Кронштадт. Часть 2. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.
После того, как мы достигли восточной оконечности острова Котлин, поворачиваем назад. Теперь будем двигаться вдоль южной его стороны в обратном направлении.
Машинная школа Балтийского флота. Возможно, что здания, показанные на предыдущей фотографии, также к ней относятся. В школе были созданы учебные классы, в которых обстановка была близка к реальной. Пылали топки, работали форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть.
У здания находится Пеньковый мост. Покрытие его проезжей части выполнено из чугунных деталей. Идея была заимствована у американцев. Таким же покрытием обладали мостовые в Нью-Йорке и Бостоне. Подобным образом была замощена улица длиной 160 метров с самым интенсивным движением. В отличие от булыжных мостовых, которые требовали частого ремонта, эта простояла 80 лет. Во время Великой Отечественной войны из чугунных плашек мостовой были сделаны несколько тысяч корпусов мин. Её фрагмент сохранился только на мосту.
Перед нашими глазами Обводный канал (он вдаётся в тело Кронштадта буквой П).
Летний сад Кронштадта опоясывает красивая решётка. Она не содержит позолоты, но, тем не менее, хороша собой. Когда-то на месте Летнего сада была улица. На ней стояли дома Петра I и его ближайших помощников. Впоследствии государство выкупило участки у наследников и разбило на месте садов и огородов сад для горожан.
Заглянем внутрь. Среди густой зелени стоит памятник мичману Домашенко. Это самый старый сохранившийся памятник города. Александр Домашенко прыгнул с борта корабля, чтобы спасти упавшего в неспокойное море матроса, и погиб при этом. Было Саше 19 лет, а произошло это событие в 1827 году у берегов далёкой Греции, где наши моряки помогали местному населению в борьбе против турецкого господства. Сослуживцами А. Домашенко были лейтенант П. Нахимов, мичман В. Корнилов и гардемарин В. Истомин, будущие известные российские герои-флотоводцы.
Неподалёку есть ещё памятник клиперу «Опричник», затонувшему в 1861 году в Индийском океане. Но не все задуманные памятники уже установлены. Например, герой американской революции и известный в своё время пират Пол Джонс пока ждёт обещанного. Он был приглашён Екатериной II участвовать в русско-турецкой войне, получил новое имя Павел Джонес и казацкие шаровары. Правда Григорий Потёмкин был им недоволен, т.к. не заметил должной доблести. Вскоре Джонс отбыл из России. Его мемуары послужили материалом для написания нескольких приключенческих романов. Возможно, камень сей появился на волне вспыхнувшей в конце XX века любви к Америке, но в настоящее время у него немного шансов вырасти в полноценный монумент. Т.к., на этой земле слишком много людей, более достойных увековечивания в камне.
Василий Маркович Жильцов во время Великой Отечественной войны командовал звеном торпедных катеров.
Небольшой водоём правильной формы густо зарос зеленью. Внутри не имеющего каких-либо холмов Кронштадта высота его берега сначала удивляет. Т.к. никаких подъёмов на пути не было. Дело вот в чём. Суда заходили на ремонт в док, находящийся в городе. Ворота в который со стороны моря запирались, а вода по вырытому каналу спускалась в этот водоём, находящийся ниже уровня моря. К ремонту можно было приступать немедля, а воду из водоёма, по окончании ремонта, откачать без спешки. Получился огромный Доковый бассейн внутри острова.
Этот комплекс давно не используется. Канал, ведущий к бассейну, превратился в живописный овраг.
Через который переброшен пешеходный Макаровский мост.
Выходит он к Якорной площади с Морским собором (показан в первой части). Недалеко от моста памятник адмиралу Степану Макарову. На пьедестале можно прочитать его слова «Помни войну!». Погиб Степан Осипович в 1904 году, во время русско-японской войны.
Словно следуя завету, найденному в записке участника Кронштадтского десанта, «Живые, пойте о нас!», у моста сидит немолодой уже мужчина и поёт…
Осмотрим здания рядом с Летним садом. (Якорной площадью).
Сейчас самое время посмотреть карту города. Остров Котлин примерно посередине пересекает кольцевая автодорога Петербурга. Старый район Кронштадта расположен в правой части острова, его улицы выделены жёлтым цветом. К кольцевой магистрали прижимаются новые кварталы. А за кольцевой дорогой, в левой части, находится незастроенная территория. Отправимся туда пока день в разгаре. Двигаться будем по Кронштадтскому шоссе, которое растянулось на значительную часть Котлина, да иного варианта и нет…
Сразу за развязкой расположено местное православное кладбище. (Лютеранское, где похоронены многие известные люди, например, Фаддей Беллинсгаузен, находится в другом месте). История Кронштадта отражена и здесь. Памятник артиллеристам, погибшим при взрыве на форте Константин в 1898 году.
Экипажу подлодки Б-9, не пережившему 22 мая 1931 года. И многие другие…
Это западная часть острова, то есть, сторона, откуда ждали врага (и откуда он приходил). Потому здесь выстроены мощные укрепления.
Сейчас вокруг мирно и безмятежно… Но так же было и 21 июня 1941 года…
Предложение для потенциальных рекламодателей.
Городок для игры в пейнтбол. Не в армию же идти для того, чтобы пострелять…
Попали под обстрел?
Побережье с обеих сторон изобилует песчаными пляжами.
Есть где позагорать.
Или посидеть в тени…
Близится вечер, жара спадает, возвращаемся в город. Район улицы Ленина.
Памятник Иоанну Кронштадтскому. У входа в его музей-квартиру.
В гимназии, которая располагалась в этом здании учился уроженец Кронштадта, будущий академик, Пётр Капица.
Больница 1953 года постройки.
Собор Владимирской иконы Божией Матери. Освящён в 1880 году.
Во дворе походная кухня. Правильно. Одной только духовной пищей сыт не будешь…
Районная библиотека. Строительство здания было начато ещё до революции, завершено в 1927 году.
Чугунное дерево желаний подарили городу местные кузнецы. Монетки завёрнутые в листок с пожеланиями, забрасываются в гнездо сидящей на ветке совы. Можно прошептать что-либо заветное в ухо дерева (видно в середине ствола). Если висящие на дереве колокольчики ответят вам звоном, то желание сбудется.
Фонтан у Гостиного двора.
Нынешний Гостиный двор появился в первой половине XIX века на месте неказистого старого строения повелением Николая I, который посетил город. Здание было немного перестроено после пожара в 70-х годах XIX века. Его размер говорит о том, что в то время Кронштадт занимал более весомое место в жизни страны.
Часовня Тихвинской иконы Божьей Матери была построена в самом конце XIX века. Разрушена в 1931 году. Восстановлена уже в начале XXI века.
Ещё несколько кронштадтских зданий.
Никуда не деться от Обводного канала. Он пронизывает значительную часть старого города. Гранитом, кстати, выложены не только берега, но и его дно. Изначально канал назывался Адмиралтейским, в связи с планами перевести сюда Адмиралтейство из Петербурга (идея принадлежала Екатерине II), имя Обводный получил уже после отказа от этих намерений. Вдоль его берега, с внутренней стороны, успели построить здание Адмиралтейства (на фото) и различные мастерские, которые работали на флот. Канал проходит сквозь Морской завод. Понятие Адмиралтейства включало в себя, в то время, не только место пребывания командования, но также ремонт, строительство кораблей и подготовку к плаванию.
Футшток, расположенный у Синего моста Обводного канала, показывает нулевую отметку поверхности земли. От него отсчитываются глубины и высоты, а также орбиты космических кораблей.
Итальянский дворец князя Александра Меншикова. После ареста которого здание было передано в казну и в нём стали готовить специалистов для флота. Рядом со зданием памятник Петру Пахтусову, известному полярному мореплавателю, уроженцу Кронштадта. На постаменте выбиты слова «Польза, отвага, труд». Прожил Пётр Кузьмич всего 34 года.
Хотелось бы дать один совет будущим туристам, собирающимся посетить Кронштадт. Было бы хорошо почитать о нём перед поездкой. Чтобы осматривать город более осмысленно, иначе можно многого не понять ( и не принять). Я, например, не представляю выражения «Кронштадт — жемчужина России». Здесь нет роскоши, а основные сооружения строго фунцкциональны. Город скроен, как военный корабль, где всё переплетено из-за экономии места, каюта капитана, камбуз и машинное отделение… Именно отсюда, с этих берегов, стапелей, учебных классов начинались многие великие дела, сделавшие Россию полноценной морской державой.
Петровский Док. Сюда заходили корабли для ремонта, и отсюда спускали воду в Доковый бассейн, показанный ранее. Если посмотреть внимательно карту города, то видно, что канал Петровского Дока вместе с Доковым бассейном и каналом к нему напоминает букву Г, находящуюся внутри буквы П Обводного канала. В городе есть ещё канал Амазонка и Кронверкский канал.
Мост через Доковый канал имеет явно просматривающееся корабельное происхождение. Раньше почти все мосты в Кронштадте были разводными, но после увеличения интенсивности автомобильного движения были переделаны в обычные. Только этот числится разводным. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности…
Берега канала Петровского Дока продлены в залив двумя молами. Один является причалом для военных кораблей Кронштадтской базы.
А по другому можно прогуляться до городского маяка.
По правую руку будет Итальянский пруд. (Из него начинается Обводный канал). Здание Голландской кухни, построенной для прибывших моряков. Они могли там готовить еду для команды. Могли и не готовить, но платить кухонный сбор всё равно было нужно… После строительства в 1885 году Морского канала, позволившего крупным судам заходить непосредственно в Петербург, значение Кронштадтского порта стало падать. А до этого он был главным коммерческим портом России на Балтике, здесь находилась таможня, и кухонные сборы давали значительные суммы в городскую казну.
Рыбные ряды 1828 года постройки. В них торговали рыбой и питьевой водой.
Девушка, стараясь остаться незамеченной (разве это возможно, когда у всех фотоаппараты?), высматривает кого-то среди личного состава.
Проверяет, точно ли не появляющийся давно моряк отправился в длительное плавание?…
Туристы рассматривают шведскую пушку около Арсенала. При Петре I на этом месте работал Пушечный двор, в котором приводили в порядок артиллерийские стволы. Нынешнее здание построено в 1836 году, в нём хранилось вооружение и проводились нучно-исследовательские работы.
Памятник Петру I в Петровском парке. Когда-то здесь было болото, потом его засыпали и образовалась площадь, названная Арсенальной. На ней проводились парады и смотры, устраивались наказания нижних чинов. Фаддей Беллинсгаузен, став губернатором Кронштадта, принял решение о разбивке здесь парка. Т.к. казна не спешила выделить на это средства, Фаддей Фаддеевич многое сделал на свои деньги. Памятник императору установлен в 1841 году. Пётр I изображён более плотным, чем на самом деле. Т.к. он первым встречал на российской земле прибывших иностранных гостей.
Памятник морякам — героям Цусимского сражения. Открыт в 2006 году. Он установлен на осколке гранитной скалы, большая часть которой стала постаментом для памятника адмиралу Степану Макарову.
Здесь есть, где сфотографироваться на память.
По крайней мере, пушек хватит на всех.
Вечером хорошо гулять вдоль Петровской гавани, подставляя лицо лучам уходящего солнца. Недалеко от берега форты южной стороны.
И напоследок фрагмент нового Кронштадта.
Конечно, из многих окон домов здесь видно море. А на улице стоит напоминание о героической истории города.
boris-mavlyutov.livejournal.com
достопримечательности- Музеи и мемореалы, а так же его святыни +Фото и Видео
Что посмотреть в Кронштадте? Кронштадт – это город-крепость, построенная еще при Петре 1, для оборонительных функций со стороны Финского залива, обеспечивая безопасность Петербурга от соседних стран. Кронштадт был построен на острове Котлин в кротчайшие сроки, и продолжал развиваться, как портовый город и крепость.
Кронштадт за три столетия превосходно выполнял оборонительное предназначение, и не раз одерживал победу в морских сражениях, а его роль во время второй мировой войны – бесценна по защите Ленинграда от неприятеля. Город выдержал осаду в 900 дней!
Сейчас город Кронштадт – это объект всемирного наследия Юнеско
Носит почетное звание «Города воинской славы». Свои стены для туристов город открыл не так давно – с 1996 года.
Несмотря на свою оборонительную функцию, в городе располагается множество архитектурных и исторических достопримечательностей, связанных с военно-морским делом. Посетить их будет интересно и познавательно для всей семьи, с детьми.
За один день можно успеть ознакомиться с основными достопримечательностями города, что позволит Вам их удобное расположение. Достопримечательностей на острове, не мало.
Прибыв в Кронштадт летом или зимой, любой турист найдет, что посмотреть из знаковых мест города-крепости.
Как добраться до Кронштадта?
Добраться в город-крепость из Санкт-Петербурга, не представляет труда, туда ежедневно отправляется три автобусных маршрута. Уехать от станции метро «Старая Деревня», можно с помощью маршрутного автобуса под номером 101. От станции метро «Черная Речка» отправляется маршрут №К-405. От станции метро «Проспект Просвещения», едет маршрут № К-407.
Ежедневно осуществляется посадка на автобусы, в составе экскурсионных групп. Кассы туристических компаний, осуществляющих экскурсии в данном направлении расположены у гостиного двора Санкт-Петербурга. С их помощью можно попасть на экскурсии по Кронштадту в сопровождении профессионального гида, узнать программу прогулок и услышать множество исторических фактов о городе.
Самостоятельно, на своем транспорте попасть в Кронштадт можно по кольцевой автомобильной дороге № А-118.
Основными достопримечательностями, включенными в экскурсионные маршруты, являются форты Кронштадта, которые ежегодно стремятся посетить тысячи туристов.
Архитектурные и Исторические достопримечательности Кронштадта
- Форты Кронштадта — это основные военно-морские достопримечательности города. Оборонительные сооружения, на искусственно насыпанных островах были созданы на южной и северной части города в количестве 19 штук. Форты создавались на протяжении двух столетий. Для не военного человека расположение фортов выглядит хаотичным, на самом деле это стратегически спланированное расположение оборонительных сооружений.
За свое существование форты успешно отбили атаку Шведских, Английских и Финских войск.
К сожалению, некоторые форты находятся в аварийном состоянии, поэтому экскурсии к ним проводят с помощью водного сообщения. В составе экскурсионных групп можно ознакомиться с фортами с прогулочного катера.
Сейчас форты утратили свое оборонительное значение, однако на некоторых из них проводятся военно-морские учения, поэтому попасть в форты пока не возможно.
В будущем форты ожидают реконструкционных работ, для того чтобы стать полноценным туристическими объектами и открыться для посещения туристов.
- Петровский док – это воплощение самых смелых инженерно-технических идей 18 столетия. Петровский док начали стоить еще при Петре первом, основной задумкой правителя был быстрый ремонт судов, для этого требовался сухой док с быстрым спуском воды. Док строился с привлечением множества ресурсов, в его строительстве принимали участие военнопленные, крестьяне и солдаты. Док одновременно мог вмещать до 10 судов.
По задумке Петра1, спуск воды должен был осуществляться в течении часа, в специально вырытое озеро ниже уровня дока. Однако на то время насосов еще не было, и задумка правителя казалась не осуществимой.
Спустя 33 года строительства, при Елизавете Петровной был открыт док, по всем задумкам царя, который так и не успел увидеть свое творение.
Некоторые части дока служили для ремонта судов вплоть до 2008 года. Сейчас Док является исторической ценностью года, но для посещения туристами является закрытым.
- Кронштадтское адмиралтейство является архитектурным памятником города, и занимает около 20 процентов исторической части города. Здание адмиралтейства – это комплекс зданий военно-морского значения, который был возведен в конце 18 столетия, по приказу Екатерины 2.
История адмиралтейства имеет огромное значение для города, построить его в Кронштадте, приняла решение Екатерина 2, после пожара в адмиралтействе Петербурга, расположенного вблизи царской резиденции. Екатерина 2 решила перенести столь значимый военный объект из столицы.
В комплекс сооружений адмиралтейства входили: предприятие изготавливающее сухари для флота, канатный завод и помещение для смоления канатов, мастерские по изготовлению парусов, семь магазинов, хозяйственные помещения, склады, жилые корпуса и обводной канал. Обводной канал использовался как морское сообщение для перемещения грузов на склады продуктов и морского снаряжения.
После смерти Екатерины 2 адмиралтейство так и не переместилось из столицы в Кронштадт. Однако помещения адмиралтейства играли огромную роль в военно-морской жизни города и благодаря своей прочной конструкции сохранены до сих пор.
Сейчас комплекс адмиралтейства находится под опекой Министерства Внутренних Дел, и попасть в них не является возможным. Однако все туристы могут полюбоваться величием исторических сооружений снаружи.
- Итальянский дворец был возведен в начале 18 столетия для друга Петра Первого — Александра Макарова, который был первым губернатором Кронштадта. Это самое роскошное здание в городе, выполненное в Итальянском стиле.
После ссылки Меньшикова в Сибирь, здание перешло государству, в нем располагались военно-морские учебные заведения. В результате пожара в начале двадцатого столетия здание итальянского дворца существенно пострадало. А после реставрации его облик изменился, приобретя современную стилистику.
Сейчас в Итальянском дворце размещается Военно-морской инженерный институт. Полюбоваться архитектурным достоянием начала 18 столетия можно снаружи.
- Гостиный двор выполнен в виде торговых рядов в 19 столетии по приказу Николая 1.
После реставрации, гостиный двор с радостью принимает туристов, сейчас- это самый крупный торговый центр в городе. Здесь много магазинов, кафе, туристических предприятий. Где можно отдохнуть, прогуляться и найти для себя все необходимое.
- Кронштадтская крепость была сооружена в 18 столетии и имела оборонительные функции. В 1824 году крепость сильно пострадала в результате наводнения, и много времени ушло на ее восстановление.
Сейчас часть крепости занята мореходной школой, часть морским кадетским корпусом. В крепости регулярно проводят экскурсии, посетить которые может каждый турист.
- Маяки в Кронштадте имеют важное стратегическое значение и интересную историю.
Деревянный маяк был построен в 18 столетии и является действующим до сих пор. К сожалению, он не сохранился в своем идеальном состоянии, полюбоваться маяком можно при морских прогулках и экскурсиях или пешком.
Деревянный маяк расположен на пирсе у входа в Петровский канал.
Толбухин маяк получил свое название в честь первого коменданта Кронштадта. Маяк был построен по проекту самого Петра1, в 1719 году из дерева, и лишь спустя столетие маяк перестроили из камня.
Толбухин маяк расположен на искусственно возведенном острове, полюбоваться 30 метровым историческим памятником можно только при морских прогулках.
- Макаровский мост расположен вблизи Якорной площади и выводит к памятнику Макарова. Мост был сооружен в 1912-1913 годах, соединяя две части острова через Петровский овраг. Который, в свою очередь, служил отводом для воды из дока. Макаровский мост существенно облегчил жизнь местным жителям, сократив часть пути.
Согласно историческим фактам, мост строили для Николая 2, чтобы сократить путь царя к Морскому собору, но царь не решился им воспользоваться. Мост был выполнен из стали клепочной конструкцией с деревянным покрытием и ажурным боковым ограждением.
Сейчас мост имеет сварную металлическую конструкцию и асфальтное покрытие, однако свой первозданный вид не потерял. Мост входит в список объектов культурного наследия РФ и прогуляться по нему могут все гости города.
- Синий мост был сооружен в начале 19 столетия, возле этого моста впервые стали замерять уровень воды в Балтийском море. Первые отметки уровня воды стали делать на каменном мосту, а позже прибили к нему медную пластинку. Уровень воды измерял метеограф, дежуривший в деревянной хибарке.
Спустя десятилетия, для измерения воды построили специальный павильон — Кронштадтский футшток, который стал эталонным для измерения воды. Посей день Балтийская система измерения воды по Кронштадтскому футштоку, применяется Россией и другими странами.
Один из старейших измерительных сооружений в России и метку от наводнения 1824 года можно посмотреть свободно, каждому туристу.
Музеи и мемориалы Кронштадта
- Историко-краеведческий музей знакомит туристов с необычной историей создания города. Экспозиции музея расскажут Вам истории строения фортов, и о всех попытках завоевания, из которых ни одна не увенчалась успехом противника. О восстании в 1917 году.
Так же будет интересно познакомиться с военно-морским делом, узнать историю затонувших кораблей. И, конечно же, в музее можно ознакомиться с бытом моряков и военных.
На территории музея регулярно проводятся тематические обучающие лекции для детей. Здесь же можно заказать морские прогулки, а сотрудники музея организует для Вас невероятное морское приключение, в котором профессиональный гид-историк ознакомит со всеми достопримечательностями острова и перенесет Вас на пару-тройку веков назад.
- Морской музей имеет два зала посвященные морской тематике. Основной экспозицией является развитее водолазного дела в Кронштадте. Среди экспонатов можно увидеть первую экипировку водолазов, первое оборудование, подводные аппараты для съемки. Изучить развитие водолазного дела, как проводились первые ныряния и доставались затонувшие ценности с морского дна. Музей раскроет полностью тему, ведь первая школа водолазов здесь была построена в 1882 году.
Вторая экспозиция посвящена морскому делу во время Великой Отечественной войны и подробно ознакомит о бесценном вкладе водолазов того времени.
На территории музея часто проводят тематические выставки, экскурсии, которые подходят и взрослым и детям.
- Музей-квартира Иоанна Кронштадтского открыт не так давно. Иоанн Кронштадтский известен своими благими делами, в свое время он был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Еще при жизни его квартиру посещали паломники.
После смерти Иоанна Кронштадтского канонизировали и причислили к лику святых, а в его квартире проводились церковные службы, чтение молитв. Но с приходом советской власти квартира Иоанна Кронштадтского была разделена под общежитие.
Лишь спустя много лет, в 1995 году квартиру удалось вернуть и воссоздать интерьер жизни святого. Здесь можно посетить молитвенные вечера.
- Музей-кабинет Попова расположен в помещении минного класса учебной лаборатории на территории военно-морской базы. Здесь когда-то, обучал электротехнике военных офицеров Попов А.
Экспозицию составляют первые приборы, изобретенные Поповым (рентгенаппарат и первый радиоприемник), а так же его учебные записи, документы, книги. Многие годы, музей-кабинет Попова был скрыт общих глаз, из-за свое нахождения на военном объекте. Лишь с 21 столетия музей могут посетить все желающие.
- Музей маяков открыт в 2017 году, в честь 300летия работы маяков. Музей расположен в историческом здании 19 столетия, где когда-то размещались казармы. Здесь можно ознакомиться с историей развития маячного дела, еще со времен Петра1, по сегодня.
Узнать особенности устройства и работы, может каждый желающий турист, а сотрудники музея с радостью устроят экскурсии по местным маякам.
- Памятник Петру 1, Был установлен в 1841 году, по приказу Николая 1. Это третий памятник, возведенный в честь царя на территории России. Памятник олицетворяет Петра первого, гордо стоящего, после победы в битве под Полтавой. В одной его руке находится шпага, а в другой поверженный флаг шведов.
Монумент Петра 1, высотой более 8ми метров, располагается в Петровском парке Кронштадта и является его центральной экспозицией.
- Памятник адмиралу Макарову установлен в 1913 году, при открытии которого присутствовал император Николай 2. Мемориал включает в себя композицию трех важнейших событий в жизни адмирала.
Посмотреть на величественный монумент можно на Якорной площади, напротив Морского собора.
- Памятник Колюшке выполнен в виде волны, на которой расположились три небольшие рыбки. Памятник установлен напротив фудштока на стене канала и имеет необычную историю.
Колюшка – рыбка, длинной от 3 до 8 см не считалась пригодной для еды, однако во время ленинградской блокады, когда запасы были съедены, а вся рыба выловлена, именно колюшка спасла жизнь тысячам ленинградцам. Местные жители ловили рыбку, которая проскальзывала сквозь сети, сочками и рубашками.
Котлеты и уха из этой рыбы, позволили выжить множеству людей. С тех пор, почтить память о не легких временах, в день окончания блокады- 27 января, сотни жителей приходят к монументу и приносят цветы.
Святыни Кронштадта:
- Морской Никольский собор – это уникальная достопримечательность города. Собор был возведен в 1913 году, на его освящении присутствовал Николай2. Собор выполнен в морской тематике и посвящен всем погибшим, и на тот момент действующим, морякам военно-морского флота России. Его внутренние убранство напоминает море, на полу изображены морские жители, а окна выполнены в виде иллюминаторов. Высокие купола увенчанные крестами, служили неким маяком для моряков, которые издали виднелись.
Однако, с приходом советской власти, церковь была закрыта, в здании храма открыли клуб. А многие реликвии были уничтожены.
Спустя десятки лет Морской Никольский собор вернули церкви и сейчас, после реставрации, он проводит службы для православных прихожан и гостей города.
Ознакомиться с Святыней, и с не простой историей, можно на Якорной площади.
- Владимирский собор был возведен во второй половине 19 столетия на месте деревянного одноименного собора. Основной достопримечательностью собора является Владимирская икона Божией матери, написанная в 1703 году, по указу Петра Первого.
С приходом советской власти на территории собора разместили склад, а позже здание собора пытались взорвать, что не увенчалось успехом. С 1990 года собор возвращен русской православной церкви.
Спустя годы реставрации, сейчас собор открыт для прихожан, главную реликвию которого, удалось сохранить по сей день.
Парки Кронштадта, где можно прогуляться
- Петровский парк основан на месте площади, где проводились парады и учения.
После возведения на площади памятника Петру 1, было принято решение разбить парк. Теперь величественную скульптуру царя обрамляют кроны зеленых деревьев.
Парк расположен в центральной части города между его историческим центром и набережной. Поэтому отсюда легко добраться к основным достопримечательностям Кронштадта. С окраины парка открывается вид на море, здесь можно прогуляться, отдохнуть на скамейках и полюбоваться маяком и величеством военных кораблей.
- Летний сад был создан еще при Петре 1, представляя собой примыкающий к царскому дому оранжерею, где росли экзотические и необычные для этого края фруктовые деревья и кустарники. Аллея сада, на то время была главной улицей Кронштадта.
Спустя столетия, здание царских домов разрушились, а сад был перепроектирован, с 1806 года сад стал городским и общедоступным. С тех пор и по сей день это одно из любимых мест для прогулок у местных жителей и туристов.
Приехав в Кронштадт, ни один турист не останется равнодушным от величия и истории города-крепости. На его плечи легло множество войн и боевых сражений, которые он с гордостью перенес. Старинные форты, крепости, стены-укрепления огромной толщины сейчас открыты для посещения.
Особенно впечатляющим для туриста будет посещение средней гавани, где посреди города, стоят могучие военные корабли, на фоне которых можно сделать памятное фото.
Особенно ярко запомнится посещение города в день военно-морского флота, день Балтийского флота или день города Кронштадта, здесь вы увидите яркие гуляния с морской тематикой и световыми шоу на воде, которые запомнятся надолго!
kudarus.ru
Что посмотреть в Кронштадте за 1 день: интересные места
Что посмотреть в Кронштадте за 1 день, какие сфотографировать достопримечательности и где они расположены? Недавно я заглянул сюда на денёк и теперь попробую рассказать и показать что же мне удалось увидеть.
Хочется отметить, что Кронштадт открыт для свободного посещения туристами лишь последние 20 лет. А до 1996 года сюда можно было попасть лишь по приглашению знакомых или родственников, либо в связи со служебной необходимостью по специальному пропуску.
Нет никакой гарантии того, что Кронштадт навсегда останется в своём нынешнем «открытом» статусе. Поэтому, кто не был здесь ни разу, рекомендую срочно посетить этот своеобразный город.
Первое мое знакомство с Кронштадтом состоялось в 1991 году. Тогда мы, курсанты военно-морского училища, прибыли сюда, чтобы погрузиться на корабль и уйти в море к берегам Северной Африки. Посмотреть сам Кронштадт не получилось, так как увольнений в город не предполагалось, и мы уже через пару дней отошли от стенки. Побродить по улочкам Кронштадта посчастливилось лишь осенью 1993 года, на свадьбе одноклассника. Тогда Кронштадт казался мне каким-то таинственным и необычным местом.
к оглавлению ↑Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга
Кронштадт расположен на острове Котлин Невской губы и раньше добраться сюда можно было только морем на пароме, который отходил от Ломоносова. В наши дни старая добрая паромная переправа уже не работает, но в Кронштадт с лёгкостью можно добраться автомобильным транспортом по Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга с двух направлений.
Я поехал с южной стороны. Уже у самого Кронштадта дорога проходит через тоннель.
Съезжаем с КАДА и практически сразу оказываемся в Кронштадте.
Как доехать до Кронштадта общественным транспортом? Очень просто и способов несколько. Вот только некоторые из них:
- Автобус №101 от станции метро «Старая деревня» в Кронштадт отправляется с интервалом 10-25 минут.
- Маршрутка К-405 от станции метро «Чёрная речка» каждые 10-20 минут.
- Электричка от платформы «Старая деревня» до железнодорожной станции «Горская», где пересесть на маршрутку К-405.
- Электричка от Балтийского вокзала до станции «Кронштадская Колония», где пересесть на автобус №175.
Для наглядности посмотрите маршрут до Кронштадта на карте.
к оглавлению ↑Достопримечательности Кронштадта
В общем-то кронштадтские достопримечательности, при желании, можно осмотреть за день, если подолгу нигде не задерживаться. На всякий случай, отмечу их для вас на карте.
к оглавлению ↑Интересные места на карте
Карта достопримечательностей (отмечены синими точками) Кронштадта интерактивная — можно двигать, зажав левую клавишу мышки, изменять масштаб.
Итак, начнём по порядку. Приехав в Кронштадт, я оставил машину на улице Мартынова, напротив сквера Подводников, и дальше пошел пешком в сторону Обводного канала.
к оглавлению ↑Сквер Подводников
Мимо сквера Подводников я никак не мог пройти. Здесь установлен вот такой памятник морякам-подводникам, которые в годы Великой Отечественной войны защищали подступы к Ленинграду.
к оглавлению ↑Синий мост
Дальше, по Макаровской улице, мне пришлось пройти по Синему мосту. Мост, действительно, окрашен в синий цвет. Слева от моста — Обводный канал, а справа — Итальянский пруд с выходом в Купеческую гавань. Не торопитесь сразу покидать это место, ведь здесь вы увидите и другие достопримечательности.
к оглавлению ↑Павильон мареографа, кронштадтский футшток
Прямо у Синего моста находится небольшое здание мареографа, напоминающее башенку со шпилем. Павильон мареографа установлен над колодцем глубиной 7 метров, сообщающимся с Финским заливом.
Мареограф представляет собой устройство, состоящее из двух частей — поплавка и самописца. На поверхности воды колодца плавает поплавок, соединённый с самописцем, который автоматически рисует кривую колебаний уровня Балтийского моря.
Кроме того, на мосту установлен Кронштадский футшток — чугунная рейка с делениями. От его нулевого уровня производятся измерения всех глубин и высот в России с 1840 года.
Также я сфотографировал табличку с надписью «3,67 м. 1824», установленную на мосту в память самого разрушительного наводнения в Санкт-Петербурге, произошедшего в ноябре 1824 года.
к оглавлению ↑Памятный знак «Блокадной колюшке»
Но и это ещё не всё. На стенке Обводного канала, у Синего моста, увековечена память о блокадной колюшке.
Благодаря этой маленькой и невзрачной на вид рыбке жители блокадного Ленинграда спасли свои жизни. Её вылавливали в Финском заливе чем только можно и употребляли в пищу, при том что колюшка никогда не была промысловым видом рыбы. Кроме того, из колюшки получали жир для обработки ран и ожогов.
к оглавлению ↑Итальянский пруд
Идём дальше. Прямо возле Итальянского пруда установлены пушки на лафетах. Эти орудия состояли на вооружении фортов и береговых батарей Кронштадтской крепости до середины XIX века. Раньше Итальянский пруд являлся зимней стоянкой для кораблей.
Здесь же есть вот такой кран, при помощи которого с кораблей снимали и выгружали на берег корабельные мачты, а весной, перед началом навигации, эти же мачты снова устанавливали на корабли.
к оглавлению ↑Итальянский дворец
А напротив Итальянского пруда расположен, естественно, Итальянский дворец, построенный в 1720-1724 годы. Другое его название — Меншиковский дворец. Это одно из самых старых зданий Кронштадта.
Возле Итальянского дворца установлен памятник мореплавателю и исследователю Новой Земли Пахтусову П.К., выпускнику Кронштадтского штурманского училища, которое как раз и располагалось в стенах Итальянского дворца с 1798 по 1872 годы.
к оглавлению ↑Петровский канал, Петровский док и маяк
Ну а мы пойдем дальше, в сторону Петровского канала, расположенного между Купеческой и Петровской гаванями. Через канал можно пройти или проехать по Доковому мосту.
Слева от моста по ходу моего движения расположен вход в Петровский док. Это первый сухой док в России, строительство которого было завершено в 1752 году.
В конце Петровского канала установлен деревянный Кронштадский маяк. Ещё его называют Створный маяк. Маяк этот был построен в 1888 году и является действующим по сей день. Экскурсий на маяк нет. Мне удалось сфотографировать его только издалека, так как вход на пирс ограничен забором.
Здесь же я увидел дизель-электрическую подводную лодку «Краснодар», участвовавшую в параде на День Военно-морского флота в Питере.
И другие корабли ВМФ.
к оглавлению ↑Петровский парк
Практически сразу с Докового моста попадаем в Петровский парк, расположенный между Макаровской улицей и Петровской гаванью. Прекрасный парк на этом месте возник благодаря главному командиру Кронштадтского военного порта Беллинсгаузену Ф.Ф., который, вступив в должность в 1839 году, взялся за дело по благоустройству территории. Примечательно, что Фаддей Фаддеевич не привлекал для этого денежные средства из государевой казны, а тратил свои кровные.
В 1841 году на территории парка был воздвигнут памятник Петру I. С этой поры парк и называется Петровским.
Из Петровского парка можно выйти на набережную и полюбоваться Петровской гаванью.
к оглавлению ↑Летний сад
Неподалёку от Петровского парка расположен кронштадтский Летний сад, граничащий с Петровской улицей. Летний сад в Кронштадте создан ещё при Петре I. Здесь был построен его домик, который, к сожалению, до наших дней не сохранился.
Сегодняшняя главная аллея Летнего сада когда-то была самой первой улицей Кронштадта и называлась — Петровская першпектива.
к оглавлению ↑Якорная площадь
Летний сад переходит в овраг Петровского дока, откуда мы поднимаемся по лестнице на Якорную площадь, где расположен Морской собор Святого Николая Чудотворца, памятник адмиралу С.О. Макарову, вечный огонь и Макаровский мост.
Чем примечательна Якорная площадь? Здесь до наших дней сохранилась чугунная мостовая! С середины XVIII до конца XIX веков на этой площади хранились якоря, якорные цепи со списанных кораблей. Отсюда и название площади — Якорная. Позднее площадь официально именовали по разному: Разводный плац и площадь Революции.
к оглавлению ↑Морской собор
Морской собор в Кронштадте заложен в 1902 году. С июня 1913 года, когда Собор был освящён в присутствии царя Николая II, и до 1929 года здесь проводились богослужения. В 1932 году большевики официально закрыли Собор и стали использовать его по своему усмотрению. А именно, в разные годы советской власти в Соборе размещались клуб, кинотеатр, госпиталь, музей и даже театр.
В 2008 году началась реставрация Морского собора. В 2012 году патриарх Кирилл освятил Собор, а 28 мая 2013 года произошло официальное открытие после реставрации и великое освящение.
Посмотрите небольшое видео о том, как выглядит Морской собор внутри. По-моему, очень красиво и впечатляюще.
к оглавлению ↑Памятник адмиралу С.О. Макарову
Бронзовая скульптура Макарова С.О. создана Шевудом Л.В. в 1913 году. В памятнике увековечены различные эпизоды жизни знаменитого адмирала, а также его незабвенные слова: «Помни войну».
к оглавлению ↑Макаровский мост
Макаровский мост был возведен в 1913 году перед самым открытием Морского собора для того, чтобы царь Николай II со своей свитой мог пройти на Якорную площадь с пристани и присутствовать при освящении Собора.
Существует легенда, согласно которой, Николай II сначала не решился пройти через овраг по мосту. Видимо конструкция моста показалась ему не совсем надёжной. Тогда один из присутствующих офицеров вызвался вперёд и строевым шагом прошел по мосту, за что тут же был награждён царём медалью за смелый поступок!
Мост собирали на Кронштадтском пароходном заводе. При советской власти мост имел другое название — Красный, как и улица, с которой он соединял Якорную площадь.
к оглавлению ↑Музеи Кронштадта, экскурсии
После прогулки по Кронштадту у вас ещё остались силы и желание расширить культурную программу? Тогда к вашим услугам музеи Кронштадта. Здесь я их только перечислю и дам ссылки на соответствующие информационные ресурсы.
к оглавлению ↑Музей-квартира Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Часы работы: ежедневно, кроме вторника, с 12:00ч. до 17:00ч. (для одиночных посетителей).Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Посадская, 21/12.
Телефон: (812) 311-77-45, 311-87-02.
Сайт: http://leushino.ru/kvartira/index.html. к оглавлению ↑
Кронштадтский морской музей
Часы работы: среда, пятница, суббота, воскресенье с 11:00ч. до 18:00ч. (вход свободный).Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Андреевская, 5, 2 этаж.
Тел./факс +7 (812) 311-03-00, +7 (931) 366-51-78, +7 (921) 918-10-42 (заказ экскурсий).
Сайт: http://www.fertoing.ru/museum. к оглавлению ↑
Музей истории Кронштадта
Часы работы: в летнее время — ежедневно с 11:00ч. до 18:00ч. и в остальные времена года — ежедневно, кроме среды.Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, Якорная площадь, 2а и ул. Ленинградская, 2 (выставка подводной археологии).
Тел. +7 (812) 435-08-73, (812) 311-95-90.
Сайт: http://www.visitkronshtadt.ru/. к оглавлению ↑
Кабинет-музей А.С. Попова
Часы работы: ежедневно с 10:00ч. до 17:00ч., кроме четверга и воскресенья.Адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Макаровская, 1.
Тел. +7 (812) 236-43-09.
Если вам больше по душе организованные экскурсии, можно забронировать и купить экскурсию по Кронштадту на портале WeAtlas.
Забронировать экскурсию в Кронштадт
к оглавлению ↑Кронштадтские форты
Всё что перечислено выше, это еще не всё. Думаю, чтобы получить полную картину и полное представление о Кронштадте, нельзя обойтись без посещения фортов, расположенных вокруг острова Котлин.
Морскую прогулку по фортам можно совершить на пароме с причала Зимней пристани в Петровской гавани.
В кассах есть полная информация о расписании движения паромов и стоимости экскурсии.
Кроме того, вы можете заказать экскурсию по фортам Кронштадта на сайте необычных экскурсий Tripster. Или здесь же выбрать по душе другие экскурсии по Кронштадту.
Вот такие достопримечательности Кронштадта можно посмотреть за один день. Кроме исторических, памятных мест того или иного города я очень люблю походить и по обычным улочкам, посмотреть его повседневную жизнь. Не обошел я стороной в этом смысле и Кронштадт, но это уже совсем другая история, которая называется «улицы Кронштадта».
к оглавлению ↑Виды Кронштадта на видео
Хорошего вам отдыха!
brodilca.ru
Кронштадт. Часть 1. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.
Кронштадт расположен в Финском заливе на острове Котлин. Одна из версий происхождения названия звучит так. Пётр I во главе отряда судов осматривал возвращённые стране акватории. Вылезли на попавшийся на пути остров. Отряд шведских солдат, нёсший там службу поспешил ретироваться, причём сделал это так быстро, что когда государь подошёл к костру, на котором они готовили для себя еду, котел, стоящий на костре был ещё горячим. Отсюда и пошло Котлин. Теперь это уже и не остров. Через Кронштадт проходит Санкт-Петербургская кольцевая автомобильная дорога, проложенная по дамбе, служащей для защиты города от наводнений. Чтобы устье Невы не получилось запертым, в дамбе сделаны водопропускные сооружения. Издали они напоминают знаменитых истуканов с острова Пасхи, также смотрят в морскую даль немигающими глазами. Только стоят сплочённой шеренгой, как моряки на палубе боевого корабля.
Эти створки, в случае необходимости, опустятся и преградят путь поднявшимся водам Финского залива. (Такое случается при сильном и продолжительном западном ветре).
Пётр I лично участвовал в промере глубин Финского залива, который показал, что здесь мелко, и для прохода судов вариантов немного. Поэтому было принято решение о строительстве на воде фортов, которые бы охраняли эти пути. Первые из фортов были сооружены этой же зимой, и вернувшиеся после начала навигации шведы с удивлением обнаружили, что эпоха вольного плавания закончилась.
Некоторые форты стали доступными из-за того, что дамба прошла по ним или рядом. Воспользуемся данной возможностью и посмотрим, что это за сооружения. В погожий денёк здесь большое количество отдыхающих, многие из них занимаются рыбной ловлей.
Наибольшее скопление рыбаков наблюдается в районе фарватера. Говорят, что там неплохо берёт судак. Но есть отличные места и для любителей уединения и тишины.
Немного грустно видеть следы былого. Когда-то на строительство всего этого было затрачено много сил и средств.
Бывшей огневой точке, в настоящее время, приходится держать оборону, разве лишь, от нечистоплотных посетителей.
После вывода из состава Вооружённых Сил многие фортификационные сооружения заросли неуставными космами.
При ближайшем рассмотрении видно, что качество строительства было очень высоким.
Заглянем внутрь.
Форты оставлены военными, но не Природой. Недавно здесь началась ещё одна жизнь.
Вид на сооружения форта с тыла, со стороны Петербурга. Размеры сооружений, толщина стен (это даже не стены, а каменные валы) поражают. В своё время на форты возили для ознакомления военных «дружественных» (а других, как показывает жизнь, и не бывает) стран. Это не прошло даром, в лобовые атаки на Кронштадт никто не ходил. Так лишние тонны бетона спасли немало жизней.
Подойдём поближе.
Можно забраться внутрь.
Нельзя сказать, что Время сильно разрушило мощные укрепления.
Конечно, нужно обязательно оставить память о своём посещении этих мест.
Город Кронштадт занимает восточную часть острова. В первой половине XVIII века его опоясали крепостной стеной (перестраивалась Тотлебеном в XIX веке). В наше время от неё сохранились фрагменты. Да и подход во многих местах затруднён. Самое правильное представление о виде крепости снаружи сейчас может дать участок стены около ворот в старый Кронштадт.
Внутренняя сторона более доступна. Состояние её различно.
Ворота к морю. Возможно, просто разобрали часть кладки в нужных нишах.
Для того, чтобы увидеть значительную часть города, достаточно обойти его по улицам, прилегающим к водам Финского залива, в случае необходимости отходя к центру. Начинаем двигаться вдоль северной части Кронштадта (именно там и сохранились фрагменты крепости).
(Здание на ремонте. Окна заставлены плакатами).
Это тоже явно никак не используются. Военный кластер в городе значительно урезан, а новые хозяева пока рождаются без особой спешки.
Рубка подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана». Которая была заложена 25 октября 1952 года, а введена в состав ВМФ 18 октября 1953 года. Построена в Горьком, прослужила в Кронштадте 37 лет. Как же она совершила такой путь? Нельзя ли было построить завод поближе к морю?
У корабельного орудия можно представить себя артиллеристом.
Памятник морякам Балтики.
Долгое время Кронштадт был закрытым городом. Местные жители ( я много раз бывал здесь по работе) часто вспоминают то патриархальное безмятежное время, когда они варились в собственном соку. Сейчас это в прошлом. И, надо сказать, что открытость идёт Кронштадту на пользу. Он становится опрятней и интересней для туристов. Многие уголки его выглядят вполне достойно и чисто. Что, в общем-то не удивительно при таком количестве боцманов на душу населения…
Но, конечно, мест, требующих ремонта, много. Значительная часть из них принадлежит военному ведомству. С учётом новых веяний в армии, когда солдаты-срочники должны быть освобождены от каких-либо работ, вплоть до того, что мыть полы и посуду будут гражданские лица, трудно сказать, кто уберёт мусор на территории или подкрасит дверь.
Одна из центральных улиц — Советская.
По одну сторону улицы тянется сквер. В нём установлен памятник Фаддею Беллинсгаузену, открывателю Антарктиды, бывшему долгое время военным губернатором Кронштадта.
Несмотря на большую загруженность наших моряков в походах, косвенные признаки указывают на то, что дома они бывают…
Противоположной стороной сквер выходит к Обводному каналу.
На поворотах канал расширялся, чтобы было удобнее осуществлять проводку судов.
Расположенная в тени деревьев табличка извещает, что в этом месте проходила Малая Дорога Жизни, которая соединяла Горскую (северный берег Финского залива), Кронштадт и Ораниенбаум. Территория вокруг города Ораниенбаума ( Ораниенбаумский пятачок) удерживалась советскими войсками всю Великую Отечественную войну. Это обстоятельство помогло сохранить нашим войскам контроль над частью акватории Финского залива.
Мы выходим на Якорную площадь — главную площадь Кронштадта. Морской Никольский собор введён в строй в 1913 году.
Собор огромен и величественен. Его высота превышает 70 метров, диаметр купола 27 метров. Зайдём внутрь.
У входа установлен огромный стенд с размещёнными на нём фотографиями рабочих, восстановивших собор.
Спасибо вам, дети степей и гор за то, что восстанавливаете и строите для российских христиан православные храмы. Если бы не вы…
Вечный Огонь на Якорной площади.
Продолжаем движение в сторону восточной оконечности Кронштадта (самой близкой к Петербургу).
Церковь Николая Чудотворца 1905 года. Относится она к Морскому госпиталю. Несмотря на успехи современной медицины, часто остаётся надеяться только на чудо. И оно может случиться, если очень сильно в него поверить…
Идём дальше.
И выходим к интересному зданию. Его можно было бы отнести к сооружению в стиле пролетарского классицизма, когда у понравившейся церкви ликвидировали верхушку. Но это оказалась первая в России водонапорная башня, в которой, в настоящее время, расположен музей истории города.
Рядом памятник водовозу.
С другой стороны здания размещены экспонаты, выполненные из подручного материала (правильней даже подножного, т.к. это обычный мусор).
С территории Водоканала на гуляющих поглядывает бывшая лютеранская церковь Св. Елизаветы 1836 года. Она была закрыта в 1925 году из-за массового отъезда из России почти всех прихожан — немцев, латышей, эстонцев, шведов и финнов. Какое-то время её здание стояло на распутье, раздумывая, чем теперь заняться, а после Великой Отечественной войны окончательно выбрало для себя благородное занятие по снабжению Кронштадта питьевой водой. Источников которой в городе два. Труба, проложенная по дну Финского залива из Ломоносовского района и очистные сооружения, готовящие воду самого залива (она пресная).
Памятный воинский знак. В верхней части фотографии крупно показано то, что находится на верхней грани памятника.
Часовня Спас-на-водах 1904 года.
Памятник Кронштадтскому десанту. На рассвете 5 октября 1941 года более 500 моряков с нескольких кораблей Кронштадтской базы высадились на побережье в районе Петергофа, занятое немцами. Сражение длилось три дня, по истечении которых Кронштадтский десант был уничтожен. После войны на месте боёв была найдена солдатская фляга с короткой запиской внутри «Живые, пойте о нас. Мишка.» Эти слова сейчас можно прочитать за памятником.
Остров Котлин заканчивается причалом.
Вдали видны здания Санкт-Петербурга.
Здесь же находится городской пляж. Информационная табличка сообщает, что он охвачен Wi Fi.
Вдали Пороховой форт.
Можно взять лодку и поплавать в акватории.
boris-mavlyutov.livejournal.com