «мойры», которые иногда рассматривают как Гестию, Диону и Афродиту. В са́мом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это Нюкс или Селена. Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо — в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса, Гефеста и Афины. Скорее всего, там находились остальные олимпийцы и, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев Посейдону.
Фрагмент фронтона Юкатан, GNU 1.2На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы: в северной, вероятно, — Ника с Гермесом, в южной — Ирида с Амфитрионом. Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная атрибуция практически невозможна.
До нашего времени дошли 30 статуй: 11 из них находятся в Афинах, а 19 хранятся в Британском музее.
Статуя речного бога с западного фронтона Парфенона, предоставленная Британским музеем, экспонировалась в петербургском Эрмитаже с 5 декабря 2014 года по 18 января 2015 года. Принято считать, что скульптура представляет собой аллегорию афинской реки Илисс (Илиссос). Фигура была создана в мастерской Фидия в 438—432 годах до н. э.
Статуя Афины Парфенос
Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.
На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.
Прочие детали отделки
На архитраве перистиля висели бронзовые венки (сохранились отверстия для их крепления).
Парфенон, как и любой античный храм, был раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза — красной и синей. Кессоны перекрытий колоннады, сделанные из мрамора, красились в синий, красный и золотой (или жёлтый) цвет. Скульптура также была ярко раскрашена.
Дальнейшая история
Греческая политика резко изменилась после возвышения Македонии при царе Филиппе II. Окончательный удар нанес могуществу Афин Александр Великий, когда в 323 до н. э. прислал в город военный гарнизон и покончил с демократией. Однако известно, что даже Александр благоволил Парфенону. Он приказал разместить на восточном фронтоне 14 щитов, а также принес в дар Афине доспехи 300 побежденных персидских воинов. После смерти Александра Парфенон неоднократно становился жертвой жестоких тиранов. Так, в конце 4 века до н. э. в Парфеноне поселился вместе со своими любовницами Деметрий I Полиоркет. В начале 3 в. до н. э. афинский тиран Лахар снял золотую одежду со статуи Афины Парфенос, чтобы оплатить долг своим солдатам, а также щиты Александра. В начале 2 в. до н. э. представитель зажиточной пергамской династии Атталидов установил в Парфеноне памятник в честь одного из своих предков, который размещался почти вплотную к стене, справа от парадного входа в храм. Этот монумент имел форму огромного пьедестала, высота его едва не достигала крыши Парфенона. В 31 до н. э., когда слава Атталидов отошла в прошлое, монумент переименовали в честь римского императора Августа.
Ни один из античных источников не вспоминает о пожаре в Парфеноне, однако археологические раскопки доказали, что он произошёл в середине III века, наиболее вероятно, во время нашествия варварского племени герулов, которые разграбили Афины в 267 году. В результате пожара разрушилась крыша Парфенона, а также почти вся внутренняя арматура и перекрытия. Мрамор потрескался. В восточной пристройке разрушилась колоннада, обе основные двери храма и второй фриз. Если в храме хранились посвятительные надписи, они безвозвратно потеряны. Реконструкция после пожара не ставила своей задачей полностью восстановить облик храма. Терракотовую крышу провели только над внутренними помещениями, а внешняя колоннада оказалась незащищенной. Два ряда колонн в восточном зале заменили на подобные. Исходя из архитектурного стиля восстановленных элементов, удалось установить, что блоки в более ранний период принадлежали различным постройкам Афинского акрополя. В частности, 6 блоков западных дверей составляли основу массивной скульптурной группы, изображавшей колесницу, запряженную лошадьми (на этих блоках и сейчас заметны царапины в местах, где крепились копыта лошадей и колеса колесницы), а также группы бронзовых статуй воинов, которые описал Павсаний. Три других блока западных дверей — мраморные таблички с финансовой отчетностью, по которым установлены основные этапы строительства Парфенона.
Христианский храм
История
Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи. В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии.
В начале XIII века была повреждена и разрушена статуя Афины Промахос в период Четвертого крестового похода. Статуя Афины Парфенос, вероятно, исчезла ещё в 3 веке до н. э. во время пожара или и раньше. Римские и византийские императоры неоднократно издавали указы о запрете языческого культа, однако языческая традиция в Элладе была слишком сильной. На современном этапе принято считать, что Парфенон стал христианским храмом примерно в 6 веке нашей эры.
Во времена Византии он служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы, был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник. В 1018 году император Василий II Болгаробойца прибыл в Афины после блестящей победы над болгарами с единственной целью — поклониться Парфенону.
В начале XIII века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришел бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes — Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории — Герцогство Афинское — включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией — католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укрепленный, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).
Перестройки и отделка
В целом античные храмы легко превращались в христианские. Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря тому, что христианские церкви располагались в античных храмах, сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на строительные материалы.
Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в восточной части христианского храма должен располагаться алтарь. Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя неподалеку от Парфенона. С этого времени для главного западного входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально решили не использовать.
Схема конструкции Парфенона христианского периода его истории. Erud, CC BY-SA 3.0В результате перепланировки были убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада превратилась в наружную стену христианского храма: прорези заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита. Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен скульптурой, изображающей крылатую фигуру — вероятно, ангела. Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них прорубали прямо в скульптурном фризе.
Хотя во внутреннем убранстве храма понадобилось меньше изменений, большинство скульптур античного Парфенона утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство были уничтожены. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Ещё более сложной проблемой стали плиты метоп. Снять метопы, расположенные с трех сторон Парфенона, не повредив при этом самого сооружения, было невозможно. Поэтому изображения на метопах сцены затирали до тех пор, пока они становились неразборчивыми. По мнению исследователей, скульптурный фриз с изображением процессии остался почти невредимым только потому, что был малодоступен для созерцания с главной улицы Акрополя, и сама процессия не имела четко выраженного языческого характера. Только одна метопа северного фасада (№ 1) оказалась нетронутой: композиция её напоминала христианам сцену Благовещения. На самом же деле она изображала фигуру богини Афины и богини Геры, в которых теперь узнавали Деву Марию и архангела Гавриила. Вероятно, по подобной причине полностью сохранился западный фронтон, который изображал спор между Афиной и Посейдоном за господство в Аттике.
Несмотря на то, что средневековые Афины были провинциальным, бедным городом, афиняне всячески поддерживали великолепие убранства храма. В 1018 году византийский император Василий II Болгаробойца специально посетил Афины, чтобы полюбоваться Собором Пресвятой Афинской Богоматери. Он передал в дар собору драгоценности, захваченные во время войн, среди которых был золотой голубь. Его описал византийский священник и ученый Михаил Хониат, который в 1175 году оставил свою паству в Константинополе и вернулся в Афины, где принял сан митрополита Афинского. Хониат писал об удивительной лампаде в соборе, которая горела день и ночь, а над алтарем размещался символ Святого Духа — золотой голубь с золотой короной — он постоянно вращался вокруг креста.
Вероятно, при предшественнике Хониата здание собора Пресвятой Афинской Богоматери понесло более значительные изменения. Апсида в восточной части была разрушена и отстроена заново. Новая апсида вплотную примыкала к античным колоннам, поэтому центральную плиту фриза демонтировали. Эту плиту с изображением «сцены с пеплосом», позже использованную для постройки укреплений на Акрополе, нашли агенты лорда Элджина, сейчас она экспонируется в Британском музее. При самом Михаиле Хониате внутреннее убранство храма восстанавливали, в том числе роспись Судный день на стене портика, где располагался вход, росписи с изображением Страстей Христовых в притворе, ряд росписей, которые изображали святых и предыдущих афинских митрополитов. Все росписи Парфенона христианской эпохи в 1880-х годах покрыли толстым слоем белил, однако в начале 19 века маркиз Бьютский заказал из них акварели. Именно по этим акварелям исследователи установили сюжетные мотивы росписей и приблизительное время создания — конец 12 века. Примерно в то же время потолок апсиды украсили мозаикой, которая за несколько десятилетий обвалилась. Стеклянные фрагменты её также экспонируются в Британском музее.
24 и 25 февраля 1395 года в Афинах побывал итальянский путешественник Николо де Мартони, который оставил в своей «Книге паломника» (ныне в Национальной библиотеке Франции, Париж) первое после Павсания систематическое описание Парфенона. Мартони представляет Парфенон достопримечательностью исключительно христианской истории, однако главным богатством считает не многочисленные реликвии и почитаемую икону Богородицы, написанную евангелистом Лукой и украшенную жемчужинами и драгоценными камнями, а копию Евангелия, написанную на греческом языке на тонком золоченом пергаменте святой равноапостольной Еленой, матерью Константина Великого, первого византийского императора, что официально принял христианство. Также Мартони повествует о кресте, выцарапанном на одной из колонн Парфенона святым Дионисием Ареопагитом.
Рисунок Кириака Анконского, который посетил Парфенон в 1436 и 1444 годах. В примечаниях кратко описывает собор и называет его «божественным творением Фидия» Кириако Анконский, Public DomainПутешествие Мартони совпало с началом правления семьи Акциайоли, представители которой проявили себя щедрыми благотворителями. Нерио I Акциайоли приказал инкрустировать двери собора серебром; кроме того, он завещал собору весь город, отдавая Афины во владение Парфенона. Наиболее значительное дополнение к собору периода латинократии — башня возле правой части портика, построенная после захвата города крестоносцами. Для её строительства использовали блоки, снятые с задней части усыпальницы римского вельможи на холме Филопаппу. Башня должна была служить колокольней собора, кроме того, её оснастили винтовыми лестницами, которые поднимались до самой крыши. Поскольку башня преградила маленькие двери до притвора, снова начали пользоваться центральным западным входом Парфенона античной эпохи.
Во время правления в Афинах Акциайоли был создан первый, самый ранний из тех, что сохранились доныне, рисунок Парфенона. Его выполнил Чириако ди Пицциколи, итальянский купец, папский легат, путешественник и любитель классики, более известный как Кириак Анконский. Он посетил Афины в 1436 и 1444 годах и остановился в роскошном дворце, в который были превращены Пропилеи, чтобы засвидетельствовать своё уважение к Акциайоли. Кириак оставил подробные заметки и целый ряд рисунков, однако они были уничтожены пожаром 1514 года в библиотеке города Пезаро. Одно из изображений Парфенона уцелело. Оно изображает храм с 8 дорическими колоннами, точно указано расположение метоп — epistilia, верно изображен фриз с отсутствующей центральной метопой — listae parietum. Здание сильно вытянуто, а скульптуры на фронтоне изображают сцену, не похожую на спор Афины и Посейдона. Это дама 15 века с парой лошадей, вставших на дыбы, в окружении ренессансных ангелов. Само описание Парфенона довольно точное: количество колонн — 58, а на метопах, что сохранились лучше, как верно предполагает Кириак, изображена сцена борьбы кентавров с лапифами. Кириаку Анконскому принадлежит и самое первое описание скульптурного фриза Парфенона, на котором, как он считал, изображены афинские победы эпохи Перикла.
Мечеть
История
В 1458 году Афины завоеваны Османской империей под руководством султана Мехмета II — безжалостного завоевателя и в то же время эрудита, ценителя искусств. К концу своего правления Мехмет II Фатих завладел всей Грецией и Балканами, планировал покорение Родоса, Южной Италии. С другой стороны, он собирал библиотеки, заказывал картины и скульптуры у ведущих итальянских мастеров. Как гласит предание, когда Мехмет II вступил в Афины, его поразило величие и изящество Акрополя. Тем не менее, на холме разместился турецкий гарнизон, а во флорентийском палаццо, в который превратили Пропилеи, поселился дисдар — военный комендант. В небольшом храме Эрехтейоне обустроили султанский гарем. Парфенон почти сразу превратили в мечеть. В минарет превратили колокольню, заменили христианское убранство храма и забелили наиболее характерные христианские символы росписи.
Парфенон после прибытия в Афины Франческо Морозини, рисунок 1672—1676 гг. Неизвестный венецианский автор изображает Парфенон мечетью с минаретом, однако с неверным количеством колонн — 4 на 5. Неизвестен, опубликован Жакобом Споном, Public DomainВ начале турецкого правления Афины и Акрополь исчезли из маршрутов западно-европейских путешественников: серьезным препятствием стали периодически возобновляемые в 16 и 17 веках военные действия между венецианцами и османами. Если же кто и отваживался путешествовать Восточным Средиземноморьем, то посетить достопримечательности Афин было практически невозможно, турецкий гарнизон пресекал вход посторонних на Акрополь. В 1632 году французский путешественник писал, что Парфенон превращен в мечеть, и утверждал, что храм имеет овальную форму, вероятно, из-за того, что он осматривал его со значительного расстояния. В 1675 году лондонцы Жакоб Спон и его друг Джордж Велер, чтобы осмотреть Акрополь, подкупили охранника-турка, предложив ему кофейны
greece-ru.touristgems.com