Портал:Камбоджа — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Королевство Камбоджа — конституционная монархия в юго-восточной Азии с населением более чем 13 миллионов человек. Большинство камбоджийцев являются буддистами. Основная этническая группа — кхмеры.
На востоке граничит с Вьетнамом, на севере граничит с Лаосом, на северо-западе — с Таиландом. Ангкор-Ват («город-храм») — самый большой в мире храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже, среди развалин древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Занимает площадь в 2 км², являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152). Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен — одна в центре и четыре по краям. Центральная башня возвышается над землёй на 65 м и символизирует мифическую гору Меру, которая является центром всего мира. Вдоль каждого из трёх уровней проходят галереи. Галереи первого уровня, общая длина которых приблизительно 800 м, украшены барельефами высотой 2 м, изображающими различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Галереи второго уровня украшены скульптурными изображениями танцовщиц, общее количество которых около двух тысяч. Ангкор-Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой и проходят в Ангкор-Ват. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра. (Подробнее…) В этом разделе Вы можете оставлять запросы на статьи о Камбодже Недостающие статьи: — |
Баттамбанг — Википедия
Баттамба́нг (кхмер. ខេត្តបាត់ដំបង; kʰɐet batɑmbɑːŋ) — провинция (кхет) в северо-западной части Камбоджи. Площадь составляет 11 702 км²; население по данным на 2008 год — 1 024 663 человека[1]. Административный центр — город Баттамбанг. Юго-запад провинции занимают покрытые лесом Кардамоновы горы; северо-восток каждый год заливается водами озера Тонлесап.
Название провинции, как и её административного центра, в буквальном переводе с кхмерского означает «потеря палицы». С возникновением данного наименования связана легенда о Дамбанг Краньонге (кхмер. ដំបងក្រញូង; dɑmbɑːŋ krɑɲoːŋ; букв. «дубина из красного дерева»)[2]. Согласно этой легенде, город получил своё название от места, куда упала волшебная палица, вырезанная из священного дерева Краньонг. Дровосек Дамбанг бросил палицу в короля, когда тот, желая вернуть себе престол, прискакал к дворцу на волшебном белом коне. Так как конь взвился высоко в небо, палица пролетела мимо. Там, где она упала, рис разных сортов стал расти сам по себе. Через некоторое время люди построили в тех местах большой город и назвали его Баттамбанг — «Место, где упала пропавшая палица».
Люди издавна селились на территории нынешней провинции Баттамбанг, земля здесь была очень плодородная, так что рис, фрукты и овощи давали отличный урожай. Свидетельством тому — руины ангкорских памятников XI—XII вв. в провинции, таких как
В XV—XVIII вв. на территорию провинции вторгалась армия соседнего Сиама. В 1795 году Сиам аннексировал большую часть северо-западной Камбоджи, включая провинции Баттамбанг и Сиемреап. Под властью Сиама северо-восточная Камбоджа входила в провинцию (чангват) Пхра Табонг. В 1907 году по соглашению с Францией провинции были переданы обратно Камбодже, чтобы стать частью Французского Индокитая. После этого территория провинции неоднократно меняла свой состав и приобрела современный вид в 1998 году, когда из её состава был выделен автономный округ Пайлин.
В 1967 году на территории провинции силами безопасности Сианука было жестоко подавлено крестьянское восстание. При красных кхмерах в 1975—1979 годах жители городов были выселены в сельскую местность для принудительного труда. После поражения красных кхмеров провинция долго оставалась их оплотом сопротивления правительственным войскам (до 1996 года).
По данным на 2013 год численность населения составляет 1 138 076 человек[3]. По данным переписи 2008 года население насчитывало 1 025 174 человека.
Динамика численности населения провинции по годам:
1998 | 2005 | 2008 | 2013 |
---|---|---|---|
793 129 | 997 840 | 1 025 174 | 1 138 076 |
В административном отношении территория провинции делится на 13 округов (сроков):
Код | Рус. | Кхмерск. | Лат. |
---|---|---|---|
0201 | Банан | បាណន់ | Banan |
0202 | Тмакоуль | ថ្មគោល | Thma Koul |
0203 | Баттамбанг | បាត់ដំបង | Bat Dambang |
0204 | Бавиль | បាវិល | Bavel |
0205 | Экпном | ឯកភ្នំ | Ek Phnom |
0206 | Маонгрыхсэй | ម៉ោងឬស្សី | Moung Ruessei |
0207 | Ратанакмондоль | រតនមណ្ឌល | Rotanak Mondol |
0208 | Сангкаэ | សង្កែ | Sangkae |
0209 | Самлот | សំឡូត | Samlout |
0210 | Сампыулун | សំពៅលូន | Sampov Loun |
0211 | Пномпрык | ភ្នំព្រឹក | Phnum Proek |
0212 | Камриенг | កំរៀង | Kamrieng |
0213 | Кахкрала | កោះក្រឡ | Koas Krala |
Провинцию называют «камбоджийской рисовой чашей», в ней сильно сельское хозяйство с большим производством риса. В дождливый сезон 2006 года 2 440,14 км² было культивировано рисом на производство, средняя урожайность составила 2,2 тонны с гектара, а общий урожай 536 830,8 тонн. С учётом резервов для потребления, семян, корма для животных и потерь во время сбора урожая, около 300 тысяч тонн осталось на продажу. Департамент сельского хозяйства Камбоджи выделяет качественные селекционные семена фермерам и выделяет значительные средства на эксперименты во многих районах провинции.
В дополнение к рису, другие культуры были посажены на 98 342 га, в том числе около 420 км² кукурузы, 400 км² красной кукурузы, 180 км² маниоки, 2,42 км² батата и многих других культур, включая зеленые бобы и перец чили. Также 501,78 км ² было занято техническими культурами, такими как земляные орехи, соя, джут, сахарный тростник. Провинция также производит в заметных количествах ананас, кунжут, грейпфрут, пальмовое масло и шафран.
Кроме земледелия, местные жители, в основном занимаются животноводством, семеноводством риса, производства кормов для животных и т. д., а несколько ферм занимаются селекцией скота. В провинции Баттамбанг 12 рыболовецких лотов, и промысел рыбы превысил 7000 тонн в 2006 году, из которых 990 тонн было выловлено на рисовых полях местными семьями. В провинции 37 рыболовецких общин, каждая из которых насчитывает более 300 членов.
Национальное шоссе № 5 проходит через провинцию и соединяет город Баттамбанг с Пномпенем. Оно недавно отремонтировано, и теперь поездка занимает около 4 часов, расстояние между двумя городами — 290 км. Расстояние от Баттамбанга до Сиемреапа 170 км (через Сисопхон), дорога занимает 4—5 часов. Дорога между Баттамбангом и Сисопхоном находится в хорошем состоянии, расстояние — 68 км. Дорога № 57 соединяет город Баттамбанг с Пайлином, расстояние — 83 км.
Через провинцию проходит железная дорога из Пномпеня через Баттамбанг до Сисопхона, построенная в 1930-е годы французами. Во время гражданской войны железнодорожная инфраструктура была сильно разрушена. Пассажирское сообщение с Пномпенем было окончательно остановлено в 2009 году. Соглашение о восстановлении национальной железнодорожной сети было подписано между камбоджийским правительством и частными компаниями. Ожидается, что железнодорожное сообщение с Пномпенем снова откроется в 2012 году.
Имеется сообщение по воде с Сиемреапом; водный путь проходит через узкие каналы и болотистую местность. В городе Баттамбанг имеется аэропорт (IATA: BBM), который в настоящее время бездействует.
Ват Эк Пном[править | править код]
Это атмосферный, частично разрушенный, храм XI века, расположенный в 11 км к северу от города Баттамбанг. Он занимает площадь 52 м на 49 м и окружен остатками латеритовой стены и древним бараем — искусственным водным резервуаром. На резной перемычке дверного проема восточного входа в центральный храм — барельеф с известным индуистским сюжетом Пахтанья Молочного океана; по сторонам храма в верхней части также имеются хорошо сохранившиеся барельефы. Возведение огромной статуи Будды рядом с храмом было остановлено властями, так как это нарушило бы целостность древнего архитектурного ансамбля
Ват Банан[править | править код]
Ват Банан расположен в 25 км к югу от города Баттамбанг и является куда более скромной версией знаменитого Ангкор-Вата. Построен в X веке. В настоящее время это популярное место для пикников[5].
Кампинг Пуой[править | править код]
Грандиозное гидротехническое сооружение, возведенное во времена красных кхмеров ценой десятков тысяч жизней — массивная дамба между двумя холмами и большое водохранилище, имеющее важное значение для ирригации и по сей день. Ёмкость водохранилища до 110 млн м³ воды. Находится в 35 км к западу от Баттамбанга[6].
Эта страница или раздел содержит текст на языках стран Азии. Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно. |
Пномпень — Википедия
Чеди перед пагодой Ват Пном в ПномпенеПномпе́нь (кхмер. ភ្នំពេញ) — столица Камбоджи, город центрального подчинения, располагается на реке Тонлесап (у впадения её в р. Меконг).
Население — 1 501 725 жителей (2012 год)[1].
Возник в 1372 году. Согласно легенде, основан монахиней по имени Пень, которая увидела плывущий по реке Меконг ствол дерева лумбанг, в ветвях которого что-то блестело. Оказалось, что это 4 бронзовые статуи Будды и одна каменная. Статуи, возможно, были смыты из одного из лаосских храмов.
При содействии Пень рядом с её домом был насыпан большой холм (пном), и установлен алтарь, на котором были размещены изваяния. Впоследствии на этом месте возник монастырь Ват Пном. Пном (Дон) Пень по-кхмерски обозначает холм (матушки) Пень[2].
Пномпень прежде был известен под названием Кронг Тьактомук (кхмер. ក្រុងចតុម្មុខ) — «Город на слиянии четырёх рек». Дело в том, что город расположен на слиянии рек Меконг, Бассак и Тонлесап, которые образуют букву «X».
Впервые столицей город стал в 1431 году, когда правивший в то время король Понъя Ят, бежавший от тайского разгрома, перенёс столицу из Ангкор-Тхома. В ступе на Ват Пноме хранятся останки Понъя Ята и королевской семьи.
Пномпень оставался королевской столицей в течение 73 лет с 1432 по 1505 год. Затем он был покинут последующими королями на 360 лет из-за борьбы за престол. Столица несколько раз перемещалась и находилась то в Срей Сантхор, то в Поусате, то в Ловеке, то в Удонге.
Только в 1866 году, в правление короля Нородома I Пномпень стал постоянным местом нахождения правительства и столицей Камбоджи, а также тем местом, в котором был построен Королевский дворец. Начиная с 1870-х годов, французские колониальные власти превратили деревушку на реке в город, в котором они построили гостиницы, школы, тюрьмы, бараки, банки, конторы, телеграф, суды и больницы. В 1872 году современный город впервые обрел форму, когда французы заключили контракт с подрядчиком Le Faucheur на постройку 300 каменных домов для продажи и сдачи в аренду китайским торговцам. Всем известно здание Пса Тхмей (Нового рынка), построенное французами.
К 1920-м годам Пномпень был известен уже как «Азиатская жемчужина», и в последующие сорок лет продолжал быстро развиваться, особенно с постройкой железной дороги до Сиануквиля и международного аэропорта Почентонг. В правление Сианука инфраструктура Пномпеня претерпела основательную модернизацию[3].
Во время Вьетнамской войны территория Камбоджи использовалась для баз северовьетнамской армии и Вьетконга, и тысячи беженцев хлынули в город со всей страны, спасаясь от боевых действий между правительственными войсками, северовьетнамской армией, войсками Южного Вьетнама и их союзниками, и красными кхмерами. К 1975 году население города было уже около 3 миллионов, большинство из которых были беженцы[4]. Красные кхмеры взяли город 17 апреля 1975 года. Большинство жителей было эвакуировано в трудовые лагеря в сельской местности[5]. Высшая школа Туол Сленг была превращена полпотовцами в тюрьму S-21. Пол Пот хотел вернуть страну к аграрной экономике и его машина устраняла «лишних» людей — политических противников, нац. меньшинства, буддистских монахов и просто образованных людей. Много людей умерло от голода в результате провала экономической модели аграрного общества, — Камбоджа продавала рис Китаю в обмен на оружие. Тюрьма S-21 теперь Музей геноцида Туол Сленг, где экспонируются орудия пыток полпотовцев и фотографии их жертв. Жертв убивали на полях смерти в Ченгъэк в 15 км от Пномпеня и закапывали их во рвах. Теперь это место тоже является мемориалом жертвам режима.
7 января 1979 года вьетнамская армия выбила красных кхмеров из Пномпеня[6], и люди стали возвращаться в город. Исторически у Камбоджи было много конфликтов с Вьетнамом, поэтому факт освобождения страны вьетнамцами вызывает смешанные эмоции у камбоджийцев. Начался период восстановления, правительство привлекало иностранные инвестиции и помощь, в первую очередь таких стран как Франция, Австралия и Япония. На займы Азиатского банка развития и Всемирного банка было восстановлено водоснабжение, дороги и другая инфраструктура. Перепись 1998 года насчитала 862 000 жителей в Пномпене[7], в 2008 году в городе уже насчитывалось 1,3 миллиона человек[8].
Пномпень находится в южной части центрального региона Камбоджи, и полностью окружен территорией провинции Кандаль. Столичный округ расположен на берегах рек Тонлесап, Меконг и Бассак. Эти реки являются источником пресной воды и других природных ресурсов для города. Пномпень находится на высоте 11.89 м над уровнем моря, высок риск затопления некоторых районов в дождливый сезон, когда реки могут выходить из берегов.
Город занимает площадь в 290 км², сельскохозяйственные угодья в округе занимают площадь в 33,67 км² (13 миль²).
Климат[править | править код]
В Пномпене тропический муссонный климат с ярко выраженными сухим сезоном и сезоном дождей. Климат жаркий круглый год, с незначительными колебаниями температуры. Температура в городе варьируется от 18° до 38 °C. С мая по октябрь со стороны Сиамского залива дуют влажные муссоны. Северо-восточные муссоны приносят сухой сезон с ноября по апрель. Самое большое количество осадков выпадает в городе в период с августа по октябрь, самые сухие месяцы — январь и февраль.
Самый лучший период для посещения Пномпеня — с ноября по январь, когда температура и влажность ниже, чем в остальные месяцы.
Климат Пномпень | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | 31,5 | 32,8 | 34,9 | 34,9 | 34,3 | 33,5 | 32,5 | 32,5 | 32,3 | 31,1 | 29,9 | 30,1 | 32,5 |
Средний минимум, °C | 21,9 | 23 | 24,1 | 25 | 25,3 | 25 | 24,7 | 24,6 | 24,3 | 23,8 | 22,7 | 21,7 | 23,8 |
Норма осадков, мм | 25,5 | 11,5 | 58 | 101 | 111,6 | 177,1 | 195 | 172 | 248,8 | 318,9 | 135 | 80,3 | 1635,6 |
Источник: HKO |
Тронный зал королевского дворца
-
«Серебряная пагода»
Павильон «Лунный свет» королевского дворцового комплекса
-
Исторический центр (и деловой квартал на заднем плане)
- ↑ Facts (англ.) (недоступная ссылка). Phnom Penh City. Дата обращения 24 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Поспелов, 2002, с. 333.
- ↑ K-media. Retrieved August 23, 2009.
- ↑ Stuart-Fox, William, The Murderous Revolution: Life & Death in Pol Pot’s Kampuchea, Alternative Publishing Co-Operative Limited, 1985, pp. 17.
- ↑ Stuart-Fox, pp. 7.
- ↑ Vietnamese take Phnom Penh, History Today
- ↑ General Population Census of Cambodia 1998, National Institute of Statistics, Ministry of Planning, Phnom Penh, Cambodia
- ↑ Cambodian 2008 census preliminary results, Statistics Japan 2-6, Tables 2.2-2.6
| ||||||||||
Кампонгсаом — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сиануквиль, или Кампонгсаом[2] (кхмер. ព្រះសីហនុ — Прэахсиханук[3]) — город-провинция в Камбодже, основной морской порт страны и развивающийся пляжный курорт. Расположен в 200 км к юго-западу от Пномпеня на берегах бухты Кампонгсаом. Сиануквиль имеет статус города-провинции (кронг). Население — 199 902 чел. (2008, включая сельские коммуны). Городское население составляет 89 846 чел. (2008)[1].
Город был основан в 1954 году как глубоководный порт[4]. Проект строительства спонсировали французы, а американцами была построена автотрасса до столицы. После свержения короля Сианука, при котором был построен город и в честь которого он назван, Сиануквиль был переименован в Кампонгсаом, а потом обратно в Сиануквиль. В 1990-е годы город заново расцвёл. Здесь обосновались иностранцы, открывшие кафе, рестораны, книжные магазины и дайвинг-центры.
Территория провинции делится на 3 округа (кхан): Миттапхеап, Прей-Ноп и Стынг-Хау.
Код | Рус. | Кхмерск. | Лат. | Население, чел. (1998) |
---|---|---|---|---|
1801 | Миттапхеап | មិត្តភាព | Mittakpheap | 67 440 |
1802 | Прей-Ноп | ព្រៃនប់ | Prey Nob | 75 142 |
1803 | Стынг-Хау | ស្ទឹងហាវ | Stueng Hav | 13 108 |
Население Сиануквиля занимается обслуживанием туристической инфраструктуры и морского порта, в городе находится крупный пивоваренный завод. Крестьяне занимаются рыболовством, выращивают рис, овощи и фрукты.
В 18 км от города находится Международный аэропорт Сиануквиль (IATA: KOS). В 2009 году завершена реконструкция ВПП. 14 декабря 2011 года авиакомпания Cambodia Angkor Air возобновила пассажирские рейсы между Сиануквилем и Сиемреапом. Рейсы осуществляются три раза в неделю самолетами ATR-72.
Железнодорожное сообщение между Сиануквилем и Пномпенем было закрыто несколько лет назад из-за плохого состояния железнодорожного полотна. Железная дорога долгое время находилась на реконструкции. 28 декабря 2012 г. Toll Royal Railway объявила об открытии грузового движения на линии Пномпень — порт Сиануквиль (254 км).[5] Контейнерные перевозки будут осуществляться три раза в неделю.
По состоянию на 2016 год возобновлено и пассажирское сообщение. Поезда ходят регулярно и по расписанию, с отправлением в 7 утра из Сиануквиля и Пномпеня по субботам и воскресеньям. А также по пятницам в 15:00 из Пномпеня в Сиануквиль, и по воскресеньям в 16:00 из Сиануквиля в Пномпень. Поезда идут по маршруту Пномпень-Такео-Кампот-Сиануквиль. На маршрут поставлены отремонтированные сидячие вагоны с полностью обновлённым салоном и кондиционированием воздуха в салоне. Билет на поезд стоит от 4 до 7 долларов США, в зависимости от пункта старта и пункта назначения.
Город связан с Пномпенем Национальным шоссе № 4 (229 км), с Кампотом — Национальным шоссе No.3 (100 км), по шоссе No.48 можно доехать до Кахконга и дальше до тайской границы в районе Трата.
В городе расположен единственный глубоководный морской порт — автономный порт Сиануквиль[en]. В гавани порта на волноломе (островок KohPrib) находится яхтенная стоянка — марина Океания (Marina Oceania (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 20 апреля 2015 года.). Строительство марины и её открытие широко освещалось в местной и мировой прессе[6][7].
Пляж Серендипити в СиануквилеСиануквиль — развивающийся пляжный курорт. Главная достопримечательность города — это пляжи и острова. Город к настоящему времени обладает развивающейся туристической инфраструктурой, включая гостиницы, кафе, рестораны, дайвинг-центры, турагентства, бары.
На территории провинции в 18 км к востоку от города находится Национальный парк Реам.
На юге, в 9 км от федеральной трассы, ведущей из Сиануквиля в Пномпень, расположен водопад Кбал Чхай.
-
Вид на город с холма
-
Вид на окраину рядом с портом
-
Вид на окраину
-
Вид с холма на центр города
-
Будда на центральной площади
-
Рыбаки с вечерним уловом
-
В туристическом квартале
-
Вид на пляж «Отрес» и острова
-
В центре города
Ангкор — Википедия
Схема расположения достопримечательностей Ангкора.Ангко́р[1] (кхмер. អង្គរ, Ангко[2] (в пер. с санскр. नगर нагара — «город»[3])) — область Камбоджи, которая была центром Кхмерской империи, процветавшей примерно с IX по XV века, в которой в настоящее время сохранились руины многочисленных храмов и построек, включая Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом — выдающиеся памятники искусства кхмеров, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слово «Ангкор» происходит от санскритского «нагара» (नगर), что означает «священный город»[4]. Ангкорский период начался в 802 г. н. э., когда кхмерский император Джаяварман II объявил себя «Вселенским монархом» и «Богом-царем», и продолжался до конца XIV века.
Руины Ангкора находятся среди лесов и сельскохозяйственных угодий к северу от озера Тонлесап и к югу от плато Кулен, недалеко от современного города Сиемреап, в провинции Сиемреап. Этот бурно развивающийся туристический центр имеет международный аэропорт и множество современных отелей. Расстояние от центра Сиемреапа до главного храма комплекса — Ангкор-Вата около 5 км.
До нашего времени Ангкор дошёл не совсем как город, а скорее как город-храм. Во времена Кхмерской империи жилые и общественные здания строились из дерева, которое быстро разрушается под воздействием жаркого и влажного тропического климата. При возведении храмов чаще всего использовался песчаник. Крепостные стены были выложены из туфа. Этим и объясняется относительно хорошая сохранность храмовых и фортификационных сооружений при полном отсутствии жилой застройки. Однако в период расцвета империи в одном только Ангкор-Тхоме жило более миллиона человек, что больше любого европейского города того времени[источник не указан 515 дней].
Размеры комплекса Ангкор — 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг.
В 2007 году международная команда исследователей с использованием спутниковых фотографий и других современных технологий пришли к выводу, что Ангкор был крупнейшим доиндустриальным городом в мире[5]. В Ангкоре существовала сложная сеть управления водными ресурсами, которая была использована для систематической стабилизации, хранения и распределения воды по всей площади.
Эта сеть, как полагают, была использована для орошения, с тем чтобы компенсировать непредсказуемый сезон дождей и также поддержать растущее население. Хотя размер его населения остается предметом исследований и дискуссий, вновь выявленные сельскохозяйственные системы в области Ангкора, возможно, поддерживали до 1 миллиона человек.
Существуют несколько литературных произведений, посвящённых Ангкору: «Ангкорский паломник» Пьера Лоти, «В тени храмов Ангкора» Тадеуша Шафара и «Ангкор и кхмерская империя» Джона Аудрика.
Основание[править | править код]
Ангкорский период, предположительно, начался после 800 г. н. э., когда кхмерский император Джаяварман II провозгласил независимость Камбуджадеши (англ. Kambujadesa, совр. — Камбоджа) от Явы и основал свою столицу Харихаралайя на севере озера Тонлесап. Посредством военных кампаний, союзов, браков и даров в виде земельных наделов он достиг объединения страны, раскинувшейся от Китая на севере, Тямпа (ныне Центральный Вьетнам) на востоке, океана на юге и до местонахождения камня с надписью «Земли кардамона и манго» на западе. В 802 г. н. э. Джаяварман II провозгласил себя «Вселенским монархом» (Чакравартин) и, в стремлении продемонстрировать свою преемственность и связь с культом бога Шива, «Богом-королём» (Девараджа). До объединения Джаяварманом II, Камбоджа состояла из ряда политически независимых княжеств, известных как Бапном и Ченла.
Храм Та Прохм был построен королём Джайяварманом VII в память о своей матери. С момента окончания гражданской войны в Камбодже и после включения комплекса Ангкор в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году в остальных храмах ведутся активные реставрационные работы.
Например, Преа-Кан (по-кхмерски «священный меч») — огромный храм, построенный в честь победы над тямами королём Джайяварманом VII в конце XII века. По другой версии храм был посвящён памяти отца короля. Ещё в конце девяностых годов XX века, как и Та Прохм, он представлял собой покрытые джунглями развалины с росшими на них исполинскими деревьями, однако растительность постепенно удаляют.
Вид на Ангкор-Ват.Храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов[источник не указан 515 дней]. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. Поэтому, обычно применяется следующий способ их реставрации: сначала строение очищают от растительности. Это очень трудоемкий процесс, так как корни деревьев вросли и переплелись с камнями. На удаление одного большого дерева уходит в среднем четыре месяца. Беспорядочно валяющиеся обрушившиеся блоки разбирают и фотографируют. Также частично разбирают и остатки ещё стоящих стен. Полученную таким образом информацию обрабатывают при помощи специальных компьютерных программ. Компьютер по форме вырезанных на блоках «замков» и фрагментов резьбы воссоздает изначальное взаимное положение этих блоков. Потом сооружение заново собирают из оригинальных блоков и новых, изготовленных взамен утраченных из такого же песчаника[источник не указан 515 дней]. Пример успешно законченной реставрации такого рода — одна из библиотек на территории Ангкор-Вата (выполнена японскими специалистами). В 2006—2010 гг. самые объемные реставрационные работы велись на площади храма Бапуон, расположенного на территории Центрального Ангкор-Тхома.
Французский натуралист Анри Муо, в 1861 году заново открывший Ангкор после четырёх столетий забвения, так писал в своем сообщении: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»[источник не указан 515 дней].
Наиболее известный и хорошо сохранившийся храм Ангкор-Ват строили 30 лет в правление Сурьявармана II. После смерти короля храм стал усыпальницей-мавзолеем.
В расположенной на расстоянии двух километров крепости Ангкор-Тхом заслуживает особого внимания центральный храм Байон и его 54 огромные башни, каждую из которых украшают четыре обличья Будды. По одной из версий в образе Будды был представлен портрет самого короля. Этот храм был последним построенным в Ангкоре крупным культовым сооружением[источник не указан 515 дней].
Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена войн с тямами и таями. В 1431 году сиамские войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её. В декабре 1992 года ЮНЕСКО включила его в список мировых памятников культурного наследия, а через год в Токио был создан международный координационный комитет.
Строительство Ангкора продолжалось в течение четырёх столетий. Его начал основатель ангкорской династии принц Джайяварман II в 802 г., а последние храмовые комплексы были возведены королём Джайяварманом VII в XII веке. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. По другой версии, в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника[источник не указан 515 дней]. Интересно, что все преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства: каждый новый правитель достраивал город таким способом, что его центр постоянно смещался, и центр старого города оказывался на окраине нового[источник не указан 515 дней]. В центре каждый раз возводили пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира.
Развалины Ангкора из космосаНа ступенчатой пирамиде-храме Пном-Бакенг, которая входит в храмовый комплекс Ангкор, написано, что его назначение «символизировать своими камнями движение звезд»[источник не указан 515 дней].
- Альбанезе Марилия. Ангкор. Величие кхмерской цивилизации / Пер. У. В. Сапциной. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2003. — 296 с.: ил. — ISBN 5-17-020640-2
- Виноградов Б. П. Башни Ангкора. — М.: Известия, 1985. — 176 с.: ил.
- Гозе А. Вьетнам и Ангкор-Ват. Иллюстрированный путеводитель / Пер. И. В. Павловой. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2009. — 312 с.: ил. — Серия «Дорлинг Киндерсли. Путеводители».
- Дажен Брюно. Кхмеры / Пер. с франц. В. Е. Степанова. — М.: Вече, 2009. — 432 с.: ил. — Серия «Гиды цивилизаций». — ISBN 978-5-9533-2738-1
- Дажен Брюно. Ангкор. Лес из камня / Пер. Е. Батыревой. — М.: АСТ, Астрель, 2003. — 192 с.: ил. — Серия «Города-музеи. Открытие». — ISBN 5-17-017626-0
- Миго Андре. Кхмеры (история Камбоджи с древнейших времен) / Пер. с франц. Е. П. Дементьевой. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1973. — 352 с.
- Седов Л. А. Ангкорская империя. Социально-экономический и государственный строй Камбоджи в IX—XIV вв. / Под ред. К. М. Ашрафян. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1967. — 260 с.: ил.
- Higham, The Civilization of Angkor;
- Evans, D., Pottier, C., Fletcher, R., Hensley, S., Tapley, I., Milne, A., & Barbetti, M. (2007). A comprehensive archaeological map of the world’s largest pre-industrial settlement complex at Angkor, Cambodia. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104(36), 14277-14282;
- Chandler, A History of Cambodia;
- Coedès, Pour mieux comprendre Angkor;
Камбоджи — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Индия около 600 до н. э. и МахаджанападыКамбоджи — кшатрийское древнеиндийское племя, часто упоминаемое в санскритской литературе и литературе пали. Самое раннее упоминание названия «камбоджа» можно встретить в одной из Брахман — «Вамша-брахмане», датируемой учёными VII веком до н. э. Племя и царство камбоджей упоминается в «Махабхарате» и в Ведангах.
Царство камбоджей располагалось на северо-востоке современного Афганистана и граничило с Гандхарой.[1] Одни учёные причисляют древних камбоджей к индоариям[2][3][4][5][6] или допускают такую возможность,[7] тогда как другие говорят о наличии у них как иранских, так и индийских черт.[8][9][10][11] По мнению большинства современных учёных, камбоджи были древними иранцами[12][13][14] и имели общее происхождение с индоскифами. Учёные также описывают камбоджей как царский клан саков и скифов.[15][16][17][18][19][20][21] Во время индоскифского вторжения в Индию, произошедшего в докушанский период, камбоджи начали мигрировать на юг: в Гуджарат, Южную Индию и на Шри-Ланку, а позднее — также и в Бенгалию и Камбоджу. Миграции продолжались в течение почти семи столетий: со II века до н. э. по V век. Потомки камбоджей правили мелкими княжествами в средневековой Индии.
Потомками древних камбоджей принято считать племя камбодж в Пенджабе[5][22][23][24][25][26] и некоторые племена в афганской провинции Нуристан.[27][28]
- ↑ Encyclopaedia Indica, «The Kambojas: Land and its Identification», First Edition, 1998 New Delhi, page 528
- ↑ Some Ksatriya Tribes of Ancient India, 1924, p 231-32, B. C. Law; Indological Studies, 1950, p 7, B. C. Law
- ↑ Mishra 1987, p. 91
- ↑ Original Sanskrit Texts on the Origin and History of the People of India, 1874, p 356, (ed) John Muir; see also: Journal, 1848, p 15, Royal Asiatic Society of Bengal, Asiatic Society of Bengal; The History and Culture of the Indian People, 1962, p 264, Ramesh Chandra Majumdar, Achut Dattatrya Pusalker, A. K. Majumdar, Dilip Kumar Ghose, Bharatiya Vidya Bhavan, Vishvanath Govind Dighe
- ↑ 1 2 Kāmboja and Śāstrī 1981
- ↑ Political History of Ancient India, 1996, p 132—135, H. C. Raychaudhuri, B. N. Mukerjee, University of Calcutta.
- ↑ D. D. Kosambi Commemoration Volume, 1977, p 287, Damodar Dharmanand Kosambi, Lallanji Gopal, Jai Prakash Singh, Nisar Ahmed, Dipak Malik; B.C. Law Volume, 1945, p 601, Indian Research Institute, Devadatta Ramakrishna Bhandarkar, Indian Research Institute.
- ↑ See: Vedic Index of names & subjects by Arthur Anthony Macdonnel, Arthur. B Keath, I.84, p 138.
- ↑ See more Refs: Ethnology of Ancient Bhārata, 1970, p 107, Ram Chandra Jain; The Journal of Asian Studies, 1956, p 384, Association for Asian Studies, Far Eastern Association (U.S.)
- ↑ Marrī 1989, p. 2
- ↑ India as Known to Pāṇini: A Study of the Cultural Material in the Ashṭādhyāyī, 1953, p 49, Vasudeva Sharana Agrawala; Afghanistan, p 58, W. K. Fraser, M. C. Gillet; Afghanistan, its People, its Society, its Culture, Donal N. Wilber, 1962, p 80, 311; Cf: D. D. Kosambi Commemoration Volume, 1977, p 287, Damodar Dharmanand Kosambi, Lallanji Gopal, Jai Prakash Singh, Nisar Ahmed, Dipak Malik etc.
- ↑ Das Volk Der Kamboja bei Yaska, First Series of Avesta, Pahlavi and Ancient Persian Studies in honour of the late Shams-ul-ulama Dastur Peshotanji Behramji Sanjana, Strassberg & Leipzig, 1904, pp 213 ff, Ernst Kuhn; The Language of the Kambojas, Journal of Royal Asiatic Society 1911, pp 801-02; Journal of Royal Asiatic Society, 1912, p 256; Purana, Vol V, No 2, July 1963, p 256, D. C. Sircar; Journal Asiatique, CCXLVI 1958, I, pp 47-48, E. Benveniste; Early Eastern Iran and the Atharvaveda, Persica-9, 1980, fn 81, p 114, Michael Witzel; The Afghans (Peoples of Asia), 2001, p 127, also Index, W. J. Vogelsang and Willem Vogelsang; Also Fraser 1979; History of lndia, Vol. I, R. Thapar 1961/1997: p 276; A History of Zoroastrianism, 1975, p 129, Mary Boyce, Frantz Grenet
- ↑ Frye 1984, p. 154
- ↑ Geographical and Economic Studies in the Mahābhārata: Upāyana Parva, 1945, p 34, Moti Chandra — India; The Achaemenids in India, 1950, p 27, Sudhakar Chattopadhyaya; Indo-iranica, 1946, p iii, Iran Society (Calcutta, India)
- ↑ Ref: La vieille route de l’Inde de Bactres à Taxila, p 271, Alfred A. Foucher.
- ↑ In Huet 2008 «Kamboja» is more precisely defined as «Clan royal Kamboja des Śakās» (Kamboja, a royal clan of the Sakas)
- ↑ See ref: A bilingual Graeco-Aramaic edict by Aśoka: the first Greek inscription discovered in Afghanistan, 1964, p 17, Giovanni Pugliese Carratelli, Giovanni Garbini — Aśoka, India, Published by Istituto italiano per il medio ed estremo Oriente, 1964
- ↑ Thion 1993, p. 51
- ↑ Walker and Tapp 2001
- ↑ Cf: Indian Culture, 1934, p 193, Indian Research Institute — India; cf: Notes on Indo-Scythian chronology, Journal of Indian History, xii, 21; Corpus Inscrioptionum Indicarum, Vol II, Part I, pp xxxvi, 36, S. Konow; Cf: History of Indian Administration, p 94, B. N. Puri.
- ↑ IMPORTANT NOTE: Indian Epic Mahabharata (See: Mahabharata 5.19.21-23; See also: The Nations of India at the Battle Between the Pandavas and Kauravas, Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, 1908, pp 313, 331, F. E. Pargiter, Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland) states that Kamboja ruler Sudakshin Kamboj had marshaled and lead an Akshuni army of wrathful warriors which besides the Kambojas, also comprised a strong contingent from the Sakas (or Scythians). This fact clearly proves that the Sakas, in general, were subservient to the Kamboja ruler Sudakshina Kamboj and that Sudakshina’s clan was ruling over the Sakas. Thus from epic evidence also, the Kambojas were indeed a royal or ruling Scythian clan and the Scythians had formed an indispensable part of the Kamboja army. Furthermore, the Mathura Lion Capital Inscriptions also connect yuvaraja Kharaosta Kamuia (Kamboja) and his daughter Aiyasi Kamuia (Kamboja), chief queen of the Scythian Mahakshatrapa Rajuvula, to the imperial house ruling in Taxila (See: Kharoshṭhī Inscriptions, Edition 1991, p 36, Sten Konow)
- ↑ An Inquiry into the Ethnography of Afghanistan, 1891, pp. 2, 146, 150, H. W. Bellew; Supplementary Glossary of Tribes, 1844, p 304, H. M. Ellot; The Tribes and Castes of North-western and Oudh, 1906, pp 119—120, 458, William Crooke; Report on the Settlement of Land Revenue of Sultanpur Distt. (With) Accompaniment; 1873, p 88, A. F. Millet; Die Holztempel Des Oberen Kulutales in Ihren Historischen, Religiosen Und Kunstgeschichtlichen …, 1974, p 26, Gabriele Jettmar; Report on the settlement of the land revenue of the Sultánpur district. [With] Accompaniments, 1873, p 88, A F. Millett; Paradise of Gods, 1966, p 331, Qamarud Din Ahmed; Literary History of Ancient India, 1952, p 165, Chandra Chakraverty
- ↑ Bhatia 1984, p. 50
- ↑ Problems of Indian Society, 1968, p 69, D. Bose; Bhartiya Itihaas ki Mimamsa, p 230, J. C. Vidyalankar; Bani Kanta Kakati Memorial Lecturers, p 21, Gauhati University; «India and the World», 1964, p 154, Buddha Prakash; Geographical Data in Early Purana, A Critical Study, 1972, p 168, M. R. Singh; Tribes of Ancient India, 1977, p 322, M. Choudhury; Early History of India, 1942, p 2, Roshan Rai; History of Poros, 1967, p 12, Buddha Prakash; Kirata-Kriti: The Indo-Mongloloids, Their Contribution to History and Culture of India, 1974, p 113, S. K. Chatterjee; Cf: Indo-Aryans: contributions towards the elucidation of their ancient and mediæval history, 1881, 187, Rājendralāla Mitra; Geography from Ancient Indian Coins & Seals, 1989, p 24, Parmanand Gupta
- ↑ Jindal 1992, p. 149
- ↑ Marrī 1989
- ↑ See refs: Mountstuart Elphinstone, «An account of the kingdom of Caubol», fn p 619; Journal of Royal Asiatic Society, 1843, p 140; Journal of Asiatic Society of Bengal, 1874, p 260 fn; Die altpersischen Keilinschriften: Im Grundtexte mit Uebersetzung, Grammatik und Glossar, 1881, p 86, Friedrich Spiegel; Political History of Ancient India, 1996, p 133, fn, H. C. Raychaudhury, B. N. Banerjee; The Achaemenids and India, 1974, p 13, S. Chattopadhyaya.
- ↑ Cf: There is an apparent trace of their (Kambojas’) name in the Caumogees of Kaferistan, who may have retreated to the mountains before the advance of the Turk tribes (H. H. Wilson). See fn 374:15: [1] .
06:35 pm — ЗАБЫТОЕ ЧУДО СВЕТА. КАМБОДЖА… Это одна из визитных карточек Камбоджи и в частности древнего храма Та Пром Камбоджа – это небольшое государство в юго–восточной Азии. Долгое время про Камбоджу было мало что известно, но сегодня интерес к этой стране уверенно растёт. Ангкор Восход солнца у храма Ангкор Ват И так, в чем же величие Ангкора? Затерянный в джунглях храм Бен Милея В конце XIII века Кхмерская империя начала терять своё могущество и в 1431 году войска Сиама (нынешний Таиланд) захватили и частично разрушили Ангкор. Дорога к центральному храму Ангкора – Ангкор Вату Лирическое отступление 1: Русскоговорящих гидов в СиемРипе (основной туристический центр, возле храмов) достаточно немного, одним из лучших считается Вирак. Он когда-то учился в России, прекрасно знает русский язык и очень любит свою работу, поэтому выбор гида пал на него. Мы с ним связались за 3 месяца до поездки и … как оказалось он уже был занят (он очень востребован). Но по счастливой случайности мы познакомились в инете с супружеской парой, которая тоже ехала в Камбоджу и заняла «нашего» гида. Это оказались приятные ребята из Одессы, с которыми мы объединились и провели прекрасных 3 дня. Размеры храмового комплекса Ангкор поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Строительство этого грандиозного храмового комплекса продолжалось в течение четырёх столетий. Его начал основатель ангкорской династии Джайяварман II где-то в 800г., а последние храмовые комплексы были возведены королем Джайяварманом VII в XII веке. После его смерти в 1218 г. дальнейшее строительство храмов практически прекратилось, выполнялись только некоторые модификации. Интересно, что все преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. Каждый новый правитель достраивал город таким способом, что его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В результате Ангкор превратился в целый комплекс храмов. Жемчужиной храмового комплекса Ангкор является храм Ангкор Ват – это один из самых величественных храмов на Земле, который поражает всех не только своей архитектурой, но и размерами. Ангкор-Ват наиболее хорошо сохранившийся храм, строившийся в течение почти сорока лет за время правления Сурьявармана II. Храм считается самым большим сакральным зданием в мире.Центральный храм Камбоджи Ангкор Ват, башни этого храма – это символ Камбоджи, изображенный на государственном флаге. Посещать храмовый комплекс Ангкор можно в разное время года. Во время влажного сезона, которы |