Как увидеть всю Южную Корею за 2 недели
Южная Корея – уникальная страна, полная контрастов и загадок, где необыкновенно все – культура, традиции, и национальная кухня. Здесь органично переплетается современная высокотехнологичная эра с древними постройками, тщательно оберегаемыми государством. Все знают Южную Корею, как высокотехнологичную и продвинутую страну, наполнившую мир современнейшей электроникой, а рядом совсем другая – «Страна утренней свежести».
Южная Корея – уникальная страна, полная контрастов и загадок, где необыкновенно все – культура, традиции, и национальная кухня. Здесь органично переплетается современная высокотехнологичная эра с древними постройками, тщательно оберегаемыми государством. Все знают Южную Корею, как высокотехнологичную и продвинутую страну, наполнившую мир современнейшей электроникой, а рядом совсем другая – «Страна утренней свежести». Знакомство с древними народными традициями, уникальной культурой, с множеством достопримечательностей, входящих в список UNESCO, многовековой историей и прекраснейшей природой страны, надолго останутся в памяти.
В эту страну имеет смысл ехать, как минимум, на 10 дней, чтобы хватило времени почувствовать ее колорит.
Во дворце Кёнбоккун
Составим наиболее полное впечатление о Южной Корее вместе с рекламным экскурсионно-ознакомительным туром «Страна утренней свежести и особого очарования»
Начинаем путешествие в Сеуле.
По Сеулу можно гулять бесконечно, но по прилете на него отводят обычно не более 1-2 дней. За это время можно совершить обзорную экскурсию по городу с обязательным посещением дворцового комплекса Чхандоккун (15 в.), построенного династией Чосон и расположенного посреди красивого парка. Также в программу обычно входит поездка к королевской усыпальнице Чонмё и на антикварную улицу Инсадон, где много сувенирных магазинов и галерей современной живописи, а если повезет, можно купить настоящий винтаж и раритет. Стоит отметить, что Южная Корея является одной из самых безопасных стран мира.
Чхандоккун
Вечером, разумеется, будет время, чтобы оценить местную кухню. В Корее царит культ еды. Вместо «как дела?» корейцы спрашивают «хорошо ли поел?». Особенность Сеула в том, что здесь каждый квартал «специализируется» на каком-то определенном блюде. Например, в районе Чачхундхон мастерски готовят свиные ножки «ччокпаль» (чокпаль), а в Синдандон стоит идти за рисовыми пирожными в остром перцовом соусе «ттокпокки». А если хочется чего-то эдакого, поищите в меню пёнтеги — вареные личинки шелкопряда, сашими из морского червя гебул или куриные лапки такпаль.
Кимчхи
На 59 этаже самого известного сеульского небоскреба 63 Building расположен панорамный ресторан Walking on the cloud. Готовят здесь отменно, но цены заоблачные как в переносном, так и в прямом смысле. Однако сюда стоит хотя бы на чашку кофе ради лучшего вида во всем городе.
63 Building
Более демократичный, но не менее интересный вариант – рыбный рынок Чагальчхи в городе Пусан, который известен не только самой свежей рыбой в городе, но и изобилием кафе и ресторанчиков. Именно здесь можно попробовать самые вкусные суши и сашими из рыбы, которая плавала в море еще пару часов назад. Кстати, Прежде чем фотографировать местных жителей, следует попросить разрешения: корейцы не слишком любят позировать.
Остров Канхвадо
В 60 км от Сеула расположен Остров Канхвадо, сюда обычно приезжают одним днем. По легенде, основатель и первый правитель Древней Кореи Тангун построил здесь свой алтарь, чтобы было, где чтить предков. Здесь расположены около 80 дольменов (UNESCO) – могил корейской знати, алтарь жертвоприношений короля Тангуна и исторический музей.
Остров Канхвадо
С острова Канхвадо туристы возвращаются в Сеул и на следующий день едут в еще одну однодневную поездку – в Сувон, где прекрасно сохранилась оборонительная крепость Хвасон (UNESCO), а потом на гору Каясан с посещением храма Хэинса и осмотр Трипитаки Кореаны (UNESCO). Эта гора – потрясающе красивый национальный парк с разнообразными ландшафтами: водопады, долины, реки и пещеры.
Сувон
Еще одна увлекательная однодневная поездка ждет туристов в город Андон. Он расположен на берегу изумрудной реки Нактонган, причем, «изумрудная» это не фигура речи, вода здесь действительно яркого зеленого цвета, особенно в солнечную погоду. Через реку перекинут очень красивый деревянный пешеходный мост, по которому обязательно стоит пройтись. Но, самое интересное здесь – традиционная деревня Хахве (UNESCO), посещение храма Хэинса и осмотр Трипитаки Кореаны, посещение храма Хэинса, и осмотр Трипитаки Кореаны, где производят знаменитые одноименные маски для танцевальн
20 лучших корейских фильмов, которые стоит посмотреть
1. Весна, лето, осень, зима… и снова весна
- Драма, мелодрама.
- 2003 год.
- Длительность: 103 минуты.
- IMDb: 8,1.
Пожалуй, самая важная картина в фильмографии корейского режиссёра Ким Ки Дука. Красивая философская притча о неумолимости времени, смирении и природе бытия.
Фильм рассказывает историю о старом монахе и его воспитаннике, живущих в плавучей хижине на озере вдали от цивилизации. Размеренный темп их жизни нарушается, когда юный ученик встречает девушку.
2. Плохой парень
- Драма.
- 2001 год.
- Длительность: 100 минут.
- IMDb: 6,8.
Седьмая картина Ким Ки Дука, рассказывающая о парне, который влюбляется в девушку с первого взгляда, но получает отказ. Тогда он разрабатывает хитрый план мести и похищает возлюбленную.
Контрастная противоречивая история о гипертрофированной любви от мастера молчаливого кино оставляет после себя горькое послевкусие и желание познакомиться с творчеством режиссёра.
3. Олдбой
- Драма, детектив, триллер.
- 2003 год.
- Длительность: 120 минут.
- IMDb: 8,4.
Культовый фильм Пак Чхан-ука собрал множество наград и номинаций, а критики и зрители ставили исключительно положительные оценки. Картина входит в «Трилогию о мести», и если о двух других произведениях вы могли не слышать, то «Олдбой» уж точно всегда был на слуху.
По сюжету ничем не примечательного бизнесмена похищают неизвестные люди и бросают в заточение на долгие годы. После того как его освобождают, он отправляется на поиски своих обидчиков, одержимый жаждой мести.
4. Сочувствие господину Месть
- Драма, триллер, криминал.
- 2002 год.
- Длительность: 129 минут.
- IMDb: 7,7.
Первый фильм из «Трилогии о мести» Пак Чхан-ука. «Сочувствие господину Месть» не такой динамичный, как «Олдбой», но оператор выбирает такие ракурсы, что не можешь оторвать глаз от экрана. Да и в целом размеренность идёт картине только на пользу.
Рю — глухонемому рабочему сталелитейного завода — нужны деньги на операцию больной сестры. Он продаёт почку торговцам органами, но мошенники скрываются с деньгами. Тогда Рю решает вместе со своей девушкой украсть дочку бывшего босса, чтобы получить за неё выкуп.
5. Поезд в Пусан
- Боевик, триллер, ужасы.
- 2016 год.
- Длительность: 118 минут.
- IMDb: 7,5.
Динамичный боевик в антураже зомби-апокалипсиса с социальным и политическим подтекстом. В стране разразилась эпидемия вируса, способного превращать людей в живых мертвецов, и отец и дочь оказываются запертыми в поезде, идущем в Пусан.
Фильм дебютировал на Каннском фестивале и получил положительные оценки критиков и зрителей. Картина получилась по-корейски непредсказуемой и реалистичной.
6. 38-я параллель
- Драма, военный.
- 2004 год.
- Длительность: 140 минут.
- IMDb: 8,1.
Фильм рассказывает о трагической судьбе двух братьев, вынужденных сражаться в кровопролитной войне между Южной и Северной Кореей против своей воли. На съёмки картины выделили солидный бюджет, и авторы смогли разгуляться. Шикарные декорации, тысячи статистов и кропотливая работа над деталями помогли создать захватывающее кино, которое поставили в один ряд с такими фильмами, как «Спасти рядового Райана» и «Братья по оружию».
7. Поэзия
- Драма.
- 2010 год.
- Длительность: 139 минут.
- IMDb: 7,8.
Пожилая кореянка записывается на поэтические курсы и учится искать красоту даже в обыкновенных вещах. Однако неожиданные события застают её врасплох, и реальность открывается с другой стороны. Фильм получился проникновенным, а исполнительница главной роли Юн Джон-хи создала образ человека сильного и способного противостоять любым трудностям, когда в его душе живёт любовь.
8. Сеть
- Драма.
- 2016 год.
- Длительность: 114 минут.
- IMDb: 7,3.
Этот фильм Ким Ки Дук посвятил вражде между Южной и Северной Кореей. Нам Чхор-у занимается ловлей рыбы в пограничной зоне. Однажды лодка ломается, и её прибивает к южнокорейскому берегу. Чхор-у оказывается в руках спецслужб, которые то пытают его, то соблазняют прелестями жизни на Юге.
9. Воспоминания об убийстве
- Драма, детектив, триллер.
- 2003 год.
- Длительность: 131 минута.
- IMDb: 8,1.
Это картина о том, как работает система правосудия. Фильм убеждает зрителя, что каждый, кто встанет у неё на пути, — потенциальный враг. В корейской глубинке происходит несколько жестоких убийств. Офицеры полиции хотят поймать преступника во что бы то ни стало, но истинные мотивы полицейских — найти и наказать виновного, а не раскрыть дело, поэтому порой они переходят границы дозволенного.
10. Человек из ниоткуда
- Драма, боевик.
- 2010 год.
- Длительность: 119 минут.
- IMDb: 7,8.
Чха Тхэ Сик — владелец ломбарда. Единственный его друг — маленькая соседская девочка Со Ми. Её мама работает танцовщицей в баре и однажды, решив подзаработать, обворовывает наркокурьера, а добычу прячет в ломбарде. Мафиозный босс, которому принадлежали наркотики, берёт мать и девочку в заложники, а к Тхэ Сику направляет головорезов.
11. Служанка
- Драма, триллер.
- 2016 год.
- Длительность: 144 минуты.
- IMDb: 8,1.
Очень тонкая и изящная работа от режиссёра «Олдбоя» получила высокие оценки и несколько наград, в том числе номинацию «Золотая пальмовая ветвь».
Начало XX века, Корея оккупирована Японией. Мошенник Фудзивара планирует очаровать богатую японку Хидэко, жениться, а потом объявить её сумасшедшей и завладеть всем богатством. Чтобы воплотить план в жизнь, он уговаривает бедную девушку Сук-хи наняться в служанки к Хидэко. Планам Фудзивара не суждено сбыться.
Смотреть в Google Play →
12. Я видел дьявола
- Драма, триллер.
- 2010 год.
- Длительность: 142 минуты.
- IMDb: 7,8.
Триллер крайне жестоко обыгрывает тему мести. Завязка достаточно простая: маньяк убивает очередную жертву, но не догадывается, что девушка — невестка специального агента Су-Хёна. Картина говорит прямым текстом, что жестоких убийц нельзя перевоспитать и даже под страхом смерти они не изменятся.
13. Преследователь
- Триллер, боевик.
- 2008 год.
- Длительность: 120 минут.
- IMDb: 7,8.
В Сеуле начали пропадать девушки по вызову. Владелец сервиса для взрослых Чун-хо обеспокоился, когда очередная работница поехала к клиенту и не вернулась. Вспомнив полицейское прошлое, Чун-хо проводит личное расследование и быстро выходит на маньяка. Напряжённое и динамичное кино рвёт все шаблоны, которые выстраивал Голливуд на протяжении долгих лет.
14. Мать
- Драма, триллер, детектив.
- 2009 год.
- Длительность: 129 минут.
- IMDb: 7,8.
Печальная драма об искренней материнской любви — прекрасной и пугающей. Пожилая женщина живёт в провинциальном городке вместе с 28-летним сыном-раздолбаем, который умудряется попадать в истории. Когда его обвиняют в убийстве, мать начинает собственное расследование.
Пон Джун-хо сумел совместить в одном фильме и триллер, и драму человеческих отношений, разбавленную сатирой и фарсом.
15. Горечь и сладость
- Драма, боевик.
- 2005 год.
- Длительность: 120 минут.
- IMDb: 7,7.
Главный герой Сон-у работает на мафиозного босса мистера Кана, выполняет его поручения и приглядывает за рестораном. Однажды хозяин просит Сон-у проследить за подругой, которую подозревает в измене. Сон-у выполняет поручение и находит девушку в объятиях любовника, но не выполняет приказ и отпускает их. Мистер Кан узнаёт о предательстве и решает отомстить.
16. Робинзон на Луне
- Драма, мелодрама.
- 2009 год.
- Длительность: 116 минут.
- IMDb: 8,1.
Трогательная мелодраматичная история о парне и девушке, которые разными путями пришли к одному и тому же — одиночеству. После неудачной попытки самоубийства парня по имени Ким выбрасывает на берег небольшого необитаемого острова недалеко от моста, с которого он прыгнул. В это время его замечает девушка-затворница, которая часами смотрит в окно.
Ироничная картина поднимает важную социальную тему: место, занимаемое нами в обществе. Если корейское кино у вас ассоциируется только с насилием и местью, обязательно посмотрите этот фильм.
17. Дорога к дому
- Драма.
- 2002 год.
- Длительность: 88 минут.
- IMDb: 7,8.
Нравоучительная история о немой бабушке и её избалованном внуке. Пожилая женщина смиренно принимает все выходки мальчика, воспитывает и учит его. Кино показывает не только детскую жестокость, но и старческую мудрость, которую по силам обрести не всем.
Фильм настолько же добрый, насколько и тяжёлый для зрителя. Гарантируется несколько часов рыданий и переосмысления жизни после просмотра.
18. Всегда
- Драма, мелодрама.
- 2011 год.
- Длительность: 108 минут.
- IMDb: 7,8.
Такими должны быть все мелодрамы — искренними, добрыми, вдохновляющими, чтобы после становилось грустно и тепло на душе. Настолько сильные и живые чувства может вызвать только кино о любви. Картина рассказывает историю бывшего боксёра и слепой девушки, которых свела случайная встреча.
Дебютный показ состоялся на кинофестивале в Пусане. Все 2 000 мест в кинотеатре на открытом воздухе раскупили за считаные секунды.
19. Пустой дом
- Драма, мелодрама.
- 2004 год.
- Длительность: 88 минут.
- IMDb: 8,1.
Квинтэссенция молчаливого кино Ким Ки Дука. Режиссёр мастерски использует визуальные образы и правильные ракурсы, чтобы без слов рассказать историю любви парня по имени Тэ-сук и девушки Сун-хва. Их встреча определена судьбой именно в тот момент, когда Сун-хва нужна помощь. Она много лет страдает от побоев мужа. Когда на пороге появляется Тэ-сук, она сбегает вместе с ним и принимает его образ жизни вечного скитальца.
20. Объединённая зона безопасности
- Драма, триллер, боевик.
- 2000 год.
- Длительность: 110 минут.
- IMDb: 7,9.
Этот фильм о жизни простых солдат, которых разделила Корейская война. Камерная детективная история придётся по вкусу даже тем, кто не знаком с ситуацией в Корее и не знает всех нюансов конфликта.
Читайте также
10 шедевров корейского кино онлайн — Статьи на КиноПоиске
Режиссер «Паразитов» Пон Джун-хо рассказывает в интервью о своей любви к фильмам корейского классика Ким Ги-ёна. Посмотреть их даже проще, чем «Паразитов»: многие фильмы Ким Ги-ёна, как и сотни других картин золотого фонда корейского кино, выложены на YouTube с английскими субтитрами Корейским киноинститутом. Рассказываем, как не потеряться в этой синематеке, как понимать блокбастеры про хоровое пение и сюрреалистические зарисовки про беспредел охранки или визит к зубному врачу.
«Шальная пуля» (1961)
В послевоенном Сеуле бухгалтер Чхоль-хо пытается на свою небольшую зарплату прокормить большую семью — беременную жену и маленькую дочь, младшего брата-ветерана, сестру и контуженную на войне мать. Чхоль-хо еле сводит концы с концами и даже не может себе позволить выдрать больной зуб. У брата и сестры свои тяготы (и отдельные сюжетные линии). Пока старший ходит на работу, младший тоже пытается куда-нибудь устроиться, но безрезультатно, и думает ограбить банк. А сестра вынуждена продавать себя около американской военной базы.
Режиссер Ю Хён-мок снял «Шальную пулю» между апрельской революцией 1960-го, когда народ убрал одного диктатора, Ли Сын Мана, и маем 1961-го, когда власть захватил следующий диктатор, Пак Чон Хи. Короткий период свободы дал старт золотому веку корейского кино, который продолжался, несмотря на цензуру, до самого конца 1960-х, и «Пулю» часто называют лучшим южнокорейским фильмом всех времен. С одной стороны, благодаря несомненным художественным качествам и новациям (неореализм тут сочетается с нуаром), с другой — как важный кинодокумент эпохи.
Фильм вышел в прокат в апреле 1961-го, незадолго до переворота Пак Чон Хи. Новые власти его быстро запретили — за мрачность и по подозрению в сочувствии автора коммунизму. В 1963 году американец, работавший консультантом в южнокорейском аналоге Госкино, убедил начальство отправить фильм на фестиваль в Сан-Франциско. Там он получил хорошую критику, но проиграл дебюту Тарковского «Иваново детство».
На канале Корейского киноархива, кроме этой работы, есть еще совсем неожиданный фильм Ю Хён-мока — «Пустая мечта» (1965) о сюрреалистически-эротических фантазиях, посещающих пациента дантиста под наркозом. За эту ленту режиссера оштрафовали и осудили условно как изготовителя порнографии. Впрочем, сейчас считается, что это было местью властей за поддержку Ю Хён-моком арестованного в 1965 году режиссера Ли Ман-хи (о нем ниже).
«Генеральские усы» (1968)
Два полицейских детектива расследуют смерть фотографа и художника по имени Ким Чхоль-хун. Каждая найденная на месте преступления улика приводит их к новому подозреваемому. Показания прерываются в повествовании флешбэками, которые рассказывают о жизни фотографа — его детстве, корейской войне и безуспешной попытке устроиться в новой реальности.
«Генеральские усы» — название романа, который писал убитый. В одном из первых флешбэков есть анимационная вставка, пересказывающая его начало. Флешбэки следуют не в хронологическом порядке, и в целом фильм кажется творческой переработкой «Гражданина Кейна», правда, герой больше похож на персонажей Кафки, чем на титана Кейна. Только «Замок» для Ким Чхоль-хуна — это не зловещая бюрократия, а повседневная корейская культура конформизма.
«Усы» считаются образцом модернизма в корейском кино второй половины 1960-х. Роль фотографа в фильме сыграл Щин Сон-иль, главная звезда 1960-х и 1970-х; всего он снялся в более чем 500 фильмах, причем последний вышел в 2013 году. Умер актер в ноябре 2018-го в возрасте 81 года. «В Японии был Тосиро Мифунэ, в Италии — Марчелло Мастроянни, во Франции — Ален Делон, а у нас — Щин Сон-иль. Но ни в одной стране мира кино и культура так не зависели от одного человека», — говорил о нем Пак Чхан-ук.
«Выходной» (1968)
Для типичного молодого сеульца конца 1960-х воскресенье — единственный день недели, который он мог посвятить себе, а не строительству южнокорейского экономического чуда. Зимний выходной Хо-ук собирается провести со своей подругой Чи-ён, с которой они давно бы поженились, если бы не нищета. Чи-ён беременна, но и по социальным, и по медицинским причинам ей предстоит сделать аборт, на который Хо-уку приходится искать деньги любыми способами.
Еще одна картина 1968-го с Щин Сон-илем (всего он снялся в тот год в 48 картинах!), но тогда в прокат фильм не вышел. Министерству образования не понравилось слишком мрачное изображение жизни молодежи. Власти предлагали изменить финал на более вдохновляющий, но продюсеры и режиссер отказались. В результате «Выходной» положили на полку, он считался потерянным, и впервые его показали только в 2005-м. В карьере режиссера Ли Ман-хи было достаточно запретов: за военную драму «Семь пленниц» его арестовали, обвинив в симпатиях коммунистам, потому что северокорейские солдаты в фильме были похожи на людей, а не на кровожадных злодеев, какими их рисовала официальная пропаганда. Но «Пленниц», в отличие от «Выходного», выпустили в прокат, сократив на 40 минут.
«Остров Ио» (1977)
Чтобы раскрутить проект нового курортного отеля на Чеджу, пиарщик туристической компании организовал морской пресс-тур по окрестным островам. Журналист из местных предупредил, что нельзя приближаться к Ио — зловещему скалистому острову, обычно скрытому водой и являющемуся людям только перед их смертью. Журналист исчез, а пиарщика сначала обвинили в его убийстве, но потом отпустили. Позже пиарщик сам начинает расследовать происшествие и в итоге оказывается на родине журналиста — на маленьком островке, населенном общиной ныряльщиц за ракушками под управлением инфернальной шаманки. Мужчины на этом острове долго не задерживаются.
Режиссер Ким Ги-ён — один из немногих классиков золотого века, на работах которого учились современные режиссеры. Возможно, именно ему нынешнее корейское кино обязано неуемной фантазией в гротескном изображении насилия и резкими тональными переходами, например от комедии к хоррору и обратно, которые часто путают с мультижанровостью. О Ким Ги-ёне часто вспоминает в интервью Пак Чхан-ук, а Пон Джун-хо совсем недавно в Каннах говорил, как лестница из «Служанки» вдохновила его на некоторые сцены в «Паразитах». «Служанка», самый известный фильм Ким Ги-ёна, на канале Корейского киноархива отсутствует, но там есть два авторемейка — «Огненная женщина» и «Огненная женщина ’82». «Остров Ио» — лучшее из того, что режиссер сделал в 1970-е. Некоторые сцены, особенно финальный эпизод некрофилии, могут шокировать даже искушенных современных зрителей.
«Ночное путешествие» (1977)
Одинокая молодая женщина работает клерком в банке. Каждый ее день — это путь на работу, офисные часы и дорога домой. Ночи она проводит с мужчиной, коллегой из того же банка. Они несколько лет вместе, но на работе вынуждены скрывать отношения. Мужчина не спешит жениться, его и так все устраивает, а она, в свою очередь, до сих пор не забыла свою первую любовь — учителя, погибшего во Вьетнаме.
Фильм одновременно напоминает советские мелодрамы времен застоя и «Красную пустыню» Антониони. Здесь все сосредоточено вокруг субъективного восприятия мира женщиной, которая не может ни найти себе места в патриархальном мире, ни понять и реализовать свое сексуальное желание. Окраина Сеула 1970-х с новостройками, пустыми дорогами без машин, переполненными в час пик автобусами — чем не улица Строителей?
Режиссер «Путешествия» Ким Су-ён — один из пяти главных классиков золотого века корейского кино (другие четверо — Щин Сан-ок, Ю Хён-мок, Ким Ки Ён и Ли Ман-хи) — специализировался на экранизациях, в том числе актуальной литературы. «Ночное путешествие» снято по книге Ким Сын-ока, который писал об отчуждении и травмах стремительной индустриализации и урбанизации.
Другая их совместная работа, «Туман», тоже есть на канале киноархива. Кстати, и в «Ночном путешествии», и в «Тумане» играет Щин Сон-иль, а в главной женской роли в обоих фильмах — Юн Джон-хи, сейчас за пределами Кореи больше известная своей пока последней актерской работой в «Поэзии» Ли Чхан-дона.
«Мандала» (1981)
Два буддийских монаха встречаются в неожиданном месте — на блокпосту во время проверки документов. Оба странствуют в поисках просветления. Молодой монах — бывший студент, принявший обеты из-за экзистенциального кризиса — следует предписаниям и сутрам, а опытный, которого изгнали из монастыря после несправедливого обвинения в изнасиловании девушки, считает, что у каждого свой путь.
Режиссер Лим Гвон-тхэк пережил самую интересную творческую трансформацию в истории мирового кино. Он начинал работать еще в 1960-е в основном в массовых жанрах — снимал мелодрамы, фильмы про войну и шпионские антикоммунистические боевики. В конце 1970-х, сделав уже больше полусотни картин, он вдруг задумался, что все его старые работы стыдно показывать потомкам, и перековался в режиссера арт-кино, исследователя национальной культуры и в итоге стал живым классиком. «Мандала» — один из его лучших фильмов, где доходчиво объясняются такие эзотерические понятия, как четыре благородные истины буддизма или просветление. На канале Корейского киноархива есть другой буддийский фильм Лим Гвон-тхэка — «Вознесись!» уже о двух монахинях.
«Декларация дураков» (1983)
Герой этого фильма — идиот, но не из романа Достоевского, а настоящий. Бродяга и нигилист, он отрицает любые нормы буржуазного корейского общества, но, чтобы хорошо в жизни устроиться, планирует похитить и изнасиловать студентку из богатой семьи, а потом на ней жениться. Правда, у него ничего не выходит, и он катится дальше по наклонной.
«Декларация дураков» считается первым постмодернистским корейским фильмом. Деконструкция гуманистической классики немого кино (герой тут списан с бродяги Чаплина, но вывернут наизнанку) сочетается в нем с насмешкой над ложным оптимизмом официальной корейской пропаганды. Режиссер Ли Джан-хо говорил, что его фильм — продукт цензуры, царившей в Южной Корее того времени. Сначала он планировал делать сиквел своей социальной драмы о проституции «Дети тьмы», но сценарий не пропустили из-за слишком мрачного контента. Поэтому Ли Джан-хо предложил продюсерам на выбор несколько сценариев, в том числе и этой молодежной комедии.
Значительная часть «Декларации» лишена диалогов. О том, что происходит на экране, рассказывает за кадром детский голос, а саундтрек сочетает звуки игровых автоматов с фольклорной корейской музыкой. Цензоры, как и продюсеры, фильм не поняли и на всякий случай положили на полку, но через год, для того чтобы выполнить квоту, выпустили его в прокат, и он стал хитом среди студентов сеульских университетов.
«Чхиль-су и Ман-су» (1988)
Маляры Чхиль-су и Ман-су не могут найти постоянную работу и вместе подхалтуривают рисованием афиш к фильмам и рекламных фресок. Между жизнерадостным работягой Чхиль-су и мрачным интеллигентом Ман-су на первый взгляд нет ничего общего, но то, что оба вынуждены жить на обочине корейского общества, их в итоге объединяет.
Часто новой волной в корейском кино ошибочно называют работы режиссеров 2000-х — Пак Чхан-ука, Пон Чжун-хо и Ким Джи-уна. Но на самом деле настоящая новая волна случилась в Южной Корее в конце 1980-х, после того как в 1987 году по стране прокатились массовые протесты против диктатора Чон Ду Хвана, прошли всеобщие президентские выборы и была ослаблена цензура. «Чхиль-су и Ман-су» — первый фильм движения, а режиссер Пак Кван-су стал его лидером. Многие его работы (например, «Черная республика» и «Одна искра», которые тоже есть на канале) и фильмы корейской новой волны в целом были политически окрашены. Авторы, сами левые активисты, рассказывали истории про таких же, как они, активистов, про страдания трудового народа и произвол охранки. Но, кроме того, эти режиссеры были первыми киноманами в Корее. Усвоив уроки европейских новых волн, они искали новые способы говорить с экрана на важные темы.
«Сопендже» (1993)
Дон Хо ездит по корейской глубинке в поисках своей сестры Сон Хвы, странствующей певицы. Поиски перемежаются флешбэками о детстве героев, в которых старик отец обучает детей народному пению (пхансори). У Дон Хо нет таланта, поэтому его учат аккомпанировать на барабане, а Сон Хве предстоит овладеть сложным стилем пения школы Сопендже. Семья вынуждена странствовать по деревням и поселкам, зарабатывая гроши представлениями. Но лишения — тоже необходимая часть учебы.
Лим Гвон-тхэк в этом фильме не только исследует само искусство пхансори, но и прямым текстом в одном из диалогов отца и дочери формулирует, что такое хан — понятие, очень важное для понимания корейского кино. Это, с одной стороны, сложная эмоция, ярость в сочетании с полным бессилием, с другой — эстетическая и философская категория. Иногда «хан» переводят как горечь обид и сравнивают с русской тоской. Для современного корейского кино хан — одно из фундаментальных понятий, вокруг него строится драматургия каждого второго фильма, от «Олдбоя» до «Поезда в Пусан».
В стремительно глобализирующейся Южной Корее 1990-х, где главными хитами проката были «Парк Юрского периода» и «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне, фильм о полузабытом стиле народного пения стал первым в истории страны национальным блокбастером. На «Сопендже» продали больше 1 миллиона билетов (он чуть-чуть не догнал «Скалолаза»), по всей стране открылись школы и классы пхансори, саундтрек фильма успешно соревновался в чартах с кей-попом. В 2000 году Лим Гвон-тхэк выпустил пхансори-мюзикл «Сказание о Чхун-хян» — этот фильм также есть на канале киноархива.
«Лепесток» (1996)
Девочка-подросток, сошедшая с ума после тяжелой психологической травмы, прибивается к хромому пролетарию, живущему в заброшенном сарае. Мужчина ее бьет и насилует, просто чтобы прогнать, но девочка не уходит. Параллельно героиню разыскивают студенты, друзья ее старшего брата — оказывается, она пропала после подавления регулярной армией акций протестов 1980-го в городе Кванджу. Беспорядки в Кванджу, в ходе которых погибло, по разным оценкам, от 200 до 2000 человек, — одна из самых тяжелых исторических травм для современных корейцев, глубоко повлиявшая на культуру и политику страны. Об инциденте сняты сериал («Песочные часы») и несколько фильмов (о самых последних можно прочесть в нашем гиде по новому корейскому кино).
Режиссер «Лепестка» Чан Сон-у тоже принадлежит к корейской новой волне. Он один из главных теоретиков движения, мечтавший переформатировать кино, западный по происхождению медиум, по принципам традиционных корейских искусств. Так, в «Лепестке» Чан Сон-у не хотел ограничиваться простой реконструкцией событий, а превратил фильм в шаманский обряд сикким-кут, чтобы очистить души покойных и живых участников событий. Эффекта шаманской песни режиссер добивается через монтаж, сочетания цветного настоящего с черно-белыми флешбэками и добавлением анимационных вставок.