Индия википедия достопримечательности: Категория:Достопримечательности Индии — Википедия – Топ 18 — достопримечательности Индии

Содержание

Индия — Википедия

Республика Индия
хинди भारत गणराज्य
англ. Republic of India
Девиз: «सत्यमेव जयते»
«Лишь истина побеждает»
Гимн: «জন গণ মন»
Дата независимости 15 августа 1947 года (от Великобритании)
Официальные языки хинди, английский
Столица Нью-Дели
Крупнейшие города Мумбаи, Дели, Бангалор, Ченнаи, Калькутта
Форма правления федеративная парламентская республика[1]
Президент Рам Натх Ковинд
Вице-президент Муппаварапу Венкая Найду (англ.)русск.
Премьер-министр Нарендра Моди
Гос. религия светское государство
Территория
 • Всего 3 287 263 км² (7-я в мире)
 • % водной поверхн. 9,5
Население
 • Оценка (2013) ▲ 1 358 040 000[2] чел. (2-е)
 • Плотность 364 чел./км²
ВВП (ППС)
 • Итого (2014) 7,277 трлн[3] долл. (3-й)
 • На душу населения 5777[3] долл. (129-й)
ВВП (номинал)
 • Итого (2014) 2,048 трлн[3] долл. (10-й)
 • На душу населения 1626[3] долл. (145-й)
ИЧР (2019) ▲ 0,647[4] (средний; 129-е место)
Названия жителей индийцы (индиец, индианка)[5]
Валюта индийская рупия
(INR, код 356)
Интернет-домен .in
Код ISO IN
Код МОК IND
Телефонный код +91
Часовой пояс +5:30
Автомобильное движение слева[6]

И́ндия (хинди भारत Bhārat, англ. India), официальное название — Респу́блика И́ндия (хинди भारत गणराज्य Bhārat Gaṇarājya, англ. Republic of India) — государство в Южной Азии. Население — 1 340 468 000 человек (22 декабря 2017)[7], территория — 3 287 263 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Южной Азии. Занимает второе место в мире по численности населенияПерейти к разделу «#Численность, расселение»

и седьмое по территории.Перейти к разделу «#Географическое положение» Столица — Нью-Дели. Официальные языки — хинди и английский.Перейти к разделу «#Языки»

Федеративное государство, парламентская республика. Премьер-министр — Нарендра Моди, президент — Рам Натх Ковинд.Перейти к разделу «#Государственное устройство» Подразделяется на 28 штатов и 8 союзных территорий.Перейти к разделу «#Административное деление»

Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке[8]. Спорная территория Ладакх имеет границу с Афганистаном[9].Перейти к разделу «#Географическое положение»

Индийский субконтинент является родиной древней индской цивилизации. На протяжении большей части своей истории Индия являлась центром важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой. В Индии зародились такие религии, как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент пришли также христианство и ислам, оказавшие значительное влияние на развитие разнообразной культуры региона. В XVIII — первой половине XX века Индия постепенно была колонизирована Британской империей. В 1947 году, после многолетней борьбы, страна получила независимость. К концу XX века Индия достигла больших успехов в экономическом и военном развитии, экономика страны стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. Несмотря на это, значительная часть населения продолжает жить за чертой бедности. Насущными проблемами являются также высокий уровень коррупции и отсталая система здравоохранения.

Индия является потенциальной сверхдержавой, обладает ядерным оружием. Она входит в такие международные организации, как ООН, G20, ВТО, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Содружество наций, а также БРИКС и ШОС.

Официальное название страны — Республика Индия, происходит от древнеперсидского слова хинду, родственного санскритскому синдху (санскр. सिन्धु) — исторического названия реки Инд

[10]. Древние греки называли индийцев индои (др.-греч. Ἰνδοί) — «люди Инда»[11]. Конституция Индии устанавливает название на хинди, официальном языке страны — Бхарат (хинди भारत), которое происходит от санскритского имени древнеиндийского царя, история которого была описана в «Махабхарате». Со времён империи Великих Моголов использовалось также название Хиндустан, но официального статуса оно не имеет[12].

Перейти к разделу «#Географическое положение» Наскальные рисунки в Бхимбетке Период ранней хараппской цивилизации с 3300 по 2600 до н. э. Период развитой хараппской цивилизации с 2600 по 1900 до н. э. Период поздней хараппской цивилизации с 1900 по 1300 до н. э.

Каменный век[править | править код]

Останки человека прямоходящего, обнаруженные в Хатноре в долине Нармады, указывают на то, что Индия была обитаема по крайней мере начиная с эпохи среднего плейстоцена, приблизительно 200 000—500 000 лет назад

[13][14]. Эпоха мезолита началась на Индийском субконтиненте примерно 30 000 лет назад и продолжалась около 25 000 лет. Первые известные постоянные поселения возникли 9000 лет назад в Бхимбетке, в штате Мадхья-Прадеш. Самые ранние следы культуры неолита, согласно радиоуглеродному анализу относящиеся к середине VIII тысячелетия до н. э., были найдены на дне Камбейского залива в штате Гуджарат. Свидетельства неолитической культуры, которые датируются VII тысячелетием до н. э., были также обнаружены на стоянке в Мергархе в современной пакистанской провинции Балочистан[15]. Археологические культуры позднего неолита расцвели в долине реки Инд в период с 6000 по 2000 года до н. э. и в Южной Индии — между 2800 и 1200 годами до н. э. Исторически в регионе располагались некоторые из древнейших поселений Южной Азии[16] и её крупнейшие цивилизации
[17]
[18].

Древнейшим местом археологических раскопок, относящимся к древнепалеолитическому периоду, является долина реки Соан в Пакистане[19]. Первые деревенские поселения появились в эпоху неолита в Мергархе[20], а первые города региона — в долине реки Инд[21], основными из них являются Мохенджо-Даро и Хараппа[22].

Бронзовый век[править | править код]

Бронзовый век начался на индийском субконтиненте около 3300 года до н. э. с появлением цивилизации долины реки Инд. Характерной особенностью этого периода является широкое развитие металлургии, с выплавкой меди, бронзы, свинца и олова. Расцвет Индской цивилизации пришёлся на период с 2600 по 1900 года до н. э. В это время на индийском субконтиненте появились города и началось монументальное строительство. Эта древняя цивилизация образовалась в долине реки Инд, распространившись в долину реки Гхаггар-Хакра (отождествляемую большинством учёных с ведийской рекой Сарасвати)[23]

, междуречье Ганги и Ямуны[24], Гуджарат[25] и северный Афганистан[26].

Отличительными особенностями Индской цивилизации являются города, построенные из кирпича, высокоразвитая канализационная система и многоэтажные дома. Крупнейшими городскими центрами были Хараппа и Мохенджо-Даро, а также Дхолавира, Ганверивала, Лотхал, Калибанга и Ракхигари. В результате высыхания реки Сарасвати и изменения русла реки Инд произошли крупные геологические и климатические изменения, которые привели к исчезновению лесов и опустыниванию региона. Эти факторы послужили причиной упадка и исчезновения Индской цивилизации[27].

Железный век[править | править код]

Ведийская цивилизация[править | править код]
Карта ведической цивилизации с 1500 - 500 до н. э.

Ведийская культура — это индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами — священными писаниями индуизма, составленными на ведийском санскрите. По принятому в науке мнению, ведийская цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н. э., что оспаривается некоторыми индийскими историками и западными учёными, которые относят начало ведийского периода к IV тысячелетию до н. э. и ассоциируют Индскую цивилизацию с ведийской

[28]. Именно в ведийский период сформировались основы индийской культуры и религии. Первые 500 лет ведийского периода (1500—1000 года до н. э.) соответствуют бронзовому веку Индии, а последующие 500 лет (1000—500 года до н. э.) — железному веку.

В XIX веке европейские колонизаторы Индии выдвинули теорию «арийского завоевания», согласно которой в начале II тысячелетия до н. э. индийский субконтинент подвергся массовому единовременному вторжению кочевых племён ариев, которые принесли с собой ведийскую культуру. Однако, последующие археологические находки и лингвистические исследования опровергли эту гипотезу. Вместо неё учёные выдвинули различные гипотезы «индоарийских миграций». Согласно защитникам этих теорий, индо-арийские племена переселились в северо-западные регионы индийского субконтинента в начале II тысячелетия до н. э. и ассимилировались с коренным населением, передав им свой язык и ведийскую культуру

[29]. Другого мнения придерживаются сторонники теории исхода из Индии, которые утверждают, что арии изначально были коренным населением индийского субконтинента и позднее расселились за его пределы в результате ряда миграций.

После того, как во II тысячелетии до н. э. Хараппская урбаническая цивилизация пришла в упадок, ей на смену пришло общество, в основном состоявшее из больших пастушеских кланов[30]. Постепенно, всё более важную роль стало играть земледелие, а в организационной структуре общества — кастовое деление. К X веку до н. э. в Северо-Западной Индии начался железный век. К этому периоду учёные относят составление «Атхарва-веды», — первого древнеиндийского текста, в котором упоминается железо[31]. Считается, что в этот поздний ведийский период произошёл переход от преобладавшей ранее системы пастушеских племён к установлению множества маленьких княжеств, называемых Махаджанапады[32]. Именно этим периодом учёные датируют памятники древнеиндийской эпической поэзии — «Махабхарату» и «Рамаяну»[33].

Махаджанапады[править | править код]
Махаджанапады около 500 г. до н. э.

К концу ведийского периода на индийском субконтиненте появился ряд маленьких царств и городов-государств, многие из которых упоминаются в ведийской и раннебуддийской литературе, датируемой периодом после X века до н. э.

В это время множество городов-государств назывались джанападами. Республики и племена с размытой политической структурой и малым уровнем социального расслоения составляли большую часть джанапады; они назывались гана-сангхами[34]. Согласно брахманской теории, общество времён Будды, по всей видимости, не имело кастовой системы, являясь слабо структурированным. Там не существовало полноценной монархии, скорее всего оно было похоже на олигархию или же на некоторую форму республики[35].

К V веку до н. э. образовалось 16 царств или «республик», известных как Махаджанапады — Каши, Кошала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Ватса, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджи. Они раскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштры и Бенгалии. В это время начался второй крупный период урбанизации после Индской цивилизации. На остальной части субконтинента, по всей видимости, существовало множество других маленьких государственных образований, о которых известно по упоминаниям в литературе. В одних из них царская власть передавалась по наследству, а в других подданные сами выбирали своих правителей. Основным языком образованных людей в то время являлся санскрит, а простое население Северной Индии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите. К V веку до н. э., то есть ко времени рождения Будды, многие из 16 царств объединились и образовали четыре более крупных государства. Это были Ватса, Аванти, Кошала и Магадха[36].

Основными религиозными практиками того времени были сложные ведийские ритуалы, проводимые брахманами. Принято считать, что именно в этот период с VII по V век до н. э. были записаны Упанишады — поздние ведийские религиозно-философские тексты. Упанишады оказали огромное влияние на формирование индийской философии, и, появившись примерно в одно время с буддизмом и джайнизмом, ознаменовали собой золотой век мысли этого периода. В 537 году до н. э. Сиддхарта Гаутама достиг «просветления», и стал известен как Будда — «пробудившийся». Примерно в то же самое время, Махавира (24-й Тиртханкара джайнов) проповедовал близкое буддизму учение, позднее ставшее джайнизмом[37]. В доктринах буддизма и джайнизма акцентировался аскетизм и распространялись они на языке пракрите, что позволило этим вероучениям приобрести большое количество приверженцев среди народных масс. Они оказали огромное влияние на практики индийских религиозных традиций, связанные с вегетарианством, запретом на убийство животных и ахимсой.

В то время как географическое влияние джайнизма ограничилось Индией, буддийские монахи распространили учение Будды в Тибет, Шри-Ланку, Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию.

Персидское и греческое вторжения[править | править код]

Перейти к разделу «#Географическое положение»

Около 520 года до н. э., во время правления персидского царя Дария I, северо-западная часть индийского субконтинента (современные восточный Афганистан и Пакистан) были завоёваны персидской империей Ахеменидов, оставшись подвластными ей в течение двух последующих столетий[38]. В 334 году до н. э. Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба[39]. Однако, войска Александра отказались последовать по ту сторону реки Биас около места, где в настоящее время расположен город Джаландхар. Оставив многих македонских солдат-ветеранов в завоёванных регионах, Александр ушёл со своей армией на юго-запад.

Империя Магадха[править | править код]

Среди шестнадцати Махаджанапад, наиболее значительной была империя Магадха, которой, на протяжении её истории, правили различные династии. Основана она была династией Харьянка в 684 году до н. э. Её столицей был город Раджагриха, позднее получивший название Паталипутра. Затем к власти пришла династия Шишунага, которую в 424 году до н. э. сменила династия Нанда.

Династия Маурьев[править | править код]

Перейти к разделу «#Географическое положение» Карта, на которой синим цветом показана территория империи Маурьев в период наивысшего расцвета. Голубым цветом отмечены союзнические царства

В 321 году до н. э. Чандрагупта Маурья в сотрудничестве с Чанакьей основал династию Маурьев, одержав победу над царём династии Нанда — Дхану Нанду. В период правления Маурьев бо́льшая часть индийского субконтинента объединилась в одно государство. Империя Маурьев под управлением Чандрагупты не только завоевала практически весь полуостров Индостан, но и расширила свои границы в Персию и Среднюю Азию. Чандрагупта также внёс значительный вклад в распространение джайнизма в Южной Индии.

Чандрагупту сменил на престоле его сын Биндусара, при котором произошло дальнейшее расширение границ империи за счёт завоевания царства Калинга на востоке и других царств на крайнем юге полуострова Индостан.

Биндусару сменил его сын Ашока, который в первые годы своего правления предпринял попытку дальнейшего расширения границ империи. Однако, после кровопролитного вторжения в Калингу, он отказался от идеи насилия, обратился в буддизм и стал приверженцем принципа ахимсы. Эдикты Ашоки представляют собой древнейшие сохранившиеся индийские документы, благодаря которым стала возможной более или менее точная датировка последующих династий и правителей. При правлении Ашоки, буддизм распространился по всей Восточной и Юго-восточной Азии. Внук Ашоки Сампрати обратился в джайнизм и сыграл значительную роль в распространении этого вероучения.

Последующие династии[править | править код]
Перейти к разделу «#Географическое положение» Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до н. э.

В 185 году до н. э. была основана династия Шунга. Это произошло после того, как последний из правителей Маурьев царь Брихадратха был убит Пушьямитра Шунгой — главнокомандующим армии Маурьев. На смену династии Шунга пришла династия Канва, которая управляла Восточной Индией в период с 71 по 26 год до н. э. Её сменила династия Сатавахана и на месте империи Магадха возникло царство Андхра.

Северо-западные смешанные культуры[править | править код]

К северо-западным смешанным культурам индийского субконтинента относятся индо-греческая, индо-скифская, индо-парфянская и индо-сасанидская.

Индо-греческое царство было основано греко-бактрийским царём Деметрием в 180 году до н. э. и располагалось на территории современных Афганистана и Пакистана. Просуществовало оно почти два столетия, в течение которых им управляло более 30 греческих царей, часто вступавших в конфликты друг с другом. Индо-скифы были одной из ветвей индоевропейских саков (скифов), которые переселились из южной Сибири сначала в Бактрию, а затем в Согдиану, Кашмир, Арахозию, Гандхару и в конце концов в Индию; их царство просуществовало с середины II до I века до н. э. Позднее, Индо-парфянское царство захватило большую часть современного Афганистана и северную часть Пакистана, одержав победу над многими кушанскими правителями, такими как Куджула Кадфиз. Персидская Сасанидская империя, существовавшая в одно время с империей Гуптов, расширилась до территории современного Пакистана, где в результате смешения индийской и персидской культур зародилась индо-сасанидская культура.

Ранние срединные царства — золотой век[править | править код]

Территория династии Сатавахана в 50 г. до н. э. и 200 г. н. э.

Срединный период ознаменовался заметным развитием культуры. Начиная с 230 года до н. э. Южной Индией правила династия Сатаваханов, также известных как Андхры. Шестой царь династии, по имени Шатакарни, одержал победу над североиндийской династией Шунга. Другим известным царём династии был Гаутамипутра Шатакарни.

В Гималаях, в период со II века до н. э. по III век н. э. существовало царство Кунинда. В середине I века н. э. из Средней Азии в северо-западную Индию вторглась Кушанская династия, положив начало империи, которая впоследствии распростёрлась от Пешавара до Бенгальского залива. В её состав также входили древняя Бактрия (на севере современного Афганистана) и южный Таджикистан. Царство Западных Кшатрапов (35 — 405 года н. э.), располагавшееся в западной и центральной части Индии, управлялось правителями Саки, которые пришли на смену индо-скифам. Они были современниками

Список туристических достопримечательностей Дели — Википедия

В этой статье приведен список туристических достопримечательностей города Дели.

Дели является известным центром туризма с богатой многовековой историей. В городе есть несколько популярных среди туристов районов. В Старом Дели находятся многочисленные мечети, форты и другие сооружения времен могольского господства. Нью-Дели, напротив, является современным городом, созданным в 1930-е годы архитектором Эдвином Лаченсом, здесь находятся правительственные здания и связанные с ними памятники.

Некоторые из сооружений города, в частности Кутб-Минар, Красный форт и Гробница Хумаюна, провозглашены объектами Всемирного наследия.

Раштрапати-Бхаван

Раштрапати-Бхаван — «президентский дворец», построенный в смеси британского и индийского стилей, был предназначен для вице-короля Индии. Здание было открыто в 1931 году, а уже в 1950 году, с провозглашением республики, его название и назначение изменились.

Ворота Индии и Раджпатх

Раджпатх («королевская дорога») — церемониальный проспект в центре Нью-Дели, на котором расположены мемориальные Ворота Индии, построенные в честь солдат армии Британской Индии, погибших во время афганских войн и Первой мировой войны. Имена этих солдат написаны на стенах мемориала. На стенах храма изображены поставленные на дула винтовки, перекрещенные солдатской каской. На каждой стороне храма золотой краской написаны слова Amar Jawan — «бессмертный воин» на языке хинди. Мемориал окружен зелеными лужайками, популярными местами отдыха жителей города.

Храм Лакшминараян, или Бирла-Мандир — индуистский храм, построенный семьей Бирла в 1938 году. Кроме собственно храма, название относится также к большому саду с фонтанами позади него. В храме и вокруг него в праздник Кришна-джанмаштами, или день рождения Кришны, проводится большой фестиваль.

Акшардхам — крупнейший индуистский храм в мире. Весь комплекс занимает площадь около 0,42 км 2, на котором расположен покрытый резьбой храм, высокотехнологичные выставки, кинотеатр-IMAX, музыкальный фонтан, площадка с ресторанами и сады.

Гурдвара Бангла Сахиб

Гурдвара Бангла Сахиб — сикхская гурдвара, чаще всего посещаемая верующими среди всех гурдвар города. Миллионы сикхов прибывают в Дели со всего мира с целью посещения этого храма. Кроме сикхов, храм имеет большое значение и для многих индусов.

Гробница Хумаюна

Гробница Хумаюна — мавзолей Хумаюна, построенный его вдовой Хамидой Бану Бегум. Гробница была спроектирована персидским архитектором Мираком Мирзой Гиясом, её сооружение началось в 1562 и завершилось в 1565 году. Гробница стала образцом для последующих могольских мавзолеев, включая Тадж-Махал.

Кутб-Минар — мусульманский религиозный комплекс, расположенный в районе Мехраули Южного Дели. Он был построен Кутб ад-Дин Айбаком, первым султаном Рабской династии, сразу после захвата Дели в 1206 году. Главный минарет, который дал название комплексу, построен из красного песчаника, и имеет высоту 72,5 м. Его поверхность покрыта искусной резьбой и текстами из Корана. Этот минарет был построен как символ исламского господства в Дели и в качестве главного минарета, с которого мусульман призывали на молитву. Однако сооружение не было завершено при Кутб ад-Дине, большая часть была построена уже при его наследнике Илтутмише, а последние два яруса, украшенные белым мрамором, были построены уже Фируз-шах Туглаком в 1368 году, на замену оригинальному четвертому ярусу. Минарет и весь комплекс имеют большое историческое значение как первый памятник, построенный исламскими правителями Индии, и как пример нового архитектурного стиля, индо-исламской архитектуры, неизвестного ранее.

Одни из ворот Красного форта

Решение о строительстве Красного форта было принято в 1639 году, когда Шах-Джахан решил перенести свою столицу из Агры в Дели. За восемь лет был построен город Шахджаханабад, частью которого и был Красный форт. Хотя часть форта была перестроена во время британского господства, его важнейшие сооружения остались в оригинальном состоянии.

Одни из ворот форта

Форт Салимгарх, что сейчас является частью комплекса Красного форта, был построен на острове на реке Джамна в 1546 году, хотя ворота Бахадур Шаха, что ведут к форту с севера, были построены только в 1854-55 годах Бахадуром Шахом II, последним могольским императором. Форт использовался во время восстания сипаев 1857 года, также в тюрьме на его территории удерживали дочь Аурангзеба Зебуннису и повстанцев из профашистской Индийской национальной армии (INA). Форт Салимгарх и Красный форт были связаны Вратами Бахадур Шаха.

Рынок Чанди-Човк в 1858 году

Чандни-Човк, крупнейший рынок Дели, является живым наследием старого Шахджаханабада, это старейший рынок Центрального Дели. Он был построен во времена господства основателя этого города и строителя Тадж-Махала Шаха Джахана. По легенде, Шах-Джахан спланировал Чанда-Човк с целью, чтобы его дочь могла приобрести здесь все, что пожелает. Рынок был разделен каналами на части. Эти каналы сейчас закрыты, но рынок работает и остается крупнейшим оптовым рынком Азии. Ремесла, которым когда-то покровительствовали монголы, продолжают развиваться и сейчас. Возле рынка находятся Красный форт, мечети Фатехпур-Масджид и Джама-Масджид, гурдвары Сис-Гандж и много меньших по размеру храмов.

Мечеть Джама-Масджид

Масджид-и-Джахан-Нума, более известная как Джама-Масджид — главная мечеть Старого Дели. Мечеть была заложена могольским императором Шахом Джаханом и была построена в 1656 году. Она и сейчас остается одной из крупнейших и известнейших мечетей Индии.

Радж Гхат — мемориальный комплекс, расположенный на берегу реки Джамны, место захоронения Махатмы Ганди, «отца нации». Сейчас мемориал является обязательной частью программ посещения Дели международными дипломатическими делегациями. У мемориала расположены два музея, посвященные Ганди.

У мемориала Ганди также расположен Шанти-Вана («лес мира»), место кремации первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру. Его окружает парк, в котором растут деревья, посаженные иностранными лицами, которые посещают Дели.

Храм Лотоса — бахаистсский храм, расположенный в Южном Дели и построенный в форме лотоса.

Бастионы Пурана-Килы

Пурана-Кила (старый форт) — древний форт, хороший пример средневековой военной архитектуры. Он был построен могольским императором Хумаюном, а позже укреплен Шер-шахом Сури. Форт отличается массивными стенами и зданиями, полностью предназначенными для военных целей, чем он отличается от хорошо украшенных фортов-дворцов поздних могольских правителей. Пурана-Кила, в отличие от позднейших фортов, не имел внутри комплекса дворцов, административных зданий и мест для развлечения.

Бастионы Туглакабада

Туглакабад — древний укрепленный город, построенный Гиияс-уд-дин Туглаком (Гази Маликом), основателем династии Туглак, в 1321 году, в первые годы своего правления. По преданию, Гази Малик, когда он был рабом султана Мубарака Халджи, предложил строительство форта на этом месте. Султан Кхилджи не принял слова раба во внимание и в ответ посоветовал ему самому построить форт, когда он станет султаном. Именно это Гхази Малик позже и сделал.

Джантар-Мантар

Джантар-Мантар — древняя обсерватория, что имела 13 астрономических приборов, включая янтра-мантру, построенную магараджей Джаем Сингхом II между 1727 и 1734 годами.

Гробница Сафдарджанга

Гробница Сафдарджанга — мавзолей Сафдарджанга, премьер-министра в правительстве Мухаммада Шаха.

Сады Лоди — городской парк, занимающий территорию в 0,36 км 2. Здесь расположены несколько построек времен правления пуштунских династий Саййид и Лоди 15-16 веков.

Мавзолей Низамуддина — мавзолей известного суфийского святого Низамуддина Аулия.

Сансад-Бхаван

Сансад-Бхаван или здание Парламента Индии — круглое здание, спроектированное британскими архитекторами Эдвином Лаченсом и Гербертом Бейкером в 1912—1913 годах. Сооружение продолжалось с 1921 по 1927 годы; сначала здесь заседали Государственный совет, Центральное законодательное собрание и Палата князей.

Национальный музей

Национальный музей — крупнейший музей Индии. Здесь хранится коллекция экспонатов с доисторических времен до современности. Музей подчинен Министерству культуры, части правительства Индии. Музей расположен на пересечении пр. Джанпатх и дороги Маулана Азада.

Церковь Святого Джеймса

Церковь Святого Джеймса — одна из старейших церквей Дели, построенная в 1836 году у Кашмирских ворот.

Коннот-Плейс в Нью-Дели — один из главных финансовых, деловых и торговых центров города.

Туризм в Индии — Википедия

Туризм в Индии — крупная отрасль экономики Индии. По данным World Travel and Tourism Council, туризм принёс в бюджет Индии в 2011 году 121 млрд долларов США, что составляет 6,4 % от ВВП страны. В этой отрасли работает 39,3 млн человек — это 7,9 % от всего экономически активного населения Индии. За период с 1990 по 2011 год ВНП туризма в Индии увеличился на 229 %. По прогнозам, в ближайшем десятилетии этот сектор индийской экономики в среднем может расти ежегодно на 7,7 %[1]. В 2011 году World Travel and Tourism Council прогнозировал, что в период с 2011 по 2021 год ежегодный прирост составит 8,8 %. Это позволило Индии занять пятое место среди стран с быстрорастущей туристической отраслью[2]. В Индии существует медицинский туризм и ожидалось, что с ежегодным приростом в 30 %, к 2015 году он мог достигнуть примерно 9 500 крор[3].

В 2011 году почти 6,29 млн иностранных туристов посетило Индию, что больше на 8 %, чем в 2010 году, когда количество туристов составило 5,78 млн человек. Количество внутренних туристов, которые посещают все штаты и союзные территории Индии, насчитывается 747,7 млн человек. Большинство иностранных туристов приезжают из США (16 %) и Великобритании (12,6 %). В 2011 году наиболее популярными штатами среди иностранных туристов стали Махараштра, Тамилнад и Дели. Внутренние туристы наиболее часто посещают Уттар-Прадеш, Андхра-Прадеш и Тамилнаду[4]. Ченнаи, Дели, Мумбаи и Агра были четырьмя наиболее посещаемые иностранными туристами городами Индии в 2011 году. В международном рейтинге Ченнаи занимает 41 место по количеству иностранных туристов, Дели — 50, Мумбаи — 57, а Агра — 65[5].

В докладе 2011 года по конкурентоспособности в ценовой политике в сфере туризма Индия заняла 28 место из 139. Также в этом докладе упоминается, что Индия имеет вполне хороший воздушный транспорт (39 место), в особенности при текущем развитии страны, а также нормальный наземный транспорт (43 место). Однако, некоторые стороны туристической инфраструктуры остаются по-прежнему слаборазвитыми. Страна имеет очень мало гостиничных номеров на душу населения по сравнению с международными стандартами, а также низким уровнем распространения банкоматов. Правительство Индии определило, что из-за отсутствия 150 000 гостиничных номеров, бюджет страны слишком много недополучает[6].

Министерство туризма Индии разрабатывает национальную политику по развитию и продвижению туризма. В ходе работы, министерство консультируется и сотрудничает с различными заинтересованными лицами, включая центральные министерства и агентства, правительства штатов и союзных территорий, а также с частным сектором. Совместные усилия делаются, чтобы продвинуть новые виды туризма, такие как сельский, круизный, медицинский и экологический[7]. Министерство туризма также поддерживает кампанию Incredible India.

Богатая история Индии и её культура, а также географическое разнообразие делает её международный туризм привлекательным. Международный туризм Индии, помимо богатого наследия и культурного туризма, представляется ещё и с медицинским, деловым и спортивным туризмом.

Андхра-Прадеш[править | править код]

Панорама Амарвати-Ступы — главная буддийская святыня в Южной Индии. Амарвати была построена в 500 году до н. э. Эта ступа была украшена известняковым рельефом и отдельно стоящими статуями Будды. Вид храма Тирумала-Венкатесвары. Вырезанная в скале статуя Будды в Бойджаннаконде, округ Вишакхапатнам. Водопад Этхипотхала. Озеро Пакхал, округ Варангал, Андхра-Прадеш.

В штате Андхра-Прадеш есть много живописных холмов, лесов, пляжей и храмов. Хайдарабад, известный также как «Город низамов» и «Город жемчужин», — на сегодня один из наиболее развитых городов страны и современный центр информационных технологий, ITES (Information Technology Enabled Service), биотехнологий. Хайдарабад известен также за свою богатую историю, культуру, архитектуру и многоязычие, символизирующие уникальный характер города как место встречи Северной и Южной Индий.

Андхра-Прадеш — дом для многих религиозных центров паломничества:

  • Храм Тирумалы Венкатешвары — обитель Господа Венкатешвары, второй наиболее богатый и наиболее посещаемый религиозный центр (любой веры) в мире. Шрисайлам — обитель Шри-Малликарджуны, один из двенадцати Джйотхирлингалу (Jyothirlingalu) в Индии. Храм Амараватхи Шивы — один из Панчарамамов, храм Вемулавада — один из старых обителей Повелителя Шивы, известный как Дакшина-Каши — Варанаси Южной Индии. Храм Вемулавада был построен правителями из династии Чалукья в период 750-975 годы. Ядагиригутта — обитель аватары Вишну, Шри-Лакшми Нарасимхи.
  • Наубатх-Пахад — бирла-мандир, храм Повелителя Венкатешвары, построенный полностью из белого мрамора, находящиеся в Хайдарабаде.
  • Храм Рамаппа и Храм тысячи колонн в Варангале — известные туристические места, которые отражают прекрасный вкус династии Какатии (Какатия — и. п., ед. ч.) в искусстве, культуре и храмовой резьбе. Варангал — это также место Медарама, где проходит один из крупных фестивалей в Азии, называемый «Самакка Сараламма Джатара».
  • Святыня Гундала Матха — одно из двух наиболее крупных мест паломничество христиан в Индии, находящийся в городе Виджаявада. Тысячи людей ежегодно посещают Гундала Матху, твёрдо веруя в милосердие Девы Марии Лурдской и её материнское благословение. Приверженцы, не только со всех уголков Андхра-Прадеш, но и соседних штатов, таких как Тамилнад, Керала и Карнатака, посещают святыню во время ежегодного февральского праздника.
  • Храм Джнана Сарасвати (Gnana Saraswati) в Басаре — один из знаменитых храмов Сарасвати в Индии.

Наиболее известные буддийские центры:

Прочие: Бавиконда, Тхотлаконда, Шалихундам, Павуралаконда, Санкарам, Пханигири и Коланпака.

Храмы и центры паломничества:

  • Храм Шри-Венкатешвара Швами — обитель Повелителя Венкатешвары, наиболее богатый и посещаемый религиозный центр (любых вероисповеданий) в мире, находящийся в городе Тирупати.
  • Храм Шри-Канака Дурга — один из Шакти-Питам, находящийся в городе Виджаявада.
  • Храм Шри-Малликаруна — один из Джйотхирлингам (Jyothirlingam), находящийся в городе Шрисилам

Золотые пляжи Вишакхапатнама, известняковая пещера Борра возрастом один миллион лет, живописная долина Араку, горный курорт «Horsley Hills», река Годавари, протекающая через узкое ущелье Папи-Кондалу, водопады Этхипотхала, Кунтала и богаты биоразнообразием Талакона — природные достопримечательности штата Андхра-Прадеш. В Вишакхапатнаме находится такие туристские объекты как музей подводной лодки Карасура, пляж Ярада, долина Араку, парк VUDA, зоологический сад имени Индиры Ганди. Климат в Андхра-Прадеш — тропический, и самый лучший период для туризма — ноября-январь. Сезон муссонов начинается в июне и заканчивается в сентябре. Этот период не самый удобный для туризма. Раджамандри — место величественных инженерно-архитектурных сооружений таких как мост Годавари — второй по величине крупный мост в Азии с железной дорогой, холмы Папи, храм Искон, Тантиконда, музей сэра Артура Коттона, Пушкар-Гхат, Говтхами-Гхат. Каждый год вдоль одной из 12 рек отмечается праздник Пушкарам, а Раджамандри во время фестиваля привлекает 4-5 кроров людей.

Дели[править | править код]

Дели — столица Индии. В этом городе сочетается как современная, так и древняя архитектура. Дели — это бурлящий котёл культур. Дели был столицей разных империй, что оставило отпечаток на городе, его архитектуре и культуре. До наших дней дошли такие древние историко-культурные памятники столицы Индии, как Туглакабад, Кутб-Минар, Пурана-Кила, Сады Лоди, Джама-Масджид, Гробница Хумаюна, Красный форт и Гробница Сафдарджанга. Также в Дели есть целый ряд современных памятников, среди них: Джантар-Мантар, Ворота Индии, Раштрапати-Бхаван, Храм Лакшми-Нараяны, Храм Лотоса и Акшардхам.

Нью-Дели известен за свою архитектуру британско-колониального типа, широкими дорогами, озеленёными бульварами. Дели — это дом политических вех, национальных музеев, индуистских храмов, исламских святынь, зелёных парков и модных торговых центров.

  • Тадж-Махал — одно из наиболее известных мест в Индии, которое также считается одним из самых лучших архитектурных достижений Индии. Находится в Агре в штате Уттар-Прадеш. Усыпальница Тадж-Махал была построена между 1631 и 1653 годами по велению правителя Шах-Джахана в честь его жены Мумтаз-Махал. В Тадж-Махале по-прежнему хранится её прах.
  • Фатехпур-Сикри — город и муниципальный район в районе Агра штата Уттар-Прадеш в Индии. Являлся столицей Империи Великих Моголов во время правления Акбара I в 1571-1585 годах, затем потерял данный статус в связи с переездом императора в Лахор. С 1986 года древний город Фатехпур-Сикри является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Варанаси — главный город одноимённой области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш) — город, имеющий для индусов такое же значение, как Ватикан для католиков (ЭСБЕ называет его: «Рим индусов»[8]), средоточие брахманской учёности[9]. Считается святым городом для буддистов и джайнистов, наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии[10][11].
  • Храм Махабодхи — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая, расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг Просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в штате Бихар Индии, в 96 километрах от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи в Шри-Ланка, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл Просветление Будда. В 2002 храм Махабодхи получил статус охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
  • Наланда — буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V—XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды — исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.
  • Храм Брахидеешварар— индуистский храм дравидийськой архитектуры в городе Тханджавур южноиндийского штата Тамилнад, построенный по приказу царя Раджараджа Чола I династии Чола. Сейчас, вместе с другими храмами Чола, он входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Храм Айраветасвара— индуистский храм дравидийськой архитектуры в городе Дарасурам южноиндийского штата Тамилнад. Этот храм был построен по приказу царя Раджараджа Чоли II в 12 столетии. Сейчас, вместе с другими храмами Чола, он входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Береговой храм — индуистский храм, вместе с другими памятниками Махабалипурама штата Тамилнад, был признан как Всемирное наследие ЮНЕСКО в 1984 году.
  • Хармандир-Сахиб — гурдвара (центральный храм) сикхской религии в городе Амритсар (Пенджаб, Индия). В 1577 году 4-й гуру сикхов Гуру Рам Дас выкопал водоём, который стал известен как Амритсар («источник нектара бессмертия»). Этим именем был назван и выросший вокруг город. В центре водоёма расположена гурдвара, верхние ярусы которой покрыты золотом, откуда второе название комплекса — «Золотой храм».
  • Храм Лотоса — главный бахайский храм Индии и сопредельных стран. Огромное здание из белоснежного пентелийского мрамора в форме распускающегося цветка лотоса — одна из наиболее популярных среди туристов достопримечательностей Дели.
  • Хава-Махал — пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха (правил в 1778—1803), построенное из розового песчаника в форме венца Кришны не позднее 1799 года.
  • Тадж-Махал Палас — один из самых известных отелей Индии на протяжении более ста лет. Основанный в XIX веке, за много лет принимал в качестве постояльцев не один десяток знатных персон, в числе которых множество артистов, писателей, политических деятелей. С 1970-х гг построено более 50 отелей «Тадж-Махал» в Индии и 13 по всему миру.
  • Мемориал Виктории — мемориал британской королевы Виктории, которая также носила титул императрицы Индии. В настоящее время используется как музей, являясь одной из туристических достопримечательностей Калькутты.
  • Вокзал Чхатрапати Шиваджи — исторический вокзал в индийском городе Мумбаи, один из самых многолюдных вокзалов Индии. Как и крупнейший аэропорт Индии, назван в честь национального героя Индии Чатрапати Шиваджи.
Десяток наиболее посещаемых иностранными туристами штатов и союзных территорий Индии в 2011 году (предварительно)[4]
МестоШтат/Союзная территорияКоличествоДоля в %
1Махараштра4,815,42124.7
2Тамилнад3,373,87017.3
3Дели2,159,92511.1
4Уттар-Прадеш1,887,0959.7
5Раджастхан1,351,9746.9
6Западная Бенгалия1,213,2706.2
7Бихар972,4875.0
8Керала732,9853.8
9Карнатака574,0052.9
10Химачал-Прадеш484,5182.5
Общее количество всех 10 штатов17,565,55090.1
Другие1,929,3299.9
Общее количество19,494,879100
Десятка наиболее посещаемых внутренними туристами штатов и союзных территорий Индии в 2011 году (предварительно)[4]
МестоШтат/Союзная территорияКоличествоДоля в %
1Уттар-Прадеш155,430,36418.3
2Андхра-Прадеш153,119,81618.0
3Тамилнад137,512,99116.2
4Карнатака84,107,3909.9
5Махараштра55,333,4676.5
6Мадья-Прадеш44,119,8205.2
7Раджастхан27,137,3233.2
8Уттаракханд25,946,2543.0
9Западная Бенгалия22,256,9682.6
10Гуджарат21,017,4782.5
Общее количество всех 10 штатов725,981,87185,3
Другие124,874,76914.7
Общее количество850,856,640100
  1. ↑ India: How does Travel & Tourism compare to other sectors? (неопр.) (недоступная ссылка). World Travel and Tourism Council (17 сентября 2012). Дата обращения 30 декабря 2012. Архивировано 2 декабря 2012 года.
  2. ↑ Travel & Tourism 2011 (неопр.) (недоступная ссылка) 26. World Travel and Tourism Council (4 ноября 2011). Дата обращения 30 декабря 2012. Архивировано 5 февраля 2013 года.
  3. Zubeda, Hamid. The medical capital’s place in history (англ.) // The Hindu : newspaper. — 2012. — 20 August.
  4. 1 2 3 India Tourism Statistics at a Glance (неопр.) (недоступная ссылка). Market Research Division, Ministry of Tourism, Government of India (23 июля 2012). Дата обращения 30 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.
  5. ↑ Top 100 Cities Destination Ranking (неопр.). Euromonitor International (21 января 2013). Дата обращения 23 января 2013. Архивировано 9 апреля 2013 года.
  6. ↑ The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011: Beyond the Downturn (англ.) / Blanke, Jennifer; Chiesa, Thea. — Geneva, Switzerland: World Economic Forum, 2011. — P. 17, 66, 216. — ISBN 978-92-95044-18-0.
  7. ↑ Annual Report 2009–10 (неопр.) (недоступная ссылка). Ministry of Tourism, Government of India (6 апреля 2010). Дата обращения 30 декабря 2012. Архивировано 29 марта 2012 года.
  8. ↑ Бенарес // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. ↑ Увидеть Варанаси и умереть… (неопр.). Частный Корреспондент. chaskor.ru (2 января 2009). Архивировано 10 августа 2011 года.
  10. Lannoy, Richard. Benares Seen from Within (неопр.). — University of Washington Press (англ.)русск., 1999. — С. Back Flap. — ISBN 029597835X.
  11. ↑ Varanasi (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 6 марта 2008. Архивировано 10 августа 2011 года.

Логотип Викигида Путеводитель «Индия» в Викигиде

Дели. Классические достопримечательности столицы Индии

DSC_0011.JPG

Дели — столица Индии, один из двух (наряду с Мумбаи) крупнейших мегаполисов страны и третий на сегодняший день мегаполис мира. Население Дели с учётом пригородов составляет 28 миллионов человек — это почти в два раза больше Московской агломерации, существенно больше Мехико, Нью-Йорка или Шанхая, а уступает лишь фактически слившимся в один город Токио-Иокогаме (38 миллионов) и Джакарте (34 миллиона). Дели — это огромный кишащий муравейник, где люди (как в общем-то и во всей остальной Индии) живут порой буквально на головах друг у друга, а в один кипящий котёл слилось бесчисленное множество культур, национальностей и религий. Детально посмотреть такой город в рамках относительно короткого путешествия непросто, да и нужно ли такое глубокое погружение? — тут каждый решает для себя сам. В рамках моей программы Дели был отведён один день, в самом начале путешествия — после чего я отправился дальше кататься по стране. За один день в Дели можно охватить некоторые классические достопримечательности и в первый раз ощутить на себе весь непередаваемый колорит Индии, чтобы в рамках дальнейшего путешествия погружаться в него всё глубже и глубже. Итак, заварим себе чашечку вкусного индийского чая, привезённого в Москву в качестве сувенира, — и, не пытаясь вдаваться в глубокие подробности — пробежимся по некоторым достопримечательностям Дели, многие из которых весьма и весьма впечатляют.

В сегодняшней Индии 80% населения (1 миллиард человек) — индуисты, 15% населения (200 миллионов человек) — мусульмане, остальные 5% приходятся на другие религии. При этом в облике Дели, как и во всей северо-западной Индии (граничащей с Пакистаном), соседство индийской и мусульманской культур чувствуется особенно сильно. По сути дела это стык двух культурных и цивилизационных зон — индуистской и исламской. Так и в рамках относительно короткой прогулки по Дели мы увидим как мусульманские, так и индуистские памятники, сдобренные налётом британского колониального прошлого.

1. Джама Масджид — крупнейшая мечеть Индии с высокими минаретами и мраморными куполами — была построена в 1656 году при императоре Шах-Джахане, правителе существовавшей на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и частично Афганистана в XVI — XVIII веках могучей Империи Великих Моголов. Помимо мечети Джама Масджид, Шах-Джахан обессмертил своё имя ещё и постройкой Тадж-Махала в Агре (мы там потом тоже побываем). Джама Масджид — пятничная (или Джума) мечеть, самая большая и главная в центральной части Дели.

DSC_0011.JPG

2.

DSC_0021.JPG

3.

DSC_0042.JPG

4. Мечеть находится на холме, с которого видны расположенные по соседству строения Красного Форта. На этом фото — Делийские ворота, один из шести входов в эту мощнейшую цитадель, как и Соборная мечеть, возведённую при Шах-Джахане.

DSC_0043.JPG

5. Ворота мечети.

DSC_0045.JPG

6. На площади перед мечетью Джама Масджид всегда многолюдно — здесь и индусы, и мусульмане, и многочисленные иностранные туристы.

DSC_0046.JPG

7.

DSC_0048.JPG

8. Внутреннее убранство.

DSC_0049.JPG

9.

DSC_0050.JPG

10. К мечети примыкают густонаселённые и местами шокирующие мусульманские кварталы Дели. Как говорил мне гид-индус, сегодня мусульманское население индийской столицы существенно растёт — во многом из-за более высокой рождаемости: если индуистские семьи обычно заводят 2-3 детей, то мусульмане — 4-5, а то и больше.

DSC_0051.JPG

11. С минарета мечети открываются отличные виды Старого Дели. Башня перед входом на площадь.

DSC_0052.JPG

12. Дели, при всём своём почти 30-миллионном населении — преимущественно низкоэтажный город. Отчасти это обусловлено возможными землетрясениями, но в большей степени — просто невероятной густотой и хаотичностью плотной застройки: в основном, это двух-трёхэтажный самострой. Особенно хорошо это видно со смотровой площадки — высоких зданий совсем немного.

DSC_0053.JPG

13.

DSC_0057.JPG

14. Стены Красного Форта — Делийские ворота.

DSC_0063.JPG

15. Лахорские ворота.

DSC_0064.JPG

16. В Красный Форт Дели мы не пойдём — посмотрим на него со стороны. Зато потом, в Агре и Джайпуре, мы побываем в не менее впечатляющих фортах, один из которых (Крепость Агры) — тоже красный.

DSC_0068.JPG

17.

DSC_0070.JPG

18.

DSC_0072.JPG

19.

DSC_0073.JPG

20.

DSC_0080.JPG

21. После осмотра Соборной мечети, посетим индуистский храм Лакшми-Нараян Мандир, построенный в 1938 году и являющийся образцом современной индуистской храмовой архитектуры. В эти дни в Индии как раз проходил какой-то 8 дневный религиозный праздник, и во всех индуистских храмах царило праздничное оживление, ближе к вечеру превращавшееся в красочный фестиваль. Внутри храма фотографировать нельзя — поэтому ограничусь двумя фотографиями общего вида.

DSC_0090.JPG

22.

DSC_0098.JPG

Следующий по плану — сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Сикхи — это особая самостоятельная религия, возникшая в XV веке на стыке индуизма и ислама. Сикхи, хотя и составляют всего 2% от населения Индии, имеют существенный вес в обществе. Мужчин-сикхов очень легко отличить по характерному тюрбану, который они носят на голове. Они также никогда не стригут волос и носят бороду. Я не слишком разбираюсь в тонкостях мировых религий, поэтому более подробно про сикхов можете почитать в интернете — это будет лучше, чем копировать сюда всякие Википедии. А я буду просто описывать свои впечатления от Дели, тем более они были первыми в Индии.

23. Итак, сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб.

DSC_0103.JPG

24. Внутри храмового комплекса находится огромный пруд, воды которого считаются священными.

DSC_0114.JPG

25. Портреты мужчин-сикхов.

DSC_0116.JPG

26.

DSC_0118.JPG

27.

DSC_0119.JPG

28. В храме есть огромная столовая, где бесплатно раздают специально освящённую еду. Мы посетили кухню этой столовой, где в огромных котлах томится какая-то жутко ароматная местная еда, а по соседству женщины делают лепёшки. Пробовать освящённую еду я не стал — а просто прогулялся по кухне. На этом фото — «окошко раздачи».

DSC_0122.JPG

29. Варево. :))

DSC_0123.JPG

30. А в соседнем котле, булькающем на мощной газовой горелке, повар-сикх, готовит другое блюдо. :))

DSC_0124.JPG

31. Женщины делают лепёшки.

DSC_0125.JPG

32.

DSC_0126.JPG

33. Ещё раз — сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб.

DSC_0131.JPG

34. Вокруг храма — много бедноты, нищих, попрошаек, бродяг и странствующих верующих очень колоритного вида.

DSC_0132.JPG

35.

DSC_0133.JPG

36. Из Старого Дели переместимся в Нью-Дели, район города, расположенный к югу от исторического центра и спроектированный британским архитектором Эдвином Лаченсом, начиная с 1912 года, когда столица Британской Индии переместилась из Калькутты в Дели. Главная ось Нью-Дели — 3-километровый проспект Раджпатх, в одном конце которого находится комплекс резиденций руководства страны…

DSC_0156.JPG

37. …а на другом — Врата Индии, мощная арка, построенная в память об индийских и британских солдатах, павших в Первой Мировой войне. Здесь же горит вечный огонь в память о погибших в Индо-Пакистанской войне 1971 года.

DSC_0158.JPG

38. Возле Ворот Индии, как и везде в центре Дели — очень многолюдно.

DSC_0160.JPG

39. Повсюду в центре города, особенно возле главных достопримечательностей и оживлённых мест — очень много полиции. Впрочем, Индия — достаточно спокойная страна.

DSC_0163.JPG

40. В заключение — снова вернёмся к исламской архитектуре и посетим археологический парк Мехраули, расположенный к югу от центральной части Дели, и посмотрим Кутб-Минар — самый высокий в мире кирпичный минарет и самый высокий минарет в Индии.

DSC_0212.JPG

41. Высота минарета — 72.5 метра. Он был построен в период с 1193 по 1368 годы несколькими поколениями правителей Делийского султаната, первого исламского государства на территории современной Индии. Минарет, помимо религиозной цели, также ставил собой цель показать мощь ислама, а также использовался в качестве сторожевой башни — с вершины просматривались окрестности Дели на много километров вокруг.

DSC_0233.JPG

42. Рядом с минаретом Кутб-Минар султаном Дели Аллаудином Хильджи было начато строительства другого минарета Ала-и-Минар, который должен был стать в два раза выше, чем Кутб-Минар. Однако после смерти султана строительство было прекращено — в память об этом сохранился первый ярус высотой около 25 метров.

DSC_0235.JPG

43. Семейное фото индусов.

DSC_0236.JPG

44. Женщина-мусульманка.

DSC_0238.JPG

45. Вокруг минаретов раскинулся огромный архитектурный комплекс Мехраули — бывший центр Делийского султаната XIII — XIV веков (Дели был столицей султаната в период с 1214 по 1327 год).

DSC_0239.JPG

46.

DSC_0260.JPG

47.

DSC_0264.JPG

48.

DSC_0272.JPG

49.

DSC_0273.JPG

50. Но самое впечатляющее — это всё-таки Кутб-Минар, огромный 72.5 метровый кирпичный минарет XII-XIV века, устремлённый ввысь словно ракета.

DSC_0274.JPG

51. Фантастически красивые надписи на вязи и декор!

DSC_0275.JPG

52.

DSC_0276.JPG

53. Вершина минарета — ещё недавно здесь действовала смотровая площадка, но сейчас она закрыта.

DSC_0277.JPG

54. В заключение — ещё несколько фотографий архитектурного комплекса.

DSC_0295.JPG

55.

DSC_0299.JPG

56.

DSC_0303.JPG

Дели — гигантский и очень древний город с фантастическими напластованиями разных эпох и культур. Чтобы познать его и всё посмотреть — нужно, наверное, пробыть здесь неделю. Но за неделю нам надо посетить гораздо больше мест, поэтому, прикупив в местном магазине индийского чая для оставшихся дома родных и близких, покидаем Дели — нас ждёт Джайпур, тоже потрясающе интересный и колоритный город, входящий в «Золотой Треугольник» Индии.

К оглавлению >>>

Пещерные храмы Бадами — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пещерные храмы Бадáми (англ. Badami cave temples, Bādāmi IAST) — комплекс из четырех индуистских, джайнских и, как предполагают, буддийских пещерных храмов, расположенных возле небольшого городка Бадами в округе Багалкот в северной части штата Карнатака[1].

Пещеры считаются образцом пещерной храмовой архитектуры периода ранних династий Чалукья. Комплекс датируется VI веком нашей эры. Точное время создания храмов не известно, однако в третьей пещере есть настенная надпись, гласящая, что посвящение храма состоялось в 578—579 годах. Время строительства свидетельствует о том, что пещеры являются одними из старейших индуистских пещерных храмов в мире. Кроме того, они определяют эпоху раннего поклонения Вишну.

С 2015 года храмовый комплекс находится в предварительном списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Эволюция храмовой архитектуры: Айхоле-Бадами-Паттадакал[2].

Происхождение и монументальное искусство храмов[править | править код]

Фотография скал возле Бадами в 1880-х годах

Храмы строились под патронажем западной династии Чалукья (с VI по VIII века). В период Чалукья город Бадами был известен как Ватапи (Vataapi), столица династии Чалукья. Первый правитель Чалукья, Пулакешин I, заложил столицу для своего княжества ещё около 543/544 года[3]. Княжество нуждалось в символах своего процветания и могущества, в результате чего рядом со столицей появились пещерные святилища. Четыре храма Бадами построены сыном Пулакешина I, Киртиварманом (правил в 567—598 годах) и его братом Мангалеша I (правил в 598—610 годах)[4].

Бадами расположен на западном берегу озера Агастья, окруженного земляным валом и каменными ступенями. Пещерные храмы представляют собой образец первых индуистских храмов в Декане. Вместе с храмовым комплексом в Айхоле они считаются «колыбелью храмовой архитектуры», в последующем повлиявшей на архитектуру более поздних индуистских храмов в других частях Индии[5].

Вход в пещеры Бадами, фотография 2010 года

Комплекс включает четыре пещеры, находящиеся на откосе скалы и вырубленные в мягком красном песчанике. Все пещеры прекрасно сохранились и доступны для посетителей. В первой пещере среди различных скульптур индуистских божеств выделяется танцующий Шива-Натараджа. Здесь же можно увидеть 81 позу его космического танца. Вторая пещера повторяет структуру и площадь первой, однако она посвящена Вишну. Пещера сохранила изображения Вишну, его воплощений, Гаруды и эпические сюжеты из Пуран. В ней находится знаменитый барельеф Вишну в форме Тривикрамы, охватывающего тремя шагами Вселенную. Третья пещера является самой большой, в ней представлена ​​мифология, связанная с Вишну. В ней высечены каменные изваяния аватар Вишну, пещера содержит настенные росписи, изображающие свадьбу Шивы и Парвати, а также другие сюжеты из жизни богов. Четвертая пещера выбита в скале джайнами, ее наполняют фигуры тиртханкаров. Джайнская пещера является самой поздней и датируется XII веком. Она аскетично декорирована, в глубине пещеры находится большая статуя Бахубали[6].

В 2013 году представитель властей штата Карнатака сообщил об открытии ещё одной пещеры естественного происхождения. Пятая пещера расположена в 500 метрах от четырех основных пещер на вершине огромного валуна, из-под которого круглогодично бьет источник воды. В ней найдены 27 барельефов, изображения Вишну и других индуистских божеств[7].

Панорама города Бадами, озера Айхола и пещерных храмов

Пещерные храмы Бадами находятся в 142 км. к востоку от Белгави (Belgavi) и в 140 км к северо-западу от Хампи. Недалеко от Бадами в 5 км. протекает река Малапрабха (Malaprabha). Пещерные храмы находятся в 23 км. от объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, группы храмов Паттадакала, и в 35 км. от Айхола, ещё одного места с древними памятниками индуизма, джайнизма и буддизма[1].

Логистика до Бадами достаточно сложная. Железнодорожный вокзал Бадами находится в 4 км. от города. Железнодорожная ветка соединяет городок с Гадагом, Хубли и Биджапуром. Здесь останавливаются только пассажирские поезда, следующие со всеми остановками. От вокзала Бадами до пещер можно добраться на авторикше. Рейсовые автобусы соединяют Бадами с окрестными историческими местами: Айхоле, Паттадакал, Хоспет, Хампи[8].

  1. 1 2 Тарасюк Я. Индия: Юг. Путеводитель. — М: Вокруг света, 2009. — С. 906.
  2. ↑ Tentative Lists (неопр.). UNESCO World Heritage Centre (2018).
  3. ↑ ПУЛАКЕШИН (неопр.). Советская историческая энциклопедия.
  4. Tarr G. Chronology and Development of the Chāḷukya Cave Temples // Ars Orientalis. — 1970. — Т. 8. — С. 155—184.
  5. George M. Badami, Aihole, Pattadakal. — Ahmedabad, London: Jaico Publishing House; Deccan Heritage Foundation, 2016. — С. 7.
  6. ↑ The Chalukyas of Badami / Rajasekhara S. (ed.). — New Delhi: Aryan Books International, 2016. — С. 5.
  7. Nargund S. Natural cave shrine ‘discovered’ // The New Indian Express. — 2013. — 10 июня.
  8. ↑ How To Reach Badami (неопр.). Indian Holiday Pvt. Ministry of Tourism, Government of India (2018).

Агра — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2018; проверки требуют 34 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2018; проверки требуют 34 правки.

А́гра[2] — город на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. С 1528 по 1658 был столицей империи Моголов. Ныне является одним из крупнейших туристических центров Индии, благодаря сооружениям эпохи империи Моголов и, в частности, Тадж-Махалу. Агра находится на берегу реки Ямуны. Население — 1 746 467 чел. (2011)[3].

Одни из ворот Красного форта

Агра основана в XV веке. В 1526 году Агру захватил Бабур; в его правление в Агре появились первые укрепления. Во второй половине XVI века Агра стала столицей империи Великих Моголов; началась эпоха процветания Агры; в городе насчитывалось более 500 тыс. жителей, была выстроена крепость на правом берегу Джамны. Однако в 1658 году Аурангзеб перенёс столицу в Аурангабад, и начался период упадка Агры.

В XVIII веке город неоднократно менял своих правителей; Агра подвергалась сильным разрушениям со стороны джатов, персов и пуштунов. В 1784 году Агра была опустошена маратхами. Наконец, в 1803 году город был захвачен англичанами, изгнавшими из Агры маратхов. Под управлением Британской империи Агра стала важным торговым городом; начала развиваться промышленность; Агра была соединена железными дорогами с Дели, Бенаресом и Калькуттой.

В 1857 году, во время крупного народного восстания, англичане покинули город и оборонялись в крепости; для подавления восстания в Агру были направлены крупные соединения британской армии, которые и разгромили восставших.

Климат Агры характеризуется как влажный субтропический, город отличается крайне жаркой погодой. Дневные температуры с апреля по июль достигают 40-46°С, лишь ночью температура опускается до 30°С. Муссоны в Агре не столь сильны, как в других частях страны; среднегодовой уровень осадков составляет 723 мм (почти все они выпадают с июня по сентябрь). Лучшее время для посещения города — зимний период, отличающийся тёплой и солнечной погодой.

Климат Агры
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.Год
Абсолютный максимум, °C30,335,240,546,347,847,546,342,841,240,335,830,847,8
Средний максимум, °C22,325,531,937,941,740,735,333,234,034,029,223,932,5
Средняя температура, °C15,117,824,030,534,034,631,129,629,427,021,716,026,0
Средний минимум, °C7,710,315,421,526,528,926,825,724,319,112,58,218,9
Абсолютный минимум, °C1,81,86,712,718,820,821,720,116,712,84,81,81,8
Норма осадков, мм13189712562032411292546723
Источник: World Meteorological Organization [1]

По данным переписи 2001 года население округа Агра составляло 3 620 436 человек. Население самого города по данным на 2010 год — 1 686 976 человек. 53 % составляют мужчины, 47 % — женщины. За 10 лет с 1991 по 2001 год население выросло на 31 %. Уровень грамотности города составляет 81 %, уровень грамотности района — 62,6 %. Индуизм исповедуют 89,6 % населения, мусульмане составляют 8,93 %, джайнисты: 0,51 %. Доля детей до 6 лет: 11 %. Наиболее распространённый язык — хинди, часть населения говорит на урду и пенджаби.

Национальный хайвей № 2 соединяет Агру с Дели, расстояние между городами составляет около 200 км (около 4 часов езды). Хайвей № 11 соединяет город с Джайпуром, расстояние около 255 км. Расстояние до города Гвалиора 122 км по хайвею № 3. Агра — крупный железнодорожный узел, станция находится на пути следования поездов между Дели и Мумбаи, а также между Дели и Ченнаи. С Нью-Дели Агра связана скоростным пассажирским железнодорожным сообщением.

Агра — центр лёгкой (кожевенно-обувной, хлопчатобумажной, хлопкопрядильной), пищевой промышленности, металлообработки. Развиты кустарные промыслы (в том числе производство ювелирных изделий, поделок из мрамора и красного песчаника). Имеется университет.

В Агре и её окрестностях — многочисленные архитектурные памятники:

Крепость Агры (XVI—XVII века) и мавзолей Тадж Махал (1632—1650) признаны объектами Всемирного Наследия Юнеско.

В Агре происходит часть действия детективной повести «Знак четырёх» Артура Конана Дойля.

Упоминается в стихотворении Н. Гумилёва «Царица».

  • Гробница Акбара

  • Детали потолка гробницы Акбара

  • Инкрустация мрамора

  • Изготовление ковров

  • Тадж Махал, северный фасад

  • Тадж Махал. Детали

  • Крепостной вал красного форта

  • Ворота в красный форт

  • Соами Баг Самадх в Даялбаг.

  • Канч Махал, Сикандара

  • Тадж Махал на рассвете

  • Мехтаб Баг (Лунный сад)

  • Джама-Масджид

  • Улицы Агры (Джама-Масджид)

  • Вид красного форта в Агре

Буддийские места паломничества в Индии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2019; проверки требуют 4 правки.

Основные, описанные в сутрах буддийского канона места буддийского паломничества связаны с жизнью Будды Гаутамы и располагаются в бассейне Ганга в Северной Индии и Южном Непале, между Дели и Раджгиром. Их посещают как буддийские паломники всего мира, так и индуисты.

Четыре главных места[править | править код]

Считается, что сам Гаутама Будда в Махапаринирвана-сутре определил четыре места, подходящие для паломничества последователей его учения, и способные вызвать духовный прогресс.[1]

Восемь великих мест[править | править код]

В позднейшей комментаторской традиции к 4 местам Махапаринирвана-сутры добавляются четыре места, связанные с рассказами о чудесах, показанных Буддой. Эти места встречаются в палийской Трипитаке и были популярны уже в Древней Индии.

Добавленные к четырём главным новые места — это:

  • Шравасти, Саватхи — место «близнечного чуда», где Будда публично продемонстрировал сверхобычные способности. Шравасти был крупным городом древней Индии, и исторический Будда провёл там самый долгий период своей взрослой жизни.
  • Раджгир, Раджагаха — место, где Будда дружелюбием усмирил взбесившегося слона Налагири (тай.นาฬาคิรี). Раджгир также был одним из крупнейших городов Древней Индии.
  • Санкасия — место нисхождения Будды с неба Тушита, где он три месяца обучал свою покойную мать Абхидхарме.
  • Вайшали, Весали — место, где обезьяна сделала Будде подношение мёдом. Город Вайшали был столицей древнеиндийской республики Вайджьев.

Все восемь мест получили общее название Аттха-махатханани (пали, буквально «Восемь великих мест»). Эти места почитаются в тхераваде Шри-Ланки.

Другие места, связанные с Буддой Гаутамой[править | править код]

Другие места буддийского паломничества, связанные с жизнью Будды Гаутамы — это Паталипутра, Наланда, Гайя, Капилавасту, Косамби, Варанаси, Кесария, Девадаха, Пава и Матхура. Все они расположены в долине Ганга.

Известные паломники[править | править код]

  1. ↑ Thanissaro (1998)[1]
    Vajira & Story (1998)[2].

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *