Османская империя достопримечательности – Стамбул, Турция, часть 12. Миниатюрк. Все достопримечательности Османской империи в одном месте. | Одна нога здесь, Другая там

Содержание

Стамбул — История и достопримечательности Стамбула

Стамбул

Стамбул, город расположен на двух материках: в Европе и Азии, поетому в этом городе пересекаются Восток и Запад, азиатская и европейская культуры. Здесь мусульманские памятники архитектуры и искусства, христианские церкви и иудейские синагоги мирно соседствуют. Стамбул – это самый большой город Турции. Население Стамбула на данный момент (2017 год) составляет более 15 миллионов человек. До недавнего времени Стамбул, являлся столицей Османской Империи, но в 1923 году столица была перенесена из Стамбула в Анкару.

Стамбул – история и настоящееСтамбул – история и настоящее

Расположение Стамбула

Пролив Босфор, который соединяет Чёрное море с Мраморным, разделяет Стамбула на две части: Европейская и Азиатская. Два берега Стамбула — Азиатский и Европейский соединяют три моста: Босфорский мост и Мост Султана Мехмеда Фатиха более старые. Третий мост через Босфор в Стамбуле построен в 2016 году. Европейскую сторону города в свою очередь разделяет на две части бухта Золотой Рог (Haliç). Берега бухты Золотой рог соединяет Галатский мост. Тем самым он связывает старую и более новую европейские части города. Район Бейоглу расположен на северном берегу бухты. Именно в Бейоглу находится и модерный центр Стамбула – Таксим. В Бейоглу находится и историческая башня Галата наверху которой есть смотровая площадка, откуда можно полюбоваться панорамой старой части Стамбула.

  • Стамбул на карте - расположение городаСтамбул на карте
  • Карта Стамбула -16 век. Одна из остановок Мармарай — подводный тоннель под БосфоромКарта Стамбула -16 век. Одна из остановок Мармарай — подводный тоннель под Босфором

На юг от Золотого Рога находится самая старая част Стамбула. Это полуостров, известен под названием Суричи или “Исторический полуостров“. Исторический полуостров является самым первым и старым жилым районом Стамбула. Поэтому и все самые популярные исторические достопримечательности находятся в этом районе города. Историческая часть Стамбула или так называемый “исторический полуостров” внесен в 1985 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Стамбула

Стамбул грандиозен по количеству достопримечательностей, история его переплетена причудливыми петлями, и собирает воедино влияние персов, спартов, галатов, эллинов-греков, римлян и турок – осман.  Насыщенная история оставила в подарок потомкам удивительное культурное наследие.

Древний Византий

Девичя башня - символ Стамбула

Именно на южном берегу устья Золотого Рога в VII веке до н. э. (несколько столетий после Троянской войны) дорийскими колонистами из Мегары, был основан древнегреческий город Византий. Это поселение назвали Византий в честь их предводителя по имени Визас.Византий начал быстро развиваться благодаря своему стратегическому положению на перекрестке торговых путей. С течением времени название города неоднократно менялось. Он был Византием, Новым Римом, Константинополем-Царьградом, Аситане и в итоге закрепил за собой имя Стамбул.

Могучий Константинополь

После того как в 323 году Константин Великий стал единственным полновластным правителем Римской империи, он обратил внимание на выгодное с экономической и стратегической точек зрения расположение Византия. В 330 году, по решению Константина Великого, Византий стал столицей Римской империи под названием Новый Рим, однако ещё при жизни императора город стали называть городом Константина — Константинополем. А к 500 году н.э. Константинополь с населением более 450 тысяч человек обошёл своего предшественника, Рим, в борьбе за звание крупнейшего города мира.

  • Вид Константинополя и Босфора (VI - VII век н.э - реконструкция )Вид Константинополя и Босфора (VI – VII век н.э – реконструкция )
  • Феодосиевы стены (408 - 413 гг.) воздвигнуты когда город вырос за пределы стен, построенными Константином ВеликимФеодосиевы стены (408 – 413 гг.) воздвигнуты когда город вырос за пределы стен, построенными Константином Великим

Во времена Константина Великого начинается строительство мощных крепостных стен, Ипподром в центре города полностью перестраивается и со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. Например Змеиная колонна на площади Ипподром, которая в те времена находилась в святилище Аполлона в Дельфах, была перевезена в 324 г. н. э. Константином Великим. Строительство подземного водохранилища Цистерна Базилика началось еще во время правления императора Константина Великого и закончено в 532 году при Юстиниане. В 391 году под влиянием своей матери Елены, Константин Великий объявил христианство государственной религией.

Золотой век Константинополя

В 527—565 годах, при императоре Юстиниане, для Константинополя наступает «золотой век». В годы правления императора Юстиниана отстраиваются многие новые архитектурные сооружения, покоряющие нас и сегодня. Например Айя-София (Собор Святой Софии) и Цистерна Базилика. На протяжении веков столица Восточной Римской империи (Византии) Константинополь, был самым большим и самым богатым городом Европы. Но в 1204 году город был взят и разграблен крестоносцами. Латинская империя, основанная после падения Константинополя просуществовала менее века. Позже, при императорах династии Палеологов, власть Византии восстановилась и просуществовала до 1453 года.

  • Мозаика в Соборе Святой Софии: Юстиниан, приносящий в дар Богородице храмМозаика в Соборе Святой Софии: Юстиниан, приносящий в дар Богородице храм
  • Цистерна Базилика - Стамбул“Подземный дворец” – Цистерна Базилика

Стамбул – Столица Османский империи

В 1452 году в рамках подготовки к захвату Константинополя на европейском берегу Босфора была построена крепость Румели-Хисары.  В 1453 году, после долгой осады, Султан Мехмет II Фатих (Завоеватель), захватил Константинополь. Древний город на берегах Босфора уступил место Стамбулу — столицу могущественной Османской Империи. До взятия Константинополя столицами Османской Империи являлись сначало город Бурса, а потом Эдирне.  При Султане Мехмеде II был построен дворец Топкапы, ставший резиденцией 25 османских султанов в течение трех столетий. Также по приказу султана Мехмета II были построены два бедестана (крытые рынки), положившие начало знаменитому Большому базару.

  • Дворец Топкапы, Айя-София и Голубая МечетьДворец Топкапы, Айя-София и Голубая Мечеть
  • Дворец Чыраган в Стамбуле ныне пятизвёздочный отель сети KempinskiДворец Чыраган в Стамбуле ныне пятизвёздочный отель сети Kempinski

В период правления Сулеймана Великолепного (1520—1566 гг.), не только для Стамбула, но и для Османской Империи в целом наступает «золотой век». Особое место в этом периоде занимает строительство Мечети Сулеймание и ряд других сооружений вокруг этой мечети. При султане Ахмете I. (1603—1617 гг.) были построены новые мечети, среди которых крупнейшая мечеть Стамбула — Голубая мечеть. С середины 17 столетия Османская Империи приходит в упадок. Несмотря на упадок империи, в 18-ом и 19-ом веках строительство новых архитектурных комплексов в Стамбуле продолжается. Построенные в европейском стиле новые дворцы на берегу Босфора – Долмабахче, Бейлербейи, Чираган и др. являются яркими примерами поздней османской архитектуры.

Центр Стамбула

Очень часто туристы спрашивают “Какой район считается центром Стамбула?” или “Где находится центр Стамбула?” В Стамбуле есть два центра, оба они находятся в Европейской части города: первый это исторический центр города – площадь Султанахмет или площадь древнего Ипподрома. Самые знаменитые исторические достопримечательности Стамбула находятся именно здесь, в старом городе. Этот район так же называется Султанахмет. Если Вы хотите самостоятельно посмотреть все основные достопримечательности Стамбула (даже можно пешком), тогда Султанахмет самый хороший выбор для проживания. Голубая мечеть, Дворец Топкапы, храм Святой Софии, Стамбульский археологический музей, Крытый рынок, Музей турецкого и исламского искусства, Цистерна Базилика, Парк Гюлхане и многие другие достопримечательности находятся в районе Султанахмет. Читайте подробнее о том как выбрать отель в Стамбуле самостоятельно >>>.

  • Площадь Султанахмет (Ипподром) в СтамбулеПлощадь Султанахмет (Ипподром)
  • Пешеходная улица Стамбула Истикляль и фуникулерПешеходная улица Стамбула Истикляль и фуникулер

Второй центр Стамбула это модерный центр – площадь Таксим и одноименный район. Улица Истикляль самая известная улица этого района. На площади Таксим расположены ряд престижных гостиниц, множество магазинов, бутиков, ресторанов, кинотеатров и кафе. Площадь является местом массовых гуляний как местного населения, так и туристов, но в этом районе встретите намного больше местных жителей чем туристов.

Booking.com

Стамбул – что посмотреть?

У многих людей, готовящихся к поездке в Стамбул, возникают такие вопросы: 1) На сколько дней ехать в Стамбул, чтобы успеть посмотреть все главные достопримечательности города? 2) Что посмотреть в Стамбуле за 1 или 2 дня? 3) Когда лучше ехать в Стамбул? Ответы на эти самые часто задаваемые вопросы о Стамбуле найдете в статю “Полезные советы”  Чтобы не терять времени на поиски того или иного места в Стамбуле рекомендуем эти необычные экскурсии от местных жителей →

Достопримечательности Стамбула

Ниже вы найдете подробную информацию о главных достопримечательностях Стамбула, с фото и описаниями. Кликните на интересующую Вас фотографию. Посмотрите также достопримечательности Стамбула на интерактивной карте и фотографии достопримечательностей Стамбула.


  • Яхта на фоне крепости Румели Хисары - СтамбулЯхта на фоне крепости Румели Хисары
  • Айя-София и церковь Святой Ирины (влево)Айя-София и церковь Святой Ирины
Мечеть Ортакёй на берегу Босфора - СтамбулМечеть Ортакёй на берегу Босфора – СтамбулПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Нравится статья? Поделись с друзьями …

Топкапы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требуют 2 правки.
О фильме 1964 года режиссёра Жюля Дассена см. Топкапи (фильм)

Топкапы́ или Топкапи́ (тур. Topkapı «Пушечные ворота» от top «пушечное ядро; шар; мяч» + kapı «ворота, дверь»), арх. Сера́ль (фр. Serail ← тур. saray «дворец» ← перс. سرای‎ [serai] «большой дом, дворец») — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.

После падения Османской империи дворец превращён в музей — один из крупнейших по площади в мире. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц (и это только десятая часть коллекции). В нем хранятся меч и плащ пророка Мухаммеда, относящиеся к главным мусульманским святыням.

Общая площадь дворцово-паркового ансамбля, окружённого высокими стенами, со всеми примыкающими садами и пристройками, составляет более 700 тыс. кв. м. Это один из исторических районов Стамбула, включённых в 1985 г. в список Всемирного наследия.

«Топкапы» переводится как «Пушечные ворота» — каждый раз, когда султан покидал свою резиденцию, должен был раздаваться пушечный выстрел.

В дохристианские времена на этом месте находился акрополь Византия.

В начале IV века на территории акрополя на месте руин древнего храма Афродиты была возведена первая христианская базилика Константинополя — Церковь Святой Ирины — которая являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае-июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора. После османского завоевания церковь была превращена в арсенал и стала частью первого двора Топкапы.

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед II первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней площади Баязид (на месте площади Быков). От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался вблизи будущего дворца Топкапы — в так называемом «Изразцовом павильоне».

В 1475-78 гг. Мехмед начал сооружать новый дворец — Топкапы. Первые полвека Топкапы служил лишь «рабочей» резиденцией султанов (как это было и во время существования дворца Баязид): «Изразцовый павильон» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. В XVI веке Хюррем (жена Сулеймана I) добилась переноса гарема во дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца с момента его основания.

В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче.

В 1923 году, с установлением республики, Топкапы, как и другие дворцы, указом Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем. Резиденцией главы турецкого государства остался дворец Долмабахче.

Cегодня дворец ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье).

Макет дворцового ансамбля

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой:

  • Главные ворота — Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (осман. Bab-ı Hümayun‎) ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины. Это самый крупный двор из четырех, именуемая
    Двором Янычар
    . Через мраморные Ворота Повелителя въезжали в резиденцию турецкие султаны. Именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя-Софию. Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили пятничные намазы. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. Особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.
  • За Воротами Приветствия или Баб-ус-селям (осман. Babü’s-selâm‎), во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна. Здесь находится здание Дивана с Башней Правосудия. При правлении Сулеймана I палата из простой деревянной постройки преобразилась в сооружение, декорированное колоннами, арками, позолоченными решетками и барельефами. В заседании Дивана принимали участие визири, но сам османский падишах в зале отсутствовал. Султан следил за советом из Башни Правосудия, и если он был не согласен с решением чиновников, то закрывал окно, тем самым прерывая собрание и созывая к себе всех министров. Здесь же восьмикупольное здание Внешнего Казначейства, которое функционировало вплоть до середины 19 столетия. Сегодня оно служит галереей, где экспонируются различные виды оружия. Кроме того в данной части Топкапы расположены строения для прислуги, конюшни султана, хамам, дворцовые кухни и мечеть. В этой же части дворца находится вход в гарем, который в наши дни превратился в отдельный музей. Некогда гарем состоял из четырех секций: первая отводилась евнухам, вторая – наложницам, третья – матери падишаха, а четвертая – самому турецкому правителю. В общей сложности здесь насчитывается до 300 комнат, имеется несколько бань, две мечети и женский госпиталь. Многие комнаты достаточно малы и просты в интерьере, чего не скажешь об именитых покоях Хюррем.
  • Проходом в третий двор служат Ворота Счастья (или Блаженства)
    или Баб-ус-саадет (осман. Babü’s-saadet‎). Здесь располагались гарем, шимширлик (дворик самшитовых деревьев и Кафес, где взаперти жили потенциальные наследники престола) и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров. Сразу за вратами раскинулся Тронный зал, где султан вел свои государственные дела и принимал иностранных послов. Примечательно, что в строении имеется сразу две двери: одна была предназначена исключительно для падишаха, вторая – для всех остальных посетителей. В самом центре третьего двора находится Библиотека, которая предназначалась для учеников дворцовой школы, сегодня в Библиотеке экспонируются книги из личных коллекций султанов. Также из сооружений третьей секции отдельно стоит упомянуть сокровищницу, считающуюся одной из старейших построек в Топкапы, Палату сокровищ, некогда ответственную за сохранность всех драгоценностей султана, и Тайный павильон, выступавший личным особняком турецких правителей. Можно отметить и самую крупную дворцовую мечеть
    Агалар
    , куда приходил молиться падишах со своими пажами и оруженосцами.
  • В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.[2]
  • Врата приветствия XV—XVI вв.

  • Зал Диван-и-Хумайун (Высшего совета)

  • Врата Баб-ус-сааде (Врата Счастья, или Врата белых евнухов). XV в., декорированы в XVIII в.

  • Врата Счастья

  • Хюнкар софасы (Комната повелителя). XVIв., перестроена в XVIII-XIX вв.

  • Вход в зал заседаний Дивана

  • Золотая беседка султана

  • Великий павильон или киоск Абдул-Меджида I

  • Галерея Зала приемов султана

  • Павильон Завоевателя. Сокровищница.

  1. ↑ archINFORM — 1994.
  2. ↑ История Османского государства, общества и цивилизации: В 2 т = Osmanli devleti ve medeniyeti tarihi. — М.: Восточная литература, 2006. — Т. 1: История Османского государства и общества. — С. 112—113. — XXXII+602 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018509-4.

Где похоронены султан Сулейман I и его жена Хюррем

Сегодня мы прогуляемся к важной достопримечательности любимого мною Стамбула — к мавзолею султана Сулеймана и его жены Хюррем султан, той самой украинки, которую иностранные послы прозвали Роксоланой. Сулейман I был 10-м правителем Османской империи, самым великим после его прадеда султана Фатиха, завоевавшего Константинополь. Интересно, что его прозвали Законодателем, а сам Сулейман нарушил главный закон династии Османов — официально женился на наложнице. Так как она была подарком, а не куплена за деньги, то султан смог оправдать такой шаг, правда, общественность и его мать были в шоке. Примерно 5,5 столетий супруги покоятся с миром в соседних тюрбе в Стамбуле.

Тут гробница султана Сулеймана                                               Тут гробница Хюррем Султан

Попасть на территорию, где похоронены Хюррем и Сулейман мне удалось лишь со второго раза. В январе 2013  мавзолей был закрыт на реконструкцию. А уже в ноябре удача мне улыбнулась.

Будете в Стамбуле, советую посетить Гарем во дворце Топкапы с экскурсией

Время работы усыпальницы — с 9 до 17. В этот раз туда впускали, но в сами тюрбе — нет. Причину выяснить не удалось, заглядывала в окна и ругалась про себя от досады.

Это было 21 ноября, стоял солнечный и теплый день. Как видим, кладбище утопает в зелени.

Могила султана Сулеймана находится за этим проходом, он был захоронен в 1566 году.

Вход у нас теперь впереди, по обе стороны — могилы тех, кто служил Османской империи — пашей и визирей всех мастей.


Перед нами место, где покоится Сулейман Великолепный.  Тюрбе не случайно является восьмиугольным зданием, каждый угол соответствует именам: Аллаха, пророка Мухаммеда и 6 имамов.

На двери висит бумажка с именами покоящихся, их 7:
— любимая наложница и мать детей султана Ахмеда II — Рабия султан
— Султан Ахмед II, 21-ый падишах
— Султан Сулейман II, 20-ый падишах
— Султан Сулейман I, 10-ый падишах
— Любимая и единственная дочь от Роксоланы у Сулеймана — Михримах
— Наложница Ибрагима III и мать Сулеймана II — Салиха
— Сестра султана Ахмеда II — Асийе султан.

Повторюсь, внутрь вход был закрыт, разглядывала и фоткала через окна…

Предполагается, что во внутрь купола вделан священный камень из Каабы («чёрный камень»). Стены мечети украшают керамическими плитками из Изника. Сейчас их производство возобновлено по старым технологиям, мечтаю попасть туда на экскурсию.

Рядом с мавзолеем мечети Сулеймание находится гробница зодчего Синана, который построил по приказу Сулеймана самую большую мечеть Стамбула, так и сотню других объектов в Османской империи. Гробницу архитектора я не искала, но знаю — она открыта к доступу лишь один раз в год, в день «Памяти Синана» (9 апреля).


Через метра 3 стоит тюрбе, принадлежащая  дочери украинского священника, матери последующего падишаха Селима II — Хюррем Султан. Это была одна из самых влиятельных женщин на то время.



На двери тоже имеется список похороненных

Справа — Роксолана, рыженькая могила, умерла в 1558 году
По центру — шехзаде Мехмета, ее внука (сына султана Селима II), умер в 1574 году
Слева — Ханым Султан (умерла в 1582 г) — это дочь Хатидже султан (родная сестра Сулеймана) и главного визиря Ибрагима паши.
Что самое забавное — главный визирь Османской империи с сестрой Сулеймана были заклятыми врагами Роксоланы, она против них плела интриги и яро ненавидела, как и они ее. А в итоге в ее тюрбе похоронили их дочь… Судьба-злодейка, одним словом!

Интерьер внутри мавзолея Хюррем Султан украшен изысканными цветными изразцами практически до уровня второго ряда окон. На некоторых плитках из фарфора нанесены тексты стихов. Для изразцовых плиток характерны различные мотивы — кораллово-красный, темно-синий и традиционные бирюзовый цвета в дополнение к траурному черному цвету.

Хюррем Султан умерла 15 апреля 1558 года предположительно в возрасте пятидесяти двух лет, после возвращения из Эдирне. Мавзолей Хюррем Султан был построен через один год после ее смерти архитектором Синаном. Поэтому на время строительства гроб был помещен в здание мечети. Хоть она была христианкой от рождения, погребена по мусульманскому закону, т.к. сменила веру.

А дальше покажу немного сам комплекс. Сулеймание пострадала в 1660 г от пожара, но султан Мехмед IV приказал ее восстановить. При землетрясении 1766 года обвалилась часть купола… Сейчас говорят, что мечеть сползает в залив Золотой рог.

Первая по размерам мечеть Стамбула (первая по значению — мечеть Султана Ахмета), вмещает более 5000 верующих. Высота купола 53 м, диаметр 26,5 м.

Стоит обратить внимание на роспись купола: именно такими яркими цветами — черным, винно-красным и золотым — были когда-то расписаны внутри стамбульские мечети (сейчас они все в каких-то голубовато-бурых бледных арабесках).

Само здание хорошо освещено внутри — свет падает из 136 окон. Это большое отличие мечетей от церквей — при попадании вовнутрь мечеть не давит на человека своим громоздким сооружением, свет из окон и тысячи лампочек создают ощущение свободы, пространства и света.

К югу от Сулеймание — улочка, забитая лавочками (построенных, кстати, одновременно с мечетью) сейчас торгуют сувенирами, а во времена Сулеймана продавали опиум. Перед двором мечети — большое здание, покрытое куполами. В прошлом это был караван-сарай, где приезжих купцов в течение трех дней кормили бесплатными обедами.

Вход вовнутрь доврика

Эта мечеть будет стоять вечность», сказал Синан, и пока его слова кажутся правдой. У мечети четыре минарета. Со зданиями бань, медресе (учебных заведений), кухонь, библиотек и обсерваторией мечеть образует комплекс, по размерам сопоставимый с городским кварталом. Фото из Интернета — Сулеймание сверху

Ранее я писала более подробно о мечети Сулеймание, тут есть потрясающие вечерние фото во время молитвы.

Бурса — Первая столица Османской империи

Бурса – первая столица Османской империи

Бурса – четвертый по величине город Турции после Стамбула, Анкары и Измира. Город расположен у подножия горы Улудаг и находится всего в 156 километрах к югу от Стамбула и в 28 километрах от побережья Мраморного моря. В древности гору Улудаг (2.543 м.) звали Мизийским Олимпом. Согласно легенде, именно с вершины этой горы боги наблюдали за ходом Троянской войны. Бурса, как и большинство населенных пунктов Турции, имеет богатую историю, и пережил множество исторических эпох, каждая из которых оставила здесь свой отпечаток.

История Бурсы

Город Бурса - Мечеть УлуГород Бурса – Мечеть Улу

Город был основан еще до нашей эры, и стал развиваться довольно быстрыми темпами, так как имел выгодное географическое положение, о чем свидетельствует и то, что через него проходил маршрут великого шелкового пути.
Город Бурса находится на территории исторической области Вифиния. Исторические корни происхождения названия города (Прусиас) связанные с именем его основателя. Город был основан в поздний эллинистический период (2 век до н.э.) первым правителем Вифинии Прусиасом. В 74 году до н.э. город Прусиас вошёл в состав Римской Империи.

Город Бурса в начале 1900-хГород Бурса в начале 1900-х

С конца IV века н.э. и вплоть до 1326 г. Бурса входила в состав Византийской империи. Еще в те времена в городе началось производство шелка. Бурса была одним из важнейших центров византийской культуры, однако, приход сюда турок поставил точку в присутствии здесь византийцев, началось владычество османов.

Бурса – столица молодой империи

Шелковый рынок "Коза хан" в Бурсе - 1490 гШелковый рынок “Коза хан” в Бурсе – 1490 г

С 1326 года, и фактически до завершения конца XIV века город был столицей набирающей силы Османской империи. В начале XIV века (1363 г.) турки-османы захватили город Эдирне и сделали его столицей империи. После того как Бурса был лишен статуса главного города империи, значимость города, как одного из важнейших путей сообщения и как культурного и торгового центра страны, никак не уменьшилась. Город не был забыт и правителями Османской Империи и остался излюбленным местом отдыха султанов и их семей. Очевидно, что богатая событиями история оставила здесь немалый след, который выразился в богатстве достопримечательностей Бурсы.

Достопримечательности Бурсы

Мечеть Улу (Улу Джами)

Интерьер мечети Улу в БурсеИнтерьер мечети Улу в Бурсе

Главные достопримечательности города относятся в основном к эпохе Османской империи. Во время обзорной экскурсии по городу непременно стоит увидеть Большую мечеть (Улу Джами), которая была построена в период 1396-1400 гг. еще в сельджукском стиле. Мечеть состоит из 20 куполов, что для позднеоосманской архитектуры, всегда придерживающейся стиля при котором строился один большой купол, нехарактерно. Также особенностью мечети является то, что ее стены содержат 192 надписи, которые являются образцом исламской каллиграфии.

Религиозный Комплекс Йешил  (Зелений Комплекс)

Интерьер Зеленой мечети в БурсеИнтерьер Зеленой мечети в Бурсе

Еще одной достопримечательностью города является Религиозный Комплекс Йешил Джами. Комплекс назван “зеленым” потому что, в декорациях зданий комплекса были использованы зеленые изразцы. В комплекс входят Зеленая мечеть, Зеленый мавзолей. Зеленая мечеть, построенная по приказу султана Мехмеда Первого в 15 веке (1419). Зеленая мечеть Бурсы – яркий пример декорирования мечетей ранней османской архитектуры, фасад ее облагорожен белым мрамором, залы же облицованы изразцами зеленого и голубого цветов. (усыпальница) и Зеленый Медресе.

Интерьер Зеленого Мавзолея в БурсеИнтерьер Зеленого Мавзолея в Бурсе

Зеленый мавзолей – восьмигранное сооружение, покрытое конусообразным куполом. Мавзолей был построен для султана Мехмеда I Челеби за 40 дней до его смерти. Также в этом комплексе входит и Зеленый (Султание) Медресе, здание которого ныне используется как Музей Турецкого и Исламского Искусства Бурсы.

Комплекс Мурадийе в БурсеКомплекс Мурадийе в Бурсе

Другими значимыми достопримечательностями города являются шелковый рынок Коза хан, возведен в 1490 г. рядом с мечетью Улу, где и сегодня как и 500 лет назад торгуют шелком и разнообразными шелковыми изделиями и Комплекс Мурадийе или Комплекс Султана Мурада II, построен в 1426 году в котором входят мечеть, медресе, хамам и двенадцать мавзолеев, принадлежащих Османской семье. Все эти памятники ранней османской архитектуры Бурсы, вместе с сохранившейся османской деревней Джумалыкызык внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.

Термальные источники Бурсы

Отель Кервансарай в Бурсе на термальных источникахОтель Кервансарай в Бурсе на термальных источниках

Однако не только своими историческими достопримечательностями славен этот древний город, Бурса для туристов служит и лечебным курортом. Количество термальных источников здесь наибольшее во всем мире. Впервые они упоминаются еще в летописях античников, позже, когда сюда пришли турки, они начали строительство бань на термах, сегодня же, много туристов в Бурсу приезжают только лишь за тем, чтобы провести лечебно-профилактические процедуры, сегмент лечебного туризма здесь развит достаточно хорошо, так как местные источники помогают избавиться от недугов связанных с дерматологией, гинекологией и болезнями костей. Кроме всего этого, Бурса поразит приезжих и своим климатом, один из самых зеленых городов Турции, который утопает в зелени, вместе с этим, является и центром горнолыжного отдыха страны.

Горнолыжный курорт Улудаг

Улудаг - самый популярный горнолыжный курорт ТурцииУлудаг – самый популярный горнолыжный курорт Турции

Трасса на горе Улудаг, расположенная в 30 км от города, располагает дорогами как для спортсменов-профессионалов, так и для любителей. Сама гора покрыта снегами с декабря по апрель, а на ее склонах разбросаны множество прекрасных гостиниц, которые скрасят ваш отдых. Говоря коротко, любой турист приезжающий в Бурсу непременно найдет чем себя занять, ибо возможности, которые может предоставить Бурса, самые разнообразные.

Карта отелей Бурсы и Улудаг

Карта отелей Бурсы и УлудагКарта отелей Бурсы и Улудаг Booking.com ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Нравится статья? Поделись с друзьями …

Голубая мечеть (Стамбул) — Википедия

Вид на внутренний двор Минареты мечети.

Голуба́я мече́ть, или Мече́ть Султанахме́т (тур. Sultanahmet Camii), — первая по значению мечеть Стамбула. Насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря, в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, напротив музея Ая-София. Мечеть является одним из символов города.

В начале правления Ахмеда I Османская империя вела одновременно две войны — с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возводили ни одной новой мечети. Строительство началось в августе 1609 года, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны в шести томах, которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы. Место было выбрано сразу, поблизости от дворца Топкапы. С целью постройки мечети на площади Ипподрома были разрушены здания как византийского, так и раннеосманского периодов. Среди них были византийский Большой дворец, остатки зрительских мест Ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежавших высшей знати.

Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и решивший превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где отвечал за сооружения, связанные с водоснабжением.

Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. По легенде, султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариаций изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон, были привезены из Венеции, но позднее были заменены.

Одним из поразительных элементов мечети является михраб — молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки. Рядом с михрабом находится минбар — место имама для чтения проповедей.

С западной части мечети есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с Аллахом.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов — предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

Двор Голубой мечети имеет такой же размер, как и сама мечеть. Стены двора украшены аркадами.

Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.

Внутренний вид мечети; сзади — михраб, на правой стороне у колонны — султанская ложа.
  • Короткий ролик, показывающий детали Голубой мечети

  • Центральный купол с тремя экседрами

  • Голубая мечеть на закате

  • Как видно с площади Султанахмет, недалеко от Собора Святой Софии

  • Аркадный двор с одним из входных ворот

  • Молящиеся внутри

  • Голубые плитки

  • Ворота во двор

  • Вид на внутренний двор

  • Молитвенная область

  • Главный купол и его голубые плитки

  • Аркады во внутреннем дворе

  • Голубая мечеть

  • Голубая мечеть

  • Один из минаретов Голубой мечети

Амасья — Википедия

Ама́сья (тур. Amasya, греч. Ἀμάσεια, арм. Ամասիա) — город и район в северной Турции, центр провинции (ила) Амасья. Население города — 82 тыс. жителей (2008). Высота над уровнем моря — 411 м.

Амасья расположена в долине реки Ешильырмак; этим обусловлен её мягкий климат. В окрестностях Амасьи широкое распространение получило выращивание яблок.

Античные времена[править | править код]

С 281 года до н. э. по 183 год до н. э. греческая Амасия — столица Понтийского царства. В 63 году до н. э. город и царство были завоёваны Римом.

Римско-византийский период[править | править код]

Амасия была захвачена римлянином Лукуллом в 70 г. до н. э.; постепенно Понтийское царство вместе с Вифинией было преобразовано в новую римскую провинцию — Вифиния и Понт. К этому времени Амасия стала процветающим городом, домом мыслителей, поэтов и писателей. Один из них, Страбон, оставил полное описание Амасии в I веке до н. э.

После разделения Римской империи императором Диоклетианом город стал частью Восточной римской (Византийской) империи. В это время в городе большинство населения составляли греки.

Сельджукский период[править | править код]

Дома османской эры (на переднем плане) и античные понтийские гробницы (на заднем плане, слева) в Амасье

После поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 году находившаяся в пределах Византии 7 веков Малая Азия начинает постепенно терять свой христианский и греческий характер. Начинается процесс исламизации и туркизации Малой Азии. Турки продвигались вглубь полуострова очень быстро и в 1075 году турецкий эмир Данишменд захватил Амасию и сделал её столицей своего государства, которое существовало в Малой Азии более 100 лет[1].

Султан Иконийского султаната Кылыч-Арслан I, захватил город и присоединил его к своим владениям. Город стал центром Исламской культуры. Школы, мечети и другая архитектура этого периода сохранились до сих пор.

Периодически Амасья переходила из рук турок в руки византийцев в XII веке во время войн Византии и Иконийского султаната. Окончательно город стал турецким лишь в начале XIII века.

Османский период[править | править код]

Амасья во время Османской империи

В конце XIV века город покорил османский султан Баязид I. Амасья становится важным городом, здесь проводится обучение детей султана.

Население Амасьи во времена османского правления очень отличалось от большинства других городов в Османской империи: для того, чтобы как следует обучить будущего султана требовалось подробно ознакомить его с большинством народов империи. Каждый народ империи был представлен в Амасье в специфических деревнях — понтийской (греческой) деревне, армянской деревне, боснийской, татарской, турецкой деревне, арабской, курдской деревне и т. п.

В 1511 году в юго-восточной Анатолии началось крупное восстание кызылбашей-шиитов, вскоре охватившее почти всю Малую Азию. Предводителем восстания стал Шахкулу Текели. После ряда побед, повстанцы были побеждены султанскими войсками, а сам Шахкулу был убит в бою и похоронен в Амасье.

29 мая 1555 года здесь после 40-летней войны между Османской империей и сефевидской Персией был подписан мирный договор о разделе сфер влияния в Закавказье: Западная Грузия (Имеретия, Мингрелия, Гурия и западная часть княжества Самцхе-Саатабаго) и 3ападная Армения отошли туркам, а Восточная Грузия (Картли, Кахети и восточная часть Самцхе-Саатабаго) и Восточная Армения — Персии.

В 1854 году, в Амасии и его окружных деревнях, проживало 105.000 человек, из которых 53.400 (51%) армян и 16.000 (15%) греков.

В 1894-97 годах, в Амасии имели место погромы армян, в результате чего, тысячи человек были убиты.


В 1912 году в городе и районе проживали:

Турки — 48 000 чел.

Армяне — 12 640 чел.

Греки — 3 038 чел.[2].


В 1912 году в санджаке Амасья проживали:

Турки — 198 000 чел.

Армяне — 50 600 чел.

Греки — 36 739 чел.[2].

В мае 1915 года, сотни учителей, врачей и представителей духовенства армянского и греческого происхождения, были арестованы турецкими властями и казнены.

С 20 июня 3 караванами амасийские армяне депортируются в направлении Багдада.

Первые избиения угнанных армян произошли по пути в Тохат — в местности Саргышла и в Малатии. В Саргышла четники отнимали у родителей детей и продавали их мусульманам. Через три месяца, понеся большие человеческие потери, караваны амасийских армян дошли до Суруча, где началась эпидемия. До декабря из 20 тыс. депортированных выжило только 1800 человек, часть которых весной 1916 была угнана в Дейр эз-Зор.

Благодаря взятию Алеппо (в мае 1918) англо-французскими войсками, 1500 амасийских армян спаслось. К августа 1919 за счет возвращенцев число армян в Амасии достигло 650. Был создан Национальный административный совет, который до 1923 содействовал возвращению амасийцев в свои родные края. Однако, антиармянская политика кемалистского правительства заставила многих из них перебраться в Европу и арабские страны. В годы первой мировой войны многие амасийцы влились в ряды Армянского добровольческого движения и Армянского легиона.

Турецкий период[править | править код]

Панорама Амасьи

Османская архитектура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Минарет мечети Улу-джами (Бурса)

Османская архитектура — архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV—XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также иранской, византийской архитектуры[1][2]. После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции[3][4][5]. В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей[5].

Османы достигли высокого уровня архитектуры. Освоенная ими техника создания огромного внутреннего пространства при помощи сводов, куполов, полукуполов и колонн, позволила создать эстетическую и элегантно утонченный стиль в исламской архитектуре. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи[6].

Мечеть Шехзаде — первая значительная работа архитектора Синана

Форма и стиль «сельджукской» монументальной архитектуры по существу были обязаны своим образованием армянскому зодчеству и его творцам. Кроме того, ряд форм «сельджукской» архитектуры являлись прямым воспроизведением форм армянских строений[7]. Помимо этого, ряд архитекторов и зодчих строивших сельджукские строения, являлись армянами по происхождению. Однако кроме армянского влияния, сельджуки интегрировали в свою архитектуру элементы персидской архитектуры. Чаще всего сельджуки строили свои здания из кирпича, а внутренние и внешние стены оформлялись из мрамора, извести, гипса и т. д. Ещё в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии, создав на её территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители оставляли после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в традиционном для этих мест стиле.

Отель Султанахмет — бывшая стамбульская тюрьма

В начале XIV века были созданы первые Османские бейлики. В этот период османское искусство находилось в поиске новых идей. В столице Османов Бурсе была построена первая куполообразная мечеть сельджуков — Улу джами (1396—1400). Построенные в Стамбуле в период завоевания города мечеть Баязида II (1501—1506) считается произведениями раннего периода. К этому периоду также можно отнести мечети Фатих (1470), мечеть Махмут-паши (1464), дворец Топкапы (1475—1478).

Классический период османской архитектуры в значительной степени связан с работами Мимара Синана[8][9]. Этот архитектор сумел объединить и создать гармонию из различных архитектурных элементов и влияний, которые ране были приняты османской архитектурой[8]. В мечетях, построенных Синаном, использовался купол похожий на купол собора Святой Софии, но с изменённой пропорцией и освобождением от колоннад, что в совокупности с большими окнами добавило больше света внутри помещений[8][9].

В мечетях классического периода стали включаться внутренние дворы. Образцы османской архитектуры классического периода помимо Турции сохранились также на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе, Алжире и других странах бывшей Османской империи.

Заключительный период архитектуры в Османской империи начался в XX веке после прихода к власти младотурок (1908—1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом»[10]. В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турок чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции.

Один из самых ранних и наиболее важных примеров этого стиля является главное здание стамбульской почтовой службы (англ. Istanbul Central Post Office), завершённое в 1909 году[10]. В Анкаре, самая ранняя постройка в этом стиле является здание Национального Собрания Турецкой Республики (1917 г.), в котором сейчас находится Музей войны за независимость.

Мечеть Улу-Джами (Бурса)
  1. Seljuk architecture, Illustrated Dictionary of Historic Architecture, ed. Cyril M. Harris, (Dover Publications, 1977), 485.
  2. Architecture(Muhammadan), H. Saladin, Encyclopaedia of Religion and Ethics, Vol.1, Ed. James Hastings and John Alexander, (Charles Scribner’s son, 1908), 753.
  3. Necipoğlu, Gülru. Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture. Volume 12 (англ.). — Leiden : E.J. Brill, 1995. — P. 60. — ISBN 978-90-04-10314-6.
  4. Behrens-Abouseif, Doris. Islamic Architecture in Cairo: An Introduction (англ.). — Leiden ; New York : E.J. Brill,, 1989. — P. 29. — ISBN 90-04-08677-3.
  5. 1 2 Rice, John Gordon; Robert Clifford Ostergren. The Europeans: A Geography of People, Culture, and Environment (англ.) // The Professional geographer : journal. — Guilford Press, 2005. — Vol. 57, no. 4. — ISBN 978-0-89862-272-0. — ISSN 0033-0124.
  6. Çevikalp, Mesut. Historian Kiel spends half century tracing history of Ottoman art, Today’s Zaman (27 августа 2008). Архивировано 12 сентября 2008 года. Дата обращения 17 сентября 2008.
  7. А. Л. Якобсон. Сельджукские отклики на темы армянский средневековой архитектуры. (неопр.). № 4 . стр-цы. 126-130. ISSN 0135-0536. Историко-филологический журнал (1983). Дата обращения 17 ноября 2012. Архивировано 8 января 2013 года.
  8. 1 2 3 Goodwin, Godfrey. Sinan: Ottoman Architecture & its Values Today (англ.). — London: Saqi Books, 1993. — ISBN 0-86356-172-1.
  9. 1 2 Stratton, Arthur. Sinan (неопр.). — New York: Charles Scribner’s Sons, 1972. — ISBN 684-12582-X.
  10. 1 2 Bozdogan, Sibel. Modernism and Nation Building: Turkish Architectural Culture in the Early Republic (англ.). — Seattle and London: University of Washington Press (англ.)русск., 2001. — ISBN 0-295-98152-0.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *