Корея что посмотреть – достопримечательности с фото и описанием, что стоит посмотреть, обзор интересных мест, туристическая карта страны

Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели

Южная Корея – уникальная страна, полная контрастов и загадок, где необыкновенно все – культура, традиции, и национальная кухня. Здесь органично переплетается современная высокотехнологичная эра с древними постройками, тщательно оберегаемыми государством. Все знают Южную Корею, как высокотехнологичную и продвинутую страну, наполнившую мир современнейшей электроникой, а рядом совсем другая – «Страна утренней свежести».

Южная Корея – уникальная страна, полная контрастов и загадок, где необыкновенно все – культура, традиции, и национальная кухня. Здесь органично переплетается современная высокотехнологичная эра с древними постройками, тщательно оберегаемыми государством. Все знают Южную Корею, как высокотехнологичную и продвинутую страну, наполнившую мир современнейшей электроникой, а рядом совсем другая – «Страна утренней свежести». Знакомство с древними народными традициями, уникальной культурой, с множеством достопримечательностей, входящих в список UNESCO, многовековой историей и прекраснейшей природой страны, надолго останутся в памяти.

В эту страну имеет смысл ехать, как минимум, на 10 дней, чтобы хватило времени почувствовать ее колорит.

 

Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели

Во дворце Кёнбоккун

 

Составим наиболее полное впечатление о Южной Корее вместе с рекламным экскурсионно-ознакомительным туром «Страна утренней свежести и особого очарования» 

 

Начинаем путешествие в Сеуле.

По Сеулу можно гулять бесконечно, но по прилете на него отводят обычно не более 1-2 дней. За это время можно совершить обзорную экскурсию по городу с обязательным посещением дворцового комплекса Чхандоккун (15 в.), построенного династией Чосон и расположенного посреди красивого парка. Также в программу обычно входит поездка к королевской усыпальнице Чонмё и на антикварную улицу Инсадон, где много сувенирных магазинов и галерей современной живописи, а если повезет, можно купить настоящий винтаж и раритет. Стоит отметить, что Южная Корея является одной из самых безопасных стран мира.

 

Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели     

Чхандоккун

 

Вечером, разумеется, будет время, чтобы оценить местную кухню. В Корее царит культ еды. Вместо «как дела?» корейцы спрашивают «хорошо ли поел?». Особенность Сеула в том, что здесь каждый квартал «специализируется» на каком-то определенном блюде. Например, в районе Чачхундхон мастерски готовят свиные ножки «ччокпаль» (чокпаль), а в Синдандон стоит идти за рисовыми пирожными в остром перцовом соусе «ттокпокки». А если хочется чего-то эдакого, поищите в меню пёнтеги — вареные личинки шелкопряда, сашими из морского червя гебул или куриные лапки такпаль.

 

Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели

Кимчхи

 

На 59 этаже самого известного сеульского небоскреба 63 Building расположен панорамный ресторан Walking on the cloud. Готовят здесь отменно, но цены заоблачные как в переносном, так и в прямом смысле. Однако сюда стоит хотя бы на чашку кофе ради лучшего вида во всем городе.

 

Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели

63 Building

 

Более демократичный, но не менее интересный вариант – рыбный рынок Чагальчхи в городе Пусан, который известен не только самой свежей рыбой в городе, но и изобилием кафе и ресторанчиков. Именно здесь можно попробовать самые вкусные суши и сашими из рыбы, которая плавала в море еще пару часов назад. Кстати, Прежде чем фотографировать местных жителей, следует попросить разрешения: корейцы не слишком любят позировать.

 

Остров Канхвадо

В 60 км от Сеула расположен Остров Канхвадо, сюда обычно приезжают одним днем. По легенде, основатель и первый правитель Древней Кореи Тангун построил здесь свой алтарь, чтобы было, где чтить предков. Здесь расположены около 80 дольменов (UNESCO) – могил корейской знати, алтарь жертвоприношений короля Тангуна и исторический музей.

 

Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели

Остров Канхвадо 

 

С острова Канхвадо туристы возвращаются в Сеул и на следующий день едут в еще одну однодневную поездку – в Сувон, где прекрасно сохранилась оборонительная крепость Хвасон (UNESCO), а потом на гору Каясан с посещением храма Хэинса и осмотр Трипитаки Кореаны (UNESCO). Эта гора – потрясающе красивый национальный парк с разнообразными ландшафтами: водопады, долины, реки и пещеры.

 

Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели

Сувон           

 

Еще одна увлекательная однодневная поездка ждет туристов в город Андон. Он расположен на берегу изумрудной реки Нактонган, причем, «изумрудная» это не фигура речи, вода здесь действительно яркого зеленого цвета, особенно в солнечную погоду. Через реку перекинут очень красивый деревянный пешеходный мост, по которому обязательно стоит пройтись. Но, самое интересное здесь – традиционная деревня Хахве (UNESCO), посещение храма Хэинса и осмотр Трипитаки Кореаны, посещение храма Хэинса, и осмотр Трипитаки Кореаны, где производят знаменитые одноименные маски для танцевальн

20 лучших корейских фильмов, которые стоит посмотреть

1. Весна, лето, осень, зима… и снова весна

  • Драма, мелодрама.
  • 2003 год.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 8,1.

Лучшие корейские фильмы: Весна, лето, осень, зима… и снова весна

Пожалуй, самая важная картина в фильмографии корейского режиссёра Ким Ки Дука. Красивая философская притча о неумолимости времени, смирении и природе бытия.

Фильм рассказывает историю о старом монахе и его воспитаннике, живущих в плавучей хижине на озере вдали от цивилизации. Размеренный темп их жизни нарушается, когда юный ученик встречает девушку.

2. Плохой парень

  • Драма.
  • 2001 год.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 6,8.

Лучшие корейские фильмы: Плохой парень

Седьмая картина Ким Ки Дука, рассказывающая о парне, который влюбляется в девушку с первого взгляда, но получает отказ. Тогда он разрабатывает хитрый план мести и похищает возлюбленную.

Контрастная противоречивая история о гипертрофированной любви от мастера молчаливого кино оставляет после себя горькое послевкусие и желание познакомиться с творчеством режиссёра.

3. Олдбой

  • Драма, детектив, триллер.
  • 2003 год.
  • Длительность: 120 минут.
  • IMDb: 8,4.

Культовый фильм Пак Чхан-ука собрал множество наград и номинаций, а критики и зрители ставили исключительно положительные оценки. Картина входит в «Трилогию о мести», и если о двух других произведениях вы могли не слышать, то «Олдбой» уж точно всегда был на слуху.

По сюжету ничем не примечательного бизнесмена похищают неизвестные люди и бросают в заточение на долгие годы. После того как его освобождают, он отправляется на поиски своих обидчиков, одержимый жаждой мести.

4. Сочувствие господину Месть

  • Драма, триллер, криминал.
  • 2002 год.
  • Длительность: 129 минут.
  • IMDb: 7,7.

Лучшие корейские фильмы: Сочувствие господину Месть

Первый фильм из «Трилогии о мести» Пак Чхан-ука. «Сочувствие господину Месть» не такой динамичный, как «Олдбой», но оператор выбирает такие ракурсы, что не можешь оторвать глаз от экрана. Да и в целом размеренность идёт картине только на пользу.

Рю — глухонемому рабочему сталелитейного завода — нужны деньги на операцию больной сестры. Он продаёт почку торговцам органами, но мошенники скрываются с деньгами. Тогда Рю решает вместе со своей девушкой украсть дочку бывшего босса, чтобы получить за неё выкуп.

5. Поезд в Пусан

  • Боевик, триллер, ужасы.
  • 2016 год.
  • Длительность: 118 минут.
  • IMDb: 7,5.

Динамичный боевик в антураже зомби-апокалипсиса с социальным и политическим подтекстом. В стране разразилась эпидемия вируса, способного превращать людей в живых мертвецов, и отец и дочь оказываются запертыми в поезде, идущем в Пусан.

Фильм дебютировал на Каннском фестивале и получил положительные оценки критиков и зрителей. Картина получилась по-корейски непредсказуемой и реалистичной.

6. 38-я параллель

  • Драма, военный.
  • 2004 год.
  • Длительность: 140 минут.
  • IMDb: 8,1.

Фильм рассказывает о трагической судьбе двух братьев, вынужденных сражаться в кровопролитной войне между Южной и Северной Кореей против своей воли. На съёмки картины выделили солидный бюджет, и авторы смогли разгуляться. Шикарные декорации, тысячи статистов и кропотливая работа над деталями помогли создать захватывающее кино, которое поставили в один ряд с такими фильмами, как «Спасти рядового Райана» и «Братья по оружию».

7. Поэзия

  • Драма.
  • 2010 год.
  • Длительность: 139 минут.
  • IMDb: 7,8.

Пожилая кореянка записывается на поэтические курсы и учится искать красоту даже в обыкновенных вещах. Однако неожиданные события застают её врасплох, и реальность открывается с другой стороны. Фильм получился проникновенным, а исполнительница главной роли Юн Джон-хи создала образ человека сильного и способного противостоять любым трудностям, когда в его душе живёт любовь.

8. Сеть

  • Драма.
  • 2016 год.
  • Длительность: 114 минут.
  • IMDb: 7,3.

Лучшие корейские фильмы: Сеть

Этот фильм Ким Ки Дук посвятил вражде между Южной и Северной Кореей. Нам Чхор-у занимается ловлей рыбы в пограничной зоне. Однажды лодка ломается, и её прибивает к южнокорейскому берегу. Чхор-у оказывается в руках спецслужб, которые то пытают его, то соблазняют прелестями жизни на Юге.

9. Воспоминания об убийстве

  • Драма, детектив, триллер.
  • 2003 год.
  • Длительность: 131 минута.
  • IMDb: 8,1.

Лучшие корейские фильмы: Воспоминания об убийстве

Это картина о том, как работает система правосудия. Фильм убеждает зрителя, что каждый, кто встанет у неё на пути, — потенциальный враг. В корейской глубинке происходит несколько жестоких убийств. Офицеры полиции хотят поймать преступника во что бы то ни стало, но истинные мотивы полицейских — найти и наказать виновного, а не раскрыть дело, поэтому порой они переходят границы дозволенного.

10. Человек из ниоткуда

  • Драма, боевик.
  • 2010 год.
  • Длительность: 119 минут.
  • IMDb: 7,8.

Чха Тхэ Сик — владелец ломбарда. Единственный его друг — маленькая соседская девочка Со Ми. Её мама работает танцовщицей в баре и однажды, решив подзаработать, обворовывает наркокурьера, а добычу прячет в ломбарде. Мафиозный босс, которому принадлежали наркотики, берёт мать и девочку в заложники, а к Тхэ Сику направляет головорезов.

11. Служанка

  • Драма, триллер.
  • 2016 год.
  • Длительность: 144 минуты.
  • IMDb: 8,1.

Очень тонкая и изящная работа от режиссёра «Олдбоя» получила высокие оценки и несколько наград, в том числе номинацию «Золотая пальмовая ветвь».

Начало XX века, Корея оккупирована Японией. Мошенник Фудзивара планирует очаровать богатую японку Хидэко, жениться, а потом объявить её сумасшедшей и завладеть всем богатством. Чтобы воплотить план в жизнь, он уговаривает бедную девушку Сук-хи наняться в служанки к Хидэко. Планам Фудзивара не суждено сбыться.

Смотреть в Google Play →

12. Я видел дьявола

  • Драма, триллер.
  • 2010 год.
  • Длительность: 142 минуты.
  • IMDb: 7,8.

Лучшие корейские фильмы: Я видел дьявола

Триллер крайне жестоко обыгрывает тему мести. Завязка достаточно простая: маньяк убивает очередную жертву, но не догадывается, что девушка — невестка специального агента Су-Хёна. Картина говорит прямым текстом, что жестоких убийц нельзя перевоспитать и даже под страхом смерти они не изменятся.

13. Преследователь

  • Триллер, боевик.
  • 2008 год.
  • Длительность: 120 минут.
  • IMDb: 7,8.

Лучшие корейские фильмы: Преследователь

В Сеуле начали пропадать девушки по вызову. Владелец сервиса для взрослых Чун-хо обеспокоился, когда очередная работница поехала к клиенту и не вернулась. Вспомнив полицейское прошлое, Чун-хо проводит личное расследование и быстро выходит на маньяка. Напряжённое и динамичное кино рвёт все шаблоны, которые выстраивал Голливуд на протяжении долгих лет.

14. Мать

  • Драма, триллер, детектив.
  • 2009 год.
  • Длительность: 129 минут.
  • IMDb: 7,8.

Печальная драма об искренней материнской любви — прекрасной и пугающей. Пожилая женщина живёт в провинциальном городке вместе с 28-летним сыном-раздолбаем, который умудряется попадать в истории. Когда его обвиняют в убийстве, мать начинает собственное расследование.

Пон Джун-хо сумел совместить в одном фильме и триллер, и драму человеческих отношений, разбавленную сатирой и фарсом.

15. Горечь и сладость

  • Драма, боевик.
  • 2005 год.
  • Длительность: 120 минут.
  • IMDb: 7,7.

Лучшие корейские фильмы: Горечь и сладость

Главный герой Сон-у работает на мафиозного босса мистера Кана, выполняет его поручения и приглядывает за рестораном. Однажды хозяин просит Сон-у проследить за подругой, которую подозревает в измене. Сон-у выполняет поручение и находит девушку в объятиях любовника, но не выполняет приказ и отпускает их. Мистер Кан узнаёт о предательстве и решает отомстить.

16. Робинзон на Луне

  • Драма, мелодрама.
  • 2009 год.
  • Длительность: 116 минут.
  • IMDb: 8,1.

Лучшие корейские фильмы: Робинзон на Луне

Трогательная мелодраматичная история о парне и девушке, которые разными путями пришли к одному и тому же — одиночеству. После неудачной попытки самоубийства парня по имени Ким выбрасывает на берег небольшого необитаемого острова недалеко от моста, с которого он прыгнул. В это время его замечает девушка-затворница, которая часами смотрит в окно.

Ироничная картина поднимает важную социальную тему: место, занимаемое нами в обществе. Если корейское кино у вас ассоциируется только с насилием и местью, обязательно посмотрите этот фильм.

17. Дорога к дому

  • Драма.
  • 2002 год.
  • Длительность: 88 минут.
  • IMDb: 7,8.

Лучшие корейские фильмы: Дорога к дому

Нравоучительная история о немой бабушке и её избалованном внуке. Пожилая женщина смиренно принимает все выходки мальчика, воспитывает и учит его. Кино показывает не только детскую жестокость, но и старческую мудрость, которую по силам обрести не всем.

Фильм настолько же добрый, насколько и тяжёлый для зрителя. Гарантируется несколько часов рыданий и переосмысления жизни после просмотра.

18. Всегда

  • Драма, мелодрама.
  • 2011 год.
  • Длительность: 108 минут.
  • IMDb: 7,8.

Лучшие корейские фильмы: Всегда

Такими должны быть все мелодрамы — искренними, добрыми, вдохновляющими, чтобы после становилось грустно и тепло на душе. Настолько сильные и живые чувства может вызвать только кино о любви. Картина рассказывает историю бывшего боксёра и слепой девушки, которых свела случайная встреча.

Дебютный показ состоялся на кинофестивале в Пусане. Все 2 000 мест в кинотеатре на открытом воздухе раскупили за считаные секунды.

19. Пустой дом

  • Драма, мелодрама.
  • 2004 год.
  • Длительность: 88 минут.
  • IMDb: 8,1.

Лучшие корейские фильмы: Пустой дом

Квинтэссенция молчаливого кино Ким Ки Дука. Режиссёр мастерски использует визуальные образы и правильные ракурсы, чтобы без слов рассказать историю любви парня по имени Тэ-сук и девушки Сун-хва. Их встреча определена судьбой именно в тот момент, когда Сун-хва нужна помощь. Она много лет страдает от побоев мужа. Когда на пороге появляется Тэ-сук, она сбегает вместе с ним и принимает его образ жизни вечного скитальца.

20. Объединённая зона безопасности

  • Драма, триллер, боевик.
  • 2000 год.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 7,9.

Лучшие корейские фильмы: Объединённая зона безопасности

Этот фильм о жизни простых солдат, которых разделила Корейская война. Камерная детективная история придётся по вкусу даже тем, кто не знаком с ситуацией в Корее и не знает всех нюансов конфликта.

Читайте также

10 шедевров корейского кино онлайн — Статьи на КиноПоиске

Режиссер «Паразитов» Пон Джун-хо рассказывает в интервью о своей любви к фильмам корейского классика Ким Ги-ёна. Посмотреть их даже проще, чем «Паразитов»: многие фильмы Ким Ги-ёна, как и сотни других картин золотого фонда корейского кино, выложены на YouTube с английскими субтитрами Корейским киноинститутом. Рассказываем, как не потеряться в этой синематеке, как понимать блокбастеры про хоровое пение и сюрреалистические зарисовки про беспредел охранки или визит к зубному врачу.

«Шальная пуля» (1961)

В послевоенном Сеуле бухгалтер Чхоль-хо пытается на свою небольшую зарплату прокормить большую семью — беременную жену и маленькую дочь, младшего брата-ветерана, сестру и контуженную на войне мать. Чхоль-хо еле сводит концы с концами и даже не может себе позволить выдрать больной зуб. У брата и сестры свои тяготы (и отдельные сюжетные линии). Пока старший ходит на работу, младший тоже пытается куда-нибудь устроиться, но безрезультатно, и думает ограбить банк. А сестра вынуждена продавать себя около американской военной базы.

Режиссер Ю Хён-мок снял «Шальную пулю» между апрельской революцией 1960-го, когда народ убрал одного диктатора, Ли Сын Мана, и маем 1961-го, когда власть захватил следующий диктатор, Пак Чон Хи. Короткий период свободы дал старт золотому веку корейского кино, который продолжался, несмотря на цензуру, до самого конца 1960-х, и «Пулю» часто называют лучшим южнокорейским фильмом всех времен. С одной стороны, благодаря несомненным художественным качествам и новациям (неореализм тут сочетается с нуаром), с другой — как важный кинодокумент эпохи.

Фильм вышел в прокат в апреле 1961-го, незадолго до переворота Пак Чон Хи. Новые власти его быстро запретили — за мрачность и по подозрению в сочувствии автора коммунизму. В 1963 году американец, работавший консультантом в южнокорейском аналоге Госкино, убедил начальство отправить фильм на фестиваль в Сан-Франциско. Там он получил хорошую критику, но проиграл дебюту Тарковского «Иваново детство».

На канале Корейского киноархива, кроме этой работы, есть еще совсем неожиданный фильм Ю Хён-мока — «Пустая мечта» (1965) о сюрреалистически-эротических фантазиях, посещающих пациента дантиста под наркозом. За эту ленту режиссера оштрафовали и осудили условно как изготовителя порнографии. Впрочем, сейчас считается, что это было местью властей за поддержку Ю Хён-моком арестованного в 1965 году режиссера Ли Ман-хи (о нем ниже).

«Генеральские усы» (1968)

Два полицейских детектива расследуют смерть фотографа и художника по имени Ким Чхоль-хун. Каждая найденная на месте преступления улика приводит их к новому подозреваемому. Показания прерываются в повествовании флешбэками, которые рассказывают о жизни фотографа — его детстве, корейской войне и безуспешной попытке устроиться в новой реальности.

«Генеральские усы» — название романа, который писал убитый. В одном из первых флешбэков есть анимационная вставка, пересказывающая его начало. Флешбэки следуют не в хронологическом порядке, и в целом фильм кажется творческой переработкой «Гражданина Кейна», правда, герой больше похож на персонажей Кафки, чем на титана Кейна. Только «Замок» для Ким Чхоль-хуна — это не зловещая бюрократия, а повседневная корейская культура конформизма.

«Усы» считаются образцом модернизма в корейском кино второй половины 1960-х. Роль фотографа в фильме сыграл Щин Сон-иль, главная звезда 1960-х и 1970-х; всего он снялся в более чем 500 фильмах, причем последний вышел в 2013 году. Умер актер в ноябре 2018-го в возрасте 81 года. «В Японии был Тосиро Мифунэ, в Италии — Марчелло Мастроянни, во Франции — Ален Делон, а у нас — Щин Сон-иль. Но ни в одной стране мира кино и культура так не зависели от одного человека», — говорил о нем Пак Чхан-ук.

«Выходной» (1968)

Для типичного молодого сеульца конца 1960-х воскресенье — единственный день недели, который он мог посвятить себе, а не строительству южнокорейского экономического чуда. Зимний выходной Хо-ук собирается провести со своей подругой Чи-ён, с которой они давно бы поженились, если бы не нищета. Чи-ён беременна, но и по социальным, и по медицинским причинам ей предстоит сделать аборт, на который Хо-уку приходится искать деньги любыми способами.

Еще одна картина 1968-го с Щин Сон-илем (всего он снялся в тот год в 48 картинах!), но тогда в прокат фильм не вышел. Министерству образования не понравилось слишком мрачное изображение жизни молодежи. Власти предлагали изменить финал на более вдохновляющий, но продюсеры и режиссер отказались. В результате «Выходной» положили на полку, он считался потерянным, и впервые его показали только в 2005-м. В карьере режиссера Ли Ман-хи было достаточно запретов: за военную драму «Семь пленниц» его арестовали, обвинив в симпатиях коммунистам, потому что северокорейские солдаты в фильме были похожи на людей, а не на кровожадных злодеев, какими их рисовала официальная пропаганда. Но «Пленниц», в отличие от «Выходного», выпустили в прокат, сократив на 40 минут.

«Остров Ио» (1977)

Чтобы раскрутить проект нового курортного отеля на Чеджу, пиарщик туристической компании организовал морской пресс-тур по окрестным островам. Журналист из местных предупредил, что нельзя приближаться к Ио — зловещему скалистому острову, обычно скрытому водой и являющемуся людям только перед их смертью. Журналист исчез, а пиарщика сначала обвинили в его убийстве, но потом отпустили. Позже пиарщик сам начинает расследовать происшествие и в итоге оказывается на родине журналиста — на маленьком островке, населенном общиной ныряльщиц за ракушками под управлением инфернальной шаманки. Мужчины на этом острове долго не задерживаются.

Режиссер Ким Ги-ён — один из немногих классиков золотого века, на работах которого учились современные режиссеры. Возможно, именно ему нынешнее корейское кино обязано неуемной фантазией в гротескном изображении насилия и резкими тональными переходами, например от комедии к хоррору и обратно, которые часто путают с мультижанровостью. О Ким Ги-ёне часто вспоминает в интервью Пак Чхан-ук, а Пон Джун-хо совсем недавно в Каннах говорил, как лестница из «Служанки» вдохновила его на некоторые сцены в «Паразитах». «Служанка», самый известный фильм Ким Ги-ёна, на канале Корейского киноархива отсутствует, но там есть два авторемейка — «Огненная женщина» и «Огненная женщина ’82». «Остров Ио» — лучшее из того, что режиссер сделал в 1970-е. Некоторые сцены, особенно финальный эпизод некрофилии, могут шокировать даже искушенных современных зрителей.

«Ночное путешествие» (1977)

Одинокая молодая женщина работает клерком в банке. Каждый ее день — это путь на работу, офисные часы и дорога домой. Ночи она проводит с мужчиной, коллегой из того же банка. Они несколько лет вместе, но на работе вынуждены скрывать отношения. Мужчина не спешит жениться, его и так все устраивает, а она, в свою очередь, до сих пор не забыла свою первую любовь — учителя, погибшего во Вьетнаме.

Фильм одновременно напоминает советские мелодрамы времен застоя и «Красную пустыню» Антониони. Здесь все сосредоточено вокруг субъективного восприятия мира женщиной, которая не может ни найти себе места в патриархальном мире, ни понять и реализовать свое сексуальное желание. Окраина Сеула 1970-х с новостройками, пустыми дорогами без машин, переполненными в час пик автобусами — чем не улица Строителей?

Режиссер «Путешествия» Ким Су-ён — один из пяти главных классиков золотого века корейского кино (другие четверо — Щин Сан-ок, Ю Хён-мок, Ким Ки Ён и Ли Ман-хи) — специализировался на экранизациях, в том числе актуальной литературы. «Ночное путешествие» снято по книге Ким Сын-ока, который писал об отчуждении и травмах стремительной индустриализации и урбанизации.

Другая их совместная работа, «Туман», тоже есть на канале киноархива. Кстати, и в «Ночном путешествии», и в «Тумане» играет Щин Сон-иль, а в главной женской роли в обоих фильмах — Юн Джон-хи, сейчас за пределами Кореи больше известная своей пока последней актерской работой в «Поэзии» Ли Чхан-дона.

«Мандала» (1981)

Два буддийских монаха встречаются в неожиданном месте — на блокпосту во время проверки документов. Оба странствуют в поисках просветления. Молодой монах — бывший студент, принявший обеты из-за экзистенциального кризиса — следует предписаниям и сутрам, а опытный, которого изгнали из монастыря после несправедливого обвинения в изнасиловании девушки, считает, что у каждого свой путь.

Режиссер Лим Гвон-тхэк пережил самую интересную творческую трансформацию в истории мирового кино. Он начинал работать еще в 1960-е в основном в массовых жанрах — снимал мелодрамы, фильмы про войну и шпионские антикоммунистические боевики. В конце 1970-х, сделав уже больше полусотни картин, он вдруг задумался, что все его старые работы стыдно показывать потомкам, и перековался в режиссера арт-кино, исследователя национальной культуры и в итоге стал живым классиком. «Мандала» — один из его лучших фильмов, где доходчиво объясняются такие эзотерические понятия, как четыре благородные истины буддизма или просветление. На канале Корейского киноархива есть другой буддийский фильм Лим Гвон-тхэка — «Вознесись!» уже о двух монахинях.

«Декларация дураков» (1983)

Герой этого фильма — идиот, но не из романа Достоевского, а настоящий. Бродяга и нигилист, он отрицает любые нормы буржуазного корейского общества, но, чтобы хорошо в жизни устроиться, планирует похитить и изнасиловать студентку из богатой семьи, а потом на ней жениться. Правда, у него ничего не выходит, и он катится дальше по наклонной.

«Декларация дураков» считается первым постмодернистским корейским фильмом. Деконструкция гуманистической классики немого кино (герой тут списан с бродяги Чаплина, но вывернут наизнанку) сочетается в нем с насмешкой над ложным оптимизмом официальной корейской пропаганды. Режиссер Ли Джан-хо говорил, что его фильм — продукт цензуры, царившей в Южной Корее того времени. Сначала он планировал делать сиквел своей социальной драмы о проституции «Дети тьмы», но сценарий не пропустили из-за слишком мрачного контента. Поэтому Ли Джан-хо предложил продюсерам на выбор несколько сценариев, в том числе и этой молодежной комедии.

Значительная часть «Декларации» лишена диалогов. О том, что происходит на экране, рассказывает за кадром детский голос, а саундтрек сочетает звуки игровых автоматов с фольклорной корейской музыкой. Цензоры, как и продюсеры, фильм не поняли и на всякий случай положили на полку, но через год, для того чтобы выполнить квоту, выпустили его в прокат, и он стал хитом среди студентов сеульских университетов.

«Чхиль-су и Ман-су» (1988)

Маляры Чхиль-су и Ман-су не могут найти постоянную работу и вместе подхалтуривают рисованием афиш к фильмам и рекламных фресок. Между жизнерадостным работягой Чхиль-су и мрачным интеллигентом Ман-су на первый взгляд нет ничего общего, но то, что оба вынуждены жить на обочине корейского общества, их в итоге объединяет.

Часто новой волной в корейском кино ошибочно называют работы режиссеров 2000-х — Пак Чхан-ука, Пон Чжун-хо и Ким Джи-уна. Но на самом деле настоящая новая волна случилась в Южной Корее в конце 1980-х, после того как в 1987 году по стране прокатились массовые протесты против диктатора Чон Ду Хвана, прошли всеобщие президентские выборы и была ослаблена цензура. «Чхиль-су и Ман-су» — первый фильм движения, а режиссер Пак Кван-су стал его лидером. Многие его работы (например, «Черная республика» и «Одна искра», которые тоже есть на канале) и фильмы корейской новой волны в целом были политически окрашены. Авторы, сами левые активисты, рассказывали истории про таких же, как они, активистов, про страдания трудового народа и произвол охранки. Но, кроме того, эти режиссеры были первыми киноманами в Корее. Усвоив уроки европейских новых волн, они искали новые способы говорить с экрана на важные темы.

«Сопендже» (1993)

Дон Хо ездит по корейской глубинке в поисках своей сестры Сон Хвы, странствующей певицы. Поиски перемежаются флешбэками о детстве героев, в которых старик отец обучает детей народному пению (пхансори). У Дон Хо нет таланта, поэтому его учат аккомпанировать на барабане, а Сон Хве предстоит овладеть сложным стилем пения школы Сопендже. Семья вынуждена странствовать по деревням и поселкам, зарабатывая гроши представлениями. Но лишения — тоже необходимая часть учебы.

Лим Гвон-тхэк в этом фильме не только исследует само искусство пхансори, но и прямым текстом в одном из диалогов отца и дочери формулирует, что такое хан — понятие, очень важное для понимания корейского кино. Это, с одной стороны, сложная эмоция, ярость в сочетании с полным бессилием, с другой — эстетическая и философская категория. Иногда «хан» переводят как горечь обид и сравнивают с русской тоской. Для современного корейского кино хан — одно из фундаментальных понятий, вокруг него строится драматургия каждого второго фильма, от «Олдбоя» до «Поезда в Пусан».

В стремительно глобализирующейся Южной Корее 1990-х, где главными хитами проката были «Парк Юрского периода» и «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне, фильм о полузабытом стиле народного пения стал первым в истории страны национальным блокбастером. На «Сопендже» продали больше 1 миллиона билетов (он чуть-чуть не догнал «Скалолаза»), по всей стране открылись школы и классы пхансори, саундтрек фильма успешно соревновался в чартах с кей-попом. В 2000 году Лим Гвон-тхэк выпустил пхансори-мюзикл «Сказание о Чхун-хян» — этот фильм также есть на канале киноархива.

«Лепесток» (1996)

Девочка-подросток, сошедшая с ума после тяжелой психологической травмы, прибивается к хромому пролетарию, живущему в заброшенном сарае. Мужчина ее бьет и насилует, просто чтобы прогнать, но девочка не уходит. Параллельно героиню разыскивают студенты, друзья ее старшего брата — оказывается, она пропала после подавления регулярной армией акций протестов 1980-го в городе Кванджу. Беспорядки в Кванджу, в ходе которых погибло, по разным оценкам, от 200 до 2000 человек, — одна из самых тяжелых исторических травм для современных корейцев, глубоко повлиявшая на культуру и политику страны. Об инциденте сняты сериал («Песочные часы») и несколько фильмов (о самых последних можно прочесть в нашем гиде по новому корейскому кино).

Режиссер «Лепестка» Чан Сон-у тоже принадлежит к корейской новой волне. Он один из главных теоретиков движения, мечтавший переформатировать кино, западный по происхождению медиум, по принципам традиционных корейских искусств. Так, в «Лепестке» Чан Сон-у не хотел ограничиваться простой реконструкцией событий, а превратил фильм в шаманский обряд сикким-кут, чтобы очистить души покойных и живых участников событий. Эффекта шаманской песни режиссер добивается через монтаж, сочетания цветного настоящего с черно-белыми флешбэками и добавлением анимационных вставок.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *