достопримечательности и главные памятники эпохи
С 1922 по 1991 год на карте планеты существовало огромное по площади и мощнейшее по экономическому потенциалу государственное образование — Советский Союз (СССР). Достопримечательности этой страны, памятники архитектуры и монументального искусства поражают и сегодня своим размахом, массивностью и необычайной реалистичностью. Они сохранились во многих городах бывшей сверхдержавы.
В этой статье вы найдете самые известные достопримечательности СССР: фото, историю их строительства и интересные факты об этих объектах. Речь пойдет об одном знаковом здании советской эпохи и двух величественных монументах, украсивших Киев и Москву.
СССР, достопримечательности архитектуры: Харьковский Госпром
Если говорить о советской архитектуре, то нельзя не вспомнить о конструктивизме – стиле, который был весьма популярен в 20-30-х годах. И среди самых ярких образцов этого стиля – так называемый Госпром (Дом Государственной промышленности) в Харькове. Это был самый первый небоскреб во всем СССР.
Достопримечательности советского зодчества отличаются своей массивностью и масштабностью. То же можно сказать и о здании Госпрома, построенного в 1928 году из монолитного железобетона на главной площади Харькова (тогда – столицы Украинской ССР).
Высота строения составляет 63 метра, а общая полезная площадь всех его помещений – около 60 тысяч квадратных метров. На строительство Госпрома ушло 9 тысяч тонн металла и более тысячи вагонов цемента. Первый советский небоскреб обслуживало 12 лифтов (семь из них работают до сих пор).
СССР, достопримечательности монументального искусства: «Родина-мать»
Один из самых величественных и самых известных монументов советского наследия – «Родина-мать» в Киеве. Автором этого мемориала стал архитектор Евгений Вучетич. Он же спроектировал подобный монумент в Волгограде.
Киевская Родина-Мать имеет высоту 102 метра. Скульптура женщины с мечом и щитом видна из многих районов и жилых массивов украинской столицы. Первоначально планировалось, что памятник будет позолоченным, однако позже от этой задумки отказались.
Монумент был открыт в 1981 году. Он находится на территории «Музея истории Украины во Второй мировой войне». Весь монумент весит 450 тонн. Он спроектирован так, что может выдержать даже крупное землетрясение в 8-9 баллов. По оценкам экспертов, «Родина-мать» в Киеве простоит еще не менее 150 лет.
Скульптура «Рабочий и колхозница»
Перечисляя все самые известные достопримечательности культуры СССР в 20-30 годы, об этом объекте стоит упомянуть в первую очередь. Речь идет о знаменитой скульптуре «Рабочий и колхозница», установленной в Москве в 1939 году. Кстати, для многих иностранцев она является едва ли не главным символом советской эпохи.
Скульптура из нержавеющей стали высотой 25 метров изначально была изготовлена для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Спустя некоторое время её перевезли в столицу СССР и установили около одного из входов комплекса ВДНХ. Вскоре данный монумент стал эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 2003 году началась масштабная реставрация памятника. Был укреплен несущий каркас скульптуры и заменен её постамент (в итоге он стал выше на десять метров). Сегодня под монументом находится музей, подробно рассказывающий об истории создания этого памятника советского монументального искусства.
Архитектура СССР (26 фото)
Что выделяет это здание из других высоток? Прежде всего сближение прямоугольной конструктивной основы с живописностью общего формообразования. Мягкий силуэт, скульптурная пластика объёмов – таковы черты этой работы.Структурированность сложных объёмов оказалось ближе вертикализму модульного строя сталинского ампира, чем жёсткой сетке 1960-х. Тем не менее, новое сооружение с его явным стремлением к эмоциональному экспрессионизму лишено даже намёка на ретроспектные формы.Своей венчающей частью здание участвует в центральных панорамах города. Силуэт этой части не спорит с куполами и шпилями, потому что содержит основные координаты их форм.Из журнала «Архитектура СССР»
Смотрите так же Странные советские здания
Министерство автомобильных дорог Грузии Тбилиси, Грузия, 1975
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «РАДУГА» г. Санкт-Петербург, 1979-1990
КИНОТЕАТР «РОССИЯ»
Новый объём должен был захватить пространство бульвара и вместе с тем сохранить свободное пространство на уровне земли. Для этого мы подняли залы на отметку второго этажа – подиума, тем самым разведя потоки зрителей, входящих и выходящих из залов.Проход между залами мы выполнили в виде вертикального ущелья. Решение было подсказано обращением к истории. Ансамбли армянских монастырей – Агарцин, Кечарис – построены на принципе подобия объемов, тесно стоящих рядом, и в узком пространстве между ними возникает силовое поле, что связывает их с окружением.Из интервью архитекторов журналу «Архитектура СССР»
ДВОРЕЦ КИНО ИМ. АЛИШЕРА НАВОИ г. Ташкент (Узбекистан), 1961-1964
Здание выстроено в форме каннелированной колонны и украшено изнутри росписями.
КАФЕ И РЕСТОРАН «ПОПЛАВОК» г. Днепропетровск (Украина), 1976
На голубой зеркальной дороге Днепра разместилось кафе «Поплавок».
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ ПОСОЛЬСТВА СССР г. Гавана (Куба), 1975-1981
В основе проекта – идея самодостаточного пространства, монастыря на острове с колокольней в качестве административного здания. Динамичность и жёсткая пластика форм вызвана необходимостью создания теневых зон, для чего применялись экраны и навесы.
ДВОРЕЦ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ОБРЯДОВ (ДОМ ТОРЖЕСТВ) г. Тбилиси (Грузия), 1980-1984
Дворец «Аркадия», ранее находившийся в собственности бывшего олигарха и оппонента президента Саакашвили — Бадри Патаркацишвили, — жемчужина среди достопримечательностей Тбилиси. В прошлом — это был Дворец бракосочетаний, возвышающийся на склоне горы, теперь парит над столицей Тбилиси грустным напоминанием былого величия. На фасаде здания висит огромный портрет на вид добродушного олигарха, прах которого лежит внутри этого грустного особняка.Достопримечательности Тбилиси
ЦНИИОКИ РОБОТОТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ (ЦНИИ РТК) г. Санкт-Петербург, 1974-1985
Элегантное, устремленное ввысь здание напоминает не то одинокую часовню, не то ракету, затерявшуюся среди берез парка Сосновка. Оно строилось как полигон для испытания космического оборудования для совместного советско-американского пилотируемого полёта в космос «Союз-Апполон».Как и башня в Пизе, ленинградская «ракета» позволяла проводить замеры состояния тел при свободном падении. Сегодня в башне (кстати, абсолютно полой) хранится искусственная рука, использовавшаяся когда-то на космической станции «Мир».
МОРСКОЙ ВОКЗАЛ г. Санкт-Петербург, 1982
Куда плывете вы, тугие алюминиевые паруса? Как пришвартовавшийся парусник, надо льдами Финского залива высится Морской вокзал. В его очертаниях угадывается одновременно и строгость Адмиралтейства (пропорции которого, скорее всего, послужили авторам одним из образцов для «переклички» через века), и грациозность океанского лайнера.Из статьи В. Иванова «За цельностью — к звездам»
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР г. Москва, 1972-1979
Архитектурная композиция театра основана на контрасте его распластанной прямоугольной нижней части и группы круглых башен, завершающих здание. Ярко выраженная во вне трехзальность сочетается с равномерным распределением входов, балконов и скульптур, отражающих единство комплекса.Из журнала «Архитектура СССР»
МУЗЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА г. Москва, 1972
о-своему органична символика промышленной архитектуры. Гиганты энергетики – современные символы мощи человечества, равно как и огромные промышленные комплексы, открытые производственные установки, господствующие над объектом. Сама специфика труда на современном производстве получает своеобразное выражение: связь с научными и учебными центрами говорит о взаимопроникновении труда физического и умственного.Из книги «Новые горизонты архитектурного творчества»
Пансионат «Дружба» Ялта, Украина, 1984
Государственная научно-техническая библиотека Украины
Дом-памятник «Бузлуджа»
Тверь. Ул Вагжанова
Гостиница Россия
Здание МИД
ДОМ ГОСПРОМА Харьков, 1926 -1928
ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА АВТОДОРОГ Тбилиси, 1975
КЛУБ имени РУСАКОВА
Мельников — единственный ортодоксальный конструктивист, который больше строил, а не рассуждал о том, как следует строить. Его московские клубы по своему близки к церквям, возвышающимся над убогой застройкой заводских окраин. Собственно, церкви они и были призваны заменить. Даже открытые лестницы и террасы напоминают галереи-гульбищаXVII века.
ГИГАНТОМАНИЯ
Ленинский план монументальной пропаганды объявлял скульптуру важнейшим агитационным средством. Памятники революционерам и общественным деятелям с 1920-х годов стали появляться по всей стране, плотно обеспечив художников госзаказом. Эталонным символом соцреализма стал монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, венчавший павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Спустя тридцать лет на Мамаевом кургане в Волгограде был возведен другой триумф гигантомании — «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. На момент создания это была самая высокая скульптура в мире: 85 метров, 33 из которых занимает меч. Для сравнения: американская статуя Свободы — 46 метров без постамента. Но по масштабу и степени воздействия на умы даже они не могли тягаться с Общесоюзной радиотелевизионной передающей станцией имени 50-летия СССР. 540-метровая Останкинская башня в виде перевернутой лилии в 1967 году стала самым высоким сооружением на планете.
МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА Москва, 1929–1930
Не просто всеми признанный шедевр, но главный храм советской религии не случайно спроектирован зодчим, до революции строившим самые интересные церкви в неорусском стиле. Никакой не конструктивизм, но до предела упрощенный классицизм, причем не без иронии: трибуна для выступлений есть, а странная выемка в углу справа на другой стороне фасада отсутствует. Особенно впечатлительные сравнивают зиккурат с пирамидой Кукулькана в городе майя Чичен-Ице и ищут масонские символы.
Санаторий «Металлург» Сочи
ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ МГУ Москва, 1948–1953
Когда-то в этом месте, на Воробьевых горах, собирались построить храм в память победы над Наполеоном, теперь же о новой победе возвестило нечто совершенно невообразимое — не то собор, не то дворец, не то замок (четыре яшмовые колонны, уцелевшие при сносе храма Христа Спасителя, установили перед кабинетом ректора). Как и в случае с другими сталинскими высотками, сравнения с американскими небоскребами нелепы. Ведь те непременно сбиваются в кучи, сила же университета— в бескрайних просторах вокруг, гарантирующих эффектные виды.
ДВОРЕЦ СОВЕТОВ
Грандиозное здание высотой 420 метров по проекту Бориса Иофана должно было стать апофеозом большого стиля. Многоярусный небоскреб с колоннами, увенчанный стометровой статуей Ленина — в два с лишним раза выше статуи Свободы, — начали строить на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя, успев сделать фундамент. В голове вождя предполагали обустроить библиотеку, кабинет Сталина или поставить зенитные установки. В войну проект заморозили, а затем было уже не до дворца, вместо одного гиперздания в Москве выросли «семь сестер» — семь высоток. После смерти кормчего культурный вектор был направлен не ввысь, а вглубь: фундамент Дворца Советов перетек в открытый бассейн «Москва».
По мистическим достопримечательностям бывшего СССР (14 фото)
Развалины древних храмов и средневековых замков, необычные природные явления, таинственные леса и останки погибших цивилизаций и вымерших динозавров — все это можно отыскать на просторах бывших союзных республик.
Эти места обросли сказочными мифами и легендами, и даже ученые далеко не всему происходящему там могут найти рациональное объяснение. Путеводитель по самым таинственным и мистическим уголкам бывшего СССР подготовила Екатерина Буторина.
Азербайджан: страна огней
Как выглядит гора, захваченная сказочным драконом, можно увидеть не только в кино, но и в реальности. Янардаг, что в переводе с азербайджанского означает «огненная гора», находится на Апешронском полуострове, в 25 км от столицы республики Баку.
Отправляться к огненной горе лучше всего в сумерках или ночью. Холм, высотой 116 метров, охваченной стеной пламени — зрелище, по истине, незабываемое. Огонь горит в любое время года и в любую погоду. А рядом с горой текут огненные реки — Янарбулак. Правда, местные жители расскажут легенду не о драконах, а о волшебной стае волков, что некогда жили в пещере на вершине горы и первыми зажгли здесь огонь.
Этому явление есть и научное объяснение. Сквозь пористый песчаник наружу просачивается природный газ и загорается от реакции с кислородом. Таких мест в мире всего несколько, и большинство находятся именно в Азербайджане. До того как люди научились добывать газ, Апшеронский полуостров был сплошь покрыт огнями. Горящие повсюду гигантские факелы описывал еще в XIII веке знаменитый путешественник Марко Поло. С тех пор многие источники газа истощились.
Янардаг считается святым, дарующим исцеление местом не только в самом Азербайджане. Сюда стремятся паломники из Индии, Ирана и других стран мира. Буддисты проводят у подножия горы медитации, сюда едут и огнепоклонники — их храм, Атешгях, находится там же, на Апшеронском полуострове. Знаменит он тем, что на его территории находится множество горящих, благодаря выходам природного газа, источников.
Могучие камни Армении
Погребальный курган, древняя обсерватория, армянский Стоунхендж и даже древний космодром — так называют Караундж или Зорац Карер (в переводе с армянского «могучие камни»), одну из самых загадочных достопримечательностей Армении.
Этот доисторический памятник находится в 200 км от Еревана, недалеко от города Сисиан. Там, на горном плато находятся сотни вертикальных камней, в верхней части каждого сквозные отверстия. И хотя ученые спорят о предназначении этого места, в его мистическом характере никто не сомневается.
Одни полагают, что здесь еще в III-II тысячелетии до н. э. находилось святилище с погребальным курганом в центре — храм бога солнца Ара, которому поклонялись древние армяне.
Другие считают, что Караундж много старше и возник в V тысячелетии до н. э. Ученые совершили несколько экспедиций в дни равноденствий и солнцестояний, провели сотни измерений: географические координаты, магнитное склонение места, закрытие горизонта, азимуты и углы места отверстий в камнях.
По мнению исследователей, Зорац Карер – это древняя обсерватория, оснащенная каменными инструментами, с помощью которых можно делать высокоточные измерения. Здесь же, предполагают, был древний университет, возраст которого на два тысячелетия превышает знаменитый Стоунхендж.
Местные жители расскажут, что ночами над Зорац Карер видели большие светящиеся шары, что породило еще одну легенду о предназначении Караунджа, как древнего космодрома. Миф же гласит, что когда-то тут жило племя трудолюбивых, но слабых карликов, которым их соседи-великаны решили помочь и построили каменные дома.
Беларусь: Черный замок с белым привидением
«Черный замок Ольшанский» — исторический роман-детектив белорусского писателя Владимира Короткевича, место действия которого происходит в замке Гольшанских, о котором рассказывают холодящие душу легенды.
Сооруженный на самом деле из красного кирпича и расположенный в деревне Гольшаны Ошмянского района Беларуси, этот замок строился с XIII по XVII век князьями Гольшанскими. После этого им владел государственный и военный деятель Княжества Литовского Павел Ян Сапега. Говорят, что великолепием своего убранства резиденция Гольшанских не уступала королевскому замку в Варшаве.
Мировые войны и период советского застоя не пощадили замок, от которого теперь остались руины. И по ним, гласят легенды, до сих пор бродят под руку два привидения Белая дама и Черный монах. Свое привидение есть и у построенного здесь в свое время католиками Гольшанскими францисканского монастыря.
Согласно легенде, во время его постройки работа не ладилась, стены то и дело осыпались. Потому решено было принести жертву – ей стала первая женщина, которая в тот роковой для нее день принесла своему мужу-строителю обед. Девушка была заживо замурована в стене. На том проблемы со строительством монастыря завершились, но душа несчастной до сих пор не находит покоя.
В музее вам расскажут еще историю о том, как привидения до смерти перепугали съемочную группу Белорусского телевидения. Во время подготовки рождественской передачи исполняющие роли Белой дамы и Черного монаха актеры прогуливались по стене замка. Внезапно актриса почувствовала резкий толчок, упала и получила сильные травмы. Съемочную группу охватила паника — никто не сомневался, что некто пытается выгнать незваных гостей из своего обиталища.
«Чертова яма» Литвы
220 метров в поперечнике и 47 метров глубиной — таковы размеры «чертовой ямы», которую называют одним из самых интереснейших и таинственных памятников природы. Находится это место в четырех километрах от литовского городка Аукштадварис, на территории Аукштадварского регионального парка. Округлая форма ямы позволяет предположить, что образовалась она вследствие падения метеорита, и эта самая распространенная теория. Другую версию ученые связывают с таянием ледниковых вод.
Однако у «чертовой ямы» есть целых три легенды. По одной из них она и получила свое название. Когда-то, гласит легенда, на этом месте пасли коров пастухи, и у них стали пропадать телята. Затеявшие расследование мужики обнаружили, что скотина отправляется к некой расщелине в земле и там исчезает. Это явление списали на проделки дьявола, и с тех пор местность получила название «чертовой ямой» и ее старались обходить стороной.
Другая легенда гласит, что некогда яма была высоким холмом, на котором стояла церковь. Пастор этой церкви славился блудливым нравом, и один из прихожан, застукавший священнослужителя с девицей, проклял обоих, воскликнув: «Да развернется под вами земля!». Церковь и грешники тотчас и провалились, но люди еще долго слышали колокольный звон, доносившийся со дна ямы.
Третья легенда, напротив, говорит о грешнике-прихожанине. Будучи уже женатым этот человек задумал жениться на полюбившейся ему девице. Пастор венчать пару отказался, и тогда прелюбодей стал угрожать ему мечом. Обряд начался, но небо его не одобрило – как только жених принес клятву не разлучаться с новой женой до гроба, церковь рухнула в бездну.
Латвия: загадочный лес Покайни
Энергетически мощным и вместе с тем опасным считают в Латвии Покайнский лес, что в волости Наудите, в 10 км от Добеле, административного центра Добельского района республики. Туристов тут не привечают – считается, что в этот лес можно приезжать только для совершения ритуалов. Множество народных целителей привозят сюда своих пациентов, испрашивая для них помощи у сосредоточенных здесь, как они считают, энергий.
Покайнский лес стоит на тридцати холмах, у его дубов листва растет лишь с одной стороны, а происхождение множества находящихся здесь валунов толком никто объяснить не может. Все это дало повод считать это место, как минимум, аномальной зоной.
Пульс у находящегося здесь человека увеличивается в 7-10 раз. Ученые объясняют это сильными магнитными амплитудами и, напротив, не советуют долго находиться в лесу, считая, что это может нанести вред здоровью. Мощный энергетический источник на территории советской Латвии обнаружили в середине 70-х годов прошлого века спутники NASA.
Рассказывают, что под землей находится гигантский энергетический кристалл, раскачивающий электромагнитное поле земли. В Покайни находится и так называемый Камень Матери, вокруг которого свои ритуалы совершают как служители древних культов, так и современные целители и эзотерики. Всего в пяти километрах от камня, говорят, проходила земная ось.
«Ведьмин колодец» Эстонии
Есть в эстонском заповеднике Тухала в южной части уезда Харьюмаа колодец. С виду совсем обычный, временами он превращается в мощный гейзер.
Дверью в потусторонний мир или «ведьминым колодцем» окрестили его местные жители. Колодец может оставаться спокойным в течение нескольких лет, но иногда по нескольку раз в год начинает буквально бурлить. Глубина колодца всего два метра, однако, превращаясь в гейзер, он способен извергать из себя по 100 литров воды в секунду высотой до полутора метров.
По поверьям, сюда прилетали ведьмы, чтобы восстановить силы в «дьявольском» источнике. Ученые объясняют это явление довольно просто: для подземных течений «ведьмин колодец» порой становится единственным выходом, когда по весне они переполняются талыми водами. В отличие от мистических страхов суеверных людей, прагматики опасаются совсем другого — если колодец станет чрезмерно активным, это может привести к затоплению окружающей местности.
Молдавия: в поисках могилы Орфея
Полон легенд пейзажный заповедник «Цыпова», расположенный на берегу Днестра, на границе Чишишеутской возвышенности и Сусленской равнины. Его называют уникальным по энергетике местом, и он сплошь окружен легендами и преданиями, что и сделало заповедник местом для паломничества многочисленных биоэнергетиков, уфологов, эзотериков.
Сюда едут исследователи и почитатели орфических культов — верований и обрядов, распространенных в VIII-VI веках до н. э. на территории Македонии, Греции, Южной Италии, Сицилии, а позднее и в Риме. Основателем этих культов считался мифических древнегреческий певец Орфей. Именно здесь, в Цыпова, в гроте местного водопада, как уверяют некоторые, Орфей и был похоронен.
Впрочем, могила мифического героя сама не может быть ни чем иным, как мифом. А водопадов в заповеднике множество, и названия у них соответствующие – «Мертвый водопад», «Врата в рай», «Врата в ад». Эти имена вполне естественны, так как главной достопримечательностью заповедника стал высеченный в скалах в VI веке н. э. монастырь, где селились отшельники.
Тем не менее, многие считают, что в этом месте находятся порталы в другие миры и измерения, поэтому здесь часто можно встретить медитирующих йогов, шаманов и эзотериков.
«Храм Цыпово древнее христианства и представляет собой гигантский дольмен с целой системой подземных сооружений и ходов, идущих под Днестром и выходящих ко всем святым обителям у реки: Роги, Цибулевка, Екатериновка, Рашкоы, — рассказывал парапсихолог и раджа-йог Игорь Спартак, — Понятие времени в таких местах всегда было относительным. Пребывая в благостном состоянии, человек становится здесь единым со своим прошлым, настоящим и будущим и обретает состояние, которое йоги называют «здесь и сейчас».
Грузия: скала Прометея и сокровищница царицы Тамары
Удивительные открытия ждут отважившегося забраться на гору Хвамли, что в Лечхуми, на северо-западе Грузии.
«Именно здесь, в этих горах, к возвышающейся над городом Кутаиси скале Хвамли, в наказание за смелое похищение небесного огня был навечно прикован Прометей, и ему выклёвывает печень грифон», — гласит цитата приключенческого романа Жюля Верна «Упрямец Керабан».
Эту гору, как место, куда был прикован герой древнегреческих мифов, указывал в своем докладе императору Адриану во II веке н. э. путешественник и философ Ариан.
Множество более поздних источников указывало на Хвамли, как на царскую кладовую, куда во время войн XIII века грузинские самодержцы прятали свои сокровища. На их поиски снаряжались целые экспедиции. Покорить гору и отыскать пещеру удалось не сразу.
Впервые исследователи (археологи, геологи, архитекторы-реставраторы и искусствоведы) смогли разведать пещеру только в 2007 году. Но и тогда полностью изучить ее не удалось, помешал подземный водоем. Золота-брильянтов в пещере не нашли, но обнаружили сокровища куда более ценные.
Пещера действительно когда-то использовалась людьми, ее нижняя платформа была искусственно высечена в скале, где находились остатки семи залов. На стенах этих залов обнаружили росписи: фигуры и символы, выполненные красной краской. Над сводами залов оказалось средневековая четырехэтажная крепость.
Но что охраняла эта крепость, сокровища или древние священные символы, пока так и не удалось установить. Собственно, нарисованные на стенах пещеры символы — это Водолей, Козерог, Меркурий, Венера, Марс и Солнце, а также священные символы величайших древнеегипетских богов Осириса и Исиды — заключенные в четырехугольник ключи.
Как установили ученые, пещерный рисунок — это карта звездного неба, какой ее изображали еще в 5604 году до н. э. Астрологические карты других лет выглядели иначе. Предположительно, пещерные рисунки могут указывать на начало нового шумерского и грузинского летоисчисления, каковым считается 5604 год.
Хорезматичный Узбекистан
Остатки некогда могущественного, античного государства Хорезм можно отыскать в Средней Азии, в Узбекистане. С IV века до н. э. здесь возводилось множество городов и крепостей, а со II века н. э.
Хорезм попал под влияние Кушанского царства, владычество которого охватывало территорию современных Средней Азии, Афганистана, Пакистана и севера Индии. В те времена и была возведена крепость Аяз-калы, развалины которой и сейчас можно отыскать в пустыне Кызылкум, на восточных отрогах горного массива Султауиздаг, что на правом берегу Амударьи.
Когда-то эта крепость была лишь одним звеном в цепи множества других таких же пограничных крепостей, охранявших оазис от набегов. И теперь с ее вершины можно видеть остатки других — Мали и Большой Кырк-кыз-кала. Однако Аяз-калы сохранилась лучше всех — столетиями ее скрывали пески пустыни, прежде чем археологам удалось ее обнаружить.
Крепость представляет собой комплекс нескольких сооружений, как жилых, так и боевых, но, как установили ученые, древние строители так и не закончили работу. По этому поводу у Аяз-калы есть своя легенда. В стародавние времена, гласит она, один хорезмийский царь велел выстроить крепость, чтобы обороняться от кочевников.
Тому, кто отважится на это, он пообещал свою красавицу-дочь в жены. За работу взялся один из местных пастухов по имени Аяз. Но царь обманул его, дочь выдал замуж за другого, и тогда пастух бросил работу и ушел.
Плато динозавров Туркмении
Именно в Туркмении находится самое большое из известных в мире плато динозавров, где некогда мирно и не очень паслись стада древних ящеров Юрского периода. Плато Кугитанга (Койтендага), длиной 400 и шириной 300 метров, расположено на крайнем юго-востоке страны, в трех километрах от горного селения Ходжапиль.
Одно из величайших археологических открытий ученым удалось сделать благодаря древним местным легендам, которые гласили, что некогда в этом месте паслись слоны Искандера Зулькарнейна – Александра Македонского, и описывали оставленные ими следы. Собственно, и название села Ходжапиль переводится с туркменского как «святые слоны».
Во второй половине прошлого века советские ученые снарядили сюда экспедиции и обнаружили около трех тысяч следов динозавров и 31 проторенную ими тропу. Исследователи установили, что миллионы лет назад местность здесь была топкой, но затем болота высохли, окаменели, и поэтому следы бродивших тут динозавров так хорошо сохранились. Динозавры вымерли 65 миллионов лет назад, в конце Мелового периода.
Однако многие склонны предполагать, что некоторые из них жили и в гораздо более поздние времена, о чем косвенно свидетельствуют легенды о сказочных драконах. В той же Туркмении, в селении Анау, сохранилась средневековая мечеть с изображениями драконов, что совсем не характерно для ислама, запрещавшего рисовать животных и людей.
В 1986-1986 году советская пресса разразилась сенсацией: на плато динозавров ученые обнаружили окаменелые следы древнего человека. С тех пор эта находка привлекает в Туркмению ученых со всего мира, однако достоверно принадлежность следа гуманоиду пока установить не удалось.
Это сразу породило множество фантастических теорий, одна из которых гласит, что в древних болотах наследили инопланетяне. Одну такую гипотезу об уничтожении динозавров инопланетянами описал в своем романе ученый палеонтолог и знаменитый советский писатель-фантаст Иван Ефремов.
Среднеазиатские Помпеи Таджикистана
В 68 км юго-восточнее Самарканда, в долине реки Зеравшан расположился город Пенджикент, который называют среднеазиатскими Помпеями.
Здесь, на юго-восточной окраине города, в 1946 археологи обнаружили уникальный памятник домусульманской культуры, руины древнего согдийского города, период расцвета которого приходился на V-VIII века н. э. Местные жители нарекли его Кайнаром по имени находящегося здесь же источника.
Археологам удалось раскопать целые улицы, застроенные домами и зороастрийскими храмами. Центр города (Шахристан) был окружен стенами, с узкими улочками и тесными кварталами с двухэтажными домами. На западе возвышалась укрепленная цитадель, где располагался и дворец правителя. А на юге был найден некрополь, в склепах которого обнаружили хорошо сохранившиеся останки местных жителей древнего города.
Древнее городище прославилось и своими настенными росписями, сохранившимися почти в полной сохранности спустя 1300 лет. Небесные светила, древние божества и культы, батальные сцены, пиршества и танцы — все эти картины позволяют в достаточной степени понять и изучить культуру и быт тех времен.
Казахстан: бездонное озеро Кок-Коль
Водяной дух Айдахаре живет в озере Кок-Коль. Временами змееподобное чудище всплывает на поверхность и пожирает животных, забредших сюда на водопой.
Мало кому удавалось увидеть Айдахаре, но его вой часто слышат многие окрест. Но тот, кто отважится приблизиться к озеру и выпьет из него, будет исцелен. Так звучит легенда одного из самых загадочных озер — «голубого озера» Кок-Коль, расположенного в Каракистайской долине Джамбульской области Казахстана.
Вода в озере необычайна прозрачна и чиста, при этом его не питает ни один ручей. Даже если на его поверхность попадает какой-либо мусор, он вскоре исчезает, затягиваясь в озерную воронку. Ученые-гидрологи установили, что воронки образуются из-за необычного рельефа дна озера, состоящего из глубоководных пещер.
Однако в некоторых местах Кок-Коль водолазы так дна и не нашли, из-за чего озеро еще называют бездонным. Из недр земли воды озера насыщаются минералами, солями и газами. Из-за этих процессов и образуются звуки, которые местные жители раньше принимали за завывания чудовища. Благодаря этому же вода Кок-Коль действительно обладает целебными свойствами.
Кыргызстан: крепость Таш-Рабат – дарованное небесами чудо
Среди высоких заснеженных пиков и непреступных хребтов Центрального Тянь-Шаня, в ущелье Кара-Каюн спряталась небольшая каменная крепость Таш-Рабат.
О происхождении этой раннесредневековой постройки ученые спорят до сих пор, а местные пастухи издревле называют дарованным небесами чудом и рассказывают о Таш-Рабат легенды. Одна из них гласит, что в стародавние времена, когда люди поклонялись огню, поливая его салом, в эти края из далекого Рума (Византии) явился святой со своими последователями вместе они построили храм, молились и просвещали местных жителей.
Согласно другой, крепость построили отец и сын, когда Всевышний, разгневавшись на людские грехи, ниспослал на землю потоп. Юноша бросил отца, убежав вслед случайно повстречавшейся красавице, и старику в его строительстве помогали лишь изредка проходившие мимо паломники.
Крепость Таш-Рабат, ориентировочно X-XI веков постройки, симметрично прямоугольной формы, ее венчают купала — двадцать маленьких и один большой куполом. Под зданием лабиринт подземных ходов и тюрьма. Назначение Таш-Рабат достоверно не установлено. Для оборонительного сооружения, по мнению исследователей, она не достаточно крепка и, кроме того, рядом не обнаружено следов поселений, которые можно было охранять.
По одной из версий, Таш-Рабат — христианский храм, который мог возникнуть здесь, как и многие другие святыни различных религий, строившиеся на протяжении всего Шелкового Пути. Однако другие историки уверяют, что крепость была возведена одним из правителей тюрко-монгольского государства Могулистан, Мухаммад-ханом. Это государство образовалось вследствие распада империи Чингисхана, на месте улуса Джучи.
Украина: Каменная могила на берегах Молочной реки
Памятником древней культуры мирового значения считается Каменная могила — местность, расположенная у села Терпенье Мелитопольского района Запорожской области, на правом берегу реки Молочной.
Собственно, Могила — это небольшой изолированный массив песчаника, размером приблизительно 240 на 160 метров. Он состоит из крупных каменных глыб высотой до 12 метров. Формой это нагромождение напоминает курган, от чего и получило свое название.
Предположительно, Каменная Могила некогда была песчаной отмелью Сарматского моря – древнего океана Тетиса, в эпоху мезозоя соединявшего древние континенты Гондван и Лавразию. И Средиземное, и Чёрное, и Каспийское моря являются реликтами этого океана.
Внутри гротов и пещер Могилы археологи обнаружили множество наскальных рисунков и 369 захоронений от эпохи бронзового века до средневековья. Самые древние изображения относят к Каменному веку. Созданное природой, это место долгое время служило храмом для охотников эпохи меди и бронзы, киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, готов, печенегов, хазар и половцев.
В Каменной Могиле археологи обнаружили также элементы протошумерской письменности, но достоверно этот факт пока не установлен, и в ученом мире споры о происхождении надписей не утихают до сих пор.
достопримечательности и главные памятники эпохи
С 1922 по 1991 год на карте планеты существовало огромное по площади и мощнейшее по экономическому потенциалу государственное образование — Советский Союз (СССР). Достопримечательности этой страны, памятники архитектуры и монументального искусства поражают и сегодня своим размахом, массивностью и необычайной реалистичностью. Они сохранились во многих городах бывшей сверхдержавы.
В этой статье вы найдете самые известные достопримечательности СССР: фото, историю их строительства и интересные факты об этих объектах. Речь пойдет об одном знаковом здании советской эпохи и двух величественных монументах, украсивших Киев и Москву.
СССР, достопримечательности архитектуры: Харьковский Госпром
Если говорить о советской архитектуре, то нельзя не вспомнить о конструктивизме – стиле, который был весьма популярен в 20-30-х годах. И среди самых ярких образцов этого стиля – так называемый Госпром (Дом Государственной промышленности) в Харькове. Это был самый первый небоскреб во всем СССР.
Достопримечательности советского зодчества отличаются своей массивностью и масштабностью. То же можно сказать и о здании Госпрома, построенного в 1928 году из монолитного железобетона на главной площади Харькова (тогда – столицы Украинской ССР).
Высота строения составляет 63 метра, а общая полезная площадь всех его помещений – около 60 тысяч квадратных метров. На строительство Госпрома ушло 9 тысяч тонн металла и более тысячи вагонов цемента. Первый советский небоскреб обслуживало 12 лифтов (семь из них работают до сих пор).
СССР, достопримечательности монументального искусства: «Родина-мать»
Один из самых величественных и самых известных монументов советского наследия – «Родина-мать» в Киеве. Автором этого мемориала стал архитектор Евгений Вучетич. Он же спроектировал подобный монумент в Волгограде.
Киевская Родина-Мать имеет высоту 102 метра. Скульптура женщины с мечом и щитом видна из многих районов и жилых массивов украинской столицы. Первоначально планировалось, что памятник будет позолоченным, однако позже от этой задумки отказались.
Монумент был открыт в 1981 году. Он находится на территории «Музея истории Украины во Второй мировой войне». Весь монумент весит 450 тонн. Он спроектирован так, что может выдержать даже крупное землетрясение в 8-9 баллов. По оценкам экспертов, «Родина-мать» в Киеве простоит еще не менее 150 лет.
Скульптура «Рабочий и колхозница»
Перечисляя все самые известные достопримечательности культуры СССР в 20-30 годы, об этом объекте стоит упомянуть в первую очередь. Речь идет о знаменитой скульптуре «Рабочий и колхозница», установленной в Москве в 1939 году. Кстати, для многих иностранцев она является едва ли не главным символом советской эпохи.
Скульптура из нержавеющей стали высотой 25 метров изначально была изготовлена для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Спустя некоторое время её перевезли в столицу СССР и установили около одного из входов комплекса ВДНХ. Вскоре данный монумент стал эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 2003 году началась масштабная реставрация памятника. Был укреплен несущий каркас скульптуры и заменен её постамент (в итоге он стал выше на десять метров). Сегодня под монументом находится музей, подробно рассказывающий об истории создания этого памятника советского монументального искусства.
Советские достопримечательности в Москве, Москва
Москва была, конечно, сердцем и душой Советского Союза, где Ленин, Сталин и многие другие важные политические деятели принимали решения, которые изменили мир, удерживая страну под властью коммунистов более 70 лет. В Москве находились штаб-квартира советской секретной службы, КГБ и развивающиеся ядерные и аэрокосмические прорывы Советского Союза во время холодной войны. Если вы любитель истории или просто интересуетесь достопримечательностями Москвы, которые являются реликвиями Советского Союза – предлагаем Вам отправиться в тур по Москве.
Красный квадрат
Красная площадь всегда была сердцем Москвы. В советскую эпоху Красная площадь была резиденцией советского правительства, а площадь использовалась для военных передвижений и демонстраций. Казанский собор и Иверская часовня были даже уничтожены, чтобы сделать больше места на площади. Они были восстановлены после падения СССР. После смерти Ленина его тело было забальзамировано и помещено в мавзолей прямо на Красной площади.
Лубянская площадь
На этой площади расположено большое здание, которое служило штаб-квартирой КГБ и его тюрьмой в советское время. Офис начальника находился на третьем этаже, а тюрьма была на первом. Здание не сильно изменилось с тех пор. В нем теперь находятся Федеральная служба безопасности (ФСБ) и тюрьма. Существует также музей КГБ, который открыт для публики.
Улица Космонавтов
Эта улица в Москве была той областью, где развивалась большая часть российской космической программы. В настоящее время на ней размещены несколько памятников, посвященных первопроходцам в авиационной промышленности России, с одной стороны — Музей космонавтики и Памятник завоевателям космоса, а ВДНХ — на другом конце. Памятник завоевателям космоса был построен после конкурса дизайна, чтобы выбрать скульптора и архитектора, который бы его построил. Он был закончен в 1964 году. Однако музей космонавтики был открыт только в 1981 году.
Парк скульптур Музеон
Этот «Парк павших памятников» или «Парк павших героев» расположен недалеко от парка развлечений и зданий Крымского Вала. Парк — это огромная коллекция из 700 скульптур, созданных в советские времена. Когда Советский Союз рухнул, многие советские тематические статуи были буквально удалены с улиц, вытащены сюда и оставлены лежащими на земле (отсюда и название). В 1995 году была добавлена секция Второй мировой войны с установленными скульптурами, которые раньше не были представлены. Самым частым является памятник Евгению Чубарову и памятники погибшим жертвам советских концентрационных лагерей, которые представлены коллекцией из 300 скульптур, изображаемых как лица в одной клетке. Хотя этот парк указан не во всех путеводителях по Москве, это место определенно необходимо посетить.
Мосфильм
Самая старая и крупнейшая в России киностудия «Мосфильм» предоставила место для съёмки множества самых известных в России фильмов, сделанных в советское время. Сегодня вы можете совершить экскурсию по студии (хотя вам нужно записаться на нее заранее) и взглянуть на оригинальные реквизиты, костюмы и наборы из фильмов советской эпохи. Здесь даже есть коллекция старых автомобилей. Это было очень важное место в СССР, поскольку советские фильмы были одними из единственных средств, в которых во время коммунистического правления сохранился способ свободы выражения.
достопримечательности и главные памятники эпохи
Образование 2 мая 2016С 1922 по 1991 год на карте планеты существовало огромное по площади и мощнейшее по экономическому потенциалу государственное образование — Советский Союз (СССР). Достопримечательности этой страны, памятники архитектуры и монументального искусства поражают и сегодня своим размахом, массивностью и необычайной реалистичностью. Они сохранились во многих городах бывшей сверхдержавы.
В этой статье вы найдете самые известные достопримечательности СССР: фото, историю их строительства и интересные факты об этих объектах. Речь пойдет об одном знаковом здании советской эпохи и двух величественных монументах, украсивших Киев и Москву.
СССР, достопримечательности архитектуры: Харьковский Госпром
Если говорить о советской архитектуре, то нельзя не вспомнить о конструктивизме – стиле, который был весьма популярен в 20-30-х годах. И среди самых ярких образцов этого стиля – так называемый Госпром (Дом Государственной промышленности) в Харькове. Это был самый первый небоскреб во всем СССР.
Достопримечательности советского зодчества отличаются своей массивностью и масштабностью. То же можно сказать и о здании Госпрома, построенного в 1928 году из монолитного железобетона на главной площади Харькова (тогда – столицы Украинской ССР).
Высота строения составляет 63 метра, а общая полезная площадь всех его помещений – около 60 тысяч квадратных метров. На строительство Госпрома ушло 9 тысяч тонн металла и более тысячи вагонов цемента. Первый советский небоскреб обслуживало 12 лифтов (семь из них работают до сих пор).
СССР, достопримечательности монументального искусства: «Родина-мать»
Один из самых величественных и самых известных монументов советского наследия – «Родина-мать» в Киеве. Автором этого мемориала стал архитектор Евгений Вучетич. Он же спроектировал подобный монумент в Волгограде.
Киевская Родина-Мать имеет высоту 102 метра. Скульптура женщины с мечом и щитом видна из многих районов и жилых массивов украинской столицы. Первоначально планировалось, что памятник будет позолоченным, однако позже от этой задумки отказались.
Монумент был открыт в 1981 году. Он находится на территории «Музея истории Украины во Второй мировой войне». Весь монумент весит 450 тонн. Он спроектирован так, что может выдержать даже крупное землетрясение в 8-9 баллов. По оценкам экспертов, «Родина-мать» в Киеве простоит еще не менее 150 лет.
Скульптура «Рабочий и колхозница»
Перечисляя все самые известные достопримечательности культуры СССР в 20-30 годы, об этом объекте стоит упомянуть в первую очередь. Речь идет о знаменитой скульптуре «Рабочий и колхозница», установленной в Москве в 1939 году. Кстати, для многих иностранцев она является едва ли не главным символом советской эпохи.
Скульптура из нержавеющей стали высотой 25 метров изначально была изготовлена для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Спустя некоторое время её перевезли в столицу СССР и установили около одного из входов комплекса ВДНХ. Вскоре данный монумент стал эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 2003 году началась масштабная реставрация памятника. Был укреплен несущий каркас скульптуры и заменен её постамент (в итоге он стал выше на десять метров). Сегодня под монументом находится музей, подробно рассказывающий об истории создания этого памятника советского монументального искусства.
Источник: fb.ru
Заброшенные памятники времен СССР
Автор:19 августа 2014 12:10
Когда Фрэнсис Фукуяма так радостно заявил, что мир достиг «конца истории» в 1992 году, он был прав лишь наполовину. Да, Советский Союз и его идеологическая модель приказали долго жить, а западная модель либеральной демократии набрала силу. Однако идеи приходят и уходят, а вот здания и сооружения, в которых эти идеи рождались, жили и умирали, остаются намного дольше. Именно это относится к памятникам, разбросанным по всему бывшему СССР и странам соцблока. И хотя эти заброшенные памятники поддались влиянию времени, они все еще напоминают нам о преобразующей и длительной силе, которой обладают идеи.