Самые сложные аэропорты для посадки в россии: Самые сложные аэропорты России :: Общество :: Дни.ру – ✈ Самые страшные аэропорты России

✈ Самые страшные аэропорты России

В это невозможно поверить, но в нашем мире с постоянно растущей инфраструктурой, улучшением сервиса во всем до сих пор существуют деревянные аэропорты. Расположены такие аэропорты на территории России. На крайнем севере лучше и выгоднее перемещаться по воздуху, чем строить дороги на каждый летний сезон. Во времена эпохи СССР активно развивалась полярная авиация и осваивался Север, но после развала Союза ее развитие прекратилось, а аэропорты остались. Удивительно, но многие из них до сих пор работают и принимают малую авиацию! А ведь, по сравнению с большими воздушными гаванями, условия их работы достаточно экстремальны. Впрочем, только с технологической точки зрения — с ландшафтной им даст фору целый ряд аэропортов мира.

Аэропорт Оссора, Камчатский Край

Аэропорт Оссора, Камчатский Край

Аэропорт Оссора находится на Камчатке в Карагинском районе. По внешнему виду здание больше напоминает небольшой продуктовый магазин или сельский клуб, построенный из дерева много десятилетий назад. Это сооружение было возведено еще в 1968 году, и с тех пор ни разу не подвергалось сколь-нибудь существенному ремонту. Аэропорт Оссора не имеет международного кода. В этот населенный пункт летают редкие рейсы из Петропавловска-Камчатского и небольшого камчатского села Тиличики. Пассажиропоток аэропорта Оссора в 2017 году составил 8312 человек.

Аэропорт Пертоминск, Архангельская область

Аэропорт Пертоминск, Архангельская область

Аэропорт Пертоминск расположен в небольшом поселке с таким же названием в Приморском районе Архангельской области недалеко от входа в Унскую губу Белого моря. В 50-е года поселок был центром Беломорского района. Примечательно, что все билеты всегда проданы, и если вам понадобится срочно вылететь, навряд ли это будет возможно сделать быстро. В этом случае придется добираться из/в Пертоминск по зимнику на автотранспорте, если срочная поездка выпала на январь. Другой вариант: пешком по берегу до Неноксы (50 км), далее на поезде. На пути встретится полноводная река Сюзьма, через которую нет моста.

Аэропорт Енисейск, Красноярский край

Аэропорт Енисейск, Красноярский край

Аэропорт Енисейск находится в 5 км от центра одноименного города, является запасным аэропортом Красноярска. Это аэропорт третьего класса, он принимает не только самолеты, такие как, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-74, Ил-76, Ту-134, Як-40, но также и вертолеты. Отсюда совершаются значимые перевозки в труднодоступные населенные пункты района. За 2017 год пассажиропоток енисейского аэропорта составил 6268. Аэропорт работает с 1934 года!

Аэропорт Соловки, Соловецкие острова

Аэропорт Соловки, Соловецкие острова

Аэропорт Соловки находится на Соловецких островах в Белом море в 700 метрах от Соловецкого монастыря. Он был построен еще до ВОВ и во время нее использовался ВВС Советского Союза. Авиарейсы в Соловки совершаются из Архангельска, Москвы и из Петрозаводска на самолетах Ан-24 и Л-410. Полеты совершают всего две авиакомпании: «Нордавиа» и «Второй Архангельский ОАО». Ежегодно пассажиропоток составляет более 9 тыс. человек.

Аэропорт Нюрба, Якутия

Аэропорт Нюрба, Якутия

А этот, неказистый с виду аэропорт Нюрба, обеспечивает воздушное сообщение с Якутском и Иркутском. Он тоже принимает самолеты малой авиации, например Ан-24, Як-40, Л-410 и вертолеты. Пассажиропоток в Нюрбе составляет более 20 тыс. человек ежегодно. Аэропорт Красноселькуп, Ямало-Ненецкий автономный округ

Аэропорт Красноселькуп, Ямало-Ненецкий АО

Аэропорт Красноселькуп расположен в самом северном одноименном поселке Ямало-Ненецком АО, в котором не наблюдается полярного дня. 22 июня световой день там 23 часа 37 минут. Аэропорт принимает самолеты из Тюмени и Салехарда. Во время весенней и осенней распутицы попасть в город даже по воздуху будет невозможно. Сейчас производится реконструкция аэропорта, после которой он сможет принимать и современные самолеты.

Да, аэропорты страшненькие с виду, но тем не менее они несут пользу: в определенный период времени они являются единственной возможной точкой, из которой можно добраться до «Большой земли». Поэтому, билеты на самолеты из/в них всегда пользуются спросом, и участь заброшенных аэропортов в обозримом будущем им не грозит.

Ищите авиабилеты в нашей системе бронирования!

Комментарии ()

Еще интереснее

0

Самые сложные аэропорты России

После катастрофы Боинга-737-800 авиакомпании Fly Dubai в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта, многие стали утверждать, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. В частности, многие упоминают «кривизну» полосы, которая доставляет летчикам хлопот.

— Да, в Ростове есть нестандартный уклон полосы в точке приземления. Все русские пилоты об этом знают. — рассказал в эфире Радио «КП» пилот Андрей, который в течение шести лет производит рейсы в Ростов-на-Дону, — Но этот уклон описан, к нему нужно готовиться. Там даже на схеме он нарисован.

После авиакатастрофы 19 марта появились мнения о том, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

После авиакатастрофы 19 марта появились мнения о том, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

В помещениях международного аэропорта Ростова-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

В помещениях международного аэропорта Ростова-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Так же другие пилоты рассказали «КП», что печально прославившийся аэропорт не входит в круг самых опасных. Сложные условия вплоть до аномального «сдвига ветра» могут возникнуть даже в лучших аэропортах России, как Шереметьево и Домодедово — все зависит о фактической погоды.

Тем не менее существует рейтинг самых сложных аэропортов для работы пилотов, составленный на основе выводов компаний, изучающих авиабезопасность. Самая уважаемая из них — британская организация Skytrax, составляющая рейтинги ведущих аэропортов планеты.

Итак самыми сложные воздушные гавани России:

1. Аэропорт Адлера (аэропорт «Сочи»). Еще со времен Советского Союза считался самым сложным для работы пилотов. Особенность его в том, что заход на посадку возможен только со стороны моря. Даже в хорошую погоду испарения большого массива воды доставляют проблем самолету, летящему на низкой высоте. А уж в штормовую погоду… При том борту нужно вписаться в довольно узкий коридор между горами и водой. Кроме того — в этом месте весьма ограничена возможность прервать посадку. После определенного момента на второй круг уйти просто невозможно и посадку нужно производить при любых условиях.

Сочи. Самолет заходит на посадку в аэропорт Адлера. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Сочи. Самолет заходит на посадку в аэропорт Адлера. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В 2006 году Skytrax поставила аэропорт Адлера на одну ступень с лондонским Хитроу — одной из самых загруженных и негостеприимных воздушных гаваней в мире — она славится сильными и внезапными боковыми порывами ветра. Совокупность погодных, географических и человеческих факторов погубила в 2006 году армянский А-320, на борту которого находились 113 человек.

Кроме того до 2014 года были претензии к устаревшему техническому оснащению (радиооборудование, светосигнальная система). Однако после модернизации к Олимпиаде, аэропорт поднялся до мировых стандартов. Хотя это не отменяет требования высокого профессионализма и максимальной сконцентрированности пилотов. Хотя — все это необходимо в любом аэропорту.

2. Аэродром Иркутска. Расположен в гористой местности на высоте 600 метров над уровнем моря. Пилоты признаются, что глиссада при посадке должна быть настолько крутой, что самолет практически «падает» на полосу. К тому же низкое давление горной местности сказывается на работе двигателей. Еще одна проблема — близкое расположение жилой зоны. Это стало главной причиной авиакатастрофы А- 310 в 2006 году, когда борт выкатившись за пределы ВПП, врезался в гаражный комплекс и загорелся. Из 203 человек погибли 125.

Вид на международный аэропорт "Иркутск". Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Вид на международный аэропорт «Иркутск». Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

3. Аэропорт Петропавловска-Камчатского. По погодным условиям сходен с Иркутским. К зоне низкого давления и большому количеству вулканов и сопок добавляются еще и нестабильные сильные воздушные потоки.

Петропавловск-Камчатский. Вид на Корякский вулкан из аэропорта города. Фото: Александр Петров/ТАСС

Петропавловск-Камчатский. Вид на Корякский вулкан из аэропорта города. Фото: Александр Петров/ТАСС

Также пилоты упоминают, что хлопот и сложностей им доставляет работа в аэропортах Воркуты (сравнивают с посадкой на авианосец), Благовещенска (сравнивают с донышком рюмки) и Итурупа (из-за захода со стороны океана).

В ТЕМУ

Тройка лучших аэропортов России

1. «Шереметьево» (первая премия «Лучший международный аэропорт 2015»)

2. «Домодедово» (вторая премия)

3. «Пулково» (третья премия + приз симпатий пассажиров).

Поделиться видео </>

Рейс FZ981 Дубай — Ростов-на-дону. Скорбим.Ужасная трагедия унесла жизни 62 человек

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

Судя по спокойному тону участников, никто не предполагал, что может случиться трагедия

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство «Безопасность полетов». Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна. (подробности)

Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону

Соболезнуем родным и близким погибших.

МЕЖДУ ТЕМ

Очевидцы крушения «Боинга» в Ростове-на-Дону: Вспышка в полнеба была, потом еще одна. Страшный грохот и из аэровокзала в ужасе выбегали люди!

Прилегающие обочины дорог, ведущих непосредственно к аэровокзалу Ростова-на-Дону традиционно «оккупированы» таксистами – и частниками-бомбилами, и так называемыми реестровыми. Именно они и стали очевидцами трагедии в ростовском аэропорту (подробности)

ПАМЯТЬ

Оборвавшиеся судьбы: главврача облбольницы ждали в понедельник на работе, а молодая невеста мечтала о ребенке

В субботу, 19 марта, в Ростове-на-Дону случилась страшная катастрофа: при попытке посадки разбися самолет, летевший из Дубаи. Не выжил никто — ни пассажиры, ни члены экипажа. «Комсомольская правда» выражает соболезнования родным и близким погибших. Вспомним всех поименно… (подробности)

ВЕРСИИ

Боинг в Ростове врезался в землю из-за «сдвига ветра»

Игорь Шевцов, бортинженер, инструктор, летчик первого класса высказал свою версию катастрофы в Ростове-на Дону (подробности)

Почему самолет падал почти вертикально? Эксперты обсуждают видео последних секунд жизни рейса №981

Вскоре после сообщения об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону появилось видео крушения. Камера зафиксировала, как лайнер в темноте почти вертикально падает на землю и сразу же загорается (подробности)

Эксперт: Командир пытался увести борт в последний момент — такая линия поведения присуща иностранным пилотам

О версиях авиакатастрофы «Комсомолке» рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на «Боингах» различных модификаций (подробности)

Эксперт: Пилоты могли ждать улучшения погоды и опомнились, только когда баки опустели

Одна из версий – у пилотов лоукостера FlyDubai может быть лимит по расходу топлива. Якобы именно поэтому борт при плохих метеоусловиях не ушел на запасной аэродром, а настойчиво пытался несколько раз сесть именно в Ростове. Прокомментировать это предположение мы попросили Валерия Постникова, исполнительного директора Общества независимых расследований авиационных происшествий(подробности)

Список наиболее загруженных аэропортов России — Википедия

Место Аэропорт Город Код
(IATA/ICAO)
Группа Пассажиропоток,
млн чел.[22]
Измене-
ние, %
Измене-
ние, поз.
1. Шереметьево Москва SVO / UUEE АО «МА Шереметьево» 39,64 +17,8 
2. Домодедово Москва DME / UUDD East Line 30,66 +7,6 
3. Внуково Москва VKO / UUWW АО «МА „Внуково“» 18,14 +30,1
4. Пулково Санкт-Петербург LED / ULLI Fraport 16,13 +21,6
5. Сочи Сочи AER / URSS Базэл Аэро 5,682 +8,3
6. Кольцово Екатеринбург SVX / USSS Аэропорты Регионов 5,277 +25,4 ▲ 1
7. Симферополь[3] Симферополь SIP / UKFF АО «МА „Симферополь“» 5,129 −1,4 ▼ 1
8. Толмачёво Новосибирск OVB / UNNT Новапорт 4,810 +22,3
9. Пашковский Краснодар KRR / URKK Базэл Аэро 3,495 +16,8
10. Уфа Уфа UFA / UWUU ОАО «МА „Уфа“» 2,794 +21,7
11. Курумоч Самара KUF / UWWW Аэропорты Регионов 2,632 +26,3
12. Казань Казань KZN / UWKD ОАО «МА „Казань“» 2,623 +37,1
13. Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону RVI / URRR Аэропорты Регионов 2,532 +21,0
14. Емельяново Красноярск KJA / UNKL Базэл Аэро[23] 2,259 +25,7  ▲ 1
15. Минеральные Воды Минеральные Воды MRV / URMM Новапорт[24] 2,180 +26,6  ▲ 2
16. Кневичи Владивосток VVO / UHWW АО «МА „Владивосток“» 2,172 +18,8 ▼ 2
17. Новый Хабаровск KHV / UHHH ООО «Кварц-Инвест»[25] 2,047 +14,0  ▼ 1
18. Иркутск Иркутск IKT / UIII ОАО «МА „Иркутск“» 2,011 +19,4
19. Рощино Тюмень TJM / USTR Новапорт 1,822 +20,1 ▲ 1
20. Храброво Калининград KGD / UMKK Новапорт[24] 1,788 +13,8 ▼ 1
21. Сургут Сургут SGC / USRR ОАО «Аэропорт Сургут» 1,721 +16,1
22. Баландино Челябинск CEK / USCC Новапорт 1,517 +23,6 ▲ 1
23. Витязево Анапа AAQ / URKA Базэл Аэро 1,363 −3,9 ▼ 1
24. Большое Савино Пермь PEE / USPP Новапорт 1,338 +19,0
25. Махачкала Махачкала MCX / URML ОАО «МА „Махачкала“» 1,068 +22,8 ▲ 3
26. Гумрак Волгоград VOG / URWW Новапорт 1,014 +24,9 ▲ 4
27. Хомутово Южно-Сахалинск UUS / UHSS АО «Аэропорт „Южно-Сахалинск“» 0,985 +4,5 ▼ 2
28. Стригино Нижний Новгород GOJ / UWGG Аэропорты Регионов 0,961 +24,0 ▲ 3
29. Омск-Центральный Омск OMS / UNOO ОАО «Омский аэропорт» 0,948 +15,6
30. Новый Уренгой Новый Уренгой NUX / USMU Аэропорты Регионов[26] 0,938 +4,6  ▼ 4
31. Якутск Якутск YKS / UEEE АО «Аэропорт Якутск» 0,902 +3,0 ▼ 4
32. Талаги Архангельск ARH / ULAA ОАО «Аэропорт Архангельск» 0,892 +22,2 ▲ 1
33. Мурманск Мурманск MMK / ULMM ОАО «Аэропорт Мурманск» 0,846 +10,8 ▼ 1
34. Оренбург Оренбург REN / UWOO ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» 0,744 +52,8 ▲ 5
35. Нижневартовск Нижневартовск NJC / USNN АО «Нижневартовскавиа» 0,670 +8,2  ▼ 1
36. Елизово Петропавловск-Камчатский PKC / UHPP Аэропорты Регионов[26] 0,659 +6,6 ▼ 1
37. Богашёво Томск TOF / UNTT ООО «Аэропорт Томск» 0,618 +14,1 ▼ 1
38. Чертовицкое Воронеж VOZ / UUOO ООО УК «АВИАСЕРВИС» 0,606 +39.8 ▲ 3
39. Бегишево Набережные Челны NBC / UWKE АО «АЭРОПОРТ „БЕГИШЕВО“» 0,587 +56,0 ▲ 5
40. Нариманово Астрахань ASF / URWA ОАО «Аэропорт Астрахань» 0,581 +10,8 ▼ 3
41. Михайловка Барнаул BAX / UNBB ОАО «Авиапредприятие „Алтай“» 0,512 +32,9 ▲ 3
42. Сыктывкар Сыктывкар SCW / UUYY 0,512 +13,9 ▼ 3
43. Саратов-Центральный Саратов RTW / UWSS АО «Саратовские авиалинии» 0,482 +11,1 ▼ 1
44. Белгород Белгород EGO / UUOB ОАО «Белгородское авиапредприятие» 0,469 +35,3 ▲ 3
45. Алыкель Норильск NSK / UOOO ООО «Аэропорт „Норильск“» 0,462 −10,3 ▼ 7
46. Жуковский Москва ZIA / UUBW 0,426 +870 ▲ 51
47. Игнатьево Благовещенск BQS / UHBB ГУП «Аэропорт Благовещенск» 0,399 +25,0 ▲ 3
48. Кемерово Кемерово KEJ / UNEE ООО «МА Кемерово» 0,398 +48,5 ▲ 6
49. Сокол Магадан GDX / UHMM ОАО «Аэропорт Магадан» 0,377 +8,5 ▼ 3
50. Сабетта Сабетта SBT / USDA ООО «МА Сабетта» 0,370 +54,3 ▲ 6

Самые сложные аэропорты России

После катастрофы Боинга-737-800 авиакомпании Fly Dubai в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта, многие стали утверждать, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. В частности, многие упоминают «кривизну» полосы, которая доставляет летчикам хлопот.

— Да, в Ростове есть нестандартный уклон полосы в точке приземления. Все русские пилоты об этом знают. — рассказал в эфире Радио «КП» пилот Андрей, который в течение шести лет производит рейсы в Ростов-на-Дону, — Но этот уклон описан, к нему нужно готовиться. Там даже на схеме он нарисован.

После авиакатастрофы 19 марта появились мнения о том, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

После авиакатастрофы 19 марта появились мнения о том, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

В помещениях международного аэропорта Ростова-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

В помещениях международного аэропорта Ростова-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Так же другие пилоты рассказали «КП», что печально прославившийся аэропорт не входит в круг самых опасных. Сложные условия вплоть до аномального «сдвига ветра» могут возникнуть даже в лучших аэропортах России, как Шереметьево и Домодедово — все зависит о фактической погоды.

Тем не менее существует рейтинг самых сложных аэропортов для работы пилотов, составленный на основе выводов компаний, изучающих авиабезопасность. Самая уважаемая из них — британская организация Skytrax, составляющая рейтинги ведущих аэропортов планеты.

Итак самыми сложные воздушные гавани России:

1. Аэропорт Адлера (аэропорт «Сочи»). Еще со времен Советского Союза считался самым сложным для работы пилотов. Особенность его в том, что заход на посадку возможен только со стороны моря. Даже в хорошую погоду испарения большого массива воды доставляют проблем самолету, летящему на низкой высоте. А уж в штормовую погоду… При том борту нужно вписаться в довольно узкий коридор между горами и водой. Кроме того — в этом месте весьма ограничена возможность прервать посадку. После определенного момента на второй круг уйти просто невозможно и посадку нужно производить при любых условиях.

Сочи. Самолет заходит на посадку в аэропорт Адлера. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Сочи. Самолет заходит на посадку в аэропорт Адлера. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В 2006 году Skytrax поставила аэропорт Адлера на одну ступень с лондонским Хитроу — одной из самых загруженных и негостеприимных воздушных гаваней в мире — она славится сильными и внезапными боковыми порывами ветра. Совокупность погодных, географических и человеческих факторов погубила в 2006 году армянский А-320, на борту которого находились 113 человек.

Кроме того до 2014 года были претензии к устаревшему техническому оснащению (радиооборудование, светосигнальная система). Однако после модернизации к Олимпиаде, аэропорт поднялся до мировых стандартов. Хотя это не отменяет требования высокого профессионализма и максимальной сконцентрированности пилотов. Хотя — все это необходимо в любом аэропорту.

2. Аэродром Иркутска. Расположен в гористой местности на высоте 600 метров над уровнем моря. Пилоты признаются, что глиссада при посадке должна быть настолько крутой, что самолет практически «падает» на полосу. К тому же низкое давление горной местности сказывается на работе двигателей. Еще одна проблема — близкое расположение жилой зоны. Это стало главной причиной авиакатастрофы А- 310 в 2006 году, когда борт выкатившись за пределы ВПП, врезался в гаражный комплекс и загорелся. Из 203 человек погибли 125.

Вид на международный аэропорт "Иркутск". Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Вид на международный аэропорт «Иркутск». Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

3. Аэропорт Петропавловска-Камчатского. По погодным условиям сходен с Иркутским. К зоне низкого давления и большому количеству вулканов и сопок добавляются еще и нестабильные сильные воздушные потоки.

Петропавловск-Камчатский. Вид на Корякский вулкан из аэропорта города. Фото: Александр Петров/ТАСС

Петропавловск-Камчатский. Вид на Корякский вулкан из аэропорта города. Фото: Александр Петров/ТАСС

Также пилоты упоминают, что хлопот и сложностей им доставляет работа в аэропортах Воркуты (сравнивают с посадкой на авианосец), Благовещенска (сравнивают с донышком рюмки) и Итурупа (из-за захода со стороны океана).

В ТЕМУ

Тройка лучших аэропортов России

1. «Шереметьево» (первая премия «Лучший международный аэропорт 2015»)

2. «Домодедово» (вторая премия)

3. «Пулково» (третья премия + приз симпатий пассажиров).

Рейс FZ981 Дубай — Ростов-на-дону. Скорбим.Ужасная трагедия унесла жизни 62 человек

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

Судя по спокойному тону участников, никто не предполагал, что может случиться трагедия

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство «Безопасность полетов». Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна. (подробности)

Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону

Соболезнуем родным и близким погибших.

МЕЖДУ ТЕМ

Очевидцы крушения «Боинга» в Ростове-на-Дону: Вспышка в полнеба была, потом еще одна. Страшный грохот и из аэровокзала в ужасе выбегали люди!

Прилегающие обочины дорог, ведущих непосредственно к аэровокзалу Ростова-на-Дону традиционно «оккупированы» таксистами – и частниками-бомбилами, и так называемыми реестровыми. Именно они и стали очевидцами трагедии в ростовском аэропорту (подробности)

ПАМЯТЬ

Оборвавшиеся судьбы: главврача облбольницы ждали в понедельник на работе, а молодая невеста мечтала о ребенке

В субботу, 19 марта, в Ростове-на-Дону случилась страшная катастрофа: при попытке посадки разбися самолет, летевший из Дубаи. Не выжил никто — ни пассажиры, ни члены экипажа. «Комсомольская правда» выражает соболезнования родным и близким погибших. Вспомним всех поименно… (подробности)

ВЕРСИИ

Боинг в Ростове врезался в землю из-за «сдвига ветра»

Игорь Шевцов, бортинженер, инструктор, летчик первого класса высказал свою версию катастрофы в Ростове-на Дону (подробности)

Почему самолет падал почти вертикально? Эксперты обсуждают видео последних секунд жизни рейса №981

Вскоре после сообщения об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону появилось видео крушения. Камера зафиксировала, как лайнер в темноте почти вертикально падает на землю и сразу же загорается (подробности)

Эксперт: Командир пытался увести борт в последний момент — такая линия поведения присуща иностранным пилотам

О версиях авиакатастрофы «Комсомолке» рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на «Боингах» различных модификаций (подробности)

Эксперт: Пилоты могли ждать улучшения погоды и опомнились, только когда баки опустели

Одна из версий – у пилотов лоукостера FlyDubai может быть лимит по расходу топлива. Якобы именно поэтому борт при плохих метеоусловиях не ушел на запасной аэродром, а настойчиво пытался несколько раз сесть именно в Ростове. Прокомментировать это предположение мы попросили Валерия Постникова, исполнительного директора Общества независимых расследований авиационных происшествий(подробности)

Самые сложные аэропорты России

После катастрофы Боинга-737-800 авиакомпании Fly Dubai в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта, многие стали утверждать, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. В частности, многие упоминают «кривизну» полосы, которая доставляет летчикам хлопот.

— Да, в Ростове есть нестандартный уклон полосы в точке приземления. Все русские пилоты об этом знают. — рассказал в эфире Радио «КП» пилот Андрей, который в течение шести лет производит рейсы в Ростов-на-Дону, — Но этот уклон описан, к нему нужно готовиться. Там даже на схеме он нарисован.

После авиакатастрофы 19 марта появились мнения о том, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

После авиакатастрофы 19 марта появились мнения о том, что ростовский гражданский аэродром является едва ли не самым сложным в России. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

В помещениях международного аэропорта Ростова-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

В помещениях международного аэропорта Ростова-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Так же другие пилоты рассказали «КП», что печально прославившийся аэропорт не входит в круг самых опасных. Сложные условия вплоть до аномального «сдвига ветра» могут возникнуть даже в лучших аэропортах России, как Шереметьево и Домодедово — все зависит о фактической погоды.

Тем не менее существует рейтинг самых сложных аэропортов для работы пилотов, составленный на основе выводов компаний, изучающих авиабезопасность. Самая уважаемая из них — британская организация Skytrax, составляющая рейтинги ведущих аэропортов планеты.

Итак самыми сложные воздушные гавани России:

1. Аэропорт Адлера (аэропорт «Сочи»). Еще со времен Советского Союза считался самым сложным для работы пилотов. Особенность его в том, что заход на посадку возможен только со стороны моря. Даже в хорошую погоду испарения большого массива воды доставляют проблем самолету, летящему на низкой высоте. А уж в штормовую погоду… При том борту нужно вписаться в довольно узкий коридор между горами и водой. Кроме того — в этом месте весьма ограничена возможность прервать посадку. После определенного момента на второй круг уйти просто невозможно и посадку нужно производить при любых условиях.

Сочи. Самолет заходит на посадку в аэропорт Адлера. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Сочи. Самолет заходит на посадку в аэропорт Адлера. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В 2006 году Skytrax поставила аэропорт Адлера на одну ступень с лондонским Хитроу — одной из самых загруженных и негостеприимных воздушных гаваней в мире — она славится сильными и внезапными боковыми порывами ветра. Совокупность погодных, географических и человеческих факторов погубила в 2006 году армянский А-320, на борту которого находились 113 человек.

Кроме того до 2014 года были претензии к устаревшему техническому оснащению (радиооборудование, светосигнальная система). Однако после модернизации к Олимпиаде, аэропорт поднялся до мировых стандартов. Хотя это не отменяет требования высокого профессионализма и максимальной сконцентрированности пилотов. Хотя — все это необходимо в любом аэропорту.

2. Аэродром Иркутска. Расположен в гористой местности на высоте 600 метров над уровнем моря. Пилоты признаются, что глиссада при посадке должна быть настолько крутой, что самолет практически «падает» на полосу. К тому же низкое давление горной местности сказывается на работе двигателей. Еще одна проблема — близкое расположение жилой зоны. Это стало главной причиной авиакатастрофы А- 310 в 2006 году, когда борт выкатившись за пределы ВПП, врезался в гаражный комплекс и загорелся. Из 203 человек погибли 125.

Вид на международный аэропорт "Иркутск". Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Вид на международный аэропорт «Иркутск». Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

3. Аэропорт Петропавловска-Камчатского. По погодным условиям сходен с Иркутским. К зоне низкого давления и большому количеству вулканов и сопок добавляются еще и нестабильные сильные воздушные потоки.

Петропавловск-Камчатский. Вид на Корякский вулкан из аэропорта города. Фото: Александр Петров/ТАСС

Петропавловск-Камчатский. Вид на Корякский вулкан из аэропорта города. Фото: Александр Петров/ТАСС

Также пилоты упоминают, что хлопот и сложностей им доставляет работа в аэропортах Воркуты (сравнивают с посадкой на авианосец), Благовещенска (сравнивают с донышком рюмки) и Итурупа (из-за захода со стороны океана).

В ТЕМУ

Тройка лучших аэропортов России

1. «Шереметьево» (первая премия «Лучший международный аэропорт 2015»)

2. «Домодедово» (вторая премия)

3. «Пулково» (третья премия + приз симпатий пассажиров).

Поделиться видео </>

Рейс FZ981 Дубай — Ростов-на-дону. Скорбим.Ужасная трагедия унесла жизни 62 человек

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

Судя по спокойному тону участников, никто не предполагал, что может случиться трагедия

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство «Безопасность полетов». Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна. (подробности)

Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону

Соболезнуем родным и близким погибших.

МЕЖДУ ТЕМ

Очевидцы крушения «Боинга» в Ростове-на-Дону: Вспышка в полнеба была, потом еще одна. Страшный грохот и из аэровокзала в ужасе выбегали люди!

Прилегающие обочины дорог, ведущих непосредственно к аэровокзалу Ростова-на-Дону традиционно «оккупированы» таксистами – и частниками-бомбилами, и так называемыми реестровыми. Именно они и стали очевидцами трагедии в ростовском аэропорту (подробности)

ПАМЯТЬ

Оборвавшиеся судьбы: главврача облбольницы ждали в понедельник на работе, а молодая невеста мечтала о ребенке

В субботу, 19 марта, в Ростове-на-Дону случилась страшная катастрофа: при попытке посадки разбися самолет, летевший из Дубаи. Не выжил никто — ни пассажиры, ни члены экипажа. «Комсомольская правда» выражает соболезнования родным и близким погибших. Вспомним всех поименно… (подробности)

ВЕРСИИ

Боинг в Ростове врезался в землю из-за «сдвига ветра»

Игорь Шевцов, бортинженер, инструктор, летчик первого класса высказал свою версию катастрофы в Ростове-на Дону (подробности)

Почему самолет падал почти вертикально? Эксперты обсуждают видео последних секунд жизни рейса №981

Вскоре после сообщения об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону появилось видео крушения. Камера зафиксировала, как лайнер в темноте почти вертикально падает на землю и сразу же загорается (подробности)

Эксперт: Командир пытался увести борт в последний момент — такая линия поведения присуща иностранным пилотам

О версиях авиакатастрофы «Комсомолке» рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на «Боингах» различных модификаций (подробности)

Эксперт: Пилоты могли ждать улучшения погоды и опомнились, только когда баки опустели

Одна из версий – у пилотов лоукостера FlyDubai может быть лимит по расходу топлива. Якобы именно поэтому борт при плохих метеоусловиях не ушел на запасной аэродром, а настойчиво пытался несколько раз сесть именно в Ростове. Прокомментировать это предположение мы попросили Валерия Постникова, исполнительного директора Общества независимых расследований авиационных происшествий(подробности)

Пристегните ремни: 9 самых опасных аэропортов в мире :: Город :: РБК Недвижимость

В некоторых аэропортах самолеты пролетают в паре метров над головами отдыхающих, а взлетно-посадочные полосы заканчиваются обрывами и высокими скалами. «РБК-Недвижимость» рассказывает, где самолеты делят дорогу с поездом и главной улицей города

Фото: unusualplaces.org

Остров Сен-Мартен, Франция и Нидерланды

Международный аэропорт принцессы Юлианы является вторым по загруженности аэропортом полушария. Он поддерживает регулярное авиасообщение из большинства столичных центров в Соединенных Штатах. Сюда прибывают самолеты из Европы (в основном это рейсы из Амстердама и Парижа) и работают пригородные авиалинии. Сен-Мартен одновременно входит в состав двух государств и при этом является самым маленьким в мире обитаемым островом. Особенность аэропорта в том, что перед посадкой самолеты пролетают над пляжем — очень низко от земли, прямо над головами туристов. Восхищенные отдыхающие снимают фото и видео, аплодируя таланту пилотов.

Фото: wikimedia.org

Остров Саба, Нидерланды

Аэропорт Хуанчо-Ираускин в Карибском море славится одной из самых коротких в мире взлетных полос. Ее длина всего 396 м. На посадку допускаются только малогабаритные самолеты, так как большому авиалайнеру не хватит места для торможения. Пилот должен обладать невероятной концентрацией внимания, чтобы вписать машину в отрезок дороги. Взлетно-посадочная полоса расположена на скале и с обеих сторон заканчивается крутым обрывом. Всемирная ассоциация авиаперевозчиков признала Хуанчо-Ираускин самым опасным аэропортом в мире. При этом на остров можно попасть только на самолете, рельефные берега не позволяют наладить перевозки по воде.

Фото: wikimedia.org

Поселение Нарсарсуак, Гренландия

На отдаленной от цивилизации территории живут всего 160 человек, работу которым обеспечивают отель и аэропорт. Еще несколько сотен людей поселились в окрестностях, занимаясь фермерством и рыболовством. Во время Второй мировой войны поселение использовали как военную базу США, а сейчас из аэропорта разрешены рейсы по всей Гренландии, в Копенгаген и Рейкьявик. Взлетно-посадочная полоса шириной 45 м и меньше 2 км в длину. Чтобы приземлить машину, пилотам приходится маневрировать между горами или айсбергами, прилетая со стороны моря. Из-за особенностей климата здесь часто образуются воздушные ямы, не попасть в которые — редкая удача.

Фото: wikimedia.org

Гибралтарская скала, Великобритания

Аэропорт принадлежит Министерству обороны Великобритании и в основном используется в военных целях, но иногда осуществляет и гражданские рейсы. Он расположен в полукилометре от центра города. Взлетная полоса — 1829 м, но самое интересное, что ее пересекает автомобильная дорога. Чтобы самолет сел, нужно перекрывать движение с помощью шлагбаумов и светофоров. Проспект Уинстона Черчилля — довольно оживленная магистраль, которая соединяет Великобританию с Испанией. При этом с одной стороны посадочная полоса уходит в море и расположена на насыпи. Аэропорт обслуживает всего около 30 полетов в неделю, и местные водители сверяют расписание авиарейсов перед поездкой.

Фото: Jochen Eckel/Global Look Press

Аэропорт Гисборн, Новая Зеландия

Расположенный в пригороде Элгина аэропорт находится в 4 км от центра города. Его особенность в том, что взлетно-посадочную полосу пересекает железная дорога Палмерстон-Норт. Ее протянули через остров в конце XIX века, и она проходит по единственному равнинному месту. Диспетчеры вынуждены тщательно следить за расписанием поездов и самолетов, чтобы вовремя останавливать движение. В 2018 году было объявлено, что аэропорт получит ссуду на реконструкцию в размере $5,5 млн для того, чтобы терминал отражал уникальные культурные аспекты региона Гисборн.

Фото: unusualplaces.org

Аэропорт Паро, Бутан

Международный аэропорт расположен в 6 км от ближайшего населенного пункта в долине реки Паро и окружен вершинами гор. Это один из четырех аэропортов Бутана и единственный с асфальтовой взлетно-посадочной полосой. Длина — 1964 м, и это расстояние меньше, чем высота дороги над уровнем моря. Здесь базируется авиакомпания Drukair, самолеты которой выполняют рейсы в Дели, Бангкок, Катманду и Калькутту. С 2010 года правительство позволило осуществлять посадку самолетам авиаперевозчика Buddha Air из Непала. От пилотов требуют наивысшую квалификацию, чтобы посадить самолет в экстремальных условиях гор.

Фото: wikimedia.org

Матекане, Королевство Лесото

Крошечная взлетно-посадочная полоса африканской авиакомпании Matekane Group of Companies отличается длиной 416 м и расположена на высоте 2303 м над уровнем моря. Она обрывается горным ущельем. Для набора скорости и взлета лайнеру нужно находиться в свободном падении на 600 м вниз. В Лесото нет других вариантов. По словам опытного пилота Тома Клэйтора, лучше взлетать по ветру и под гору, а не к ней, потому что в последнем случае трудно избежать столкновения со скалой. Аэропорт не осуществляет международные перевозки, но им пользуются частные владельцы самолетов и благотворительные организации, которые помогают жителям местных деревень.

Фото: wikimedia.org

Курорт Куршевель, Франция

Полоса длиной 525 м отличается уклоном 18,6%. Неровная холмистая дорога среди заснеженных скал заканчивается обрывом. Аэропорт не обладает радионавигационной системой, отчего его функциональность в туманные дни и ночи резко снижается. Летчики должны не только грамотно рассчитать угол и расстояние во время приземления, но также учесть обледенение асфальта, которое влияет на скорость и маневренность. Чтобы вылететь из аэропорта, самолету нужно находиться в свободном падении с обрыва в течение нескольких секунд.

Фото: wikimedia.org

Остров Агатти, Индия

С высоты взлетно-посадочная полоса выглядит очень красиво: она окружена лазурными волнами Индийского океана. Длина — 1204 м, ширина — 30 м, высота — 4 м над уровнем моря. Здание терминала рассчитано на 50 пассажиров. В 2013 году Управление аэропортов Индии рассматривало вариант расширения аэропорта посредством постройки моста. Проект закрыли по экологическим соображениям: мост между Агатти и соседним необитаемым островом Калпати должен был проходить через колонии черепах. Это единственный аэропорт Лакшадвипа — индийской территории, состоящей из 36 экзотических островов. Взлет и посадка на короткой полосе всегда сопряжены с риском оказаться под водой.

Фото: wikimedia.org

 

Кавказский Узел | Аэропорт в Сочи не соответствует современным стандартам. Летчик «Аэрофлота» об авариях в сочинской воздушной гавани

Аэропорт в Сочи не соответствует современным стандартам. Летчик «Аэрофлота» об авариях в сочинской воздушной гавани

Андрей Литвинов, фото предоставлено автором.

2018 год в Сочи запомнился инцидентом в аэропорту, который произошел 1 сентября. В этот день вылетевший из Москвы Boeing 737 совершил аварийную посадку в Сочи, после чего выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. Пострадали 18 человек из числа пассажиров, от сердечного приступа умер сотрудник аэропорта, участвовавший в эвакуации пассажиров. Андрей Литвинов — действующий летчик гражданской авиации, часто совершающий перелеты по маршрутам «Москва – Сочи — Москва» пилот «Аэрофлота», рассказал «Кавказскому узлу» о причинах несоответствия аэропорта Сочи и многих других аэродромов России международным стандартам.

В опубликованном 8 ноября предварительном отчете о причинах происшествия в аэропорту в Сочи Межгосударственного авиационного комитета (МАК) говорится, что экипаж самолета после срабатывания систем предупреждения о сдвиге ветра «не отреагировал на эту информацию и продолжил снижение». При этом МАК указал авиакомпаниям на необходимость разработки рекомендаций при вынужденном уходе на второй круг на аэродромах со сложными навигационными условиями. Отметим также, что после инцидента 1 сентября авиакомпания «Победа» обратилась в Росавиацию с просьбой изменить регламент посадки в сочинском аэропорту. По действующим правилам захода на посадку в Сочи, а также в Геленджике, самолет можно увести на второй круг только когда он находится выше так называемой высоты принятия решения (ВПР). «Победа» считает, что с учетом рельефа местности и препятствий в районах этих аэродромов растет риск «нестабилизированного захода на посадку» и, как следствие, выкатывания лайнера за пределы полосы. «Кавказский узел» 29 ноября 2018 года отправил запрос в аэропорт Сочи в связи с расследованием причин инцидента, а также с вопросами о соответствии его международным стандартам безопасности, однако ответа на момент публикации интервью так и не получил.

Аэропорты России должны отвечать международным требованиям

«Кавказский узел» (К.У).: — Андрей, по какой причине, на ваш взгляд, в аэропорту Сочи мог произойти инцидент 1 сентября?

Андрей Литвинов (А.Л.): — Начнем с того, что российские аэродромы в своем большинстве не отвечают современным требованиям.  К примеру, все зарубежные аэропорты, и лишь немногие в России, оборудованы автоматической системой посадки (третья категория ИКАО). Это точный заход на посадку и посадка по приборам при минимальной высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.

К.У.: — Но несмотря на несоответствие современным требованиям внутренние рейсы все равно совершаются?

А.Л.: — Да, действительно, в России летчики принимают решение о посадке самостоятельно, в зависимости от их квалификации и допуска.

Пассажирский самолет, выкатившийся за пределы ВПП в в Адлере 1 сентября 2018 года. Фото: REUTERS/Stringer

К.У.: — Но почему именно самолет в Сочи приземлился с проблемой? Известно ли вам, был ли закрыт аэропорт для посадки?

А.Л.: — Любой аэропорт мира может быть закрыт только по техническим причинам или из-за какого то форс-мажора. Только в этом случае авиадиспетчеры не дают посадку. 1 сентября в Сочи аэропорт не был закрыт. Я слушал переговоры летчиков с диспетчером, в них я не услышал, чтобы диспетчер говорил летчику, что аэропорт закрыт.

К.У.: — Значит, аэропорт не был закрыт, но ситуация оказалась нештатной. Известно, что полоса была мокрая. Как такое могло получиться?

А.Л.: — Причин, по которой самолет выкатился за пределы полосы, несколько. Первая — это сильные ливневые осадки и как следствие мокрая полоса с большим слоем воды. Второе — экипаж перелетел точку касания примерно в два раза, на 1 300 метров. Третье — если бы аэродром Сочи был оборудован точной системой захода на посадку (третья категория ИКАО), то экипаж в таких сложных условиях смог бы посадить самолет в автоматическом режиме, что исключило бы перелет почти половины полосы, которая в аэропорту Сочи составляет приблизительно 2 500 метров. Хочу отметить, что дождь не создает условий, когда посадка невозможна. Погода остается летной. Вы знаете, что самолеты летают и в дождливую погоду. Здесь вопрос о несоответствии аэродрома Сочи современным стандартам (третьей категории ИКАО).

К.У.: — За рубежом тоже идут сильные ливни, как там решается вопрос с посадкой на полосу с большим слоем воды?

А.Л.: — За рубежом взлетно-посадочные полосы оборудованы так, что вода моментально уходит, а установленные автоматические системы посадки 3-й категории ИКАО дают возможность автоматической посадки при плохой видимости и мокрой полосе.

Аэропорт Сочи. Фото: REUTERS/Kazbek Basayev

К.У.: — Почему самолет в Сочи вынесло за пределы посадочной полосы, и он скатился в реку?

А.Л.: — Да только потому, что в сочинском аэропорту нет достаточной концевой полосы безопасности. Вспомните катастрофу в аэропорту Иркутска 9 июля 2006 года. (Авиалайнер Airbus А310-324 авиакомпании «Сибирь» совершал рейс по маршруту Москва—Иркутск, но после приземления в пункте назначения не сумел остановиться на взлётно-посадочной полосе аэропорта Иркутска, выкатился за её пределы и врезался в гаражный комплекс. Из находившихся на его борту 203 человек погибли 125. — Прим. «Кавказского узла»). Ведь если бы не было этих гаражей в конце полосы аэродрома, то все люди бы выжили. Но все поговорили об этом и забыли. Гаражи как стояли, так и стоят. В Сочи та же самая ситуация. Все вокруг застроено. Взлетно-посадочная полоса короткая и требует высокого профессионализма от летного состава. 

К.У.: — Многие говорят о необычности сочинского аэродрома из-за природных условий.

А.Л.: — Да, сочинский аэропорт остается одним из сложнейших природных аэропортов России, из-за того, что подход к нему возможен только со стороны моря. Со стороны гор посадка невозможна. Аналогичная ситуация и в аэропорту Геленджика.  

К.У.: — Почему самолет загорелся?

А.Л.:  — Пожар мог возникнуть в результате того, что баки с топливом находятся в крыльях самолета. Крылья были повреждены, образовалась искра и начался пожар. К счастью, люди очень быстро эвакуировались, и поэтому они не пострадали от пожара, который начался не сразу, а потом, когда уже все успели выйти. Как мне известно, люди вышли до того, как подъехали пожарные расчеты. Скорость оказания помощи тоже играет большую роль в таких ситуациях. Не всегда службы реагируют оперативно.

Безопасность полетов в руках чиновников Минтранса и Росавиации

К.У.: — После инцидента в Сочи авиакомпания «Победа» потребовала от Росавиации изменить правила посадки в аэропорту Сочи, в частности, разрешить уходить на второй круг при касании колес самолета с полосой, а не на высоте принятия решения. По вашему мнению, требование авиакомпании является обоснованным? Если да, то чем объясняется требование авиакомпании?

А.Л.: — В отличии от других аэродромов, где уходить на второй круг можно даже после касания колес с полосой, в Сочи это невозможно. Специфика аэродромов Сочи и Геленджика в том, что посадка на них возможна только с одной стороны, со стороны моря. Но если Росавиация возьмет на себя ответственность, то можно изменить схему ухода на второй круг после ВПР (высота принятия решения. — Прим. «Кавказского узла».). Об изменении правил  захода на посадку говорят все авиакомпании, не только «Победа». Об этом в свое время ходатайствовал и «Аэрофлот», чтобы изменили схему в Геленджике и в Сочи, но этого не делается из-за того, что в Росавиации работают непрофессионалы.

Вход в сочинский аэропорт. Фото: REUTERS/Alexander Demianchuk

К.У.: — По данным английской компании Skytrax, сочинский аэропорт является одним из самых опасных в мире. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

А.Л.: — Сочинский аэродром является не опасным, а одним из самых сложных в мире. Требуется профессионализм летчиков, чтобы заходить на посадку на этом аэродроме.

К.У.:  — Почему автоматической системы посадки нет в аэропортах со сложными природными условиями, таких как Сочи?

А.Л.:  — В Сочи нет третьей категории ИКАО, как и в большинстве других аэродромов России, по тем же причинам, по которым у нас нет отвечающим евростандартам безопасности автомобильных дорог. Почему именно нет? Эти вопросы надо адресовать правительству, Росавиации, Минтрансу. На мой взгляд, это потому, что деньги расходуются бездарно. Используются не по их целевому назначению. К примеру, делаются необоснованно огромные аэродромы в городах, где они не нужны из-за небольшого количества авиарейсов. К примеру, аэродром Ростова-на-Дону необоснованно огромный. А вот денег на необходимое техническое современное оборудование аэродромов нет.

Все это отсутствие профессионализма, плановости, бесхозяйственность. Никто не советуется с нами, профессионалами, с теми, кто постоянно летает и пользуется этими аэродромами. Принимая те или иные решения по комплектации и реконструкции аэродромов, нас никто из чиновников Росавиации и Минтранса не спрашивает, как сделать, чтобы летать было безопасно.

К.У.: — После ЧП в сети были споры — пассажиры разбившегося самолета жаловались на персонал аэропорта, неоказание помощи. Другое мнение — что именно профессионализм сотрудников аэропорта позволил спасти всех людей и никто не погиб. Обоснованы ли жалобы людей?

А.Л.: — То, что не погибли люди, как раз говорит о профессионализме кабинного экипажа, бортпроводников самолета, а не сотрудников аэропорта. Когда самолет загорелся, в самолете уже никого не было. А все службы подъехали уже после, когда все эвакуировались, с нарушением регламента, хотя пожарная и скорая помощь находятся при каждом аэропорте. Из-за того, что ничего не происходит, сотрудники этих служб расслабились. Возможно, не проходят учения, поэтому и приехали с нарушением стандартного времени, вместо 5 минут через 10 минут, когда уже все эвакуировались.  

К.У.: — Регулярно поднимается вопрос о том, чтобы сделать запасным аэродромом для сочинского аэропорта аэродром в Сухуме. Но дальше разговоров дело не продвигается. Есть ли какие-то технические сложности для реализации этого проекта?

А.Л.: — Во-первых, сухумский аэропорт находится в упадке. Во-вторых, сухумский аэропорт все же расположен не на территории России. Именно поэтому запасным аэропортом его не делают. Ведь есть российский запасной аэродром для Сочи — аэропорт Краснодара.

Летчики работают в кабальных условиях

К.У.: — Зависит ли наша безопасность от авиакомпаний, на самолетах которых мы летаем?

А.Л.: — Конечно, если компания экономит на всем, в том числе на своих летчиках, то ждать от нее безопасных полетов не стоит. Как член президиума профсоюза летного состава одной из крупнейших компаний России, «Аэрофлота», хочу сказать, что отношение к летчикам очень плохое во многих современных компаниях. Можно сказать, кабальное. И это система, которую необходимо менять.  Если во времена СССР летчик мог трудиться не более 60-70 часов в месяц, то в современной России в авиации норма составляет 90 часов в месяц. Это значит, что компания в погоне за прибылью не учитывает человеческий фактор, что у летчиков нет достаточного отдыха для безопасной работы.

К.У.: — Сколько работают летчики в неделю и сколько часов Ваш рабочий день?

А.Л.: — Мы работаем по шесть дней в неделю. Рабочий день составляет 10-12 часов. У нас как правило, нет праздников, как у большинства граждан России. Мы можем работать и на Новый год, 8 Марта, 1 и 9 Мая. Когда все справляют эти праздники с семьями, мы летаем. Усталые летчики с очень интенсивным графиком — это угроза безопасности полетов. Организм человека не может работать на пределе своих сил и возможностей. При этом половина рейсов — ночные, и это связано с экономикой и получением прибыли компаниями.

К.У.: — Какой рейс считается ночным?

А.Л.: — Рейс считается ночным, когда вылет с 22.00 до 6 утра. Поэтому, согласно приказу Минтранса, если экипаж вылетает в 21.55 и прилетает в 9 утра, то рейс читается дневным, а это значит, что усиленный экипаж с третьим пилотом не предполагается при дальних перелетах. А так как этот рейс является «дневным», то и рабочее время считается как при дневном рейсе.

К.У.: — С таким отношением в России есть дефицит летчиков?

А.Л.: — Есть. Поэтому наши летчики уходят в зарубежные компании, где отношение к нам и нашему труду уважительное и бережное, а оплата труда в 2-4 раза больше. К примеру, сам летчик может выбрать себе график: либо он работает 3 недели и 2 недели отдыхает, либо месяц работает и месяц выходной. Работая в зарубежных компаниях по такому графику, российские летчики зарабатывают от 17 до 25 тысяч долларов в месяц. Даже тогда, когда летчик месяц отдыхает, он все равно получает по контракту полный расчет за месяц.

Поэтому наши летчики подписывают контракты с зарубежными компаниями и работают на них. А в России продолжают ужесточать требования к тем, кто остается, вместо того чтобы коренным образом поменять всю систему.

Отсутствие профессионального подхода в управлении гражданской авиацией

К.У.: — На безопасность полетов влияют несоответствие аэродромов международным стандартам и кабальные условия для летного состава. Есть другие проблемы?

А.Л.: — Да есть еще одна беда российской авиации. Это отсутствие профессионалов в управлении. Если в СССР всей гражданской авиацией, начиная от пилотов, авиадиспетчеров, сотрудников аэропортов до аэродромов занималось министерство гражданской авиации, то сегодня это Минтранс, под управлением которого находятся автомобильный, морской, ЖД и авиатранспорт. При этом управляют этими подразделениями как в Росавиации, так и в Минтрансе, люди, совершенно далекие от авиации. В большинстве своем это коммерсанты. А в авиакомпаниях на основании их приказов и руководящих документов выдумывают кабальные условия, рассчитанные не на безопасность полетов, а на прибыль. Но прибыли без безопасности не может быть. Здесь этого не понимают, поэтому наш профсоюз летчиков и борется за свои права и за права пассажиров.

Бояться летать не надо

К.У.: — Какие рекомендации, помимо стандартных (не поддаваться панике etc) Вы можете дать пассажирам, попавшим в аналогичную ситуацию — самолет совершает аварийную посадку, начинается пожар?

А.Л.: — Самая главная и единственная рекомендация — четко и слаженно выполнять все распоряжения экипажа. Экипаж полностью подготовлен к нештатным ситуациям. Если экипаж попросит помочь, тогда надо помогать, внимательно слушать все команды и распоряжения. Свою инициативу проявлять не надо, так как помогая кому-то одному, помогающий может заблокировать проход всем пассажирам и создать дополнительные проблемы. Что касается аварийных посадок на воду или на сушу, нужно также выполнять инструктаж, надевать и использовать вспомогательные средства, предлагаемые на борту самолета. Но и стоит, конечно, учитывать, что самолет является самым безопасным транспортом среди всех транспортных средств.  И бояться летать не надо.

Беседовала Светлана Кравченко

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.