Аномальные и таинственные места Азербайджана. СПИСОК и ФОТО
На нашей планете есть немало загадочных и таинственных мест, которые окутаны завесой мистических секретов и необъяснимых явлений. Несмотря на то, что Азербайджан имеет небольшую по мировым меркам территорию, в нашей стране немало притягивающих внимание любителей аномальных явлений мест.
Три зоны наблюдения НЛО в Азербайджане и невероятное исцеление
В нашей стране существуют многочисленные артефакты, на которых запечатлены внешний вид инопланетных космонавтов, их летательные аппараты, оборудование; в подтверждение также приводятся мифы и сказания народов. По теории палеоконтакта, главным местом, на территории Азербайджана на котором в древности обосновались «чужие», на так называемом «космодроме», считается современная территория Гобустанского заповедника.
И эта теория имеет под собой реальную почву. На некоторых наскальных рисунках изображены диски неизвестного происхождения. В целом, в мире несколько мест, которые могут считаться древним «полигоном» или местом посадки НЛО. В качестве таких мест зачастую выступают знаменитые террасы Йонагуни, остатки Баальбека, и некоторые местности в Мексике.
Считается, что в Азербайджане существует три основных зоны, в которых наблюдают НЛО. Это Балакен-Гах-Загатальская, Лянкяранская и зона Абшеронского полуострова. Одним из самых интересных случаев можно считать день субботы 13 июля 2002 года, когда Баку и почти вся республика в один момент погрузились во тьму.
Было выдвинуто много различных версий, и среди них промелькнула одна, которая удивила всех своей фантастичностью и неординарностью, но, увы, не стала основной, и о ней почти сразу забыли, проигнорировав даже свидетельства многочисленных очевидцев. В произошедшей аварии обвинили НЛО, которое многие жители Баку и Абшерона наблюдали за несколько минут до отключения света.
Как бы это фантастично ни выглядело, версия не лишена смысла: широко известны аналогичные случаи в мировой практике, когда НЛО были замечены над линиями электропередачи или электростанциями. В печати не раз сообщалось о наблюдении объектов над высоковольтными линиями электропередачи, электро- и атомными станциями. НЛО в свое время были замечены и над Чернобыльской АЭС – «тарелка» висела над станцией в течение почти шести часов, и очевидцев этого было предостат
Атешгях Места Силы Азербайджана | Места силы
Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Построен в 12-13 в.в. на месте вечных, негаснущих огней — горящих выходов естественного природного газа. С древних времён эти огни считались священными.
Нынешний храм огня был воздвигнут на месте древнего святилища огнепоклонников — зороастрийцев. Построенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма — даванагари и гумруки. В шестнадцати надписях храма, в виде вступительных формул, стихов (шлоков) и отдельных фраз и живёт древний язык-санскрит.
В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и получил название Комплекс дворца Ширваншахов.
Что касается Атешгяха, то он, строго говоря, не храм зороастрийцев, хотя во всех источниках Атешгях определяется как храм или монастырь зороастрийцев. Это монастырь индусов из касты сикхов и шиваитов, огнепоклонников, но не зороастрийцев. Да, в монастыре, конечно, имелся Храм огня. Собственно, «Атешгях» и переводится как «Место огня». Чтобы в этом разобраться, необходимо хорошо изучить историю создания этого религиозного объекта. Когда-то давно на месте этого монастыря было древнее капище зороастрийцев (III–IV века н.э.), называемое «Семиямным капищем». Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам». Местное тюркское население – согласно летописям – называло его «Етти Гезлю Пир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазое капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны. После принятия в Азербайджане ислама многие зороастрийцы были вынуждены либо тоже принять ислам, либо уехать в Индию, в район нынешнего города Мумбай (Бомбей), чтобы там беспрепятственно проповедовать свою религию. Однако священное место продолжало существовать, оставались и торговые контакты с Индией. Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов были выходцами из северных областей Индии – большей частью из области Мултан, ныне расположенной на юге Пакистана, а также из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т. д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не «Атешгях» (так его продолжало называть лишь местное население), а «Шридалаваджи».
Места силы: Кавказ | Astro7
В энергетическом плане Кавказ является одной из самых сильных точек на территории Евразии. Кавказ — это горный массив, расположенный южнее Восточно-Европейской равнины. Он окружён двумя морями — Чёрным и Каспийским. Кавказ условно разделяется на Северный и Южный. Северный Кавказ — это горы, Южный — море. На его территории проживает до 50 различных народов, и у каждого из них есть своя культура, ценности и места силы. В этой статье я хочу рассказать о наиболее ярких, красивых и энергетически мощных местах силы, которые располагаются в этом регионе. Начнём мы, пожалуй, с Грузии.
Места силы в Грузии
Это государство расположено в передней Азии и на Ближнем Востоке В западной части Закавказья, на восточном побережье Чёрного моря. История страны очень обширна. Она пережила множество войн со своими соседями, выступала военные походы. С 28 октября 1990 года Грузия является независимой страной.
В первую очередь я рекомендую посетить прекрасный город Тбилиси. Там находится городская крепость, Нарекала. Когда именно была построена крепость, неизвестно. Историки считают что это произошло в пятом веке нашей эры. Тогда возле ворот города стояла Византийская армия императора Ираклия. Крепость взяли с большими потерями, но с тех пор, когда на Нарикалу нападали враги, ни у одного войска не получилось снова взять её штурмом. Сейчас крепость — в прекрасном состоянии. Чтобы напитаться энергетикой места, Вам необходимо попасть на самую верхушку сооружения. Двадцати минут нахождения там вполне будет достаточно.
Крепость НарекалаВ половине километра от крепости Нарекала находится башня Шахтахти. Это тоже место силы, которое я тоже рекомендую посетить. Вам необходимо дотронуться до башни и заложить небольшую монетку в стены этого здания. Это принесёт Вам удачу и богатство.
В этом городе также стоит посетить церковь Святого Георгия. Внешне в ней нет ничего привлекательного. В 18 веке она была разрушена, и только в 2004 году — полностью восстановлена. Нас интересуют фундамент и нижняя часть постройки. Вам нет необходимости заходить внутрь — просто прикоснитесь к камням которые находятся у основания.
Далее перенесёмся к границе России и Грузии. Там находится гора Казбек. Казбек Мкинварцвери, в переводе «ледяная вершина» — это потухший вулкан, который в последний раз извергался в 650 году до нашей эры. Нас интересует один монастырь, вернее церковь — Троицкая церковь, которая находится на горе над селом Гергети. С башенок церкви открывается потрясающий вид. Побывайте там, насадитесь видом и обязательно загадайте желание, то о чём Вы мечтаете всей душой. Затем — выйдете из церкви, не поворачиваясь к ней спиной. Помните: искренние и светлые пожелания всегда сбываются.
Троицкая церковьМеста силы в Азербайджане
Азербайджан располагается на южном Кавказе. Тем, кто ищет места силы, первым делом нужно отправиться к столице Азербайджана, в город Баку. Именно там находится потрясающая мечеть, которая имеет название Биби-Эйбат. Это шиитская мечеть расположенна на берегу Бакинской бухты. Мечеть была разрушена она при большевиках в 1936 году, а восстановлена она была в 90-х годах. Посетите мечеть и обязательно дайте хаир просящим.
I work!
Ещё одно место силы находится на берегу озера Бёюк-Шор. Купаться в озере не нужно — просто полюбуйтесь природой. Говорят, нахождение рядом с озером может придать смелости и добавить сил.
Места силы в Абхазии
Эта территория с влажным субтропическим климатом, красивыми хребтами и длинными перевалами. Есть там и пещеры. Рекомендую обратить Ваше внимание на Новоафонскую пещеру. Она считается очень крупной. В ней 11 залов, шесть из которых можно посещать туристам. Есть там и озёра из очень холодных грунтовых вод и сталактиты со сталагмитами. Если обернуться три раза вокруг своей оси в самой высокой точке пещеры, то просьба или желание, которое Вы загадаете, может исполниться.
Ещё одним местом силы в Абхазии считается голубое озеро, по-грузински «Циспери тба». Голубое озеро называется так из-за красивого нежно голубого цвета. По легенде, голубое озеро очень глубокое дно и покрыто оно лазуритом. Озеро не замерзает даже зимой, а вот рыба там не живет. Чтобы напитаться энергетика и места, Вам необходимо помочить стопы в водах голубого озера. Достаточно нескольких минут — Вы ощутите себя сильнее и моложе.
Места силы в Армении
Армения — христианская республика, граничащая с Азербайджаном. Места силы здесь, в основном, сосредоточены в древних обрядовых местах. Например, одно из сильнейших мест силы находится на территории современного армянского монастырского комплекса. Это очень древний монастырь, основанный 895 году. Он называется «Татев», что переводится с армянского как «дай крылья» Нужно ли говорить, что ехать в этом место нужно тем, кто сошёл с пути и совсем потерял надежду. Территория комплекса ничем не ограничена. Вы можете находиться там столько, сколько Ваша душа пожелает. Когда Вы покинете Татев, душа Ваша словно обретёт крылья.
Крепость Татев«Храм Бдящих их Ангелов», или «Звартноц» только называются храмом. В 2000 году руины и вся его археологическая территория были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ранее храм представлял собой круглые трёхъярусные купальные сооружение. Древние и очень красивые орнаменты впитали в себя энергетику тех древних лет. Посетите храм Ангелов, встаньте лицом на восток, затем произнесите своё желание.
Места силы в Северной Осетии
Северная Осетия является республикой в составе Российской Федерации. Место силы я обнаружила в нём одно — Цейское ущелье. Это государственный заповедник. На горе в Цейском ущелье возвышается фигура покровителя республики — воина Афсати. По легенде он охраняет и защищает весь Кавказ. Вам необходимо встать под памятником, прислонившись руками и спиной к скале. Это поможет Вам обрести спокойствие и наполнит гармоничной энергией.
Кавказ очень разный — благодаря природе, а также культуре и обычаям народов, населяющим его. В этой статье я указала лишь несколько самых ярких мест силы Кавказа, которое Вы можете посетить. Пусть все Ваши желания сбудутся!
Священные пиры Азербайджана лечат паломников от болезней и помогают обрести душевный покой | Новости культуры
В Азербайджане говорят — надо обойти семь святилищ и тогда любое ваше желание сбудется. Сегодня священные места – пиры — привлекают паломников не только из Азербайджана, но и зарубежных стран. Они не только избавляют от болезней, но и помогают обрести душевный покой.О происхождении сохранившихся в Азербайджане живых памятников тысячелетий – пиров существуют различные сказания. Одни из них образовались на месте захоронения известных ученых и богословов. Другие, ставшие своего рода медицинскими центрами, располагались в местностях богатых целебными растениями и источниками. Сегодня и те, и другие стали святыми местами, куда ежедневно приходят за исцелением и душевным покоем.
Комплекс Биби-Эйбат
Самое известное святилище Азербайджана – архитектурный комплекс Биби-Эйбат, расположенный на берегу Бакинской бухты. С момента возникновения пира вокруг него проживали шейхи, отсюда, кстати, и название поселка — Шейх (ныне Шых). Величественное, исторически ценное здание мечети, построенной первоначально еще в XIII веке, было взорвано большевиками в 1936 году. Мечеть была отстроена практически с нуля только в конце XX века. Реконструкцию провели самым тщательным образом, опираясь на фотографии и записи путешественников, зодчих и писателей. Особенность мечети в том, что она была воздвигнута над гробницей Укейма ханум, которая была из рода пророка Мухаммада. Именно с этой святой женщиной связывают происходящие здесь с людьми чудеса. Александр Дюма в своей книге «Кавказ» пишет: «Мечеть – место поклонения бесплодных женщин, они приходят сюда пешком, молятся и в течение года получают способность рожать…» И сегодня это святое место является надеждой для многих бездетных пар, которые приходят сюда за исцелением.
Ханака Шейха Пир Хусейна
Ханака Пир Гусейн – религиозный комплекс, сформировавшийся вокруг могилы Пир Гусейна Ширвани – великого суфийского шейха, учёного и философа. Пир расположен на древнем торговом караванном пути Баку-Сальян и сегодня является памятником государственного значения. Комплекс состоит из мавзолея, мечети, минарета, домов для паломников, конюшни, окружающих постройки крепостных стен, караван-сарая, средневековой гробницы, келий и древнего кладбища. Мавзолей Шейх Пир Гусейна прославили на весь мир украшения из глазури в его интерьере, создававшие впечатляющую духовную атмосферу этому месту. Увы, в XIX-ХХ веке украшения из глазури были похищены и проданы в музеи Европы. Часть из них — звезды и кресты большого панно мавзолея были перевезены в Санкт-Петербург в 1925 году, и сейчас хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа. Историческая оценка этого центра дана исламоведом В.Крачковским. «У нас в СССР он единственный. За пределами нашей страны, с убранством мавзолея Пир Хусейна может соперничать лишь иранский мавзолей Имама Риды в Мешхеде».
Асхаби-Кахф, Нахчыван
Святилище Асхаби-Кахф находится недалеко от города Нахичеван, в природной пещере между горами Иландаг и Нахджир. Это место в Нахчыване упомянуто в Коране, в 18-й суре «Кахф». Бог спас семерых праведников от преследования, укрыв их в пещере. Юноши уснули, им казалось, что прошла всего одна ночь, а на самом деле они проспали 309 лет. И все это время их охраняла собака. В нахчыванской пещере Асхаби- Кахф в стены словно вдавлены семь фигур, а недавно археологи обнаружили у входа скелет собаки. Теперь пещера служит местом поклонения, сюда приезжают со всех концов света. В центре пещеры находится черный камень, к которому паломники прикладывают мелкие камешки, загадывая желание и веря, что если камешек пристал, желание сбудется. Женщины завязывают на ветки кустов и деревьев лоскутки материи, загадывая при этом желание; если через год их желание исполняется, они вновь приезжают и развязывают лоскутки и жертвуют в действующую тут же мечеть определенную сумму денег. Многие паломники, загадав желание, садятся в том месте пещеры, где капает вода, веря, что если капельки попадут на них, то желание сбудется.
Пир Рахимы ханум, Нардаран
Нардаран – значит освещенная, лучистая местность. В этом абшеронском селении преданы земле останки дочери 7 имама Мусеи Кязыма Рахимы ханум, ее малолетнего ребенка и супруга Мир Абдуллы аги. В настоящее время над их надгробьями возведено великолепное святилище. На территории пира есть три колодца, в свое время этими колодцами пользовалась сама Рахима ханум. Один из этих колодцев имеет глубину 17 метров. Местные говорят, что вкус воды этого колодца напоминает вкус священного источника Зам-Зам в Мекке. У этого колодца есть еще одна особенность: сколько бы из него не взяли воды, уровень воды в колодце не изменяется. Вода в нем не прибывает и не убывает. Во дворе пира также есть еще одно святилище, называемое «Камень сердца». Говорят, что если прикоснуться к камню и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Сюда часто приезжают те, кто не могут иметь детей. Говорят, что если попросить Рахиму ханум о ребенке, то это желание обязательно сбудется.
«Деде Гюнеш», Шемаха
Расположенный выше селения Малхам Шемахинского района посреди леса пир «Деде Гюнеш» возник близ целебного источника. Деде Гюнеш — это псевдоним ученого, врача и философа Кафиаддина Омара ибн Османа, жившего в XII веке. Кроме знания прочих наук он прославился в области врачевания целебными травами и грязями. У пира сохранилось надгробие — сагана одного из его потомков Шейх Мухаммада, сына Шейха Деде-Кулу, который умер в 1602 году. Титул «шейх», который носили Мухаммад и его отец, а также эпитеты, присвоенные ему, — «ифтихар ал-ахали» (гордость населения), «кудват ал-акабир валаали (пример для великих и самых знатных людей), «кутб ал-авлийа ал-мухаккикин» (глава истинных святых угодников) — свидетельствуют о том, что их поток Деде Гюнеш продолжил начатое им дело. Таким образом, местность постепенно приобрела славу, а гробницы этих шейхов стали святилищем.
«Беш бармаг», Сиязань
Недалеко от Сиязани, находится гора «Беш бармак» – о нем слагались многочисленные легенды, предания, передаваемые из поколения в поколения. Название пира переводится как «пять пальцев» и может быть связано с тем, что этот пир — высокая скала, которая напоминает кисть человеческой руки, а с другой стороны — направленное к небу лицо. По тропе, отполированной тысячами босых ног, одолевая крутые лестницы, паломники поднимаются на вершину скалы и, достигнув самого пира, произносят благодарственные молитвы за то, что Всевышний дал им силу для преодоления этого пути. По преданию, когда Александр Македонский решил завоевать весь мир, в дальний поход вместе с ним отправился и некий Хызыр, искавший повсюду воду бессмертия. Добравшись до скалы, мудрец уселся у родника и решил перекусить. Он достал из котомки две сушеные рыбки, одну из которых случайно уронил в родник. Рыбка ожила — и Хызыр понял, что нашел то, что искал.
Святилище Мирмовсум Аги, Шувелян
Самое молодое святилище в Азербайджане – это пир Мир Мовсума аги, расположенный в бакинском поселке Шувелян. Он жил в Ичери шехер (1883-1950 гг.) и уже при жизни был объявлен святым. В раннем детстве его поразил паралич. Такое испытание поставило маленького Мир Мовсума перед выбором: либо, обидевшись на весь мир, стать жестоким, превратив свое сердце в камень, либо свою обиду превратить в обиду и горечь за всех. Мир Мовсум ага предпочел второе: он твердо решил помогать всем больным и обездоленным. Лечил он прикосновением руки и никогда не брал денег за свои услуги. При этом Мир Мовсум ага не делал религиозных различий между людьми: помогал и мусульманам, и христианам. После смерти Мир Мовсума агу похоронили на кладбище в Шувялане. Его могила стала пиром, причем одним из самых почитаемых в народе. Нескончаем людской поток к пиру, люди приходят на могилу Мир Мовсума аги со своими мольбами и просьбами, оставляют «нязир» (пожертвования). Сегодня на месте захоронения Мир Мовсума аги возведен величественный мавзолей.
Страна Огней. Анатомия Азербайджана.: varandej — LiveJournal
В 2019 году население Азербайджана превысило 10 миллионов человек — это вдвое больше, чем в Армении и Грузии вместе взятых. Совсем не маленький Азербайджан многообразен и словно сшит из цветастых лоскутков племён и ханств. В прошлых частях я рассказывал о самых необычных его народах — христианах молоканах (Ивановка), удинах (Нидж) и немцах (Гёйгёль), а сегодня расскажу о разных углах страны, их обитателях и истории, собравшей это всё в одно государство.
У большинства стран Передней Азии история похожа на цепочку перерождений. Вот и в Азербайджане сложно признать античную Мидию — древнеиранское царство между Персией и Ассирией, покорившее в какой-то момент их обеих и построившее империю от Индийского океана до Средиземного моря. Мидяне произошли от кочевников-ариев, которые по одной из гипотез не с Аркаима пришли, а как раз-таки с Армянского нагорья. Ещё старше Мидии была Манна — небольшое государство у озера Урмия, с 9 века регулярно воевавшее с Ассирией и Урарту и порой призывавшее в союзники скифов. Манну, как и её врагов, мидяне покорили в 590-х годах до нашей эры. Персия была в те времена страной многолюдной, как Индия или Китай, и с захватчиками боролась так же — покорение Персии равнялось покорению Персией. Вот уже Мидия стала лишь одной из персидских сатрапий, а очередной её сатрап Атурпатак («Хранителя Огня») рассудил, что «вовремя предать — это предвидеть», и переметнулся к Александру Македонскому, который оставил ему в удел территорию бывшей Манны. Но жили здесь «огнепоклонники» зороастрийцы, да и прозвище Атурпатака подозрительно походило на должность, и потому в названии Мидия Атропатена потомки лучше запомнили вторую часть. Сквозь смены языков и гегемонов она лишь видоизменялась: Атропатена, Атрпатакан, Адурбадган, Азербайджан… Где жили, соответственно, азеры — так назывался древний ираноязычный народ, в который к рубежу двух эр переродились мидяне и маннеи.
2.
Вот только относилось это всё к землям за Араксом. В нынешнем Азербайджане он течёт, впадая в Куру, на самом юге, а в Нахичевани (кадр ниже) и вовсе образует границу с Ираном. К северу от Аракса лежала небольшая, но грозная скифская Ишкуза — то ли база кочевников в Закавказье, то ли их прародина, с падением которой скифы расселились по Великой Степи от Карпат до Саян. Хотя скифы ли? Одна из гипотез обращает внимание, что в языках тюрок ни откуда не заимствованы названия многих растений, встречающихся именно здесь, в Закавказье. Ишкуза поддерживала Манну и Вавилон, воевала с Урарту и Ассирией, а вот с Мидией справиться не смогла — в 595 году до нашей эры царь Киаксар пригласил скифских вождей на переговоры да расправился с ними на хмельном пиру. Дальше на несколько веков Восточное Закавказье выпало из истории, оставаясь периферией лежавших за Араксом империй. Однако люди живут здесь непрерывно около миллиона лет, и пустеть этому краю было не с чего. Остатки скифов да спустившиеся в долину Куры горцы Кавказа образовали два с половиной десятка племён, в 66 году нашей эры столкнувшись с римлянам и тут же получившими от них название — Кавказская Албания. Об этом древнем государстве и его непростых отношениях с Арменией, Персией, Аравией я недавно писал отдельный пост. Албания и считается теперь прямым предком современного Азербайджана:
3.
В 370-х годах Албания даже была крещена, но христианство не пустило здесь корни так глубоко, как в Армении или Грузии. Скорее наоборот, отказ от него стал для албан шансом избежать арменизации. После арабского завоевания в 705 году среди по-прежнему разрозненных племён стремительно распространился ислам, а с ним и языки более развитых мусульманских соседей — персидский и азери. Так Албания и Азербайджан впервые унифицировались — теперь два берега Аракса понимали друг друга без толмачей и ходили в одинаковые храмы. Даже правили в Азербайджане династии из других периферий Халифата: согдианцы Саджиды (889-929), дайламиты Салариды (929-971) и наиболее прочно осевшие в Закавказье курды Шеддадиды, в 951-1174 сменившие три эмирата со столицами в Двине, Гяндже и Ани. Между собой вся эта солянка народов, включая азери, разговаривали на персидском языке.
4.
Между тем, потомки скифов, поднакопив сил на Алтае, вернулись в Переднюю Азию. В 955 году вождь огузского племени кыныков Сельджук обосновался в низовьях Сырдарьи. За пару поколений освоившись в её плодородных плавнях, Сельджукиды под руководством Тогрул-бека двинулись на юг. В песках Каракумов они разгромили армию Газневидов — империи, построенной тюрками, некогда служившими иранцам (таджикам) Саманидам, и укоренились там — теперь потомки их известны как туркмены. Ну а дальше, как селевой поток, вобравший в себя осколки сметённой дамбы, сельджуская орда хлынула на Иранское и Армянское нагорье. Тогрул-бек умер в 1063 году близ нынешнего Тегерана «царём востока и запада», правителем гигантской империи, границы которой его сын Альп-Арслан и внук Мелик-шах раздвинули ещё дальше — от Балхаша до Босфора. Вскоре, однако, её западная часть распалась на несколько султанатов, в том числе обособившиеся в 1136 году владения кипчакских (в современных аналогах — татарской или казахской) атабеков Ильдегизидов со столицами в Нахичевани и Тебризе. От полного распада империю удержал Хорезм, в 12-13 веках стремившийся к гегемонии в исламском мире. Но последний шах разозлил Чингисхана, и вскоре кончил дни на каспийском острове Абескун, пока монголы обрушились на его страну, как ядерная война. Отомстить монголам пытался его сын Джалаладдин Мангуберти (см. здесь), мимоходом низвергший в 1225 году и последнего ильдегизского атабека. В Азербайджан, впрочем, монгольское иго принёс не Чингисхан, а его внук Хулагу, в 1256 году оттоптавшийся по Ближнему Востоку. Столицей основанного им Ильханата (в переводе — примерно Наместничество) сделался Тебриз, на века оставшийся главным городом двойного Азербайджана.
.
В том числе — столицей огузских орд, ходивших по Армянскому нагорью после упадка империи Ильханидов. По тамгам на знамёнах и статуям каменных баранов над могилами они были известны соседям как Кара-Коюнлу (Чёрные Овны) и Ак-Коюнлу (Белые Овны), свои государства же, кажется, не называли никак. Чернобаранники объединились в 1375 году вокруг племени Ивэ, враждовали с Тимуром и его потомками и экспансию больше вели на юг и запад, на пике могущества овладев Арменией и Месапотамией. Белобаранники с 1340-х годов кочевали по равнинам Анатолии, за поддержку Тамерлана получили от него Диярбакыр, а с 15 века начали двигаться на восток, в 1467 году низвергнув Кара-Коюнлу и заняв её место. В современной терминологии обе орды можно соотнести с туркменами, но понемногу появлялись среди них и кочевые азербайджанцы — племя за племенем «овны» переходили из суннизма в шиизм. Вокруг суфийского ордена Сефевия из Ардебиля шииты сплотились в союз кызылбашей, и в 1501 году юный шейх Исмаил Хатаи повёл их на новые войны. Сефевиды разгромили Ак-Коюнлу, дали отпор османам, а вскоре покорили всю Персию, тем самым впервые за много веков восстановив её как единое государство… и сделав мировым центром шиизма. Злейшим врагом азербайджанца в те времена был турок — фактически, огузские колонии Передней Азии охватила религиозная войне, которую тюрки вели верхом на покорённых Византии и Персии. Шахский двор уехал из Тебриза в в Исфахан, а Азербайджан из ядра персидской империи стал прифронтовой периферией.
5.
С крахом Сефевидов в начале 18 века он и вовсе распался на десяток независимых ханств, которые попытался было объединить силой оружия Надир-шах, а в итоге это сделала в начале 19 века Россия. За прошедшие века под властью огузов здешние азеры, персы и албаны в большинстве своём перешли на тюркский язык, но так и не обрели даже единого названия. Для персов они по-прежнему были кызылбаши, для турок — аджамы, для кавказских горцев — каджары (по одному из племён), ну а в России их вовсе записали в «закавказские татары», хотя на татар они не были похожи почти что ничем. Среди «татар» были как ассимилированные потомки персов и азеров, так и всяческие баяты да айрумы — туркмены, осевшие в городах и селениях. С ними соседствовали кочевники терекеме (в основном из племён падаров, карапапах и шахсевенов) и горцы гачаги то ли из беглых разбойников, то ли из ассимилированных кавказцев. Половина азербайджанских татар на момент покорения Россией оставались суннитами, половина были шиитами, и доля последних росла через смешанные браки. Доходило до того, что единственным словом, которым будущие азербайджанцы могли описать свою принадлежность было — «мусульмане».
6а.
И при всём том азербайджанские татары исправно входили и в российское дворянство (даже с фамилиями на -ский вроде Хан-Нахичеванских), и в промышленную элиту нефтяного Баку. Азербайджан стал одним из тех мест, где не народ дал название стране, а страна — народу: впервые азербайджанская нация заявила о себе как о едином целом в 1905 году во время беспорядков в Персии. В 1918 на осколках Российской империи возникла Азербайджанская демократическая республика. Вскоре, и не добровольно, она стала Азербайджанской ССР, но её титульная нация до 1936 года официально называлась просто «тюрки». Ныне азербайджанцев в мире около 30 миллионов человек, с узбеками они спорят за звание тюркского народа №2 после турок, однако 2/3 азербайджанского народа живёт в Иране. «Материковые» с иранскими братались на волне Перестройки, но сейчас говорят о них с подчёркнутой отстранённостью — «они там другие». По факту «наши» азербайджанцы — давно уже отдельный народ, и не удивлюсь, если застану очередную смену их самоназвания…
6б.
Нынешний Азербайджан по своей этнической структуре похож на Китай: азербайджанцы составляют в своей стране 92% населения, преобладают почти по всей её территории, однако рядом с ними живёт огромное количество других народов. Официально Азербайджан позиционирует себя как многонациональную страну, живущую в мире и согласии, где якобы даже армян осталось несколько десятков тысяч. На практике отношение государства к разным народам очень различно: в лучшем положении очень маленькие народы, целиком живущие в Азербайджане (удины, хыналыги), в худшем — относительно крупные и трансграничные (талыши, лезгины), а армяне по факту представлены разве что женщинами, с советских времён оставшимися в смешанных браках. Сами азербайджанцы — вполне современный народ, а вид прохожих на улицах хоть столицы, хоть сёл совсем не этнографичен:
6.
Административно-территориальное деление Азербайджана не изменилось с советских времён и по-прежнему представляет собой 66 районов (де-факто, с учётом Карабаха, 54). С историческими областями можно хоть как-то соотнести 10 экономических районов, но лучше вспомнить про границы ханств, возникших на руинах дома Сефевидов. К «настоящему» Азербайджану ближе всего Талыш, он же Ленкоранский экономический район, или в прошлом Талышское ханство — южный угол страны за Араксом:
7.
Вдоль Каспийского моря здесь тянутся Талышские горы, северная оконечность Эльбурса, обрывающиеся на севере в Муганскую степь, куда азербайджанцев в 1940-50-х годах переселили из Армении. Здесь настоящие субтропики, не в меру широколиственные гирканские леса (см. здесь), а с 1925-26 годов действовали чайные плантации, в основном свёрнутые в 21 веке. Пейзажи Талыша напоминают Юго-Восточную Азию, а подробнее про этот край и его обитателей я рассказывал уже с той стороны границы.
8.
Талыши с азербайджанцами соотносятся примерно как таджики с узбеками — это остатки средневековых азери, в горах сохранившие язык. Что не мешало им когда-то называть себя тюрками и воевать в союзе кызылбашей. И хотя тут уже даже не совсем Закавказье, талыши по своей традиционной культуре удивительно похожи на горцев Кавказа с их культом гостеприимства, кровной местью, буйными танцами и мохнатыми шапками. Даже сейчас тут не редкость типажи, больше ассоциирующиеся с каким-нибудь Дагестаном. И даже больше, чем Кавказ, Талышстан славится долгожителями — в Лерике им целый музей посвящён, да и легендарный Ширали Муслимов был именно талышским чабаном.
9.
Всего талышей около 300 тысяч человек, в Азербайджане и Иране примерно поровну, хотя есть и альтернативные оценки их численности вплоть до миллиона — якобы, в обеих странах их приписывают к титульной нации. Талыши, конечно, за это не говорят «спасибо»: в 1918 году в тылу АДР возникла Муганская Советская республика, а в 1993, когда Азербайджан был на грани гражданской войны, провозглашалась Талыш-Муганская автономия. Но талыши на своей земле в меньшинстве, сепаратистов среди них и того меньше, а потому проявляется их фронда скорее в гораздо большей ориентированности на Россию. В том числе, что очень кстати для туриста — языковой:
10.
Тяготел к России и Чёрный хан — полководец Надир-шаха Сеид Джалаладдин, в 1747 году создавший Ленкоранское ханство. В тылу других ханств в 1795 году оно даже принимало русский протекторат, а тяжелейший бой за Ленкорань в 1812 русские вели не с талышами, а с армией Персии. Ленкоранские вошли в русское дворянство, и Ханский дворец здесь построен в начале ХХ века:
11.
А вот так выглядят талышские мечети:
12.
Теперь перенесёмся на другой конец страны. Не вполне очевидно, что Азербайджан — не совсем Закавказье: Кусарская равнина перед российской границей лежит к северу от Главного хребта. Это Губа-Хачмазский экономический район, прежде Губинское ханство, а фактически ни что иное, как Азербайджанский Дагестан. Россией здесь буквально веет, и даже вкус воздуха заставляет вспомнить не персидский зной, а пряные ветры Поволжья.
13.
Персы взяли эти земли в оборот ещё в 7 веке, опутав системой крепостей Гильгильчай, сходившейся к Дербенту. В 17 веке Гусейн из народа кайтгацев бежал от распрей в Персию, там женился на дочери вельможи и принял шиизм, после чего вернулся на Кавказ шахским губернатором. С 1680 года в его уделе возникло Губинское (до 1735 — Худатское) ханство с суннитским народом и шиитской элитой, в середине 18 века, при Фатали-хане, объединившее земли от Дербента до Ардебиля. К 1790-м годам, впрочем, оно само пошло вразнос и в 1805 году было подобрано Россией. В Губе не сохранилось ханского дворца, а вот облик здешних мечетей ни с чем не перепутать:
14.
К Губе прилагается Красная Слобода — основанный с разрешения Фатали-хана «Иерусалим Кавказа», единственное компактное селение народа джухури, у нас более известного как горские евреи. Их язык — избежавший ассимиляции диалект персидского. Ныне «горских» около 150 тысяч, но 95% их разъехались между Израилем и Россией.
15.
В постсоветских странах горские евреи с фамилиями на «-ов» известны как ушлые дельцы, сочетающие еврейскую деловитость с кавказским напором. А вот израильская община сыграла не последнюю роль в судьбе Азербайджана — если в начале 1990-х тут была активна шиитская «Хезбалла», то теперь Азербайджан покупает оружие у Израиля, а с Ираном держится холодно.
16.
Но в первую очередь этот уголок населяют лезгины — один из классических 7 народов Дагестана. Разделённые границей поровну, в Азербайджане это народ №2 (180 тысяч человек), и в районах на самом севере страны они составляют до 90% населения. Лезгины и главные в Азербайджане сунниты, а их отношение с нынешним государством, как и у талышей, довольно натянутые.
17.
Чего не скажешь про шахдагцев, живущих выше по горам. Высшей точкой Азербайджана считается пограничная вершина Базардюзю (4466м), но фактически главная в стране гора так и называется — Шахдаг (4243). Под склонами её, в совершенно «лермонтовских» пейзажах, живут три народа в одну-две деревни. Крызы (среди которых выделяются обособленные джеки, алики, хапуты и ергюджи) и будухи по языку ближайшая родня лезгин…
18.
…а вот хыналыги из единственного аула Хыналыг хоть и входят в нахско-дагестанскую группу, но их язык обособлен в отдельную ветвь. Да и в культуре их немало древних пережитков — хыналыги хоть и в ислам перешли, а считаются одним из потомков Кавказской Албании, здешним аналогом среднеазиатских согдийцев-ягноби.
19.
От Кавказа же до Куры протянулся Ширван — историческое ядро Азербайджана. Его ландшафты — холмистые степи, всё более сухие по мере спуска на Каспий. Звено Шёлкового пути с лучшим на Каспии портом Баку и «буфер» от варварских набегов, уже при Сасанидах Ширван стал самым развитым углом будущего Азербайджана. С 642 года его правители получили титул ширваншахи, и носили его три сменявших друг друга династии — арабы Мазьядиды, персы Кесраниды и местные Дербенди, в 1538 году низложенные Сефевидами
20.
Столицей Ширвана была стоявшая в стороне от «проходного двора» Шемаха, о которой я уже рассказывал недавно. В 1748 году она возродилась как центр небольшого и слабого Ширванского ханства, в конце 18 века — вассалы Губы, следом за ней легко принявшего протекторат России. В нынешнем Азербайджане ему соответствует Горно-Ширванский экономический район.
21.
И в целом, будучи «Азербайджаном по умолчанию», Горный Ширван не запоминается так, как «лоскутки» периферий:
22.
Если не считать пары национальных меньшинств, рассеянных между азербайджанцами. Это русские молокане (см. отдельный пост) и лахиджи — таты-шииты (большая часть этого народа сунниты), когда-то обосновавшиеся в горном селе Лахидж и прославившиеся там как ремесленники.
23.
Но дважды (в 1191 и 1859) столица Ширвана переносилась из разрушенной землетрясением Шемахи в Баку, и именно здесь, у Каспия, теперь настоящий Ширван. Вот в кадре — постройки Ширваншахского дворца и типичный для этих мест толстый минарет с бахромой сталактитов:
24.
Огромный дворец, впрочем, стоял заброшенным со времён одной из персо-турецких войн. В 18 веке возродился уже не единый Ширван, а Бакинское ханство, боровшееся с Губой за независимость. Россия взяла Баку силой, хотя у хана был шанс этого избежать — на мирном вручении городских ключей то ли фанатик, то ли наёмник из толпы убил генерала Павла Цицианова. Дворец Бакинских ханов 18 века был куда скромнее, чем у Ширваншахов, а я и вовсе увидел его упакованным в леса:
24а. фото из википедии.
Но ханскую ипостась Баку смыло чёрной волной нефтяной эпохи. Ещё при Советах местные шутили, что есть отдельная национальность — бакинец: здесь жили русские, азербайджанцы, армяне, персы, евреи, немцы, поляки, и ни один народ не составлял большинства. Мононационализироваться Баку стал ещё при Советах за счёт миграции азербайджанцев из своих глубинок и соседней Армении, а с распадом СССР от былого многообразия не осталось следа. Но разделение на «коренных бакинцев» и «беженцев» здесь по-прежнему очень сильно:
25.
Здесь же по большей части живут и оставшиеся в Азербайджане русские — порядка 120 тысяч человек, 3-4-й народ страны наряду с талышами. Впрочем, в отличие от Средней Азии здесь славяне совершенно сливаются с фоном, да и русскоязычных азербайджанцев в столице немало. Этот кадр снят во дворе одной из трёх действующих бакинских церквей:
26.
Бывшее Бакинское ханство — ныне Апшеронский экономический район, включающий самую маленькую и самую интересную часть Азербайджана: Апшеронский полуостров, кривым клювом вдающийся в Каспий. Здесь совсем рядом море с его свежим ветром и грязной от нефти водой:
27.
А на берегах — лунные ландшафты глиняных пустынь да всякие природные чудеса. Например, крупнейшие в мире грязевые вулканы или природные факелы, на которых древние строили храмы. И конечно же, при словосочетании Страна Огней вспоминаешь вот эти сюжеты, а не сатрапа-предателя Атурпатака…
28.
Апшерон входит в состав Большого Баку, а потому почти непрерывно застроен. В его бесчисленных сёлах со звучными названиями вроде Мардакян, Нардаран или Бузовна сотню лет назад жили таты — потомки здешних персов, оставших в суннизм. Ведь и таджики в Средней Азии избежали тюркизации не только в труднодоступных горах, но и в больших городах вроде Бухары и Самарканда. Вот с бухарцами татов и можно было сравнить, однако в ХХ веке они в Азербайджане всё-таки тюркизировались. Апшеронские сёла — тесные, суматошные, запутанные и переполненные древностями, самая характерная из которых — десятки небольших замков:
29.
Всё это обильно пахнет нефтью, которую Азербайджан и добывает по сути дела только здесь:
30.
Всё перечисленное — это «большй» Ширван, или дореволюционная Бакинская губерния. Западную часть страны можно было бы назвать «большим» Арраном, на месте которого расположилась Елизаветпольская губерния. По дороге из Баку здесь встречает бывшее Шекинское ханство, ныне Шеки-Закатальский экономический район, историческая область с непопулярным в Азербайджане грузинским названием Эретия:
31.
Дальней стороной она спускается в верховья Алазанской долины (более известной по грузинской Кахетии), а в Азербайджане выделяется присутствием христианства. Это сердце Кавказской Албании, а Киш и удинский Нидж из соответствующего поста — тоже близ Шеки. Обособил этот край в 821 году армянин (в местной традиции — албан) Сахал Смбатян, чьи наследники были вассалами Багратид, но всё же хозяевами небольшого княжества. При этом крестили местных албан ещё в 5 веке грузины, и несмотря на активность армянских миссионеров, Эретия оставалась православной. Позже она примыкала примыкая то к Кахетии (в 951), то к Лорийскому царству армян Кюрикидов (в 1038), то снова к Грузии (в 1117). Лишь после монгольского нашествия Эретия развернулась на восток, но ассимилировалась натужно. При Ильханате здесь правили монголы Орлаты, а с 15 века — мусульмане Кара-Кешиш-оглы то ли из армян, то ли из албан.
32.
Иными словами, здесь — самая «неперсидская» часть Азербайджана. В 18 веке Шекинское ханство, созданное горцами Кавказа и позже возглавленное азербайджанской династией Гаджи-Челеби, не смог покорить Надир-шах. Ныне Шеки — самый интересный город Азербайджана после Баку, а в его шахском дворцы прекрасные интерьеры:
33.
И я бы сказал, что именно здесь — квинтэссенция Азербайджана, его не политики, но культуры, искусства и кухни:
34.
Район Шеки, не считая удин, вполне мононационален. Но на отдельную историческую область потянет его северная часть — хорошо заметный на карте выступ между Россией и Грузией:
35.
Здесь живёт ещё один христианский народ, прихожане большинства церквей — грузины-ингилойцы… вернее, частично христианский — 2/3 ингилойцев уже не первый век сунниты.
36.
Выше по горам снова встречают дагестанцы — на этот раз цахуры — небольшой народ (30 тысяч человек), опять же поровну разделённый границей. С 1562 года над Шеки висел их Илисуйский султанат (на кадре ниже его «столица» Илису) с выборным правителем, вассальный то Ирану, то суннитской Турции…
37.
…а с 18 века — Джаро-Белаканскому союзу джамаатов, вольных горских общин, где доминировали аварцы. Все они активно участвовали в Кавказской войне. Эти предгорья подчинялись не Баку и не Гяндже, а входили в особый Закатальский округ — самый маленький регион Российской империи:
38.
С другой стороны быстрой зелёной Куры (размером она примерно в половину Оки или Дона), на которой стоит столица азербайджанской электроэнергетики Мингечаур…
39.
…встречают исторические Арран, Утик и Арцах, ныне более известные под общим названием Равнинный Карабах. Хотя «по умолчанию» так называют только его восточную часть — плодородную Мильскую степь в междуречье Куры и Аракса. Когда-то здесь было небольшое и не оставившее заметных следов Джавадское ханство, а ныне раскинулся Арранский экономический район, занимающий добрую треть страны, но совершенно обделённый достопримечательностями:
40.
В основном пейзаж здесь примерно такой — скорее среднеазиатский, чем кавказский:
41.
К Грузии и Армении примыкает Гянджа-Газахский экономический район, который можно соотнести с Гянджинским ханством. Или Гянджинским эмиратом Шеддадидов (970-1086) — «вторая столица» Азербайджана имеет весьма бурную историю, и столицей государств успела побыть не меньше Баку. При Сефевидах Гянджа была и вовсе центром Карабахского биклярбекства, а став независимой в 1747 году, образовала одно из сильнейших ханств. Его последний Джавад-хан в 1804 году оборонялся от войск Павла Цицианова до последнего и погиб с оружием в руках. Может быть поэтому ханский дворец не сохранился. Под Россией Гянджа почти сразу была переименована Елизаветполь, став небольшим, но всё же губернским городом. В подчинении её были весь запад Азербайджана, Нагорный Карабах и Сюник — южный «отросток» Армении. Здесь же располагались важнейших колонии закавказских немцев, в том числе уже показанный Гёйгёль. При Советах в Азербайджане, как и на Украине, Елизавету сменил Киров — по старой привычке Гянджу тут многие ещё называют Кировобад. И вместе с тем она же, как и многие «вторые столицы» — центр национализма и колыбель республики.
42.
А южнее в зелёных горах на востоке Малого Кавказа лежит ещё одно бывшее ханство, которому в нынешнем Азербайджане соответствуют Кельбаджар-Лачинский и Верхне-Карабахский экономические районы. Но существуют они лишь только на бумаге, да и 160 тысяч живущих в Азербайджане армян не являются его гражданами и никогда не поедут в Баку. Да, речь про Нагорный Карабах — около 20% территории Азербайджана де-факто является тяготеющим к Армении непризнанным государством. Причём Армения претендует лишь на сам Карабах и коридор до него через Лачинский район, при Советах чуть не ставший Красным Курдистаном. Но фактически армяне удерживают ещё и обширный «пояс безопасности» от Карабаха до «признанной» границы
43.
Тут на самом деле коса на камень нашла совсем уж бескопромиссно. С точки зрения Армении Карабах — последнее место мира, где армяне издавна живут непрерывно. Каким-то чудом он сохранял независимость сотни лет, пока в 18 веке один из местных князьков не позвал на помощь тюрок. Так возникло Карабахское ханство со столицей в Шуше на вершине горы. В 19 веке под Россией она сделалась столицей азербайджанской культуры, родиной для доброй половины национальных поэтов, певцов и ковроделов. Их особняки теперь в руинах, как и шахский дворец (кадр ниже), и тысячи чьих-то домов (кадр выше)
44.
А вот мечети, лучшие из которых отличает пара узорчатых минаретов, приводятся в порядок — на средства Ирана:
45.
Хотя не ясно, для кого — армяне в Карабахе составляют почти 100% населения. На «материковых» армян они смотрят свысока, заметно отличаются в общении (в том числе — гораздо большей русскоязычностью), да и внешне похожи не на персов (как «материковые»), а на горцев Кавказа. В Азербайджане принято считать, ч
Агатовые горы Хызы — необычные экскурсии в Баку
Что вас ожидает
Оригинальные природные ландшафты
Путь, ведущий в Хызы, откроет вам удивительно красивый ландшафт, созданный благодаря особым геологическим явлениям. Говорят, подобный оттенок можно встретить только в Долине смерти в США. Вы проедете по дороге, окруженной золотисто-красным хребтом Сарафат. Встретите наиболее выразительный природный памятник на территории Хызы — скалу Бешбармаг, о которой услышите множество легенд и преданий. А также познакомитесь с поверьями, связанными с «Хыдырзинде», местом поклонения на самой вершине горы.
Историческое достояние Алтыагача
В период правления Ширваншахов здесь была проложена дорога для верблюжьих караванов, идущих через Алтыагач из Шамахи в Губу, и располгаалась одна из стоянок. Район богат историей и старинным памятниками, поэтому помимо природной красоты, путешествие вам откроет множество новых сведений о прошлом Азейбарджана за пределами Баку. Вы увидите возведенную в 8 веке башню Бешбармаг, дом-музей основателя азербайджанской драматургии Джафара Джаббарлы. А по пути мы поговорим о легендарном Шелковом пути, доисламских традициях огнепоклонников и даже 12 легионе Римской империи, который, по некоторым версиям, здесь успел побывать.
Розовое озеро и Джейранбатанское водохранилище
Вы узнаете историю Масазыргёль и водохранилища — и поймёте, почему вода в озере неественно розового цвета (особенно летом, под воздействием солнечных лучей). Чтобы убедиться в этом удивительном свойстве, вы сможете набрать воду в отдельный сосуд, как это часто делают путешественники, и сравнить её с цветом воды в озере. Я поделюсь с вами романтичной легендой о любви, которая тесно связана с Апшеронским полуостровом, а после помогу сделать сказочные фотографии с этими творениями природы: озеро эффектно окаймляет белый пояс соли, а водохранилище — зеленые ряды насаждений, что невероятно смотрится на снимках!
Памятный сувенир
В качестве сувенира вы сможете увезти соль с Мертвого (лилового) озера Масазыр или камушек агата с гор Хызы — оберег от неприятностей в дороге. Paньшe такой амулет бpaли c coбoй мopeплaвaтeли, cегoдня eгo подвешивают в салоне автомобиля. Также мы наберем живой родниковой воды из родника и, если захотите, пообедаем в лесной роще вкуснейшими блюдами из мяса (козье мясо, ягнятина, телятина, курятина, индюшатина) и овощей, рецепты которых хранят в секрете жители края.
День свободен
День занят
Скидка 32%
Места силы, целебной энергии Земли » Армяне Мира
Вы замечали, что в некоторых храмах чувствуете покой, а пробыв около часа, уходите в состоянии восторга? С вами не было такого? Значит, вы не бывали в таком месте или ушли оттуда рано.
Многие слышали, что Землю покрывают энергетические узлы. Что это за узлы? Места, где человек ощущает приток или отток энергии.
Там, где есть приток энергии – это места целебной энергии Земли, где человек отдыхает телом и душой, чувствует себя хорошо независимо от погоды: жара, холод, снег, дождь, солнечный день. Радиус распространения энергии – разный для разных узлов. Узлы наполнены и постоянно восполняются энергией, получаемой из космоса.
Если вы в Армении или собираетесь посетить страну, я перечисляю наиболее известные и популярные здесь места, где можно получить эту энергию. Если вы пребываете в другой стране, поинтересуйтесь, где стояли языческие храмы. Все известные крупные христианские храмы строили там, где некогда был языческий храм. Жрецы выбирали для его строительства места силы, наполненные энергией космоса. Достаточно посетить такой храм.
Как жрецы это делали? В Армении использовали виноградную лозу – ходили с двумя прутьями. Останавливались там, где прутья скрещивались.
Одно такое место – кафедральный Собор Эчмиадзин Армянской Апостольской церкви. Причем не только сама церковь, но и территория вокруг нее и парк по соседству. В этом легко убедиться, достаточно посетить это место, прогуляться неспешным шагом, посидеть на скамье. Желательно провести там не меньше часа, чтобы почувствовать прилив сил.
Напротив входа в Собор расположена резиденция католикоса всех армян. У входа в резиденцию стоят «ворота Трдата», которые сохранились с IV века. Полагают, что это ворота дворца армянских царей и стоят они на своем месте – цари знали о «местах силы».
Девять лет я прожила в этом городке по соседству с Собором и церковью святой Гаяне. После переезда в Ереван, я многие годы продолжала ездить туда каждые выходные. Мои родители удивлялись: как мне в жару +42 не лень ехать в Эчмиадзин? Меня туда влекло нечто мне не понятное. Я не являюсь фанатично верующей христианкой, некоторые мои родственники считают меня плохой христианкой – я не соблюдаю многие ритуалы, считая их надуманными. Обычно я 15 минут сидела внутри храма – этого достаточно, чтобы в душе воцарился покой. Затем 40 минут сидела на скамье или гуляла вокруг храма. После этого я шла в парк по соседству с храмом. Этот парк на территории храма в годы советской власти был передан городу и в 90-е годы прошлого века возвращен церкви. Парк в основном засажен платанами. В нем даже в знойный день прохладно. Платан считался священным деревом армян-язычников. В Ереван я возвращалась энергичная и в некотором восторженном состоянии.
Вспомним, что все древние христианские церкви строили на месте языческих храмов или капищ. Собор Эчмиадзин построен над капищем. «Над», потому что капище осталось на своем месте – его показывают не всем туристам.
Самый главный языческий праздник Навасард – армянский Новый год, начинался так: народ – от царя до крестьянина, около трех часов ночи 11 августа собирался у главного храма и ждал появления звезды Альфа-Орион (Бетельгейзе), которую армяне называли «Плечо Айка». Звезда появлялась на небе к утру, и жрецы объявляли о начале праздника. Видимо, народ не просто так приходил заранее и простаивал более часа. Исследователи энергии Татева утверждают, что наиболее интенсивной энергия бывает именно 11 августа. Значит, народ приходил, чтобы получить целебную энергию.
В Армении много монастырей и церквей, где я не была. Из тех мест, что я посетила неоднократно, есть такие, которые обладают сильной энергией. Самые сильные те, где некогда стояли языческие храмы главным богам пантеона армянских богов. Назову наиболее значимые из них, те места, где я ощущала эту энергию.
Первый в этом списке Татев. Те, кто всерьез занимается изучением энергетических узлов, считают, что от Татева положительная энергия распространяется на 12 км.
Я видела Татев разрушенным и отреставрированным. Ехала к Татеву по автомобильной дороге не лучшего качества. Добираться туда на автомобиле нелегко: крутые повороты, резкие спуски и затяжные подъемы, но это все забывается по приезде на место. Пробыв там не меньше часа, я уезжала энергичная и полная восторга. Ощущение полета души долгое время не покидало меня. Главная церковь комплекса Татев построена на месте языческого храма, посвященного Арамазду главному богу армян-язычников.
Вторым в этом списке я считаю языческий храм Гарни, посвященный богу солнца Митре. Кто бывал там, помнит безотчетное желание посидеть на ступенях храма. Не стесняйтесь этого желания, не спешите поставить галочку об осмотре достопримечательности и покинуть храм.
Недалеко от Собора Эчмиадзин расположен храм святой Рипсиме, построенный на месте языческого храма, посвященного Анаит, матери армянских богов.
Не менее сильный в этом плане храм Звартноц, он построен на месте храма бога Тира – бога знаний.
Тот же восторг и прилив энергии я ощущала в церкви Ованаванк. Он интересен архитектурой и своей историей, но наиболее ценна в нем энергия.
Мощной энергетикой обладает холм Хор-Вирап. Церковь Богоматери построена на месте храма, посвященного Анаит. Возможно, здесь немалую роль играет соседство с горой Арарат.
Не простое любопытство влечет людей к местам расположения древних обсерваторий. В Армении это Зорац Карер (камни силы) – Караундж, армянский «Стоунхендж». Некоторые исследователи утверждают, что ему 7000 лет. С первого взгляда это огромные бесформенные глыбы с круглыми отверстиями, разбросанные как попало. Специалисты знают, когда, в какое отверстие и за каким небесным светилом можно наблюдать. Меня захватила мощная энергия этого места. Где, как не в таком месте древние могли построить обсерваторию?
Как узнать, можно ли то или иное место считать местом целебной силы?
Постарайтесь сесть где-нибудь и ни о чем не думать, почувствуйте себя здесь и сейчас наедине с собой. Если вам хорошо и спокойно – это именно то место. Останьтесь там не менее часа. Не обязательно сидеть на одном месте, можете выйти из храма, погулять и сесть поблизости. Узел не ограничен несколькими метрами. Если удалось отвлечься от суеты, вы с удовольствием продлите время отдыха. Почувствуйте себя частицей вселенной. Ваше тело и душа будут вам благодарны.